Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, объект и задачи надзора.

Поиск

Предметом данной отрасли прокурорского надзора является:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных и арестованных;

- законность нахождения лиц в исправительных учреждениях, исполняющих наказания по приговорам судов, а также учреждениях, исполняющих решения о принудительных мерах воспитательного и медицинского характера;

- соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу;

- соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

- соблюдение установленных законодательством РФ порядка и условий содержания вышеуказанных лиц;

- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы

 

Объектами надзора являются учреждения и ор­ганы, исполняющие наказания.

Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возложено на службу судебных приставов, которая входит в систему Министерства юстиции РФ. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требова­ния судебных актов и актов других органов о взыскании денеж­ных средств исполняются налоговыми органами, а также банка­ми и иными кредитными организациями. Однако названные ор­ганизации не являются органами принудительного исполнения. Наказания в виде обязательных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью испол­няются уголовно-исполнительной инспекцией по месту жи­тельства осужденного, исправительным центром, исправитель­ным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Тре­бования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью испол­няются администрацией организации, в которой работает осу­жденный. На уголовно-исполнительную инспекцию возложено также исполнение наказаний в виде исправительных работ. Наиболее значимой частью общей системы исполнения уго­ловных наказаний являются учреждения уголовно-исполни­тельной системы, на которые возложено исполнение наказаний в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни. Осужденные к ограничению свободы отбыва­ют наказание в специализированных учреждениях — исправи­тельных центрах. Осужденные к аресту отбывают наказание по месту осужде­ния в арестных домах. В исправительных учреждениях отбыва­ют наказание лица, осужденные к лишению свободы. Исправи­тельными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функцию исправительных учреждений в отношении осужденных, оставлен­ных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Согласно закону исправительные учреждения предназначаются для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на исправительные ко­лонии общего режима, исправительные колонии строгого ре­жима, исправительные колонии особого режима. В тюрьмах содержатся осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет с отбыванием части срока наказания в тюрьме, а также осужденные, переведенные в тюрьму на срок до трех лет за нарушение установленного порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего, строгого и осо­бого режимов, а также осужденные к лишению свободы, остав­ленные в тюрьме по предусмотренным в законе основаниям (для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию с письменного согласия осужденного; осужденные к лишению свободы при необходимости производства с их участием след­ственных действий по делу о преступлении, совершенном дру­гим лицом, на срок, установленный в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; по иным основаниям).

Прокурор осуществляет надзор за законностью в деятельно­сти администраций всех перечисленных органов и учреждений, исполняющих наказания и меры принудительного характера, назначенные судом.

Одной из главных задач прокурорского надзора при этом является соблюдение установленных законодательством Рос­сийской Федерации прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутым мерам принуди­тельного характера, порядка и условий их содержания.

Военные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законов в дисциплинарных воинских частях и на гауптвахтах воинских гарнизонов.

 

2. Полномочия прокурора. Организация прокурорского надзора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения.

3. Полномочия прокурора в этой отрасли во многом сходны с полномочиями в отрасли общего надзора.

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурор вправе:

- посещать в любое время вышеуказанные органы и учреждения;

- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

- знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены, либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

- требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

- проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации вышеуказанных органов и учреждений;

- требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления;

- возбуждать производство по делу об административных правонарушениях;

- отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных;

- немедленно освобождать лиц, заключенных под стражу и осужденных, своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

В местах лишения свободы прокуратура надзирает за установленным уголовно-исполнительным законодательством порядком и условиями содержания лиц в перечисленных выше учреждениях.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию не связанному с лишением свободы.

Надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Законом РФ «О прокуратуре РФ».

Деятельность прокурора регламентируется Приказом Генерального прокурора «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 30.01.2007 № 19.

В учреждениях пенитенциарной системы РФ, несмотря на прокурорский надзор, продолжает оставаться кризисная ситуация, характеризующаяся нарастанием социально-психологической напряженности, ухудшением материально-бытового и санитарно-медицинского обеспечения содержащихся под стражей лиц. Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не всегда обеспечивают уважение человеческого достоинства. Не обеспечивается право осужденных на личную безопасность.

В связи с этим Генеральной прокуратурой РФ были предусмотрены дополнительные меры, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, а также администрациями органов, исполняющих наказание, назначенное судом. К числу таких мероприятий относятся:

- ориентация прокурорского надзора на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы;

- обращение особого внимания при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными;

- организация жесткого контроля за фактическим устранением выявленных нарушений законности;

- реагирование на факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры;

- использование в полной мере властных прокурорских полномочий для повышения ответственности руководителей органов внутренних дел за соблюдение законности в учреждениях и органах, исполняющих приговоры судов;

- постоянный анализ практики прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний с учетом материалов расследования уголовных дел о преступлениях в исправительных и воспитательных колониях и использование результатов для совершенствования организации и повышения эффективности прокурорского надзора;

- осуществление проверок следственных изоляторов не реже одного раза в месяц во взаимодействии с отраслевыми управлениями и отделами;

- принятие безотлагательных мер к восстановлению нарушенных прав, немедленному освобождению незаконно содержащихся под стражей и наказанию виновных в нарушении закона;

- обращение особого внимания при осуществлении надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах законности проводимых мероприятий по своевременному выявлению и предотвращению преступных проявлений, раскрытию совершенных преступлений, пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными и заключенными;

- активное применение уголовно-правовых методов борьбы с нарушителями режима содержания для предупреждения массовых беспорядков, захватов заложников, умышленных убийств и иных преступных проявлений в местах лишения свободы;

- незамедлительный выезд на места руководителей прокуратур республик, краев, областей в случаях возникновения в исправительных учреждениях, следственных изоляторах чрезвычайных происшествий для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности;

- осуществление постоянного надзора за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исполнительной системы, и незамедлительное опротестование в случае несоответствия их закону;

- регулярные проверки законности досрочного освобождения от отбывания наказания, а также установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

- установление четкого взаимодействия в работе прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с территориальными прокуратурами, особенно в вопросах борьбы с преступностью;

- обеспечение прокурорского надзора за исполнением наказания в виде исправительных работ, требования от соответствующих органов принятия мер к повышению эффективности этого вида наказания;

- усиление надзора за соблюдением законов о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также органами внутренних дел, в подчинении у которых находятся эти учреждения;

- рассмотрение работы с поступающими жалобами как важнейшей составной части деятельности по укреплению законности при исполнении уголовных наказаний, защите прав осужденных и заключенных;

- требование принятия по каждому обоснованному обращению исчерпывающих мер;

- осуществление проверки жалоб о наиболее серьезных нарушениях с выездом на место;

- вынесение при необходимости вопроса о состоянии законности при исполнении уголовных наказаний на рассмотрение в местные органы исполнительной власти;

- повышение спроса с прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, оказание им необходимой помощи, запрещение отвлечения этих работников для выполнения обязанностей, не связанных с надзором за законностью исполнения уголовных наказаний;

- установление деловых связей с общественными организациями, занимающимися проблемами исполнения наказаний в целях обеспечения гласности в работе, оказание им необходимой помощи и содействия в выполнении ими своих обязанностей;

- принятие мер к улучшению организации профессиональной учебы отраслевых кадров;

- обеспечение действенного надзора за законностью в деятельности центральных органов управления уголовно-исполнительной системы Минюста России;

- обеспечение фактического устранения нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, создания условий содержания подследственных и осужденных, отвечающих международным нормам и российскому законодательству;

- осуществление тесного взаимодействия с компетентными органами зарубежных стран в вопросах передачи осужденных для отбывания наказания на Родине в целях создания наиболее благоприятных условий для исправления осужденных, соблюдения прав человека, вытекающих из межгосударственных соглашений (права на родной язык, обычаи, религию, культуру).

Проверки проводятся в плановом порядке и по сигналам о нарушениях закона поднадзорными органами. Генеральный прокурор в Приказе №19 обязывает нижестоящих прокуроров проводить проверки исполнения законов в органах и учреждениях, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы не реже одного раза в квартал, а прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах, военным прокурорам - на гауптвахтах, ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных.

Не менее одного раза в полугодие обобщать состояние законности и прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний, а также содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений под стражей в следственных изоляторах, на гауптвахтах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.71 (0.008 с.)