Правовые средства прокурорского реагирования.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые средства прокурорского реагирования.



Обязанность прокурора устранять выявленные или ставшими ему известными нарушения законов предполагает необходимость нормативного наделения его рядом прав и обязанностей. Для этого в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и других законах, регулирующих прокурорский надзор, предусматривается комплекс специфических полномочий прокуроров по обеспечению устранения нарушений законов. Такие полномочия в теории и практике прокурорского надзора принято именовать правовыми средствами реагирования прокурора на нарушения законов, выявленные при осуществлении надзора за исполнением законов.Их можно определить как yстановленные законодательством полномочия прокурора по устранению выявленных нарушений законов, их причин и способствующих им условий, привлечению к ответственности виновных и предупреждению нарушений закона.

Свою реализацию правовые средства реагирования прокурора нарушения законности находят в форме актов прокурорского надзора и актов прокурорского реагирования. Акты прокурорского реагирования должны быть законными, обос­нованными и мотивированными.

Протест прокурора - акт реагирования на противоречащий закону правовой акт должностного лица, в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо приведение его в соответствие с законом.

Протест прокурора приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Данный протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Протест состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Во вводной части указываются место и дата вынесенного протеста, наименование должностного лица или органа, который издал этот правовой акт, наименование опротестованного акта, его номер и дата.

В описательной части протеста излагается содержание опротестованного акта или той его части, которая противоречит закону, а также юридическое обоснование протеста.

Резолютивная часть протеста содержит предложения прокурора о том, что следует сделать для устранения нарушения закона, указание о необходимости рассмотрения протеста не позднее чем в десятидневный срок с сообщением об этом прокурору, а также наименование должности, звание и фамилия прокурора, подписавшего протест.

Представление прокурора - акт реагирования прокурора на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данных правонарушений.

Внесение представлений направлено на устранение выявленных правонарушений и обстоятельств, способствующих им, и их предупреждение в будущем.

Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания данного органа.

Представление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Во вводной частиуказываются место и дата вынесенного представления, наименование должностного лица или органа, который полномочен устранить допущенные нарушения.

В описательной частипредставления излагается существо выявленных прокуратурой нарушений закона, причин и условий, способствовавших этим нарушениям, указание на конкретных лиц, виновных в них, источник получения сведений о нарушениях закона.

Резолютивная частьпредставления содержит указание о необходимости рассмотрения представления и принятия конкретных мер по нему не позднее чем в месячный срок с обязательным сообщением об этом прокурору; предложения прокурора о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении закона, если в этом имеется необходимость; меры, предлагаемые прокурором для устранения нарушений закона, причин и условий, способствующих этим нарушениям; наименование должности, звания и фамилию прокурора, подписавшего представление.

Постановление прокурора - акт реагирования прокурора на административный проступок.

Решение о возбуждении производства по делу об административном правонарушении выносится исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Если в деянии лица содержатся признаки общественно опасного деяния, признаваемого преступлением, прокурор направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В случае же, если деяние должностного лица носит характер административного проступка, прокурор принимает решение о привлечении данного лица к административной ответственности, о чем выносится мотивированное постановление.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении прокурор направляет в тот орган или тому должностному лицу, которые вправе принимать решение о применении соответствующего взыскания. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Во вводной частиуказываются место и дата вынесения постановления, должность, звание и фамилия прокурора, вынесшего постановление, наименование должностного лица или органа, которым направляется постановление.

В описательной частипостановления излагается существо нарушения закона, причин и условий, способствующих этим нарушениям, делается ссылка на закон, который нарушен.

В резолютивной частипостановления содержатся предложения прокурора о наложении взыскания со ссылкой на ст. 25 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», разъяснение права обжалования данного постановления вышестоящему прокурору, указание о рассмотрении постановления не позднее чем в десятидневный срок, наименование должности, звания и фамилии прокурора, его подпись.

Также прокурор, реализуя свои полномочия в рамках надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, своим постановлением незамедлительно освобождает незаконно содержащихся в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, карцере, одиночной камере, дисциплинарном изоляторе и др.

Предостережение - акт реагирования прокурора на наличие сведений о готовящихся противоправных действиях, в котором содержится юридически обоснованное требование о недопущении нарушения закона.

Предостережение о недопустимости нарушения закона выносится в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Данное предупреждение объявляется в письменной форме должностным лицам, в отношении которых оно вынесено.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Предостережение может быть сделано правонарушителю наряду с постановкой вопроса о его материальной, дисциплинарной или административной ответственности.

При несогласии с предостережением оно может быть обжаловано лицом, которому объявлено предостережение, вышестоящему прокурору. О вынесении предостережения прокурор вправе сообщить администрации по месту работы, учебы, по месту жительства лица, которому оно объявлено.

Предостережение состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Во вводной части указывается должность, фамилия и инициалы, место жительства лица, к которому применено предостережение, время и место применения предостережения.

В описательной частиизлагается сущность возможного нарушения с указанием конкретного закона.

Резолютивная частьсодержит разъяснение сущности предостережения и права на его обжалование, наименование должности, звания и фамилия прокурора, применившего предостережение, его подпись, а также фамилию и подпись правонарушителя.

 

Тема 6. Надзор за соблюдением федерального законодательства.

Предмет и пределы надзора.

 

Надзор за исполнением законов - одно из ведущих направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Понятие предмета надзора за исполнением законов дано в ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В нем выделены два самостоятельных элемента:

1.Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов,действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и лицами.

Содержание используемого в ст.21 Закона понятия «соблюдение Конституции РФ и исполнение закона» включает в себя как собственно исполнение законов, представляющее собой активную деятельность по осуществлению содержащихся в них предписаний, так и соблюдение законов, которое обычно понимается как следование установленным законом запретам, воздержание от действий, которые законом признаются недопустимыми.

Часть 2 ст. 21 Федерального закона о прокуратуре гласит: «При осу­ществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения зако­нов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры ин­формации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором». По существу, в изложенном положении, кроме прочего, законодатель ставит вопрос о пределах прокурорского надзора за испол­нением законов.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор полномочен осуществлять надзор только за соблюдением Конститу­ции РФ и исполнением законов, действующих на территории Россий­ской Федерации. Следовательно, надзор за исполнением иных норма­тивных правовых актов поднадзорными объектами не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий.

Второй элемент предмета надзора включает в себя законность всех правовых актов. Сюда включаются не только нормативные правовые акты. Так, например, прокурор вправе принести протест и на незаконное распоряжение (приказ) руководителя организации в отношении подчиненного работника.

Пределы данного элемента предмета надзора выражаются в ис­черпывающем круге названных законодателем в ч. 1 ст. 21 Федераль­ного закона о прокуратуре органов и должностных лиц. В число под­надзорных субъектов не входят граждане. Исполнение законов этими субъектами гражданского общества обеспечивается разветвленной сис­темой органов исполнительной власти, органов местного самоуправле­ния, органами контроля (надзора) и их должностными лицами. В систе­му субъектов надзора не входят высшие органы государственной власти и суды.

Пунктом 2 ст. 21 Федерального закона о прокуратуре установле­ны также пределы этого элемента предмета надзора с позиции реализа­ции организационных форм деятельности прокуратуры. Заключается это в том, что органы прокуратуры при осуществлении надзора за ис­полнением надзора не подменяют иные государственные органы, не вправе налагать взыскания, а про­верки исполнения законов проводят на основании поступающей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования.

 

Полномочия прокурора

Перечень полномочий прокурора по надзору за исполнением закона содержится в ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», делятся они на три группы:

1) полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и спо­собствующих им условий;

2)полномочия по устранению нарушений закона;

3)полномочия по предупреждению нарушений закона.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения вышеуказанных органов;

- иметь доступ к их документам и материалам;

- проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

- требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

- требовать проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

- требовать проведения ревизий;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

- возбуждать производство об административном правонарушении по основаниям, установленным законом;

- требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

- предостерегать о недопустимости нарушения закона.

Следует иметь в виду, что прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», содержащих коммерческую, врачебную и иные виды тайн, и не вправе разглашать полученные сведения. Ознакомление с документами, которые содержат государственную, военную тайну (с грифом «Секретно» и «Совершенно секретно») осуществляется на основании соответствующего допуска.

Если устанавливается факт нарушения закона, то прокурор вправе освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, принести протест на противоречащие закону акты, обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; внести представление об устранении нарушений закона, обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.

Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Невыполнение требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия, в том числе в сфере общего надзора, влечет за собой установленную законом ответственность. Так, например, за невыполнение законных требований прокурора и за неявку по его вызову предусмотрена административная ответственность.

Осуществляя общий надзор, прокурор:

- выявляет нарушения законов;

- устанавливает причины и условия, способствующие нарушениям законов;

- принимает меры к устранению нарушений закона;

- принимает меры по предупреждению нарушений законов,

- принимает меры к устранению причин и условий, способствующих нарушениям законов,

- устанавливает лиц, допустивших нарушения законов;

- принимает меры к привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения законов.

В ходе проверки прокурор планирует место проведения проверки, с какими документами и материалами необходимо ознакомиться в целях получения сведений о нарушении закона, где и по каким вопросам изучить состояние законности, где, когда и какие прокурорские проверки провести, кому поручить проведение проверок, привлекать ли к проверкам специалистов и каких именно, какие направления или участки прокурорской работы следует изучить и проанализировать.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.012 с.)