Организация надзора и управления в органах прокуратуры.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация надзора и управления в органах прокуратуры.



Прокурорский надзор в уголовном процессе

1. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, в ходе предварительного расследования, за соответствием закону судебных решений по уголовным делам и их исполнением.

2. Прокурор обязан на всех стадиях уголовного процесса своевременно принимать предусмотренные законом меры по устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов - это повседневное, постоянное улучшение его качественных ха­рактеристик на всех стадиях надзорного процесса и в особенности совер­шенствование всех элементов организации работы прокуратуры.

В первую очередь необходимо создать эффективные организацион­ные условия работы в органах прокуратуры, которые являются основой и содержанием деятельности прокурора по организации прокурорского надзора, предварительного следствия, иной предусмотренной законом де­ятельности органов прокуратуры.

К таким обязательным организационным условиям относятся:

• информационно-аналитическая работа в прокуратуре (учет и анализ деятельности);

• прогнозирование и планирование работы прокуратуры;

• руководство деятельностью органов прокуратуры;

• стимулирование работы в органах прокуратуры, контроль.

Успех в работе в решающей степени зависит от того, как поставлена информационно-аналитическая работа. Обладание достоверной информа­цией позволяет прокурору правильно сформулировать цели деятельности, выбрать приоритетные направления надзора, объекты проверки, рацио­нально распределить силы и средства для достижения поставленных целей.

Оценивая полученную информацию, прокурор имеет возможность прогнозировать работу по организации и осуществлению прокурорского надзора. На основе правильного прогнозирования можно объективно ус­тановить потребности для реализации своих полномочий по выявлению нарушений закона, реагированию на эти нарушения и восстановлению нарушенных прав и интересов государства и граждан.

Работу прокуратуры следует оценивать по состоянию законности и правопорядка на территории и на объектах прокурорского надзора, вхо­дящих в компетенцию конкретной прокуратуры, и роли прокурорского надзора этой конкретной прокуратуры в борьбе с нарушениями законода­тельства и преступностью, участию прокурора в судебных заседаниях по уголовным, гражданским, хозяйственным делам, количеству раскры­тых и расследованных уголовных дел.

Совершенствование форм и методов общенадзорной деятельности повлияет на состояние законности на территории прокуратуры района, для чего необходимо добиться такого положения, чтобы все прокурорские проверки были проведены качественно и были результативными.

Главными направлениями повышения эффективности прокурорско­го надзора являются:

• обеспечение комплексного полхода в борьбе с преступностью и пра­вонарушениями;

• по линии общего надзора — комплексное, целенаправленное и актив­ное применение прокурором всех предоставленных в его распоряже­ние правовых средств;

• координация надзора в рассматриваемой сфере с другими отраслями про­курорского надзора и всеми участниками деятельности прокуратуры;

• тесное увязывание надзорной работы с профилактической деятель­ностью;

постоянное и тесное взаимодействие прокуроров с органами предста­вительной и исполнительной власти, правоохранительными, контро­лирующими и другими органами, а также с общественными формиро­ваниями по вопросам укрепления законности; увязывание надзорных мероприятий с важнейшими

• социально-экономическими, экологиче­скими и иными задачами, решаемыми в районе, городе, области.

В деятельности органов прокуратуры используются в качестве орга­низационных, определяющих начал зональный и предметный принципы. Распределение обязанностей в структурных подразделениях органов про­куратуры различных уровней обычно осуществляется в соответствии с эти­ми принципами.

Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем работы, возложенный на структурное подразделение, распределя­ется между оперативными работниками по территориальным зонам. При­менительно к центральному аппарату республиканской прокуратуры за прокурорами Управления по надзору за исполнением законов и закон­ностью правовых актов закреплены определенные прокуратуры области. Аналогично этот принцип применяется и в других управлениях централь­ного аппарата республиканской и областных прокуратур. Прокурор уп­равления (отдела), за которым закреплена соответствующая зона, в преде­лах компетенции прокурора области и применительно к определенной отрасли надзора контролирует исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора Республики Беларусь, изучает в этих целях состо­яние законности в регионе и организацию работы органов прокуратуры.

На основе анализа он вносит предложения о направлении городским и районным прокурорам указаний об устранении недостатков и совершен­ствовании работы, участвует в проведении проверок работы прокуратур, входящих в зону, и оказывает практическую помощь, изучает положитель­ный опыт и предлагает его для распространения, контролирует выполне­ние данных им указаний, принимает участие в работе по повышению квали­фикации прокуроров и следователей районных (городских) прокуратур. Дает им индивидуальные задания; поддерживает постоянные контакты с зональными прокуратурами других подразделений данной прокуратуры.

Зональный принцип организации работы распространяется также и на непосредственное осуществление прокурорского надзора: на разре­шение жалоб, заявлений и обращений граждан и организаций, на участие в кассационной инстанции по делам, рассмотренным судами соответству­ющих районов, и т.д. Поэтому зональный прокурор располагает обшир­ной и свежей информацией о состоянии законности в регионе, организа­ции работы в гор (рай) прокуратурах своей зоны. Это позволяет осуществ­лять квалифицированное руководство нижестоящими органами.

Предметный принцип означает такую организацию работы, когда кри­териями распределения обязанностей между прокурорами являются сфе­ры правового регулирования, т.е. определенные группы законов и иных нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых осущест­вляет прокуратура. Предметный принцип организации работы преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделений на решении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры в целом. Применение этого принципа предполагает накопление, обобще­ние и реализацию информации по определенной проблеме укрепления за­конности и исполнения конкретных законов.

В органах прокуратуры также применяется предметно-зональный прин­цип организации работы. Сущность этого принципа заключается в том, что за зональными прокурорами закрепляются еще и определенные предметы ведения. Предметно-зональный подход способствует специализации зо­нальных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правовых отно­шений. В отдельных случаях зональному прокурору, кроме зон и приори­тетных предметов ведения, могут вменяться в обязанности осуществление надзора и конкретные органы, объекты соответствующего республикан­ского, областного уровней, надзор за исполнением законов в деятельнос­ти которых закреплен за тем или иным прокурором подразделения.

Всем прокурорам предписано рассматри­вать планирование работы как эффективное средство руководства и уп­равления деятельностью органов прокуратуры, рационального распреде­ления сил, позволяющее мобилизовать подчиненных на решение наиболее острых вопросов. Работу планировать по полугодиям, добиваться своевре­менного и качественного выполнения планируемых мероприятий. Руко­водителям структурных подразделений республиканской прокуратуры, прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур — изучать планы работы нижестоящих прокуратур, требовать внесения в них необходимых корректив.

Важнейшими чертами планирования работы органов прокуратуры являются его конкретность и рациональность.

Как правило, в план включаются основные мероприятия. Это:

• подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период;

• обсуждение их на межведомственных совещаниях;

• прокурорские проверки исполнения законов;

• обобщение практики прокурорского надзора и его организация;

• мероприятия, связанные с повышением деловой квалификации;

• заседания коллегий и др.

• Планы должны быть комплексными, конкретными по предмету, мес­ту, лицам и срокам его исполнения, реальными, т.е. основанными на пра­вильном расчете имеющихся сил, средств и времени, необходимых для их выполнения.

• Различаются перспективное, текущее и календарное планирование. Общие, перспективные планы Прокуратуры Республики Беларусь, област­ных, районных прокуратур разрабатываются, как правило, на полугодие.

• Планы работы органов прокуратуры составляются в письменной фор­ме и содержат ряд обязательных элементов. В подготовке и составлении их проектов участвуют практически все оперативные работники данной про­куратуры. На основании анализа имеющихся данных формулируются и обосновываются конкретные мероприятия. Реализация их результатов предусматривается в плане, как правило, в общем виде (результаты обоб­щений, проверки рассматриваются на коллегии прокуратуры и т.п.).

• Планирование работы будет успешным тогда, когда руководители органов прокуратуры будут осуществлять контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий и за исполнением плана в целом. Он особенно результативен, когда сочетается повседневный контроль отделов (управ­лений, помощника прокурора) с работой организационно-контрольного подразделения прокуратуры при постоянном внимании к нему со стороны руководителей (прокурора, его заместителей).

Контроль за исполнением нормативных актов Генерального проку­рора Республики Беларусь составляет существенную часть работы по кон­тролю исполнения. Прокурор обеспечивает ознакомление с приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора, утвержденными им инструкциями. При необходимости проводится оперативное совеща­ние либо заседание коллегии, где намечаются организующие мероприятия по выполнению данного приказа, указания, распоряжения, инструкции, изучаются его требования всеми работниками. Прокурор обязан назначить лиц, персонально ответственных за организацию выполнения приказа, определить порядок его выполнения. Наиболее распространенной и дей­ственной формой контроля исполнения является проверка работы ниже­стоящих органов прокуратуры непосредственно на месте.

 

 

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.006 с.)