Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность, задачи и принципы прокурорского надзора. Правовые основы деятельности прокуратуры.

Поиск

Семинар – 2 часа.

План:

 

1. Прокуратура, её роль и место в системе государственных органов Российской Федерации. Характерные черты прокуратуры как института государства.

2. Сущность, цели и задачи прокурорского надзора. Соотношение прокурорского надзора с законностью и другими видами контроля и надзора.

3. Предмет, система, содержание и основные понятия курса "Прокурорский надзор".

4. Правовое регулирование прокурорского надзора.

5. Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры.

 

Методические рекомендации по изучению темы.

 

Изучая данную тему студенту необходимо уяснить, что курс "Прокурорский надзор" представляет собой самостоятельную отрасль права и изучается методом диалектического и исторического материализма. Предметом курса выступают нормы действующего права, определяющие назначение, устройство, направление деятельности прокуратуры, полномочия прокурора, организацию и деятельность органов прокуратуры.

Данный учебный курс условно можно подразделить на две части: общую и особенную. В общей части излагается материал о системе и структуре органов прокуратуры и её различных звеньев, порядок их формирования, требования, предъявляемые как к руководящему составу, так и к рядовым сотрудникам прокуратуры, например, возрастной, образовательный ценз, морально–этические и нравственные качества. Особенная часть курса "Прокурорский надзор" раскрывает сущность, основные направления деятельности, задачи и полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений закона.

При изучении данного курса студентами будут использоваться такие понятия как «прокурор», «прокурорский надзор», «предмет прокурорского надзора», «полномочия прокурора», «объект прокурорского надзора», «средства прокурорского надзора», «акты прокурорского реагирования».

Отвечая на первый вопрос необходимо дать понятие прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на её территории. Далее следует раскрыть специфику взаимоотношений прокуратуры с законодательной, исполнительной и судебной властью. Особенность прокуратуры как государственного института состоит в том, что прокуратура является самостоятельной, независимой структурой, выполняющей функции одного из элементов системы "сдержек и противовесов" в механизме разделения властей. Прокуратура России не принадлежит ни к одной из ветвей власти, хотя и входит в правоохранительную систему государственных органов.

Рассматривая сущность, цели и задачи прокурорского надзора следует особо обратить внимание на то, что это особый самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией только органов прокуратуры, которые осуществляют его от имени государства. Рассматривая соотношение прокурорского надзора с законностью и с другими видами контроля и надзора, следует остановиться на особенностях, характерных именно для прокурорского надзора и определить его значимость для укрепления законности в государстве. Цели прокурорского надзора закреплены в ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре в РФ": это обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение защиты, охраняемых законом интересов общества и государства.

При ответе на третий вопрос следует, прежде всего, указать, что предметом курса "Прокурорский надзор" являются правовые нормы, определяющие назначение, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и структуру ее органов, полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов.

Ответ на следующий вопрос должен включать рассмотрение конституционных основ деятельности прокуратуры, общую характеристику Федерального Закона "О прокуратуре РФ", а также необходимо остановиться на основных изменениях вносимых в данный закон на протяжении последних лет. Полномочия прокурора и его процессуальное положение регламентируются уголовно–процессуальным кодексом РФ, гражданско – процессуальным кодексом РФ, арбитражным процессуальным кодексом РФ, кодексом РФ об административных правонарушениях. Отдельные нормы о прокурорском надзоре содержатся в Таможенном кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, уголовно–исполнительном кодексе РФ, Федеральном законе "Об оперативно–розыскной деятельности" и др. В своей деятельности прокуратура так же руководствуется постановлениями Верховного Суда РФ, приказами Генерального прокурора РФ, международными договорами.

При ответе на вопрос, касающийся принципов организации и деятельности прокуратуры, следует уяснить, что принципы это общие, исходные положения, закрепленные в нормативных актах или вытекающие из них, раскрывающие сущность организации и деятельности органов прокуратуры России.

Закон в статье 4 выделяет следующие принципы: законность, единство и централизация, независимость в своей деятельности, гласность, взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, деполитизированность органов прокуратуры.

Нормативные акты и литература

 

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993. – Ст. 15,71,129.

2. Федеральный закон "О прокуратуре РФ" от 17 января 1992 года в ред. Федерального закона от 24. 07. 2007 года № 214 – ФЗ.

3. Алексеев А. Прокуратура как институт государственной власти. // Уголовное право. – 2002. – №2. – С. 95 – 101

4. Алексеев А.И., Ястребов В.Б. Профессия – прокурор. Введение в юридическую специальность. – М., 1998.

5. Амирбеков К.И. Проблема конституционности общенадзорной функции прокуратуры России. // Конституционное и муниципальное право. – 2003. – №5. – С. 10 – 16.

6. Бессарабов В.Г. Прокуратура РФ и состояние законности в стране.// Журнал российского права. – 2003. – №9. – С. 14 – 23.

7. Бойков А. Проблемы развития российской прокуратуры (в условиях переходного периода). // Законность. – 1998. – №7. – С. 2 – 8.

8. Блажин Н.И. Российское разделение властей в трактовке Конституционного Суда РФ. // Государственная власть и местное самоуправление. – 2004. – №1. – С. 6 – 8.

9. Елизаров А.Б. Роль и место прокурорского надзора в триаде властей. // История государства и права. – 2003. – №6. – С. 24 – 27.

10. Виноградов О. Прокуратура в системе органов государственной власти. // Законность. – 1997. – №4. – С. 14–16.

11. Карпов Н.Н. Прокуратура в системе государственной власти РФ. – М., 2007. – 127 с.

12. Кобзарев Ф.М. Прокуратура России: правовое положение и перспективы развития. – М., 2002. – 80 с.

13. Ковязина Ю. Реформы 20 века: стремление к преобразованию прокурорского надзора. // Законность. – 2002. – №10. – С.–2 – 10.

14. Кондрашков Н. Становление правового государства и функции прокуратуры. // Законность. – 1994. – №6. – С. 28 – 31.

15. Костенко Н. Место прокуратуры в государственном механизме. // Государство и право. – 1995. – №11. – С. 12 – 21.

16. Косюта М. Независимость прокуратуры и прокурора: сущность и гарантии. // Законность. – 2001.– №2.– С. 48 – 50.

17. Крылова И.Б. Система конституционных принципов прокурорского надзора. // Следователь. – 2001. – №3. – С. 51 – 53.

18. Ломовский В.Д. Понятие и значение прокурорского надзора в современных условиях. // Закон и право. – 2001. – №2. – С. 24 – 28.

19. Мачинский В. Правозащитная функция прокуратуры. // Законность. – 2007. – №11. – С. 2 – 7.

20. Маршунов М.Н. Прокурорско–надзорное право. Проблемы правового регулирования. Монография. – СПб., 1991.

21. Скуратов Ю.И. Роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка. // Законность. – 1996. – №12. – С. 2.

 

Решение задач.

 

Задача 1.

Прокурор города Энска Рыбаков, являясь членом гаражного кооператива №5 "Колесо", отвечал за юридическое обеспечение деятельности кооператива. Не желая нарушать Федеральный закон "О прокуратуре РФ" данные обязанности прокурор выполнял безвозмездно.

Соответствуют ли действия прокурора города принципам организации и деятельности прокуратуры?

 

Задача 2.

Распоряжением Президента Энской Республики входящей в состав РФ, отстранен от исполнения обязанностей прокурор Энской Республики гр. Семенов Д.В.

В распоряжении в частности говорится "... за необоснованное обвинение Президента Энской Республики в причастности к организации совершения уголовного преступления и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей прокурором Энской Республики и принимая во внимание ст. 108–9 Конституции Энской Республики

постановляю:

1. Отстранить от исполнения обязанностей прокурора Энской Республики Семенова Дениса Васильевича.

2. Исполнение обязанностей прокурора Энской Республики возложить на заместителя прокурора Энской Республики.

3. Министру внутренних дел Дергачеву С.В. принять необходимые меры для выполнения настоящего постановления".

Статья 108–9 Конституции Энской Республики предоставляет Президенту право на отстранение должностных лиц органов исполнительной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.187.240 (0.011 с.)