Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая природа участия прокурора в рассмотрении дел судом.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вообще, так, как это направление звучит в ФЗ «О прокуратуре» – участие прокурора в рассмотрении дел судом – у лектора всегда этот вид деятельности вызывал сомнения и интерес. Конечно, это необходимо, прокуратура этим занимается – и в прокуратурах области, и в прокуратурах района. Этот участок деятельности является достаточно существенным. Около половины работников занимаются участием в рассмотрении дел судом – нельзя сказать, что это половина объёма деятельности прокурора, ведь прокуратура ещё столько заявлений и жалоб принимает и проверяет, что по объёму не половина всё же. Участие прокурора в рассмотрении всех уголовных дел обязательно. В гражданских делах есть основания участия, которые чётко закреплены законом: при усыновлении, ограничении родительских прав и лишении их, признание недееспособным и ограниченно дееспособным. При рассмотрении этих дел обязательно участие прокурора. При лишении родительских прав прокурор может поставить вопрос перед судом – но истцом всё равно будут органы опеки. Прокурор привлекается для того, чтобы обеспечить правильное применение закона, чтобы не допустить нарушения прав несовершеннолетних. Отсюда получается, что обязательность участия прокурора – это предполагается, что нужно обеспечить надзор за соблюдением прав и законных интересов. Нигде это прямо не закреплено, но предполагается, именно участвует он именно с этой целью. Другое основание – когда прокурор сам принимает решение, что необходимо заявление для защиты интересов (защита социальных прав и свобод, восстановление на работе). В приказе генпрокурора №51 чётко прописывались случаи, когда прокурор может осуществлять эти полномочия. Как прокурор узнаёт о нарушении права, которое требует от него подачи искового заявления для защиты прав других лиц. По жалобам, заявлениям, по поступившей информации – он проверяет эту информацию (в рамках отрасли надзора за соблюдением прав и свобод), устанавливает нарушение и есть установит – то может принимать решение. Часть 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре», наряду со ссылкой на ГПК, АПК – прокурор обращается с иском или заявлением в суд в защиту этих интересов. Здесь законодательство развивалось достаточно непросто. Сначала было закреплено в ГПК РФ, что в любом случае прокурор мог обращаться в суд. В 1995 году полномочия прокурора в гражданском процессе начали ограничивать, было сказано, что участвует только в указанных законом случаях (в защиты публичных интересов, а также в защиту лиц, которые сами свои права не могут защитить их). Было недавно изменение – что может обращаться в суд в защиту социальных прав граждан. Поэтому в среднем где-то от 15 до 25% участия прокуроров в гражданских делах в суде (а по Лискам до принятия нового ГПК РФ (где-то 2000 год), до 75% дел рассматривались с участием прокурора в гражданском процессам). Арбитражные дела. Был введён с первым АПК РФ 1995 года. В соответствии с АПК 1995 года прокурорам разрешалось вступать в процесс всегда, когда он считал нужным поддержать интересы одной из сторон. Кроме того, он имел право заявлять иски в том числе. Там было если прокурор считает, что имеется определённая социальная и муниципальная значимость, то прокурор имел право участие в арбитражном процессе. Статистика была такова: с 1995 по 2000 года была активность прокуратуры в арбитражном суде, а с нового АПК РФ – активность поубавилась. Был приказ генпрокурора, в котором по арбитражным делам участие прокурора рассматривалось. В арбитражном судопроизводстве не ниже прокурора субъекта РФ принимает участие. Есть управление, возглавляемое Ивановой Валентина Васильевна – она возглавляет управление по участие в гражданских и арбитражных судах.
Относительно гражданских дел – часть дел рассматривается по инициативе прокурора, когда прокурор выявляет определённые нарушения закона, требущие подачи от него искового заявления. Участие прокурора – это либо результат надзорной деятельности, либо цель надзорной деятельности – в любом случае, надзор в арбитражном и гражданском процессе.
В уголовном процессе немного по-другому. Уголовные дела публичного и частно-публичного характера – они могут рассматриваться в суде только тогда, когда будут утверждены прокурором. В ином случае дела не подлежат рассмотрению. В практике ещё профессор Кокорев рассказывал, когда дело дошло до надзорной инстанции, а обвинительное заключение не было утверждено прокурором (это ещё до 80-х годов было), и решение было отменено и возвращено для производства предварительного расследования. Но это, пожалуй, единственный случай. После утверждения обвинительного заключения и обвинительного акта – направляется дело в суд на рассмотрение. Прокурор, обеспечивая надзор за расследованием уголовных дел, заканчивает этот вид деятельности утверждением обвинительного акта или заключения. Прекращается уголовное дело с согласия прокурора (если дознаватель), а если следователь – то об этом уведомляют прокурора. В досудебных стадиях есть функция надзора, в судебных – прокурор является основным субъектом уголовного преследования. Сложный вопрос, где грань между уголовным преследованием и надзором. О.Я. Баев и В.А. Лазарева считает, что в досудебных стадиях основная функция – уголовное преследование, а надзор – это форма осуществления этой функции. Лектор видит эту проблему немного по-другому. Основное назначение прокуратуры – это обеспечение надзора за исполнением законов, а все иные возложенные на прокуратуру функции – они тем или иным образом связаны с надзорными функциями прокуратуры. Если эти функции иные, не надзорные – то возникнуть противоречия и как, спрашивается, разрешать одному субъекту эти противоречия. По уголовному процессу – с момента возбуждения уголовного дела и до окончания расследования уголовного дела прокурор осуществляет функции надзора. Если заканчивается обвинительный акт или заключение, то, осуществляя надзор, прокурор решает, есть ли основания для направления дела в суд. Утверждение – это требование, адресованные суду о рассмотрении дела и о привлечении обвиняемого (подсудимого) к ответственности. Функция уголовного преследования начинается с момента утверждения обвинительного акта или заключения. И эту функцию он реализует так: либо поддерживает государственное обвинение, либо отказывается от обвинения. Участие прокурора при рассмотрении уголовных дел в суде – это результат его надзорной деятельности. По сути и требования, содержащиеся в протесте и требования, содержащиеся в утверждении обвинительного акта – они схожи. В протесте он доказывает, что было совершено правонарушение и его нужно устранить, а в утверждении обвинительного акта – нужно доказать, что уголовный закон был нарушен. Поэтому лектор считает, что участие прокурора при рассмотрении дел судом – это поддержание требований, адресованных им суду в утверждённом обвинительном акте или заключении. Между надзором и участием нельзя поставить разницу – ведь если поставить, то прокурору должно быть всё равно, как именно будут рассматривать дело, в котором он участвует. С точки зрения лектора, эта связка надзорной деятельности и участия дела в суде должна быть – на стадии досудебной это надзор, на судебной – это поддержание своих же требований, которые они адресуют суду по результатам своей же надзорной деятельности. Участие в суде – это форма, а не направление деятельности. Но это всё же направление деятельности в ФЗ «О прокуратуре». Функция – это основное направление деятельности, и многое зависит от цели деятельности. Цель деятельности – это не просто участие (самое участие – это форма реализации полномочий прокурора). С точки зрения лектора, участие прокурора – это форма, а само основание для участия прокурора – это поддержание требования о признании лица виновным в совершении преступления. Отсюда получается, что при рассмотрении дел судом прокурор продолжает осуществлять функцию надзора. Прокурору предоставлено право обжалования решения суда – и это подтверждает то, что у прокурора тут тоже надзорные полномочия. И апелляционные, и кассационные, и надзорные представления могут быть принесены прокурором. Есть, правда, одно «но». Не только правовой акт, который прокурор использует для обращения внимания вышестоящего суда на нарушение закона – и прокурор приносит «представление» (а не жалобу, как все остальные). Мы говорим, что прокурор обжалует – хотя он, конечно, представление как акт пишет (ведь нельзя же сказать «опредставляет»). С принятием нового процессуального законодательства (ГПК, АПК, УПК) правовые последствия принесения таковых представлений изменились. Если раньше протест прокурора влёк за собой в обязательном порядке пересмотрение дела, то сейчас этого нет – процессуальным основанием является решение судьи, который знакомится с материалами дела и принимает решения о надзорной инстанции (по кассации это право прокурора сохраняется, а по надзору – нет). Когда это новшество вводилось, то мы таким образом лишились одной из гарантий пересмотра дел, решения которых вступили в законную силу – потому что сейчас всё зависит от суда.
Общий вывод, оносительно всех видов процессуальной деятельности – прокурор всё-таки осуществляет элементы надзорной деятельности. Участие для участия – это не цель. Участвовать с целью поддержать обвинения и доказать, что лицо совершило преступление или что было нарушено гражданское право – это цель. У Лазаревой есть мнение, что, участвуя в государственном обвинение – это представитель обвинительной власти государства. Обоснование у этой идее в принципе есть, но лектора это немножко смущает – термин «Обвинительная власть», он требует о привлечении лица к ответственности, а вот то, что обвинительная власть – в представлении лектора, участие в процессе – это результат надзорной деятельности прокурора, это требование или поддержание требования либо о привлечении к уголовной ответственности, либо устранение нарушений закона, либо защита гражданских прав… И потом, если в уголовном процессе даже и обвинить, то в других же нет. И потом, цель участия прокурора – защита прав потерпевшего, интересов общества, самоцель – не обязательно обвинить, а защитить правопорядок и прочее. Получается, форма участия: поддержание требований. Функция прокурора в суде – поддержание государственного обвинения. Ещё М.О. Баевым и Зеленецкий выдвигалась идея, что прокурор, утвреждает государственное обвинение и потом поддерживает его. Утверждение обвинительного заключения или акта – это стадия возбуждения уголовного дела, а в суде – стадия рассмотрения (М.О. Баев), но стадии – это вообще этапы, которые характеризуются полномочиями субъектов, субъектами, целями, задачами и прочим. И в данном случае утверждение обвинительного заключения или акта не подпадает под эти признаки стадии – ведь он только знакомится с материалами дела и даёт оценку собранным и отражённым в обвинительном акте или заключении доказательствам. Он не может даже исследовать доказательства – он их только оценивает. Поэтому стадия предварительного расследования заканчивается утверждением обвинительного заключения или акта или по принудительным мерам принудительного характера. Неутверждённое прокурором обвинительное заключение или акта не имеет юридической силы. А далее начинается стадия подготовки дела к судебному разбирательству. Стадия – это этап, где могут несколько функций осуществляться. А функций может быть несколько, направлений деятельности. Мнения разные, мнение лектора: участие прокурора в суде – это результат надзорной деятельности, которое проявляется в необходимости устранения нарушений закона в рамках гражданского, арбитражного, административного и уголовного процесса.
Сейчас у прокуратуры расширяют полномочия. Самый лучший вариант был бы, если бы всё имело своё название. И для рассмотрения дел в суде лектор бы называла «надзор за рассмотрением дел в суде». Лектору импонирует точка зрения Джатиева – что прокуратура должна распространять надзор за всеми субъектами применения права, не может быть никаких исключения. Хотя Лазарева считает, что не может быть двух представителей власти в суде.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.6.41 (0.014 с.) |