Задачи прокурорского надзора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи прокурорского надзора.



Задачи прокурорского надзора.

Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Целями прокуратуры являются:

1) обеспечение верховенства закона;

2) обеспечение единства и укрепления законности;

3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры:

1. прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей);

2. уголовное преследование;

3. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

4. участие в рассмотрении дел судами;

5. участие в правотворческой деятельности.

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Кон­ституции Республики Беларусь, Законе о прокуратуре, иных нормативных правовых актах, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора.

Статья 4 Закона. Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Общие задачи подлежат разрешению каждым прокурором, выполняющим надзорные функции прокуратуры. Прокурорский надзор имеет несколько направлений (отраслей), различающихся, прежде всего, содержанием законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор. Вследствие этого общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором в целом, являются одновременно задачами и каждого из этих направлений. Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом.

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, своевременное выявление нарушений, выявление всех нарушителей законов).

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.


4. Общая характеристика направлений (отраслей) прокурорского надзора.

Направления ПН – законодательно определенная самостоятельная часть единого ПН, хар-ся наличием собственного объекта и предмета надзора, а также особыми, характерными только для данной области общ отнош спец задачами и полномочиями прокурора по надзору за исполнением закона.

ПН составляет 5 самостоятельных направления:

Надзор за исполнением законодательства

Предмет: точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов

Объект: республиканские органы государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров РБ, местные представительные, исполнительные и распорядительные органы, общественные объединения, религиозные организация и другие организации, должностные лица и иные гражданы, в том числе индивидуальные предприниматели.

Задачи: право­вые акты, издаваемые государственными органами власти и управления, а также должностными лицами, соответствовали Конституции и иным за­конам, а также постановлениям Правительства РБ. Достижение законности и правопорядка.

2. Надзор за исполнением законодательства при осуществлении ОРД;

Предмет: соответствие законодательству правовых актов и решений

Объект: органов, осущ. ОРД, их должн лиц.

Задачи: выявление, устранение и предупреждение нарушений закона в сфере ОРД.

3. Надзор исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

Предмет: соответствие УПК. правовых актов, решении и действий органов и долж­ностных лиц при производстве предварительного следствия и дознания.

Объект: органы, осущ предвар следствие и дознания, опред УПК.

Задачи: каж­дое преступление было быстрой полно раскрыто, ни одно лицо, виновное в совершении преступления, не избежало установленной законом ответ­ственности, задержание лиц, производилось не иначе, как в порядке и по основаниям, предусмотрен­ным законом, никто не подвергался незаконному и необоснованному при­влечению к уголовной ответственности или иному ограничению в правах, никто не был заключен под стражу без санкции прокурора, соблюдался установленный законом порядок возбуждения уго­ловных дел, применения указанных в законе мер процессуального принуж­дения.

4. Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

Предмет: соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.

Объект: должностные лица суда

Задачи: обеспечения требований закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном рассмотрении уго­ловных дел во всех судебных инстанциях, способствовании суду постановить по каждому делу законный, обоснованный и справедливый приговор, обеспечении свое­временного и правильного обращения приговоров к исполнению, в своевременной и полной проверке материалов уголовного дела и в опротестовании приговоров, определений и постановлений судов, внимательно проверять жалобы, принесенные на судебные приго­воры, заключение (постановление) об отказе в принесе­нии надзорного протеста должно быть полным, объективным, убедитель­ным.

Правовое регулирование деятельности органов прокуратуры.

Конституцией Республики Беларусь

Определяет предмет ПН, субъектов: Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроры, объекты, отрасли ПН, определяет прокуратуру как единую и централи­зованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор. Установ­лен порядок назначения Генерального прокурора и нижестоящих проку­роров. Генеральный прокурор назначается Президентом с согласия Совета Республики. Конституция закрепила принцип незави­симости прокуроров в осуществлении своих полномочий. Конституцией определены только общие вопросы организации и дея­тельности прокуратуры.

Закон «О прокуратуре РБ»

Этим Законом определены основные положения статуса прокуратуры и прокурорских работников, дано понятие прокуратуры как самостоятельного органа, осуществляю­щего от имени государства надзор за исполнением законов. Закон определяет принципы организации и деятельности прокурату­ры, цели и направления ее деятельности, функции прокуратуры. Отдель­ные разделы Закона содержат нормы, характеризующие отдельные на­правления прокурорского надзора В законе содержатся нормы, определяющие специфику предмета прокурорского надзора в со­ответствующей сфере правовых отношений. Закон содержит также нормы, регулирующие систему и организацию органов прокуратуры, порядок назначения на должность Генерального прокурора и нижестоящих прокуроров. Урегулированы воп­росы, связанные с определением требований, предъявляемых к лицам, пре­тендующим к занятию должностей в прокуратуре, условия и порядок при­ема на службу в прокуратуру. Установлено, что служба в органах прокура­туры является видом государственной службы.

«О государственной службе в Республике Беларусь-

Процессуальное положение прокурора, его полномочия, право­вые средства реализации их в различных судебных инстанциях при рас­смотрении уголовных, гражданских дел, дел об административных право­нарушениях, хозяйственных споров регламентируются соответственно Уго­ловно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Хозяйственным процессуальным кодексами, Кодексом об административных правонару­шениях.

Отдельные нормы, преимущественно определяющие задачи и надзор­ную функцию прокуроров в соответствующих сферах правовых отноше­ний, содержатся в Трудовом кодексе, некоторых иных кодифицированных законодательных актах.

Прокурор осущ-ет надзор за:

§ чтобы установ­ленный порядок обращения приговоров к исполнению строго соблюдался.

Установив нарушения закона, определяющего порядок обращения приговоров к исполнению, прокурор вносит представление председателю вышестоящего суда либо местному органу юстиции. Если обнаружены су­щественные нарушения закона, например приговор остался не обращен­ным к исполнению, прокурор возбуждает вопрос о дисциплинарной от­ветственности судей или должностных лиц исправительно-трудовых уч­реждений.

§ Прокурор следит за тем, чтобы действия этих должностных лиц и государственных органов строго соответствовали закону. Это суды, судебные исполнители, органы внутренних дел, в том числе инспекции и отделы исправительных работ, исправительно-трудовые учреждения, наблюдательные комиссии при местных органах самоуправления, финансовые, мед. учреж­дения.

§ своевременным обращением приговора к ис­полнению, чтобы обвинительный приговор приводился в исполнение по истечении срока на его обжалование или оставлении его в силе выше­стоящим судом. Вступивший в законную силу приговор обращается к исполнению судом, постановившим приго­вор, не позднее трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции. Приговор, не подлежащий кассационному обжалованию, вступает в силу с момента его провозглаше­ния. Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания на­казания не позднее 10 срока со дня обращения приговора к исполнению.

§ выясняет, нет ли препятствий к обращению приговора к исполнению.

При осуществлении надзора за законностью обращения к исполне­нию приговора в части конфискации имущества прокурор проверяет, что­бы в приговоре было указано, какое имущество (определенная часть или конкретные предметы) подлежит конфискации.

Прокурор ис­пользует различные формы и применяет разные средства реагирования на обнаруженные нарушения закона ( приносит протест на незаконные действия судебного исполнителя или вносит пред­ставления в органы суда, в местные учреждения юстиции или внутренних дел с предложением устранить допущенные нарушения закона).

Согласно п. 5 ст. 402 УПК вопро­сы, связанные с исполнением приговора, разрешаются судьей единолично в судебном заседании с участием прокурора. Участие прокурора при рассмотрении таких материалов является обя­зательным. Он выступает с заключением после объяснений лиц, участвую­щих в заседании. Заключение прокурора в стадии исполнения приговора так же, как его заключение в предшествующих стадиях уголовного произ­водства, должно быть обоснованным и основанным на законе и точно ус­тановленных фактах.

В порядке обращения приговора к исполнению и в ходе самого ис­полнения могут возникать различного рода сомнения и неясности, которые затрудняют или препятствуют обращению приговора к исполнению и самого его исполнения. Эти вопросы решаются судьей в судебном засе­дании с обязательным участием прокурора. Разрешая сомнения и неясно­сти в порядке, установленном законом, судья в постановлении не вправе корректировать приговор.


47. Порядок и основания принесения протеста прокурора в порядке надзора по УД.

По уголовно-процессуальному законодательству пересмотр судебно­го решения, вступившего в законную силу, допускается лишь по протесту прокурора, председателя суда или его заместителей, указанных в законе.

Протесты в порядке надзора вправе прино­сить:

1) Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, их заместители - на приговоры, оп­ределения, постановления любого суда, за ис­ключением постановлений Президиума ВС;

2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор в пределах своей компетенции — на приговоры, определения, поста­новления районного (городского) суда и определения судебной кол­легии по уголовным делам соответственно областного, Минского го­родского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке;

3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный про­курор и их заместители в пределах своей компетенции — на пригово­ры, определения, постановления межгарнизонного военного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам Белорусского военного суда, рассматривавшего дело в кассационном порядке.

Для того чтобы решить вопрос, есть ли основания к принесению протеста в порядке над­зора, прокурор проверяет уголовное дело.

Право истребования из суда для проверки в порядке надзора уголов­ного дела, по которому приговор, определение или постановление вступи­ло в законную силу, принадлежит прежде всего прокурорам, управомоченным приносить надзорные протесты, причем в пределах их территори­альной компетенции. Районные и городские прокуроры приносить про­тесты в порядке надзора не вправе, но им принадлежит право истребования дела из районного (городского) суда. Если в результате проверки дела обнаружат­ся основания для принесения надзорного протеста, районный (городской) прокурор направляет дело вышестоящему прокурору, уполномоченному принести протест, со своим представлением, в котором излагает указан­ные основания.

Основания подачи жалобы: односторонность или неполнота судебного следствия; несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; существенное нарушение уголовно-процессуального закона; неправиль­ное применение уголовного закона; несоответствие назначенного судом наказания тяжести преступления и личности обвиняемого.

Каждое истребованное в прокуратуру дело должно быть тщательно изучено, с тем чтобы установить, являются ли постановленные по делу при­говор, определение или постановление законными и обоснованными и нет ли оснований к их опротестованию. Окончательное решение принимает прокурор, правомочный принести протест: приносит протест в порядке надзора либо сообщает лицу, предприятию, учреждению или организации, по ходатайству которых было истребовано дело, об отсутствии оснований к принесению протеста с указанием мотивов такого решения.

При разрешении жалоб прокуроры не должны допускать поверхност­ного, формального отношения к разрешению жалоб на судебные поста­новления, вступившие в законную силу; по результатам проверки дел (если не принесен протест) должны составлять мотивированное заключение с уче­том доводов жалоб и направлять заявителям аргументированные ответы.


Задачи прокурорского надзора.

Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Целями прокуратуры являются:

1) обеспечение верховенства закона;

2) обеспечение единства и укрепления законности;

3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры:

1. прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей);

2. уголовное преследование;

3. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

4. участие в рассмотрении дел судами;

5. участие в правотворческой деятельности.

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Кон­ституции Республики Беларусь, Законе о прокуратуре, иных нормативных правовых актах, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора.

Статья 4 Закона. Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Общие задачи подлежат разрешению каждым прокурором, выполняющим надзорные функции прокуратуры. Прокурорский надзор имеет несколько направлений (отраслей), различающихся, прежде всего, содержанием законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор. Вследствие этого общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором в целом, являются одновременно задачами и каждого из этих направлений. Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом.

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, своевременное выявление нарушений, выявление всех нарушителей законов).

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.


4. Общая характеристика направлений (отраслей) прокурорского надзора.

Направления ПН – законодательно определенная самостоятельная часть единого ПН, хар-ся наличием собственного объекта и предмета надзора, а также особыми, характерными только для данной области общ отнош спец задачами и полномочиями прокурора по надзору за исполнением закона.

ПН составляет 5 самостоятельных направления:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.029 с.)