Надзор прокурора на стадии возбуждения уголовного дела. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надзор прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.



В ходе проверки прокурор должен обращать внимание на то, чтобы орган дознания возбудил уголовное дело при наличии признаков преступ­ления, немедленно уведомил прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании, выполнил все предусмотренные законом неотложные следственные действия, по выполнении неотложных следственных действий и не позднее десяти суток передал дело следователю, после передачи дела следователю в случаях необнаружения лица, совершившего преступление, продолжал принимать меры для установления преступника, уведомляя сле­дователя о результатах, а также выполняя по поручению следователя ро­зыскные и следственные действия.

Прокурор обязан также на основании ст. 35 УПК отменить постанов­ление о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждено без законного повода и достаточного основания.


32. Полномочия прокурора при производстве предварительного следствия и дознания.

Полномочия прокуроров, содержащиеся в УПК, можно разделить на три группы:

• направленные на выявление нарушений закона;

• направленные на устранение нарушений закона;

• направленные на предупреждение нарушений закона.

Особенностью этих полномочий является то, что они носят властно-распорядительный характер.

Полномочия, направленные на выявление нарушений законов:

1) требовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и доку­менты, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования

2) проводить проверки исполнения требований законов о приеме, реги­страции, разрешении заявлений и сообщений о готовящихся преступ­лениях (ст. 172-174 УПК);

3) рассматривать жалобы на действия и решения следователя, органа дознания (ч. 5 ст. 34УПК).

Полномочия, направленные на устранение и предупреждение нару­шений закона:

1) отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, ру­ководителя следственного подразделения;

2) давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и до­знавателю письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий;

3) возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительного следствия и иных процесс.действий.

4) отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя орга­на дознания и дознавателя от производства предварительного рассле­дования по данному уголовному делу, если ими были допущены нару­шения законности при его расследовании (ч. 5 и П ст. 34 УПК);

5) вносить представления об устранении нарушений закона, допущен­ных должн. лицами органов;

6) изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголов­ное дело, передавать уголовное дело от одного органа предваритель­ного следствия другому в соответствии с подследственностью, а также от одного следователя к другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела (ч. 5 п. 2 ст. 34 УПК);

7) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные и иные процес­суальные действия или предварительное расследование в полном объ­еме по любому уголовному делу (ч. 5 п. 3 ст. 34 УПК);

8) выносить постановления о возбуждении уголовного дела, о прекращении производства по УД.

9) применять, изменять или отменять меры пресечения (ч. 5 п. 7 ст. 34 УПК).

Основным способом предупреждения нарушения закона следователями и лицом, производящим дознание, является сплошная проверка уголовных дел, находящихся в производстве, которая должна проводиться в следственном подразделении. Речь идет о проведении регулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда оно поступает к прокурору для направления его в суд, а в процессе |расследования.

К числу полномочий прокурора, направленных на предупреждение на­рушений закона, можно также отнести право проверять исполнение требо­ваний закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (что является и обязаннос­тью прокурора); участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, санкционировать применение мер пресечения; передавать уго­ловные дела от органа дознания следователю, от одного органа предвари­тельного следствия другому или от одного следователя другому в целях обес­печения всестороннего, полного и объективного расследования.


33.Процессуальное руководство предварительным расследованием.

Полноценный надзор прокурора за предварительным расследовани­ем и взаимодействие прокурора, следователя и начальника следственного подразделения немыслимы без процессуального руководства.

На практике существуют следующие формы прокурор­ского надзора за предварительным расследованием и взаимодействия про­курора и следователя:

1) личная проверка прокурором уголовных дел;

2) право отмены незаконных и необоснованных постановлений следо­вателя;

3) дача письменных указаний следователю;

4) дача санкций;

5) участие в следственных действиях;

6) продление сроков;

7) согласие на прекращение дела;

8) отстранение следователя от дальнейшего ведения предварительного следствия;

9) передача дела от одного следователя к другому;

10)направление уголовного дела в суд;

11)рассмотрение жалоб на действия и акты следователя;

12)обобщение практики расследования преступлений.

Одним из способов ознакомления прокурора с делом служит личный доклад следователя о выполненной работе и планируемых следственных действиях. Такие доклады практикуются периодически, но прокурор вправе потребовать от следователя доложить дело в любой момент производства расследования.

Следователь обязан по собственной инициативе докладывать дело вся­кий раз, когда для производства следственных действий потребуется санк­ция прокурора.

Процессуальной формой предупреждения и выявления нарушений закона является участие прокурора в производстве предварительного след­ствия. Такое участие может выражаться как в присутствии прокурора при производстве следственных действий, так и при производстве этих дей­ствий непосредственно самим прокурором.

Процессуальное руководство со стороны прокурора в равной мере и в одинаковых правовых формах распространяется на все органы предва­рительного следствия, дознания и не зависит от ведомственной принад­лежности. Прокурор осуществляет руководство расследованием:

§ непо­средственно, когда лично проводит расследование или принимает реше­ние о привлечении в качестве обвиняемого по делу, находящемуся в про­изводстве у следователя,

§ опосредованно по делам, которые ведут следователь и орган дознания.

Прокурор осуществляет процессуальное ру­ководство расследованием уголовных дел органом дознания, дознавате­лем, следователем и нижестоящим прокурором. Если сравнивать полно­мочия прокуроров и начальников следственных подразделений, то общее - это единство принципов их деятельности, воснове выполнения лежат одни и те же нормы материального и процессуального права. Различия обуслов­лены их правовым положением и особенностями выполняемых задач. Обя­занность прокурора состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер по устранению всяких нарушений закона, допущенных при расследовании уголовного дела. Основная же обязанность начальника след­ственного подразделения - обеспечить быстрое, полное и всестороннее расследование обстоятельств преступления и не допустить при этом при­нятия следователем незаконных и необоснованных решений.

Прокурор, как бы активно ни осуществлял надзор, практически мо­жет предотвратить нарушение закона следователем только в тех случаях, когда решение нуждается в санкции, утверждении. О большинстве других решений прокурор, как правило, ставится в известность после их приня­тия, и если они необоснованны, то прокурор оказывается в состоянии лишь устранить решение, но не предотвратить его.

Гарантией независимости следователя в отношениях с начальником следственного отдела и прокурором является дача следователю указаний со стороны начальника следственного отдела и прокурора исключительно в письменной форме. Следователь вправе обжаловать указания начальника надзирающему прокурору. Обжалование полученных указаний от прокурора вышестоящему про­курору не приостанавливает их исполнение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.012 с.)