Прокурорский надзор как отрасль юридической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки.



 

Прокурорский надзор понимается как:

1) специфический вид государственной деятельности;

2) самостоятельная отрасль права;

3) учебная дисциплина.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и т.д. Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.

 

 


6. Прокурорский надзор как учебная дисциплина.

Как учебная дисциплина прокурорский надзор собой совокупность систематизированных знаний, положений о предмете и методе прокурорского надзора, законодательных источниках, истории развития прокуратуры, о правовом статусе проку­ратуры, ее системе, структуре, полномочиях, направлениях деятель­ности. Прокурорский надзор как учебная дисциплина позволяет овладеть знаниями об основополагающих принципах организации и деятельности прокуратуры, о задачах прокуратуры, которые на­прямую связаны с укреплением законности и правопорядка, а так­же о непосредственных задачах прокуроров — должностных лиц прокуратуры и об их полномочиях как в различных отраслях надзора, так и рамках сложившейся иерархии прокурорской системы и средствах реагирования на допускаемые нарушения закона. Учебная дисциплина «Прокурорский надзор» раскрывает вопросы, ка­сающиеся методики и тактики осуществления прокурорского над­зора в различных его отраслях и основных направлениях деятельно­сти органов прокуратуры. Курс «Прокурорский надзор» дает возмож­ность глубже изучить формы и методы осуществления прокурорского надзора не только по выявлению нарушений законности, но и по принятию действенных мер для их устранения. Учебная дисциплина включает в себя освещение положений Закона о прокуратуре, при­казов Генерального прокурора РФ, принятых в исполнение указан­ного Закона, теоретических исследований, научных взглядов по про­блемам совершенствования прокурорского надзора.

Учебная дисциплина «Прокурорский надзор» уже самим назва­нием подчеркивает наличие особой функции одного из важнейших правоохранительных органов в системе органов государства. Отно­шение общественности к прокуратуре в разные исторические эпо­хи было неоднозначным. Тем не менее органам прокуратуры при­надлежало и принадлежит важнейшее место в системе государствен­ных органов, призванных поддерживать законность и правопорядок в стране.

Учебная дисциплина «Прокурорский надзор» рассматривает вопросы, определяющие жизнедеятельность прокурорской систе­мы, ее контрольно-надзорную роль в механизме государственной власти и управления. Она раскрывает весь комплекс функций и направлений надзора, дает анализ его законодательной базы, дей­ственности и пробелов функционирования в различных областях общественной жизни.

Система курса «Прокурорский надзор» делится на две части: общую и особенную. Общая включает в себя вопросы, касающиеся рассмотрения прокурорского надзора с точки зрения государствен­ной деятельности, отрасли права, учебной дисциплины, истории развития прокуратуры, принципов организации прокуратуры, фун­кций, задач прокуратуры, ее системы и т.д. Особенная часть пред­полагает изучение подотраслей прокурорского надзора, их предме­та, полномочий прокуроров при осуществлении надзора, средств прокурорского реагирования на допущенные нарушения закона в различных сферах деятельности, поднадзорных прокуратуре, тактики и методики прокурорского надзора.

Учебная дисциплина «Прокурорский надзор» тесно связана с рядом других юридических дисциплин, затрагивающих те или иные вопросы, являющиеся центральными, основными для прокурорского надзора. Так, в теории государства и права прокуратура рассматри­вается с точки зрения ее роли в обеспечении законности и право­порядка, а прокурорский надзор — в качестве одного из видов го­сударственной деятельности. Учебная дисциплина «Конституцион­ное право Российской Федерации» предусматривает изучение конституционных норм, определяющих основные положения организации прокуратуры; порядок назначения Генерального про­курора РФ, прокуроров субъектов Федерации и иных прокуроров; место прокуратуры в системе других органов государства и взаи­моотношения между ними. Наиболее тесно с дисциплиной «Про­курорский надзор» связана учебная дисциплина «Правоохрани­тельные органы», один из подразделов которой посвящен проку­ратуре, ее задачам, функциям, системе органов, вопросам организации. Учебные дисциплины «Уголовный процесс», «Граж­данский процесс», «Арбитражное право» освещают полномочия прокурора соответственно в уголовном, гражданском, арбитраж­ном судопроизводстве.

Учебная дисциплина прокурорского надзора имеет связь и с дру­гими правовыми дисциплинами, поскольку предмет прокурорско­го надзора охватывает исполнение и соблюдение законов в самых разнообразных сферах деятельности человека, общества и государ­ства.

 


7. Органы и учреждения прокуратуры РФ.

 

В соответствии со ст. 11 закона о прокуратуре «систему прокуратуры Российской Федерации со­ставляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Феде­рации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также проку­ратуры городов, районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры».

Верхнюю ступень в иерархической лестнице системы органов прокуратуры занимает Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Система территориальных прокуратур Российской Федерации соответствует федеративному уст­ройству России. Согласно ст. 5 Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, облас­тей и т.д. В каждом из субъектов имеется соответствующая прокуратура.

В прокуратурах субъектов Федерации действуют сообразно административно-территориальному делению прокуратуры городов, районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокуро­рам республик, краев, областей и т.д. Имеющиеся здесь определенные особенности обусловлены истори­ческими и местными традициями, нашедшими отражение в конституциях республик и учредительных до­кументах иных субъектов Федерации. Так, согласно Конституции Республики Тыва административно-территориальными единицами в ней являются кожууны и города. Поэтому в этой республике прокуратуры имеют название «кожуунные» и «городские». Для более действенного и оперативного осуществления про­курорского надзора, приближения прокурорских органов к населению в городах-столицах республик, краевых и областных центрах образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур.

В большинстве субъектов Федерации имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краев и областей образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют над­зор на территории нескольких районов.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Фе­дерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Срок полномочий Генерального прокурора РФ пять лет.

Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры РФ, издает обязательные для испол­нения всеми работниками и учреждениями органов прокуратуры приказы, указания, распоряжения, по­ложения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации материального и социального обеспечения указанных работников.

Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанав­ливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокуро­ром РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, опреде­ляемыми субъектами Российской Федерации.

Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождают­ся им от занимаемой должности.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят дея­тельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора РФ издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работни­ками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вы­шестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моло­же 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.

В Генеральной прокуратуре образуются коллегии в составе Генерального прокурора РФ (предсе­датель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, на­значаемых Генеральным прокурором РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ.

В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокуроров субъектов РФ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.008 с.)