Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фкз «о судебной системе Российской Федерации»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой лишь компетенцией. Различие по компетенции не нарушает общего принципа единого статуса. Единство статуса означает равенство всех судов внутри судейского сообщества. На них одинаково распространяются меры государственной защиты, гарантии независимости и недопустимость вмешательства в их деятельность, материальное и социальное обеспечение. Вместе с тем единство правового статуса не исключает особенностей правового положения судей, связанных с разным объемом полномочий и спецификой их деятельности. Статус судьи обеспечивается государственными гарантиями его независимости, которые включают: определенные законом процедуры осуществления правосудия; несменяемость судьи; порядок приостановления и прекращения полномочий и его право на отставку; неприкосновенность судьи и предоставление ему за счет государства материального и социального обеспечения. К гарантиям обеспечения полноправной судебной деятельности относится также деятельность системы органов судейского сообщества. Процедура осуществления правосудия, предусмотренная законом, – одна из важнейших гарантий независимости судьи. В нормах процессуального законодательства и федеральных законодательных актах детально излагаются правила проведения судопроизводства по уголовным, гражданским, арбитражным делам, а также порядок осуществления конституционного контроля. Следование этим нормам объективно обеспечивает устранение из процедуры правосудия посторонних влияний, а всякое вмешательство в процессуальную деятельность судьи преследуется по закону. В соответствии со ст. 121 Конституции РФ судьи несменяемы. Они не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены решением квалификационной коллегии судей и не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Неприкосновенность судей – важнейший элемент судейского иммунитета. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Неприкосновенность судьи обеспечивает его защиту от преступного мира и «обиженных» в гражданском процессе сторон, а также от бюрократического администрирования со стороны государственных органов и вышестоящих судей. Материальное и социальное обеспечение судей – важная составляющая их независимости. Государственная защита призвана обеспечивать независимость и неприкосновенность судьи с учетом важности и значимости выносимых им решений. Помимо мер правовой и социальной защиты, установлена система мер обеспечения безопасности судей. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти образуются органы судейского сообщества (Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов РФ, Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, общее собрание судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ) – важнейший институт обеспечения независимости судей Полномочия судей могут быть приостановлены только решением квалификационной коллегии судей. Приостановление полномочий – временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей, основанием для которого является: – признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; – возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; – участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной власти Федерации, субъекта РФ; – избрание судьи в состав органа законодательной власти Федерации, субъекта РФ. Судья, не согласившийся с решением квалификационной коллегии, может обжаловать его в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Приостановление полномочий не лишает судью гарантий неприкосновенности, не снижает уровень материального обеспечения. Решение о возобновлении полномочий принимается квалификационной коллегией судей, которая приостановила его полномочия. Прекращение полномочий судьи – это полное отстранение его от исполнения должностных функций решением квалификационной коллегии судей по установленному законом перечню оснований: – письменное заявление судьи об отставке; – неспособность по состоянию здоровья или по другой уважительной причине; – письменное заявление о переходе на другую работу; – истечение срока полномочий, если они были ограничены определенным сроком; – увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; – прекращение гражданства РФ; – занятие деятельностью, не совместимой с должностью; – вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи; – вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; – смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; – отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда; – достижение предельного возраста пребывания в должности судьи. Обжаловать решение квалификационной коллегии судья может в Верховном Суде РФ. Важно, что приостанавливает и прекращает полномочия судьи решение квалификационной коллегии судей, а назначает Президент РФ. Тем самым закреплена высокая степень доверия внутри судейского корпуса. Прекращение полномочий судей судов общей юрисдикции по п. 1,2,3,4,5,9,11,12 считается отставкой, т. е. почетным уходом или почетным удалением с должности судьи. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. За судьей, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии неприкосновенности и принадлежность к судейскому корпусу, он может быть повторно назначен судьей. Прекращение отставки возможно по следующим основаниям: невыполнение требований, предъявляемых к судьям; совершение проступка, порочащего его и умаляющего авторитет судебной власти. При прекращении отставки судья имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ Билет Система федеральных судов РФ В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся: 1)Конституционный Суд Российской Федерации;
Билет Конституционный суд РФ Конституционный Суд РФ (КС) как специализированный орган судебного конституционного надзора был учрежден в декабре 1990 г. Конституция РФ 1993 г. и Федеральный конституционный закон от 23 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ» определили роль и место КС в судебной системе России. КС РФ, как гласит ст. 1 Закона, – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Данная формулировка позволяет сделать вывод о двойственном характере правовой природы КС. С одной стороны, КС – орган правосудия, составная часть судебной власти – с учетом своих полномочий меняет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права; с другой – КС как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность их ветвей власти, на установление объема их полномочий. КС РФ является не только судебным органом, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от ВС и ВАС, которые по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам. Главная функция КС – обеспечение конституционного контроля – обусловила сущностные отличия КС от других судов. КС как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов, но при этом им не устанавливаются фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов. Конституционный Суд решает исключительно вопросы права (ст. 3 Закона о Конституционном Суде). Статус КС не предполагает обжалования принимаемых им решений. КС – единственный орган судебной системы РФ, который вправе проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае неконституционности лишать их юридической силы. В отличие от назначаемых Советом Федерации председателей ВС, председатель КС РФ избирается судьями КС. Федеральный конституционный закон закрепил важнейшие принципы конституционного судопроизводства. Независимость. Судьи КС независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В своей деятельности судьи КС выступают в личном качестве и не представляют государственные и общественные органы, политические партии и движения, государственные, общественные и иные предприятия, учреждения, организации, должностных лиц, государственные и территориальные образования, нации, социальные группы. Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений по ним производится КС коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях КС проходит открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, когда это необходимо для обеспечения охраняемых законом тайны, безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях КС происходит устно. При рассмотрении дел Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы, кроме ранее представленных судьям и сторонам. Язык судопроизводства. Производство в КС ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать показания на другом языке и пользоваться услугами переводчика. Непрерывность судебного заседания. Заседание КС по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию позиции на основе состязательности в заседаниях КС РФ. КС представляет собой одну из ветвей судебной власти и осуществляет свои функции в установленных законом формах конституционного судопроизводства, которые являются разновидностью процесса с использованием отдельных элементов судебной процедуры. Своеобразие конституционного судопроизводства не может не влиять на перечень и содержание его принципов. Среди приведенного перечня нет таких общепризнанных принципов правосудия, как законность, презумпция невиновности и участие представителей населения в правосудии. Законность в конституционном судопроизводстве обеспечивается тем фактором, что КС руководствуется единственным законодательным актом – Конституцией РФ, что по определению исключает какое-либо отступление от акта высшей юридической силы. Отсутствие принципа невиновности связано с тем, что КС не осуществляет правосудие по конкретным уголовным и гражданским делам, и в конституционном судопроизводстве нет обвиняемых, подсудимых, истцов и ответчиков. Коллегиальность конституционного судопроизводства отличается от коллегиальности правосудия. Представители населения не привлекаются к рассмотрению дел, так как их разрешение требует глубоких юридических знаний и высокого профессионализма. Федеральный конституционный закон закрепил особое правовое положение КС, что нашло отражение и в регулировании порядка отбора кандидатов, процедуре их назначения на должность судей и гарантиях их независимости при исполнении возложенных полномочий. Судьей КС может быть гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предложения о кандидатах на должность судей КС могут вноситься Президентом РФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации. Судья КС не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы и иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой работой, кроме преподавательской и научной деятельности. Судья КС не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья КС не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Судья КС не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу. На судей КС распространяются гарантии, установленные для всех судей Российской Федерации. Независимость судьи КС обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедурой судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения и гарантий безопасности, соответствующих его высокому положению. Деятельность КС включает осуществление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана. КС состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат устанавливается путем жеребьевки, порядок проведения которой определяется Регламентом КС. Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Существенная сторона гарантий деятельности КС – обеспечение его независимости в финансовом, кадровом и материально-техническом отношениях. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» КС наделен полномочиями, обеспечивающими защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны. Согласно ст. 125 Конституции РФ КС полномочен осуществлять конституционное правосудие по следующим категориям дел. 1. О соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров России. Право на обращение в КС по упомянутым вопросам имеют: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. 2. По спорам о компетенции: – между федеральными органами исполнительной власти; – между органами государственной власти России и органами государственной власти ее субъектов; – между высшими государственными органами власти субъектов РФ. Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре, перечисленных выше, а также Президент РФ – в случае использования согласительных процедур для разрешения возникших разногласий и передачи дела на рассмотрение суда при недостижении согласованных решений (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). 3. О конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Правом на обращение в КС с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод имеют граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также объединения граждан и иные органы и лица, указанные в федеральном законе. 4. Толкование Конституции дается КС по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ. Толкование Конституции РФ КС является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. 5. О даче заключений по соблюдению установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обращение с запросом о даче заключения направляется в КС Советом Федерации, если обвинение выдвигается Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления. Полномочия КС реализуются путем принятия правовых актов – постановления, заключения, определения и решения по организационным вопросам. Особенность юридической природы данных актов состоит в том, что КС решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов.
Билет Суды общей юрисдикции РФ ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. 2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
1) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; 2) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды); 3) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом; 4) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом. 3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи. Осуществление правосудия судами общей юрисдикции
1. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 2. Суды общей юрисдикции рассматривают: 1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами; 2) все уголовные дела; 3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению. 3. Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.242 (0.013 с.) |