Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и особенности этой отрасли надзора.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 1955 году было «Положение о прокурорском надзоре», до него прокуратура осуществляла надзор за дознанием и предварительным следствием, но за деятельностью органами НКВД, внутренних дел, но не осуществляла надзор за деятельностью КГБ. И оперативная деятельность тоже не была предметом надзора, так как она до девяностых годов не регламентировалась законом – ОРД было, а закона по нему не было. В этом положении были закреплены основные направления деятельности и два основных направления, две основные функции: 1) привлекать к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления; 2) надзирать за исполнением законов. Это было вполне логично, так как следователи были в органах прокуратуры. Приказом генпрокурора были предопределено, что хотя бы одно уголовное дело в год прокурор (именно прокурор, а не помощник) должен был брать себе и расследовать. Конечно, проблема – кто будет надзирать, но зато не забудет, как расследовать дело. В юридических кругах это стали связывать с тем, что эти функции в ущерб надзорной прокурор занимается процессуальной, и поэтому в процессуальной деятельности обвинительный уклон. Когда принимался новый закон о прокуратуре в 1979 году, там закрепили, что прокуратура должна следить за правильным применением законов при осуществлении следствия и привлечения лиц к уголовном ответственности. Здесь чётко надзирать, ушли от термина «привлекать к ответственности», поэтому прокурора лишили полномочий возбуждения уголовных дел… В 1992 Закон о прокуратуре РФ принимали, и там чётко закрепили, что надзор за деятельностью органов следствия, дознания и ОРД, хотя закон об ОРД ещё не был принят – он был принят в мае 1992 года, а закон о прокуратуре – в январе 1992 года. Эта отрасль приобрела такое название: «Надзор за исполнением законов органами, осуществление оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие».
Признаки этой отрасли: Объединяет эти два вида деятельности только, и то не в полной мере, объект (мы его тоже в качестве признака называли). Объект – это те органы, деятельность за которой прокуратура надзирает. Органы дознания в определённых случаях и в определённых ситуациях выступают иногда как органы, ведущие следствие, так и органы, ведущие ОРД. Такие органы, как полиция, начальники исправительных учреждений, капитаны морских судов… Так что объект – единственное, что их объединяет.
Что касается предмета – можно чётко выделить отдельные элементы, связанные с ОРД, и отдельные элементы, связанные с расследованием. Единственное, две общие черты: за соблюдением прав и свобод человека и за законностью принимаемых решений. В предмете можно выделить 5 элементов:
Объект один, предмет разный, полномочий тоже разные.
Надзор за ОРД – это полномочия чисто надзорные (подтверждается в статье 21 ФЗ «Об ОРД», там прокурор может проводить проверки учёта, насколько глубоко может проверять оперативно-розыскную деятельность практически ничего не сказано). В приказе генпрокурора №33 в пункте 9 чётко установлены полномочия прокурора: знакомиться с представленными подлинниками документов, получать письменные объяснения с должностных лиц, требовать устранения нарушений, опротестовывать противоречащие законы нормативно-правовые акты, постановление о направлении материала в соответствующий орган для решения вопроса об уголовном преследовании, вносить представление и прочее. Полномочия очень похожи на надзор за законностью и соблюдением прав и свобод. В Законе «Об ОРД» очень мало и скупо, поэтому приходится ссылаться на приказ генпрокурора – это, конечно, неправильно, потому что должно быть в законе «Об ОРД», но с 1995 года туда так и не внесли эти изменения. Полномочия за дознанием и следствием. Полномочия в 37 статье УПК. Если проанализировать эти полномочия, то они существенно отличаются от полномочия прокурора по ОРД.
Акты реагирования. ПО ОРД: протесты, представления, постановления (адресованные следствия для решения вопроса об уголовном преследовании). По следствию и дознанию: постановления (отменяющие и прочее), давать указать дознавателю, право требовать изменения объёма обвинения, прекращать (это если по следствию, по дознанию сам изменяет и прекращает).
Вывод: эти два направления государственной деятельности – оперативно-розыскная и следственная – они объединены по чисто формальным основаниям сугубо для прокурорской деятельности, потому как их объединяет только одно: объект надзора, то есть наименования органов, за деятельностью которых надзирают. Для удобства работы лектор называют из двумя подотраслями: подостраль за ОРД и подотрасль за дознанием и следствием. В учебниках по-разному, но в большинстве эти темы разъединяют. Но так как мы изучаем закон и этот вид деятельности основан на закона, должны помнить, что это всё же одна отрасль надзора. Надзор, несмотря на то, что это одна отрасль надзора по закона, она ещё отличается следующим: Оперативно-розыскная деятельность регламентируется Законом «Об ОРД», а расследование – в соответствии с УПК РФ. Причём ОРД может осуществляться как до следствия, так и во время (то есть эта деятельность может как предшествовать, так и сопутствовать: в первом случае по материалам возбуждают дело, во втором – к примеру, лицо скрылось, его объявили в розыск…). Есть ещё несколько моментов: надзор за ОРД осуществляет не всякий работник прокуратуры, а «уполномоченный прокурор». Такая терминология не закреплена в законе, а вот в приказе генпрокурора есть такое указание: пункт 2, что заместитель генпрокурора, прокуроры субъектов РФ наделяются правом назначать уполномоченных прокуроров по надзору за ОРД (далее – «уполномоченных прокуроров»). Руководители прокуратур определяют лиц, которым можно доверить эту работу, и направляют их прокурорам субъекта РФ, который издаёт приказ соответствующий. Только уполномоченные прокуроры имеют право доступа к материалам оперативного учёта, к ним поступают жалобы и только они могут вносить акты прокурорского реагирования, и прочее. За дознанием и следствием же осуществляют обычные прокуроры, которым поручат осуществлять надзор за расследованием дел.
Относительно самого характера прокурорского надзора – надзор за ОРД осуществляется как бы эпизодически, по мере необходимости, по мере поступления информации. Допустим, не выполняются решения суда по проведению оперативных мероприятий, либо решения следователей, либо жалоба какая-то поступит – и тогда у него возникает право проводить проверки. То есть чисто надзорные полномочия. Что касается надзора за дознанием и следствием, то надзор здесь носит обязательный характер. Все уголовные дела, которые возбуждаются, находятся под надзором прокуратуры. Статья 146 УПК РФ – возбуждение уголовного дела публичного обвинения – в части 4 закрепляет, что копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Но что значит «незамедлительно»? Незамедлительно от чего? Тут усмотрение и следователя, и прокурора… Статья 148 УПК РФ, отказ от возбуждения уголовного дела – копия постановления об отказе в течение 24 часов направляется заявителю и прокурору. Статья 125 УПК РФ – для решения об избрания меры пресечения, о прекращении уголовного дела (статьи 212 УПК РФ…). Вывод таков: этот надзор носит обязательный характер. Единственное, что не проверяют – если по подследственности направляют, но тут не реже, чем раз в месяц, проходит проверка прокуратурой порядок принятия заявлений и прочее. Всё, что связано с процессуальной деятельности, подлежит обязательному и достаточно активному прокурорскому надзору. Это позволяет сделать вывод: надзор за ОРД – выборочный и чисто надзорный вид деятельности, а за дознанием и следствием – он носит обязательный характер, в арсенале прокурора есть полномочия, которые позволяют в какой-то мере либо быстро самому нарушения закона (относительно органов дознания), либо требовать об отмене незаконных решений (относительно следствия). Всё это говорит, что характер полномочий разный: чистый надзор в ОРД (хотя, конечно, не совсем чтобы чистый, но – надзор) и властный характер в следствии и дознании.
Подводим черту: несмотря на то, что отнесено законодательством к одной отрасли надзора, можно совершенно спокойно разделить на две подотрасли самостоятельные, которые разнятся элементами предмета, характерами полномочиями и актами реагирования. За дознанием и следствием – полномочия закреплены в законе, в по ОРД – не закреплены в законе, а закреплены в приказе генпрокурора. Акты реагирования за следствием и дознанием: постановления, требования, утверждения и согласия. И субъектами разнятся: обычные прокуроры за следствием и дознанием и уполномоченные прокуроры в ОРД.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.245 (0.009 с.) |