Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полномочия и организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прокуроры, осуществляющие надзор за оперативно-розыскной деятельностью, руководствуются Приказом Генеральной прокуратуры «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207. Надзор за исполнением органами, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, требований закона возлагается на прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов, округов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов РФ уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре РФ - на заместителей Генерального прокурора России, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями. Уполномоченным прокурорам при осуществлении надзорных мероприятий необходимо проверять: а) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения; б) законность и обоснованность решений о проведении или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных условий и порядка их проведения, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности; в) соблюдение обязательности регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы; г) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение недопустимости применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; д) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков и прекращении ведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, руководителю следственного органа, органа дознания или в суд; е) соблюдение определенного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий; ж) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на которые даны судом. Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов; з) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электронной, электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в экстренном режиме. При восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и проведении проверок по другим основаниям уполномоченные прокуроры используют определенные законом методы прокурорского надзора. Они правомочны: - знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий; - давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширения их комплекса либо требовать их прекращения; - требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушения закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий; - опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; - вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требовать от руководителей отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок; - при обнаружении признаков преступления поручать проведение проверки в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса. Осуществляя надзор за оперативно-розыскной деятельностью, прокурор вправе требовать объяснения от соответствующих должностных лиц по поводу нарушения ими закона, а также от иных лиц, которым известны обстоятельства нарушения. Такое объяснение получают в устном или в письменном виде, причем письменное подписывается лицом, которое его дало, а устное фиксируется в справке, которую составляет прокурор. Исполнению подлежат только законные требования прокурора, то есть только те, которые изложены в федеральных законах. Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору на оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность. Уполномоченные прокуроры, используя предоставленные им полномочия, пресекают нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимают своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований - привлечению к ответственности виновных должностных лиц. Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что роль прокурора при осуществлении надзораза исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, сводится к следующему. Прокурор в ходе надзорной деятельности: - рассматривает жалобы на оперативно-розыскные органы; - проверяет законность и обоснованность решений, принимаемых должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; - проверяет порядок оперативно-розыскных мероприятий; - принимает меры по восстановлению незаконно ограниченных и нарушенных при производстве оперативно-розыскных действий прав граждан; - обеспечивает защиту сведений, содержащихся в представляемых прокурору документах и материалах; - не реже одного раза в месяц проверяет исполнение требований о приеме, регистрации и реализации заявлений и сообщений о преступлениях. Тема 12. Уголовное преследование. Надзор за исполнением органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Международное сотрудничество. Содержание функции уголовного преследование.
Признавая, что прокурор является органом надзора за законностью в Российской Федерации, нельзя оспаривать и обвинительную направленность уголовно-процессуальной деятельности прокурора. Все полномочия прокурора в уголовном процессе направлены на достижение единственной цели — обеспечить законность предварительного расследования, т. е. законность раскрытия преступления, собирания доказательств виновности подозреваемого, обвиняемого. Такое назначение прокурора в уголовном процессе вытекает из ч. 2 ст. 21 УПК РФ: «В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель принимают предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры к установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления». Это принципиальное положение закреплено и в ст. 14 УПК РФ: «Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, проводимых в защиту подозреваемого и обвиняемого, лежит на обвинителе». Можно констатировать, что в настоящее время законодательно определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры и следователи в пределах предоставленных им полномочий осуществляют от имени государства уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения. Функция уголовного преследования не входит в качестве составной части в надзорные действия, а представляет самостоятельную профессиональную деятельность прокурора. Под уголовным преследованием понимается деятельность прокурора, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в пределах его полномочий по уголовным делам, направленная на своевременное и обоснованное привлечение лиц в качестве обвиняемых (п. 55 ст. 5 УПК РФ). Уголовное преследование осуществляется прокурорами и следователями в ходе досудебного производства и прокурорами в ходе судебного производства. Осуществляя уголовное преследование в ходе судебного производства, прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
2. Предмет надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и полномочия прокурора. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия закреплен в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» как одно из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры. Вместе с тем в ст. 37 УПК РФ определено, что прокурор является должностным лицом, осуществляющим от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Представляется, что надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия также является надзором за исполнением законов этими органами, так как вся процессуальная деятельность осуществляется исключительно на основе закона. Наряду с осуществлением уголовного преследования такой надзор является одной из основных процессуальных функций прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Прокурор обязан обеспечивать постоянный надзор за процессуальной деятельностью всех органов дознания и предварительного следствия независимо от их ведомственной подчиненности.Для этого уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору (требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений, давать дознавателю письменные указания и др.) С учетом особой роли прокурора в досудебном производстве предметом прокурорского надзора является законность всей процессуальной деятельности дознавателей и следователей при расследовании преступлений. Это положение конкретизировано в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В этой статье Закона определено, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами дознания и органами предварительного следствия. Принимая во внимание, что предметом прокурорского надзора являет законность всей деятельности органов дознания и органов предварительно следствия, можно выделить «ключевые» моменты досудебного производства по уголовным делам, где предметом прокурорского надзора будет законность важнейших действий процессуальных решений следователя, дознавателя и органа дознания. К ним могут быть отнесены: 1) законность разрешения заявлений и сообщений о преступления; постановлений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел; 2) законность задержания подозреваемого; 3)законность привлечения лица в качестве обвиняемого; 4)законность применения мер процессуального принуждения; 5)обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса, в том числе потерпевших от преступления; 6)исполнение требований закона об установлении всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу; 7)законность принятия решения при окончании предварительного следствия; 8)законность приостановления и прекращения уголовного дела. Полномочия прокурора, содержащиеся в УПК РФ, можно разделить на три группы: полномочия, направленные на выявление нарушений закона; полномочия, направленные на устранение нарушений закона; полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона. Полномочия прокурора в досудебном производстве в соответствии с ч. 6 ст. 37 УПК РФ — это полномочия прокуроров городов и районов, их заместителей, приравненных к ним прокуроров и вышестоящих прокуроров. Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все органы дознания и органы предварительного следствия независимо от ведомственной подчиненности. К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона, относятся: 1) право (и обязанность) прокурора проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК); 2) право осуществлять надзор за законностью предварительного расследования и дознания; 3) право (и обязанность) прокурора рассматривать жалобы на действия и решения следователя, дознавателя (ст. 124 УПК). Значительный объем полномочий предоставлен прокурору в целях устранения нарушений закона. Это такие полномочия, как: 3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; 4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; 6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом; 10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса; 11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; 12) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи; 15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков. Прокурорский надзор за исполнением законов на досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающий характер, с тем, чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно реже допускались нарушения уголовно-процессуального закона, особенно связанные с нарушениями конституционных прав личности. В связи с этим абсолютное большинство полномочий, предоставляемых прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия, должно использоваться не только для выявления либо устранения, но и для предупреждения нарушений закона. Специально в целях предупреждения нарушений закона установлены следующие полномочия прокурора: 1) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса; 2) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения и иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 3) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы. Своевременная проверка уголовного дела, находящегося в производстве следователя или дознавателя, позволяет выявить, допускались ли ими какие-либо нарушения прав участников процесса, насколько органами предварительного расследования выполняются их процессуальные обязанности. Проверка дел, находящихся в производстве, позволяет выявить, например, случаи, когда по уголовным делам следственные действия длительное время не проводятся. Основным способом предупреждения нарушений закона следователями и дознавателями является сплошная проверка уголовных дел, находящихся в их производстве, которая должна производиться в следственном подразделении или в органе дознания. Речь идет о проведении регулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда по этим делам продляются сроки расследования или когда они поступают к прокурору с обвинительным заключением, а в процессе расследования. Необходимо отметить, что целый ряд полномочий прокурора принадлежит ему как должностному лицу, осуществляющему от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. К ним относятся полномочия: 1) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК), передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК); 2)утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд (п. 14 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). К средствам реагирования на выявленные нарушения относятся: преставление, постановление (об отмене постановления о возбуждении уголовного дела и направлении материалов для дополнительной проверки, об отмене постановления о прекращении органом дознания уголовного дела или уголовного преследования); требование, так как в соответствие с п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; письменные указания дознавателю о направлении расследования, производстве процессуальных действий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.91.44 (0.008 с.) |