Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.



Предмет: соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, законодательства, а также прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, и выполнение ими своих обязанностей.

Задачи: обеспечить законность и обоснованность водворения осуж­денных в исправительно-трудовую колонию определенного судебным приговором режима содержания, соблюдение закона и требований режима осужденными в период их отбывания наказания, связанного с лишением свободы, как в рабочих, так и в жилых помещениях, исполнение законода­тельства, регламентирующего порядок и условия содержания осужденных, проверку дисциплинарной практики, соблюдение установленных законом прав и обязанностей осужденных, своевременное и обоснованное осво­бождение осужденных.

 


5. Содержание и основные понятия курса «Прокурорский надзор».

Прокурор - это физическое лицо, состоящее на постоянной или вре­менной службе в органах прокуратуры, исполняющее должностные обя­занности, предусмотренные Законом Республики Беларусь «О прокурату­ре Республики Беларусь»1 (далее - Закон о прокуратуре) или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» собирательное, оно охва­тывает такие должности, как Генеральный прокурор, прокурор области, прокурор города Минска, прокурор района (города), прокурор специа­лизированной прокуратуры. Кроме того, это понятие охватывает должно­сти заместителей Генерального прокурора, его помощников, заместите­лей и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуро­ров по особым поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-крими­налистов управлений и отделов.

Прокурорские работники - работники органов и учреждений проку­ратуры, имеющие классные чины (воинские звания - в органах и учрежде­ниях военной прокуратуры).

Предмет прокурорского надзора — сфера общественных отношений, связанных с исполнением требований законов, на регулирование которой направлена деятельность прокурора.

Объекты прокурорского надзора - предприятия, учреждения, органи­зации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

Субъектами прокурорского надзора являются участники прокурорско-надзорных отношений. Ими являются сам прокурор, осуществляющий над­зор, а также физическое (должностное) лицо, исполнение закона кото­рым проверяется прокурором.

Полномочия прокурора — это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций.

Правовые средства прокурорского надзора. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется путем проведения раз­личного рода действий. К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о про­куратуре для осуществления надзора.

Акты прокурорского реагирования - понятие, означающее закреплен­ное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств над­зора правонарушения.

Методика прокурорского надзора - совокупность научно обоснован­ных и проверенных на практике методов и приемов (способов) примене­ния правовых средств.

Тактика прокурорского надзора - совокупность приемов, способов и методов применения правового средства прокурорского надзора.

Цели прокурорского надзора - результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры и ее важнейшая функция — про­курорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. Цели определяются Кон­ституцией, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламен­тирующим деятельность органов прокуратуры.


6. История учреждения и развития органов прокуратуры Республики Беларусь.

Понятие прокуратуры происходит от латинского pmsuro—забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. При создании этого органа изначально идея состояла в обеспечении справедливости и законности, а не в карательном его предназначении. Так, в Древней Греции и странах Востока функция прокуратуры состояла, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, во-вторых, в осуществлении обвинения в суде (ораторы). В европейских странах прокуратура возникает во Франции в XIV в. Само слово * прокуратура- появилось во время правления короля Филиппа II. Это был карательный орган, соответствовавший историческому типу государства и существовавшей в нем власти. В Испании и других государствах Европы господствовал инквизиционный процесс судопроизводства, пришедший на смену процессу публичному, гласному, состязательному. Органы прокуратуры Франции выполняли волю короля, влияние которого в ее деятельности было решающим. Не случайно прокуроры вплоть до ликвидации монархии во Франции именовались «людьми короля».

Закон 1586 г. об организации и деятельности прокуратуры во Франции определил место прокуратуры в системе других государственных органов. В сферу полномочий прокурорского надзора включаются: деятельность прокурора административно-политического характера, надзор за производством следствия, деятельность судебно-правовая (уголовные и гражданские дела). В 1789-1810 гг. прокуратура во Франции претерпела существенные преобразования, однако основное ее предназначение осталось прежним -выполнение карательных функций, обеспечение незыблемости держателя верховной власти в государстве. Во всех государствах, относящих себя к правовым (США, ФРГ, Швеция и др.), функционируют органы прокуратуры как один из важнейших правозащитных механизмов.

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ДО И ПОСЛЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 г.

Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр I. Период конца XVI - начала XVII вв. был отмечен значительным ростом преступности, казнокрадства и взяточничества, что вызвало практическую потребность создания государственной службы по борьбе с этими негативными явлениями. Государственные реформы, проводимые Петром I, поставили вопрос о необходимости создания органа для надзора за соблюдением законности. Указом Петра I от2 марта 1711 г. в России учреждается фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы «над всеми делами тайно подсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего*. За образец Петр I взял государственные органы Германии. В 1713 г. в России вводится должность генерал-фискала. Полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности были определены Указом от 17 марта 1714 г. «О деятельности фискалов». Франции. В отличие от службы фискалов прокуроры

осуществляли надзор за исполнением законов гласно. 27 января 1722 г. Петром I был подписан Указ, учредивший должность Генерал-прокурора:

Генерал-прокурор лично отвечал за деятельность подчиненных перед царем. Основная функция прокурора на начальном этапе становления прокурорской системы заключалась в надзоре за деятельностью тех учреждений, при которых они состояли. После смерти Петра I значение и престиж прокурора заметно снизились. Верховный тайный совет, вершивший государственные дела при императрице Екатерине I и императоре Петре II, упразднил должности генерал-прокурора и прокуроров надзорных судов. В большинстве коллегий также были упразднены должности прокуроров. Возрождение прокуратуры происходит при императрице Анне Иоанновне. Указом 1730 г. восстанавливается деятельность органов прокуратуры (генерал-прокурора, прокуроров коллегий, надзорных судов).

В1733 г. был принят законодательный акт Должности губернского прокурора». Губернские прокуроры получили право приносить протесты на незаконные действия местных властей и судов с одновременным уведомлением генерал-прокурора. Прокуратура была восстановлена Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 г. и наделена теми правами, которые имела в период правления Петра I Вместе с тем какого-либо развития прокурорская система в этот период не получила. Только реформа Сената при Екатерине II в 1764 г. привела к существенным изменениям в правовом регулировании организации и деятельности прокуратуры.

Важным этапом в развитии прокурорской системы стала губернская реформа 1775 г. Задачи и полномочия местных прокуроров получили нормативное закрепление в законе «Учреждения в губерниях». 29 сентября 1862 г. император Александр II утвердил Основные положения преобразования судебной части в России, осуществившие реорганизацию прокурорских органов. Основные положения предусматривали учреждение при каждом суде прокуроров и, при необходимости, их товарищей (помощников). Прокуратуре предписано было наблюдать за единообразным и точным соблюдением закона, преследовать всякие нарушения законного порядка и требовать его восстановления; формулировать предложения суду в случаях, предусмотренных законодательством о гражданском и уголовном судопроизводстве. Судебные уставы 1864 г. ограничивали прокурорский надзор за исполнением законов судебной властью возложением на прокуроров функций поддержания государственного обвинения по уголовным делам в суде. Кроме того, прокуроры наделялись обширными полномочиями при осуществлении надзора за дознанием и предварительным следствием.

УПРАЗДНЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ В НОЯБРЕ 1917 г. ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

После Октябрьской революции Совет Народных Комиссаров 24 ноября 1917 г. принял Декрет о суде № 1, которым были упразднены существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора1. В декретах Советской власти, написанных В.И. Лениным, подчеркивалась необходимость строжайшего революционного порядка, борьбы с контрреволюцией, саботажем, спекуляцией.

Надзор за законностью, в частности в деятельности следственных комиссий, избираемых Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами. Эти коллегии участвовали в заседаниях следственных комиссий при решении вопроса о предании суду, давали заключения о подсудности дел, формулировали обвинение.Декретом ВЦИКи СНК РСФСРот 16 мая 1918 г. при революционном трибунале при ВЦИК была учреждена Центральная коллегия обвинителей, состав которой избирался ВЦИК. Центральная коллегия руководила деятельностью коллегий обвинителей при революционных трибуналах.Частично функции надзора за соблюдением декретов и привлечения к ответственности нарушающих их лиц взяла на себя Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Народный комиссариат юстиции по предложению В.И.Ленина подготовил проект Положения о прокурорском надзоре. В ходе голосования проект Положения о прокурорском надзоре не получил большинства голосов и был передан для доработки в созданную сессией ВЦИК юридическую комиссию, которая высказалась за двойное подчинение прокуроров.

Предвидя такой исход голосования, В.И. Ленин пишет письмо «О «двойном подчинении и законности. На прокуратуру были возложены следующие функции:

а) осуществление от имени государства надзора за законностью деятельности всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования постановлений, принятых в нарушение закона;

б) непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания и органов ГПУ;

в) поддержание обвинения в суде;

г) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.013 с.)