Тема 7. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность.



 

семинар – 1 час.

План:

 

1. Понятие, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

2. Полномочия прокурора при осуществлении данного направления деятельности.

3. Организация работы по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность.

 

Методические рекомендации по изучению темы.

 

Данная тема охватывает изучение одного из важнейших участков прокурорской деятельности, а именно осуществление прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 12 августа 1995 года «Об оперативно–розыскной деятельности».

В течение многих лет ОРД, осуществляемая органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности, органами пограничной службы и прочими службами, была сугубо секретной, недоступной для прокуроров, более того, им запрещалось вмешиваться в эту деятельность. После легализации ОРД, от органов прокуратуры потребовалось выработать тактику и методику осуществления надзора за законностью этой деятельности.

Изданный в 1992 году Генеральным прокурором РФ приказ, регулирующий эти вопросы, уже в 1993 году был отменен, так как оказался нежизнеспособным, его заменил приказ №14 от 20 мая 1993 года, который назывался «Об организации надзора за исполнением Закона РФ «Об оперативно–розыскной деятельности» в РФ», позднее в августе 1996 года был издан приказ № 48 с аналогичным названием, к которому Генеральная прокуратура разработала методические рекомендации по его применению.

Важную роль сыграл и принятый Государственной Думой 4 декабря 1998 года Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оперативно–розыскной деятельности», в котором дана новая редакция ст. 21, которая озаглавлена "Прокурорский надзор за оперативно–розыскной деятельностью".

При изучении данной темы, следует учесть, что полное и правильное представление об организации прокурорского надзора за законностью ОРД, можно получить только при комплексном изучении законодательства, приказов Генерального прокурора и методических рекомендаций Генеральной прокуратуры.

Студент должен уяснить, что предметом надзора прокуратуры в данном направлении является: соблюдение прав человека и гражданина при проведении оперативно–розыскных мероприятий; соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно–розыскных мероприятий; законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность.

Изучающим данную тему следует помнить, что властно–распорядительный характер полномочий прокурора проявляется и в актах прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона и незаконные правовые акты, которые, по мнению прокурора, не соответствуют закону. Прокуроры вправе опротестовывать незаконные приказы, распоряжения руководителей оперативных подразделений, давать письменные указания, отменять постановления о возбуждении уголовных дел, давать разрешения на возбуждение уголовного дела.

Вопросы организации работы за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность, определены в приказе Генерального прокурора № 56 от 25 апреля 2000 года "Об организации надзора за исполнением закона "Об оперативно–розыскной деятельности".

 

Нормативные акты и литература:

 

1. Уголовно–процессуальный кодекс РФ. 2001 г. в ред. Федерального закона от 6 декабря 2007 года № 335 – ФЗ.

2. Федеральный закон «Об оперативно–розыскной деятельности» М., 1995.

3. Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ».

4. Распоряжение Генерального прокурора РФ от 16 марта 1998 г. №14/35 п. "Об организации исполнения поручений о правовой помощи по уголовным делам"

5. Приказ Генерального прокурора № 56 от 25 апреля 2000 г. «Об организации надзора за исполнением Федерального закона РФ «Об оперативно–розыскной деятельности».

6. Указание Генерального прокурора РФ от 27 июля 1996 года №44/15 и Министра внутренних дел РФ от 25 июля 1996 г. № 1/12812 "О порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно–розыскной деятельности".

7. Банаев Д.М. Надзор прокурора района за расследованием уголовных дел.– М., 1978.

8. Басков В.И. Оперативно–розыскная деятельность. – М., 1997.

9. Капитонов Н. Прокурорский надзор в сфере оперативно–розыскной деятельности. // Законность. – 1995. – №11. – С. 32.

10. Никитин Е. Надзор за законностью оперативно–розыскных мероприятий. // Законность. – 2007. – № 6. – С. 23 – 26.

11. Осипкин В.Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно–розыскной деятельности. Учебное пособие. – СПб., 1997.

12. Чувилев А.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность. Лекция. – М., 1995.

13. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно–розыскной деятельности. – М., 2007. – 375 с.

 

Решение задач.

Задача 1.

Судья вынес решение о том, чтобы разрешить проведение оперативно–розыскного мероприятия – прослушивания телефонных переговоров – у потерпевшего Крылова Ю.А. Прокурор района после ознакомления с данным решением, постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и материалов оперативно–розыскной деятельности пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований для прослушивания телефонных переговоров, в связи, с чем принес представление на решение судьи.

Справедлива ли позиция прокурора?

 

Задача 2.

В ходе проверки исполнения отделением уголовного розыска РУВД требований Федерального закона «Об оперативно–розыскной деятельности» в части раскрытия преступлений, совершенных в условиях неочевидности, прокурор района установил, что оперуполномоченными нарушаются сроки заведения дел оперативного учета, допускается волокита, планирование оперативно–розыскной деятельности носит формальный характер. Данные нарушения стали возможными из–за отсутствия должного ведомственного контроля со стороны заместителя начальника РУВД.

Какими нормативными актами регламентируются полномочия и порядок деятельности прокуроров при осуществлении данного вида надзора?

Назовите цели и задачи прокуроров, охарактеризуйте специфику их полномочий в данной сфере деятельности.

Какие средства прокурорского реагирования необходимо использовать в приведенной ситуации?

Задача 3.

Руководителем оперативного подразделения вынесено постановление о проведении оперативного мероприятия – наблюдения – за гражданином Метовым, с целью установления его связей с преступной группировкой, действующей на территории района. Обнаружив факт круглосуточного наблюдения за собой, Метов обратился к прокурору района с заявлением, о прекращении слежки и объяснения причин её установления, а так же предоставления ему материалов полученных в результате указанных действий.

По запросу помощника прокурора района, в прокуратуру было представлено дело оперативного учета.

Что конкретно должен проверить прокурор, для определения законности проведения данного мероприятия?

Как должна быть разрешена данная жалоба?

 

Задача 4.

В связи с тем, что в прокуратуру города за полгода поступило несколько заявлений от граждан, о нарушении их прав органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность, помощник прокурора района, Сергеев, направил руководителю данного оперативного подразделения письмо для согласования времени проведения проверки. Начальник указанного подразделения ответил отказом в предоставлении дел оперативного учета, сославшись на отсутствие конкретных жалоб.

Законны ли решения указанных должностных лиц?

Каковы могут быть действия и решения прокурора в данной ситуации?

 

Задача 5.

Прокурор района установил, что оперуполномоченный ОБЭНП РУВД Дементьев при производстве оперативного эксперимента нарушил требования Федерального закона «Об оперативно–розыскной деятельности». Прокурор вызвал Дементьева и начальника ОБЭНП РУВД для дачи объяснений. Однако они к прокурору не явились, заявив, что никаких объяснений давать не будут.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.009 с.)