Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и сущность прокурорского надзора как вида деятельности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прокурорский надзор – осуществляемая от имени РФ деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров по обеспечению точного и единообразного соблюдения законодательства поднадзорными субъектами путем проведения проверок на основе конституционных принципов законности, единства, централизации гласности в рамках, в установленном законом порядке направленная на выявление, предупреждение, пресечение, устранение нарушения закона, а также защиту и восстановление прав и законных интересов человека, общества и государства. К признакам прокурорского надзора относятся следующие: 1) Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения или должностные лица. 2) Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляя надзор, выявляет правонарушения, принимает меры к их устранению не от имени отдельных органов местного самоуправления, отдельных субъектов федерации, иной представительной, исполнительной или судебной власти, но от их совокупности, объединенных системой государства: интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц приводятся в соответствие с интересами государства в целом. 4) Эта деятельность осуществляется в строгом соответствии с установленными федеральными законами предметами прокурорской деятельности и полномочиями, закрепленными за органами и учреждениями прокуратуры и их должностными лицами. 5) Прокурорский надзор имеет универсальный характер. Им охватываются сферы деятельности, урегулированные нормами различных отраслей права: административного, уголовного и гражданско-процессуального, уголовно-исполнительного, трудового и т.д. Он охватывает также все правовые формы юридически значимой деятельности - от юридической и правотворческой до правоприменительной, контрольной деятельности. Прокурорский надзор — это самостоятельная, специфическая деятельность органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории.
Цели и задачи прокурорского надзора. Цели и задачи прокурорского надзора тесно связаны между собой. Наиболее конкретно цели прокуратуры в целом и прокурорского надзора, в частности, определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. К целям прокурорского надзора относятся:обеспечение верховенства закона; обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства. Задачи прокурорского надзора по сравнению с целями более конкретны и многочисленны. Их решение обеспечивает достижение целей прокурорского надзора. Они различаются по уровню, содержанию, средствам их решения, компетенцией органов прокуратуры. Задачи прокурорского надзора могут быть разделены на три вида: общие, специальные и частные. Названные виды задач взаимосвязаны между собой и имеют различные уровни. Решение частных задач (самого низкого уровня) обусловливает решение специальных задач надзора. Успешное разрешение специальных задач, в свою очередь, подчинено решению общих, наиболее высокого уровня, задач прокурорского надзора. Общие задачи определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о прокуратуре, рядом иных нормативных актов, например, УПК, ГПК и подлежат разрешению всеми прокурорами независимо от выполняемых ими функции, компетенции, уровня. Это, во-первых, охрана общественного и государственного строя от противоправных посягательств; во-вторых, обеспечение, защита и восстановление нарушенных прав законных интересов граждан РФ; в-третьих, защита прав и охраняемых законом интересов организаций, независимо от форм собственности. Специальные задачи зависят от конкретного вида прокурорской деятельности. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора и содержанием его деятельности. В качестве специальных задач надзорной функции прокуратуры можно назвать своевременное выявление всех незаконных актов; выявление всех нарушителей законов на поднадзорных объектах. Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора, в ходе которых прокурор ставит определенные частные (конкретные) задачи и решает их. Они значительно более разнообразны и многочисленны, нежели общие и специальные. Частные задачи различаются в зависимости от (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора.
Функции прокуратуры. Ни в действующей Конституции РФ, ни в ФЗ «О прокуратуре РФ» четко не прописано понятие функций прокуратуры. Действительно, Закон о прокуратуре Российской Федерации содержит указание на функции в ряде норм. Так, в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, Закон раскрывает его через функцию надзора за исполнением законов. При этом подчеркивается, что «прокуратура выполняет и иные функции, установленные федеральными законами» (п. 1 ст. 1). В другой норме определяется, что «на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами» (ст. 3 Закона). В п. 2 ст. 1 Закона содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры. Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств. Главной функцией прокуратуры, предопределившей необходимость ее создания, является надзорная. Она закрепляется в ст. 1 действующего Закона «О прокуратуре Российской Федерации». В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры надзорная функция подразделяется на подфункции (отрасли надзора). Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя вместе с тем их различным содержанием. Отрасль прокурорского надзора– относительно самостоятельная часть прокурорского надзора, характеризующаяся специфическими для данного направления деятельности органов прокуратуры предметом надзора и полномочиями прокурора, определяющими его статус. К числу таких подфункций относятся: надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина этими органами; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Помимо надзорной функции прокуратура осуществляет уголовное преследование, под которым понимается деятельность прокурора, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в пределах его полномочий по уголовным делам, направленная на своевременное и обоснованное привлечение лиц в качестве обвиняемых. Данная функция реализуется на досудебных стадиях и в суде (п.55 ст.5 УПК РФ). Также к функциям прокуратуры относятся координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие прокурора в правотворческой деятельности и участие судах в порядке гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства. В отличие от функций прокуратуры существует понятие «основные направления деятельности органов прокуратуры». В отличие от функций, которые закреплены в законе и обладают относительным постоянством, направления деятельности прокуратуры характеризуются значительной подвижностью. При этом основные направления деятельности прокуратуры определяются актуальностью стоящих перед государством и обществом задач на том или ином этапе развития. Постоянным приоритетом надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.92.165 (0.011 с.) |