Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.



1. проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

При проведении проверок согласно требованиям Генерального про­курора уполномоченные прокуроры должны обращать внимание:

на законность и обоснованность решений о производстве или пре­кращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использо­вания результатов ОРД;

обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, за­конность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия;

соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам ОРД;

наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД;

• возможность осуществления только тех оперативно-розыскных ме­роприятий, перечень которых определен законом;

• наличие оснований для проведения оперативно-розыскных меро­приятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;

соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;

• своевременность уведомления судей органами, осуществляющими ОРД, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих от­лагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступле­ния, оперативно-розыскных мероприятий, ог­раничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообще­ний, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;

• законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиден­циальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими ОРД.

2. давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законодательными актами;

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообще­ний, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища, допускается лишь для сбора информации о лицах, подготавлива­ющих или покушающихся на тяжкие преступления, совершающих либо совершивших тяжкие преступления, и только с санкции прокурора по мо­тивированному постановлению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа, осуществляющего ОРД.

В случаях возникновения явной угрозы жизни отдельных лиц, а также по заявлению или же с согласия граждан допускается проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий на основании постановления, утвер­жденного руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществля­ющего ОРД, с обязательным уведомлением прокурора втечение 24 часов.

Важен такой момент: санкция прокурора в названных случаях по про­ведению оперативно-розыскных мероприятий дается лишь после получе­ния информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяж­кие преступления, совершающих или уже совершивших тяжкие преступ­ления

3. продлевать сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий в порядке, установленном законодательными актами,

4. давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, а также о прекращении их проведения.

должны быть четкими, определенными и конкретны­ми, чтобы не было их неправильного понимания и разнопланового толко­вания исполнителями. Такого рода указания и поручения должны быть оформлены в письменной форме. Указания приобщаются к уголовному делу.

5. требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

6. знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, в случае обращения указанных лиц с письменными заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или привлечения этих лиц к уголовной ответственности;

7. принимать меры по отмене незаконных постановлений о заведении дел оперативного учета и проведении отдельных оперативно-розыскных мероприяти й путем внесения соответствующих актов прокурорского надзора;

8. требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.

Меры прокурорского реагирования:

a. опротестовывают противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц;

b. в установленном порядке вносят представления, выносят предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и их должностными лицами;

c. составляют протоколы об административных правонарушениях;

d. выносят постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;

e. выносят постановления о возбуждении уголовного дела.


29. Понятие, значение и задачи надзора прокурора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.

Особенносью данного направления: оно осущ-ся в процессуальной форме и сочетается с процесс руководством органами дознания и ПС. Прокурор наделен властно-распорядительными полномочиями.

Значение: прокуратура решает важнейшие задачи по борьбе с преступностью, с ее организационными формами и коррупцией. Эф-ть борьбы при обеспечении быстрого и полного раскрытия и недопущение нарушений прав и свобод граждан, привлечении к от-ти невиновных.

Предмет: соответствие Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь правовых актов и решений (действий) органов предварительного расследования и их должностных лиц.

Решениям, принимаемым в процессе предвари­тельного расследования, относящимся к предмету надзора: об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о приводе обвиняемого; об отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; о при­знании потерпевшим; о производстве выемки; о произ­водстве обыска; о наложении ареста на имущество; о назначении экспер­тизы; о продлении срока следствия; содержания под стражей; о соедине­нии и выделении уголовных дел, о приостановлении расследования и прекращении уголовных дел.

При осуществлении своих полномочий по надзору за исполнениием законов на стадиях досудебного производства прокурор независим и подчиняется только закону.

Сущностью прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве является:

• осуществление его на таком уровне, чтобы обеспечить быстрое воз­буждение уголовного дела, если в деянии имеются признаки преступ­ления;

• своевременное раскрытие и проведение полного, всестороннего и объективного расследования, которое обеспечило бы изобличение виновного, а также гарантировало невозможность привлечения к от­ветственности невиновного.

Задачами надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие, являются:

• обеспечение того, чтобы ни одно преступление не оставалось нерас­крытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;

• никто не должен подвергаться необоснованному привлечению к уго­ловной ответственности;

• никто не должен подвергаться незаконному задержанию или аресту;

• обеспечение неуклонного соблюдения порядка и сроков рассмотре­ния заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и своевре­менное возбуждение в соответствии с законом угол. дел,

• обеспечение соблюдения при расследовании установленных законом сроков и прав участников уголовного процесса;

• строжайшее соблюдение требования закона о полном, всестороннем и объективном расследовании, выявлении уличающих и оправдываю­щих доказательств, отягчающих и смягчающих обстоятельств;

• выявление причин и условий, способствующих совершению преступ­ления, способствующих им условий, своевременное внесение пред­ставления об их устранении и принятии мер к их устранению в соот­ветствии с законом.


30. Надзор прокурора за исполнением требований закона о приеме, учете, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.

Наиболее распространенным нарушением, допускаемым работниками органов до­знания, является сокрытие преступлений, осуществляемое путем:

§ отказа в приеме заявления или сообщения о преступлении

§ непринятия мер к его раскрытию.

Сокрытию преступлений способствуют следующие обстоятельства:

1) не­умение либо нежелание раскрывать неочевидные преступления, т.е. в ко­торых отсутствуют сведения о лице (лицах), их совершивших,

2) нежелание работников органов дознания производить расследование по не представ­ляющим, по их мнению, большой социальной опасности деяниям.

3) создание видимо­сти благополучия в борьбе с преступностью либо освобождение от кропотливой работы по раскрытию и расследованию преступле­ний, представляющих большую сложность.

Приказом Генеральным прокурором предьявлено к прокурорам районов, городов, межрай­онным и приравненным к ним прокурорам обеспечивать постоянный и взыскательный надзор за исполнением законодательства при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях.

Прокуроры должны не реже одного раза в 10 дней проверять законность и обоснованность мер, прини­маемых органом уголовного преследования по заявлениям и сообщениям о готовящихся и совершенных преступлениях. В ходе проверок использо­вать данные самих органов уголовного преследования, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, сведения медицинских уч­реждений и т.д. Принципиально решать вопрос об ответственности руко­водителей этих органов за несоблюдение учетно-регистрационной дисцип­лины, несвоевременность и незаконность принимаемых решений; обес­печивать безусловное выполнение требований Инструкции о порядке ре­гистрации, рассмотрения и учета заявлений, сообщений, сигналов о пре­ступлениях, поступающих в органы прокуратуры, утвержденной Генераль­ным прокурором, а также приня­тие предусмотренных законом мер реагирования в связи с незаконностью решений по ним.

Проверки исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях должны проводиться не реже одного раза в месяц.

Приему подлежат все без исключения заявления и сообщения, кото­рые содержат информацию об уголовно наказуемых деяниях. Не должно отказываться в их приеме по мотивам незначительной общественной опас­ности, отсутствия тяжких последствий и т.д., а также в связи с обращением не в тот орган дознания, которому оно подследственно.

В ходе проверки прокурор выясняет следующие вопросы:

• полноту, правильность учета и регистрации поступивших в орган до­знания заявлений и сообщений о преступлениях;

• соблюдение установленных законом сроков их проверки;

• законность и обоснованность принятия одного из предусмотренных в законе решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в воз­буждении дела; о передаче заявления или сообщения по подследствен­ности или подсудности.

Осуществляя свои полномочия в органе дознания, прокурор знако­мится с

1)книгами учета заявлений и сообщений о преступлениях,

2)журнала­ми учета поступившей информации по телефону, телефаксу, телеграфу и т.д.,

3) книгами учета документации, находящимися в дежурной части (рабочей тетрадью дежурного, магнитофонными записями сообщений «02», кореш­ками направлений на судебно-медицинское освидетельствование и экс­пертизу, книгой учета лиц, доставленных в орган внутренних дел и т.д.);

4) документами канцелярии (алфавитным журналом регистрации жалоб и заявлений граждан и т.д.);

5) с документами других служб органа дознания ( например, в ОВД - с журналом учета выездов работников этого подразделе­ния на место происшествия; в подраз­делениях ГАИ - с журналом учета дорожно-транспортных происшествий и угона автотранспорта и т.д.).

Сведения о совершенных, но не зарегистрированных преступлениях прокурор может получить в медицинских учреждениях, статистических, кон­трольно-ревизионных органах.

Прокурор также проверяет заявления, сообщения о преступлениях и приложенные к ним документы по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. При проверке законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела обращается внимание на соответствие решения материалам проверки, полноту проверки, правильность юридиче­ской оценки действий конкретного лица. При этом прокурорам предлагает­ся не ограничиваться изучением материалов, по которым в возбуждении уго­ловного дела отказано. Входе проверки первостепенное внимание следует уделять заявлениям и сообщениям, находящихся в стадии рассмотрения, давать необходимые письменные указания, с тем чтобы предотвратить во­локиту, не допускать проведения доследственных проверок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.66 (0.019 с.)