Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полномочия прокурора по осуществлению надзора в этой отрасли.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внимательно посмотреть пункт 9 приказа генпрокурора №33 от 15 января 2011 года и статью 37 УПК РФ (это общая статья, есть и другие). Статья 37. Прокурор 1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. 2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; 4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; 5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом; 6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом; 7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение; 8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса; 8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом; 9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; 10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса; 11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; 12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи; 13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу; 14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу; 15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков; 16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом. 2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. 3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. 4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
В последнее время в юридической литературе есть несколько статей, посвященных надзору за ОРД, но они носят чисто теоретический характер – ибо вся информация по ОРД засекречена и ссылки на практические материалы не допускаются. От уполномоченных прокуроров берётся подписка о неразглашении тайны. По следствию и дознанию всё же может разглашаться, её можно использовать. Эти вопросы нужно понимать так: «методика надзора». Все особенности и прочее можно, конечно, рассказать, но основная речь идёт о методике – как выявить нарушение и как устранить это нарушение. Основания для проведения прокурорской проверки относительно проведения ОРД: 1) Обращения граждан и юридических лиц. Жалобы (они при любом виде деятельности могут быть основаниями для проведения проверки). Пункт 5 приказа генпрокурора №33. 2) По результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях. Почему оперативные работники всё ещё не находят информации о том, кто совершил преступления (либо не работают по этому направлению, либо у них информации недостаточно, либо работает, но что-то не получается). 3) При поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, дознавателя или решения суда по уголовным делам, а также по ненадлежащему исполнения требований прокурора. 4) Плановые проверки. 5) В иных случаях, если была неудовлетворительная работа по раскрытию преступлений и поиске скрывшихся и без вести пропавших. Пункт 6 приказа генпрокурора тоже посмотреть надо. Пункт 8 приказа – генпрокурор требует обращать внимание наличия в документе свидетельств, что происходит укрытие преступлений, незаконное прекращение и прочее. Что касается полномочий, связанных с устранением нарушений – пункт 9 приказа №33. К сожалению, в статье 21 Закона «Об ОРД» не закреплены толком полномочия (лектор говорит, что она «ущербная»). Что он может по устранению: требовать устранения нарушений. Каким образом он может это требовать? При буквальном толковании – получается, что выносить требования. Возможно, требовать проведения оперативных мероприятий, которые проведены не были. Причём требует он только изданием какого-то акта. Опротестовывать противоречащие закону нормативно-правовые акты. Выносить мотивированное постановление о направлении результатов ОРД в следственные органы или органы дознания для возбуждения уголовного дела, либо требовать направления их в эти органы. Акты: протесты, требования, постановления и представления.
Надзор за исполнением законов о приёме, регистрации, учёте и разрешении заявлений и сообщений о совершённых или готовящихся (подготовляемых) преступлениях. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел.
Эти два вопроса соединены потому, что они связаны и взаимозависимы. Потому что уголовные дела возбуждают при наличии повода для возбуждения уголовного дела – статья 140 УПК РФ чётко закрепляет, что является поводом (их четыре, а по предыдущему кодексу их было больше): заявление о преступление, явка с повинной, направление прокурора, сообщение из иных источников (СМИ и прочее). Как появление повода соотносится с приёмом, учётом и регистрации? Для нас повод – это имеющее материальную основу явление. И в этом поводе должна обязательно быть информация о преступлении содержаться. Субъекты: дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа. Четыре субъекта, которые принимают решение о возбуждении уголовного дела при получении повода, они должны проверить сообщение о преступлении. Они вправе: требовать производство проверок, исследование документов, предметов, трупов, привлекать специалистов, давать обязательные поручения органам дознания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. На практике проводят до возбуждения уголовного дела: осмотр места происшествия, объяснения (объяснения очевидца, явка с повинной), требовать проведения проверок и ревизий… То же самое и в части 3: что он может сделать по ходатайству. Но проверка – это уже поступившая информация о правонарушении, но если этим занимаются эти четыре субъекта. А кто у нас занимается учётом и приёмом заявлений? Ведь при приёме нельзя точно определить, кто будет заниматься расследованием. Приём, учёт и регистрация – ими занимается не дознаватель, не орган дознания и не следователь, ведь о том, что этот орган занимается дознанием, мы узнаем чуть позже. Приём, учёт и регистрация, с точки зрения лектора – даже сам порядок не установлен в законе. Хотя в статье 12 ФЗ «О полиции» установлен порядок приёма заявлений, но туда идут со всякими жалобами и заявлениями – и по нарушению общественного порядка, к примеру. Эти полномочия по приёму и регистрации осуществляются не в рамках процессуальной деятельности, а в рамках организационной деятельности. Да, то, что сделать это обязаны – это да, но это скорее обязанность полиции, как структуры органа внутренних дел, занимающейся охраной общественного порядка. Поэтому надзор будет за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Это заявление становится поводом тогда, когда его направляют должностному лицу, которое его рассмотрит и проверит.
Приём, учёт и регистрация – это не процессуальная деятельность, а предшествующая процессуальной деятельности. Но в пункте 1 указано: «права и свободы», но речь идёт о тех правах и свободах, которые вовлечены в процессуальную деятельность. Поэтому с точки зрения лектора, эти приём, учёт и регистрация хотя и являются действиями, сопутствующими возбуждению дела, процессуальной деятельностью не является, это – ведомственная, управленческая деятельность. Он не регламентирован законом – не сказано в законе, в каком журнале и как регистрировать (это ведомственными нормативными актами, носящими подзаконный характер, устанавливается).
С точки зрения лектора, приём, учёт и регистрация – это надзор за правами и свободами, а вот рассмотрение и разрешение – уже надзор за процессуальной деятельностью. Правда, на практики между ними такого различия не делается. Есть пункт, что не реже, чем раз в месяц, прокурор должен проверять материалы учёта – в первую очередь для того, чтобы проверить, были ли сокрытые преступления. В 2009 году – 376 дел, которые были возбуждены по материалам прокурорских проверок как сокрытые преступления, в с 2010 – 638 дел, это по Воронежской области. Эта проверка является основанием для того, чтобы найти, есть ли нарушения процессуального законодательства – что не возбудили уголовное дело, когда должны были. А если это законом не регламентировано (а порядок приёма, учёта и регистрации регламентируется не законом, а ведомственными актами), то и надзор прокурором не должно осуществляться, но так как это сопутствует – то прокурор всё же проверяет (для того, чтобы выявить сокрытие).
Вывод: рассмотрение и разрешение – надзор за дознанием и следствием. Приём, учёт и регистрация – надзор за соблюдением прав и свобод. О каждом факте возбуждения уголовного дела прокурору направляют копию решения о возбуждения уголовного дела (направляют «незамедлительно»). Отказ от возбуждения – в течение 24 часов направляют копию. Информация, которая поступила в правоохранительные органы, но не получила закрепления – то она либо скрывается от учёта (это незаконно), либо направлено по подследственности (прокурор может в рамках проверки проверить). Ещё один метод проверки: информация о правонарушениях поступает зачастую из лечебных учреждениях. Потому что о каждом факте поступления человека с огнестрельными ранениями или иными повреждениями, которые дают основания полагать, что было совершено преступление. Поэтому они направляют сообщения в полицию, а полиция приходит беседовать с таким человеком, дабы уточнить обстоятельства. И налоговая тоже направляет, сообщает о признаках преступлениях.
Как фиксируется: если на личном приёме – то журнал личного приёма. Если по почте –то в соответствующем журнале, если по телефону – тоже соответствующий журнал… Информацию могут и затребовать, жалобы и прочее – всё это является основанием для проверки прокурором. Есть общие сроки по жалобам, а есть сроки по процессуальным – УПК устанавливает трое суток. Что касается устранения нарушения закона. Часть 4 статьи 146 и часть 6 статьи 148 УПК РФ. Прокурор может отменить в течение 24 часов немотивированно возбуждённое уголовное дело. Если отказ в возбуждении – часть 6, если незаконно или необоснованно, то он его отменяет если дознавателя (и требует устранения нарушения), а если следователь – то в срок не позднее пяти суток отменяет постановления, вынести мотивированное постановлением, если нужно что-то дополнительно расследовать, и направляет его руководителю следственного органа. А если было сокрыто преступление: если прокурор установит признаки преступления, то он может потребовать возбуждения уголовного дела (если достаточно материалов), либо проводить проверки. Что касается лиц, виновных в сокрытии – то на имя руководителя направляется представление, и те обязаны установить обстоятельства, выявить вину и привлечь к ответственности (скорее всего, это будет уже связано с увольнением с работы).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.233.69 (0.009 с.) |