Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прокуроры осущ-я проверки законности обоснованности применения мер пресечения должны проверить:

Поиск

1. Наличие оснований ( лицо могут скрыться; воспрепятствовать раслед, оказания незаконного воздействия на лиц, сокрытия или фальсификации материалов).

2. Учтены ли: характер подозрения или обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, их возраст и состояние здоровья, род занятий, семейное и имущественное положение, наличие постоянного места жительства и другие обстоятельства.

3. Соблюдения срока предъявления обвинения (не позднее 10 суток), если мера пресечения может быть применена в отношении подозреваемого, с момента факт. задержания – 20 суток.

4. Вынесено ли постановление, которые должны быть мотивированы, содержать указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и обоснование необходимости ее применения, изменения либо отмены.

На стадии предварительного расследования заключение под стражу, домашний арест и залог могут применяться прокурором, его заместителем, а также органом дознания, следователем с санкции прокурора.

Отмена или изменение органом дознания или следователем меры пресечения, примененной с санкции или по указанию прокурора либо его заместителя, допускаются лишь с согласия прокурора или его зам.

Заключение под стражу является наи­более строгой, ограничивающей права обвиняемого. При даче санкции прокурор или его заместитель должны тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стра­жу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обви­няемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого — во всех случаях.

Уголовно-процессуальное законодательство установило, что мера пресечения в виде заключения под стражу при предварительном расследо­вании уголовного дела не может превышать 2 месяцев. Срок содержания обвиняемого под стражей свыше 2 месяцев во время предварительного расследования может быть продлен до 3 месяцев прокурором города Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется прокурором области, города Минска и прирав­ненными к ним прокурорами или их заместителями до 6 месяцев. Продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев допуска­ется лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, совершивших преступления на терри­тории Республики Беларусь и не имеющих постоянного места жительства в РБ, при наличии оснований полагать, что они могут скрыться от следствия и суда за пределы РБ. В этом слу­чае продление содержания под стражей осуществляется заместителем Ге­нерального прокурора Республики Беларусь на срок до 12 месяцев, Гене­ральным прокурором или лицом, исполняющим его обязанности, - на срок 18 месяцев.


36. Полномочия прокурора при окончании предварительного расследования.

Если следователем, дознавателем в процессе расследования добыты доказательства, на основании которых следователь, дознаватель приходит к выводу, что преступление раскрыто, виновные изобличены, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, определены, меры по его возмещению приняты, а причины и условия, способствовавшие его совер­шению, установлены, то появляются основания для признания расследова­ния оконченным. В этом случае следователь, дознаватель выносит постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд. Получив уголовное дело с постановлением о передаче дела прокурору для направления в суд, прокурор или его заместитель обязаны проверить:

1) имело ли место деяние, вмененное обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;

2) нет ли в деле обстоятельств, влекущих его прекращение;

3) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в уголовном деле доказательствами;

4) предъявлено ли обвинение по всем установленным и указанным в уго­ловном деле общественно опасным деяниям обвиняемого;

5) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, изобличенные в со­вершении преступления;

6) правильно ли квалифицированы общественно опасные деяния обви­няемого;

7) правильно ли применена мера пресечения и нет ли в деле оснований для ее изменения либо отмены;

8) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной кон­фискации имущества;

9) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению пре­ступления, и приняты ли меры к их устранению;

10)произведено ли исследование обстоятельств уголовного дела всесто­ронне, полно и объективно;

11)составлено ли постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд в соответствии с требованиями УПК;

12)не допущены ли при производстве предварительного расследования нарушения уголовно-процессуального законодательства.

Прокурор разрешает таким образом вопросы не только о том, соблю­дены ли следователем требования УПК, но имеются ли основания для осу­ществления уголовного преследования на следующих стадиях уголовного процесса. Изучая дело, прокурор делает ряд выводов: о полноте, всесто­ронности и объективности расследования, что находит свое отражение в доказанности обвинения и его правильной юридической квалификации; о соблюдении следователем всех норм процессуального закона и отсутствии процессуальных нарушений, препятствующих направлению дела в суд. Прокурорам надо обращать внимание на законность разреше­ния ходатайств обвиняемого, заявленных им при ознакомлении с материа­лами дела. Особое внимание при изучении уголовного дела должно быть обраще­но на допустимость доказательств, поскольку в дальнейшем эти доказа­тельства должны использоваться государственным обвинителем в судеб­ном заседании. Прокурор или его заместитель обязаны в срок не более 5 суток принять по поступившему к ним уголовному делу одно из следующих решений:

1) направить уголовное дело в суд, согласившись с постановлением сле­дователя, органа дознания. При этом прокурор или его заместитель вправе исключить своим постановлением отдельные пункты обвине­ния, изменить квалификацию деяний обвиняемого с применением за­кона о менее тяжком преступлении, прекратить уголовное преследо­вание в отношении отдельных обвиняемых;

2) прекратить предварительное расследование уголовного дела в отно­шении всех обвиняемых и в полном объеме по основаниям,

3) возвратить уголовное дело следователю или органу дознания со свои­ми письменными указаниями для производства дополнительно пред­варительного расследования, а также для предъявления нового обви­нения в случае необходимости его дополнения, изменения на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоя­тельствам от первоначального обвинения либо для составления ново­го постановления, если составленное по делу не соответствует требо­ваниям. Одновременно с постановлением следователь, дознаватель представляют проку­рору справку, в которой со ссылкой на листы уголовного дела приводятся данные о движении уголовного дела и сроках расследования; о лицах, при­влеченных в качестве обвиняемых, и предъявленном им обвинении; о ме­рах пресечения, примененных в отношении их, с указанием времени со­держания под стражей или домашнего ареста; о вещественных доказатель­ствах; о гражданском иске, мерах, принятых для его обеспечения, и о воз­можной конфискации имущества; о процессуальных издержках (ст. 26! УПК). Если собранные по делу доказательства дают основания для отмены или изменения ранее примененной меры пресечения либо применения меры пре­сечения, то прокурор или его заместитель вправе своим постановлением отменить или изменить ранее примененную меру пресечения либо применить меру пресечения, если она не была приме­нена ранее.

Прокурор, согласившись с постановлением сле­дователя, органа дознания, немедленно:

ü постановлением направляет УД в суд по подсудности

ü уведомляют об этом лиц, разъяснив, что в дальнейшем всякие ходатайства и жалобы по делу направляются непо­средственно в суд.

ü Копию постановления следователя направляют обвиняемому и потерпевшему

ü Если прокурором или его заместителем были изменены объем обвинения или квалификация общественно опасного деяния либо применена, изме­нена или отменена мера пресечения, указанным лицам направляются ко­пии соответствующих постановлений.

ü в суд направляются постановление следо­вателя, органа дознания о передаче дела прокурору для направления в суд и список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.

37. Особенности прокурорского надзора при применении принудительных мер безопасности и лечения.

Важным участком работы прокурора является надзор за исполнением судебных решений о применении принудительных мер безопасности и ле­чения. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом в отношении психически больных, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные УК, с целью предупреждения со сторо­ны этих лиц новых общественно опасных деяний, охраны и лечения таких лиц, а также могут быть назначены судом наряду с наказанием в отноше­нии совершивших преступления лиц, признанных уменьшено вменяемы­ми, с целью создания условий для лечения и достижения целей уголовной ответственности (ст. 100 УК).

Лицам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотрен­ные УК, в состоянии невменяемости или совершившим преступления, но заболевшим до постановления приговора или во время отбывания нака­зания психической болезнью, лишающей их возможности сознавать значе­ние своих действий или руководить ими, если эти лица по своему психи­ческому состоянию и с учетом характера совершенного ими деяния пред­ставляют опасность для общества, судом назначаются следующие принуди­тельные меры безопасности и лечения:

принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра;

принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с обычным наблюдением;

принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с усиленным наблюдением;

принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) со строгим наблюдением (ст. 101 УК).

По окончании предварительного следствия следователь выносит по­становление:

• о прекращении производства по уголовному делу - в случаях, преду­смотренных ст. 250 УПК, или в случаях, когда по характеру совершен­ного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и своему психическому состоянию лицо, совершившее это деяние, не представляет опасности для общества;

• о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд при ус­тановлении оснований для применения к лицу, совершившему обще­ственно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, при­нудительных мер безопасности и лечения.

Признав, что невменяемость лица, в отношении которого рассматри­вается уголовное дело, не установлена или что заболевание лица не устра­няет применения к нему мер наказания, суд своим определением (поста­новлением) возвращает уголовное дело прокурору для производства пред­варительного следствия. Определение (постановление) суда может быть обжаловано в течение десяти суток защитником, законным представителем лица, в отношении которого рассматривалось уголовное дело, потерпевшим или его предста­вителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их предста­вителями в части, относящейся к гражданскому иску, и опротестовано прокурором в тот же срок в вышестоящий суд (ст. 449 УПК). Все психически больные, к которым по решению суда применяются принудительные меры безопасности и лечения, должны не реже одного раза в шесть месяцев подвергаться освидетельствованию комиссией вра­чей-психиатров для решения вопроса относительно возможности прекра­щения судом применения принудительных мер безопасности и лечения или изменения их вида. Заключение комиссии врачей-психиатров может быть обжаловано в суд в соответствии с законом. Прекращение применения принудительных мер безопасности и лече­ния производится судом в случае выздоровления лица или такого измене­ния характера заболевания, при котором отпадает необходимость в приме­нении этих мер.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.99.221 (0.011 с.)