Тема: «Назначение прокуратуры и сущность прокурорского надзора в РФ».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Назначение прокуратуры и сущность прокурорского надзора в РФ».



Тема: «Назначение прокуратуры и сущность прокурорского надзора в РФ».

Роль и назначение прокуратуры в государстве.

 

Вопрос носит больше информационный характер, в одно время вызывал огромный интерес – потому как были периоды недоверия к прокуратуре и высказывалась идея об исключении прокуратуры из органов государственной власти.

Но прокуратура обязательно должна быть в сильном государстве, проповедующем демократию и прочее.

РФ – это федерация, 82 субъекта, есть законодательство РФ и субъектов РФ. Огромные территории и численность населения – нужен орган, обеспечивающий точное и единообразное соблюдение законов.

Обер-прокурор был учреждён ещё Петром I, потом расширились в 1862 году не только до надзора, но и до участия в суде. Единственное, когда прокуратуры не было – это годы гражданской войны (вместо них трибуналы, РВК и прочее). С 1922 года её восстановили, роль и назначения менялись, раньше не за всеми органами надзирали, да и сейчас тоже.

НКВД – министерство внутренних дел впоследствии, они не поднадзорны до 1955 года были прокуратуре.

В советский и постсоветский период – надзор за министерствами и президентом не проводится, а вот за отдельными предприятиями – да.

Джатиев высказал мысль, что нужно, чтобы прокуратура могла надзирать над всеми, для обеспечения законности в демократическом государстве (владикавказский учёный, в журнале «Российская юстиция», в 2009 году опубликовано было). Так что над всеми обязанными соблюдать законы субъектами – то есть над всеми (и над президентом, и над депутатами, и прочее).

Но наше государство не готово распространить на все органы государства.

Поэтому сейчас достаточно широкий круг объектов прокурорского надзора, но не над высшими органами власти (лектор считает, что можно и над высшими).

 

Прокуратура нужна.

Назначение – обеспечение правильного исполнения закона. То есть надзор.

Часть 1 статьи 1 ФЗ «О прокуратуре». Но прокуратура кроме надзорных полномочий осуществляет и иные функции (функции – направления деятельности), прокуратура иные виды деятельности осуществляет: уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судом, координации деятельности правоохранительных органов и нормотворческая.

Нам назвали сейчас функции для того, чтобы это помогло определиться с местом прокуратуры в системе РФ. В Конституции заявлено, что у нас три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. И есть ещё Президент, который над ними находится.

Для смешанной формы характерно, что Правительство формируется Президентом под контролем Парламента (Президентом с согласия Парламента).

Прокурорско-надзорной нет власти (хотя, возможно, и можно было; во Франции их пять – прокурорско-надзорная и президентская ещё).

В Конституции закреплено, что есть федеральная система органов прокуратуры, полномочия определяются в ФЗ. Статья 129 Конституции.

Вопрос о месте прокуратуры остаётся открытым. Кто-то говорит, что это – орган при президенте, некоторые говорят, что исполнительная власть (обеспечивает исполнение закона, основной контроль – за органами исполнительной власти…), некоторые говорят, что законодательная власть, ведь она их принимает и должна же за ними контролировать (и прокурор от имени законодателя контролирует), а в Конституции он в судебной власти в главе.

Но единого мнения не было.

Раньше в конституциях были разделы «Правосудие и прокурорский надзор», когда принимали нашу – оставили эту одну норму про прокуратуру в этом разделе.

Прокуратура – конечно, не судебный орган. А что это за организация – кто его знает, у всех есть аргументы – президентская, исполнительная, судебная, законодательная или самостоятельная прокурорско-надзорная. Пока законодательно не будет определено – никто не может сказать наверняка.

Однако прокуратура всё-таки есть, и место её есть, хотя и не определено законодательно, где именно это место (больше намёк на самостоятельность всё-таки). «Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от именем РФ надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ» (часть 1 статьи 1 ФЗ «О прокуратуре»).

 

Цели прокурорской деятельности.

 

Цели прокурорской деятельности – часть 2 статьи 1, она начинается именно целями.

  1. обеспечение верховенства закона
  2. обеспечение единства и укрепления законности
  3. защита прав и свобод человека и гражданина
  4. защита охраняемых законом интересов общества и государства

 

Надзорная деятельность прокуратуры (в большей степени)

Основные направления деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора.

Основные направления деятельности – это функции направления. Основными функциями являются:

1) Надзор;

2) Уголовное преследование;

3) Участие прокурора в рассмотрении дел судом,

Координация деятельности ПО по борьбе с преступностью и правотворческая.

Утверждение обвинительного акта – начало уголовного преследования.

Всякая функция проявляется в полномочиях.

+4)Участие в рассмотрении дел

(но это скорее форма, а не функция)

Либо закон обязывает участвовать прокурора

Либо, когда он заметил правонарушение, которое требует восстановления в суде порядка.

+5. Функции международного сотрудничества (ст.2 Компетенция Ген.прокуратуры)

6, Функция воспитательная

(функции, которые характерны для права в целом)

 

Правотворчество:

1.Право на зак. Инициативу

2.Экспертиза нпа

3.Издание приказов Ген. Прокурором и прокурорами субъектов Федерации.

Отрасли – это основные направления надзорной деятельности прокуратуры.

1. За исполнение законодательство.

2. За соблюдением прав и свобод человека (пункт 3 части 2 статьи 1).

3. За исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнение закона судебными приставами.

5. Надзор за исполнением наказаний (надзор за исполнением законом администрациями, исполняющими наказания – там длинное название, на экзамен знать).

Отличаются своим предметом, объектом, полномочиями, пределами надзорных полномочий, актами прокурорского реагирования.

 

Принципы организации деятельности прокуратуры.

 

Статья 4 ФЗ «О прокуратуре».

ПРИНЦИПЫ – основные идеи, руководящие начала, которые лежат в организации деятельности прокуратуры.

1. принцип единства и централизации. Прокуратура – единая централизованная система. Это единый принцип (а не два принципа – принцип единства и принцип централизации).

Ген. Прокуратура

 

Прокуратура субъектов Военные прокуратуры

 

Прокуратура районов Гарнизонные пр.

Законность

3. независимости от органов гос. Власти. П.1 ч.2 ст.4 , от органов мсу

4. гласностьп.2.ч.2 ст.4.

5. информирования – информирует органы гос. Власти, органы мсу, граждан о состоянии законности.

6. принцип деполитизации, так как прокурорские работники не могут создавать политические партии, заниматься иной деятельностью… Это в учебниках названо. С точки зрения лектора, это скорее гарант независимости прокурорских работников от политических партий и прочего.

 

 

Акты прокурорского реагирования. Требования, к ним предъявляемые.

Требования к актам:

Акт является единовременным

Акт выносится только в том случае, если надо устранить нарушение закона и причины им сопутствующие.

Условия:

  1. Своевременность вынесения акта прокурорского реагирования
  2. Точность и достоверность указываемых в актах фактов
  3. Юридическая обоснованность и мотивированность
  4. Правильность выбранного пути вынесения акта реагирования
  5. Процессуальная форма –письменная (вводная, описательная, результативная)

Акты прокурорского реагирования – это те правовые средства, которые использует прокурор для устранения нарушений закона (при помощи которых прокурор принимает меры, направленные на устранение нарушений закона).

Сейчас внесены изменения в УПК и сейчас нет требования, хотя в ФЗ «О прокуратуре» осталось требование. Пункт 2 части 2 статьи 137 – постановление о направлении требования. То есть требование в виде постановления. Тут небольшое расхождение.

Следующие виды актов прокурорского реагирования:

1) Протест.

2) Представление.

3) Постановление.

4) Предостережение.

5) Заявление.

 

Часть 2 статьи 22 – требовать привлечения к иной установленной законом ответственности. Поэтому, пока в УПК было «требовать о возбуждении уголовного дела», то это подтверждало, что может требовать. Теперь же сложнее.

Часть 3 статьи 22 – освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых задержанию на основании несудебных органов (лектор считает, что это скорее должно быть в надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина). Три вида постановления выносится здесь.

 

1) Протест.

Протест – это акт прокурорского реагирования, который вносится на противоречащих закону правовой акт.

Проблема – что понимать под правовым актом? Понятия нигде нет.

Противоречащий закону РФ закон субъекта РФ?.. Непонятно. Лектор считает, что это не компетенция прокуратуры, а конституционного (уставного суда). Хотя и есть приказы прокурора, да и практика была – когда вносили протесты на постановления и законы субъекта. Но это было до тех пор, пока в Уставе Воронежской области не закрепили законодательную инициативу прокуратуре и обязательную экспертизу прокуратуры проектов закона. Поэтому фактически таковых законов, противоречащих законам РФ, сейчас нет.

Глубокое убеждение лектора – здесь не исполнение закона, а надо, чтобы за исполнением закона надзор был. Исполнение – это реализация и использование закона (а использование – это принимать решения…).

В теории предлагали понимать как акты применения права. Что поднадзорные акты в пределах своей компетенцией принимают решения и эти решения являются предметом надзора прокуратуры. И именно на эти решения должен реагировать прокурор, внося протест.

То есть скорее всего именно нужно понимать это правовые акты как акты применения права.

Всё остальное будет превышением, усмотрением лиц, которые пытаются дать оценку деятельности прокуратуры. А такого быть не должно – закон должен чётко исполняться, ведь предмет надзора – это исполнение закона.

 

Закон не устанавливает, но протест всё-таки должен быть в письменной форме.

Приносится протест на противоречащий закону правовой акт, скорее всего – акт применения права.

Приносится протест в органы или должностному лицу, издавшему акт, либо вышестоящему органу или должностному лицу.

Сроки. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10 дней с момента его поступления (не с момента вынесения протеста, а с момента поступления).

В исключительных случаях закон допускает установление сокращённых сроков – часть 2 статьи 23 ФЗ «О прокуратуре».

О результатах рассмотрения по протесту незамедлительно сообщают прокурору (то есть по истечению 10 дней). Отсутствие ответа на протест позволяет обратиться в суд, применить иные формы реагирования.

Если рассмотрение протеста коллегиальным органом – то должны прокурора уведомлять о дне заседания. Обязательности участия в таковом заседании нет, то он может пойти (это не обязанность, а право прокурора).

Протест до его рассмотрения может быть отозван прокурором, его принёсшим.

Здесь вопрос – раньше в законе СССР было сказано, что протест может быть не только прокурором, его принесшим, но и вышестоящим прокурором отозван. Однако устранено ли право отзывать протест вышестоящим прокурором? По буквальном толкованию – вроде бы как и да, но в прокуратуре действует принцип единоначалия, поэтому если вышестоящий прокурор принимает решение отзывать – то он может отдать требование отозвать протест (при несогласии вынесшего протест прокурором можно обжаловать ещё в вышестоящий). А сам вышестоящий прямо не может отозвать.

Протест выносится прокурором или заместителем (это относительно всех актов прокурорского реагирования)

 

2) Представление – вносится на нарушение закона, а также причины и условия, этому способствующие.

Если нарушение закона выражено в форме действия или бездействия, то скорее всего на него надо реагировать вынесением представления.

Однако в практике бывает, что представление выносится и в случае, когда правовой акты противоречит…

Цель – восстановить нарушенные права и устранить нарушение. Ну а если нельзя восстановить нарушенные права – то можно и представление вынести.

А протест – нельзя на действия, только на противоречащий закону правовой акт.

Выбор акта прокурорского реагирования – это субъективное усмотрение прокурора. Нигде не сказано, что по тому или иному акту можно только один акт реагирования. Практика показывает, что как правило один акт реагирования, но иногда бывает, что одного акта реагирования недостаточно – надо и противоречащий закону акт отменить, и лицо, принявшего акт наказать (тогда и протест, и представление – или постановление о привлечение к ответственности).

Сроки. Должно рассматриваться представление безотлагательно.

А о мерах, принятых по представлению – в течение 1 месяца должны сообщить.

Если речь идёт о коллегиальном органе – то прокурору сообщают, когда будет коллегиальное собрание или заседание и может придти.

Часть 3 статьи 24 ФЗ «О прокуратуре», прокурор должен информировать президента о несоответствии постановлений Правительства РФ законам.

3) Постановление.

Только прокурор наделён правом выносить постановление о привлечении к административной ответственности (помощники и заместители в прокуроре не вправе, только прокуроры могут).

4) Предостережение.

И прокурор, и заместитель вправе. Обязательно в письменной форме и вносится должностным лицам или руководителям (и закон говорит о иных лицах).

В случае неисполнения требований, содержащихся в предостережении, могут быть привлечены к иным видам ответственности.

В ФЗ «О прокуратуре» предостережение было введено в 1999 году.

В 80-м году приняли первый «О прокуратуре», в 82 ввели предостережение, в 87 внесли предписание (он так и не вернулся, протест не заменяет предписания, потому что предписание останавливало действия должностных лиц и организаций, которые нарушали закон немедленно – а сейчас такого положения нигде в ФЗ «О прокуратуре» нет).

Предостережения с 1990 по 1999 года не было, с 1999 года её ввели.

5) Заявление.

Заявление в суд. Речь идёт об одном виде заявления (по этой отрасли надзора) – о признании правового акта противоречащим закону. Это как альтернатива протеста. Решая вопрос о том, нужно ли опротестовывать или обращаться в суд с заявлением – тот вопрос решает прокурор.

В качестве условия обращения в суд не установлено законом обязательность внесения протеста – тут всё на усмотрение прокурора.

 

Статья 37. Прокурор

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

 

Надзор за исполнением законов о приёме, регистрации, учёте и разрешении заявлений и сообщений о совершённых или готовящихся (подготовляемых) преступлениях. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел.

 

Эти два вопроса соединены потому, что они связаны и взаимозависимы. Потому что уголовные дела возбуждают при наличии повода для возбуждения уголовного дела – статья 140 УПК РФ чётко закрепляет, что является поводом (их четыре, а по предыдущему кодексу их было больше): заявление о преступление, явка с повинной, направление прокурора, сообщение из иных источников (СМИ и прочее).

Как появление повода соотносится с приёмом, учётом и регистрации? Для нас повод – это имеющее материальную основу явление. И в этом поводе должна обязательно быть информация о преступлении содержаться.

Субъекты: дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа. Четыре субъекта, которые принимают решение о возбуждении уголовного дела при получении повода, они должны проверить сообщение о преступлении.

Они вправе: требовать производство проверок, исследование документов, предметов, трупов, привлекать специалистов, давать обязательные поручения органам дознания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

На практике проводят до возбуждения уголовного дела: осмотр места происшествия, объяснения (объяснения очевидца, явка с повинной), требовать проведения проверок и ревизий…

То же самое и в части 3: что он может сделать по ходатайству.

Но проверка – это уже поступившая информация о правонарушении, но если этим занимаются эти четыре субъекта. А кто у нас занимается учётом и приёмом заявлений? Ведь при приёме нельзя точно определить, кто будет заниматься расследованием.

Приём, учёт и регистрация – ими занимается не дознаватель, не орган дознания и не следователь, ведь о том, что этот орган занимается дознанием, мы узнаем чуть позже.

Приём, учёт и регистрация, с точки зрения лектора – даже сам порядок не установлен в законе. Хотя в статье 12 ФЗ «О полиции» установлен порядок приёма заявлений, но туда идут со всякими жалобами и заявлениями – и по нарушению общественного порядка, к примеру.

Эти полномочия по приёму и регистрации осуществляются не в рамках процессуальной деятельности, а в рамках организационной деятельности. Да, то, что сделать это обязаны – это да, но это скорее обязанность полиции, как структуры органа внутренних дел, занимающейся охраной общественного порядка. Поэтому надзор будет за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Это заявление становится поводом тогда, когда его направляют должностному лицу, которое его рассмотрит и проверит.

 

Приём, учёт и регистрация – это не процессуальная деятельность, а предшествующая процессуальной деятельности.

Но в пункте 1 указано: «права и свободы», но речь идёт о тех правах и свободах, которые вовлечены в процессуальную деятельность.

Поэтому с точки зрения лектора, эти приём, учёт и регистрация хотя и являются действиями, сопутствующими возбуждению дела, процессуальной деятельностью не является, это – ведомственная, управленческая деятельность. Он не регламентирован законом – не сказано в законе, в каком журнале и как регистрировать (это ведомственными нормативными актами, носящими подзаконный характер, устанавливается).

 

С точки зрения лектора, приём, учёт и регистрация – это надзор за правами и свободами, а вот рассмотрение и разрешение – уже надзор за процессуальной деятельностью.

Правда, на практики между ними такого различия не делается.

Есть пункт, что не реже, чем раз в месяц, прокурор должен проверять материалы учёта – в первую очередь для того, чтобы проверить, были ли сокрытые преступления.

В 2009 году – 376 дел, которые были возбуждены по материалам прокурорских проверок как сокрытые преступления, в с 2010 – 638 дел, это по Воронежской области.

Эта проверка является основанием для того, чтобы найти, есть ли нарушения процессуального законодательства – что не возбудили уголовное дело, когда должны были.

А если это законом не регламентировано (а порядок приёма, учёта и регистрации регламентируется не законом, а ведомственными актами), то и надзор прокурором не должно осуществляться, но так как это сопутствует – то прокурор всё же проверяет (для того, чтобы выявить сокрытие).

 

Вывод: рассмотрение и разрешение – надзор за дознанием и следствием. Приём, учёт и регистрация – надзор за соблюдением прав и свобод.

О каждом факте возбуждения уголовного дела прокурору направляют копию решения о возбуждения уголовного дела (направляют «незамедлительно»). Отказ от возбуждения – в течение 24 часов направляют копию. Информация, которая поступила в правоохранительные органы, но не получила закрепления – то она либо скрывается от учёта (это незаконно), либо направлено по подследственности (прокурор может в рамках проверки проверить).

Ещё один метод проверки: информация о правонарушениях поступает зачастую из лечебных учреждениях. Потому что о каждом факте поступления человека с огнестрельными ранениями или иными повреждениями, которые дают основания полагать, что было совершено преступление. Поэтому они направляют сообщения в полицию, а полиция приходит беседовать с таким человеком, дабы уточнить обстоятельства.

И налоговая тоже направляет, сообщает о признаках преступлениях.

 

Как фиксируется: если на личном приёме – то журнал личного приёма. Если по почте –то в соответствующем журнале, если по телефону – тоже соответствующий журнал…

Информацию могут и затребовать, жалобы и прочее – всё это является основанием для проверки прокурором.

Есть общие сроки по жалобам, а есть сроки по процессуальным – УПК устанавливает трое суток.

Что касается устранения нарушения закона. Часть 4 статьи 146 и часть 6 статьи 148 УПК РФ. Прокурор может отменить в течение 24 часов немотивированно возбуждённое уголовное дело. Если отказ в возбуждении – часть 6, если незаконно или необоснованно, то он его отменяет если дознавателя (и требует устранения нарушения), а если следователь – то в срок не позднее пяти суток отменяет постановления, вынести мотивированное постановлением, если нужно что-то дополнительно расследовать, и направляет его руководителю следственного органа.

А если было сокрыто преступление: если прокурор установит признаки преступления, то он может потребовать возбуждения уголовного дела (если достаточно материалов), либо проводить проверки. Что касается лиц, виновных в сокрытии – то на имя руководителя направляется представление, и те обязаны установить обстоятельства, выявить вину и привлечь к ответственности (скорее всего, это будет уже связано с увольнением с работы).

Тема: «Назначение прокуратуры и сущность прокурорского надзора в РФ».



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.101.93 (0.01 с.)