Организация и структура управления в органах прокуратуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и структура управления в органах прокуратуры.



Организация и структура управления в органах прокуратуры.

В соответствии со ст. 11 закона о прокуратуре «систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры».

Организация управления в органах прокуратуры действует по вертикальному принципу. Основу управления составляет Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая возглавляется Генеральным прокурором.

Генпрокуратура РФ. Генпрокурор РФ согласно ст. 129 Конституции РФ руководит системой прокуратуры РФ. Для этих целей создана и действует возглавляемая им Генпрокуратура РФ. Назначение на должность и освобождение от должности Генпрокурора РФ относится к ведению Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на эту должность представляет Президент РФ. Прошедшее процедуру утверждения по результатам тайного голосования лицо приводится к присяге Председателем Совета Федерации. Вопрос об освобождении от должности Генпрокурора РФ рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента РФ.

Генпрокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Генпрокурора РФ.

Структуру Генпрокуратуры РФ составляют главные управления (например, Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства), управления (управление правового обеспечения, управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний) и отделы (в настоящее время таковые отсутствуют), возглавляемые начальниками - старшими помощниками Генпрокурора РФ. В этих подразделениях работают начальники отделов, старшие прокуроры и прокуроры. Кроме того, Генпрокурор РФ имеет советников, старших помощников и помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям.

В пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда Генпрокурор РФ устанавливает штаты и структуру Генпрокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений. Каждое из этих подразделений действует в соответствии с положением о нем, утвержденным Генпрокурором РФ.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Кадровый состав коллегии утверждается Генеральным прокурором по представлению Главного военного прокурора.

Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора РФ.

Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, в Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет. В него входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах этого уровня образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники.

Структурно прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники этих структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов Федерации, которые назначают их на должность и освобождают от нее.

Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые руководят их деятельностью, вносят вышестоящим прокурорам предложения о кадровых изменениях.

 

Законность и целесообразность в деятельности правоохранительных органов.

Принцип законности.

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными учреждениями и. организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами.

Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". К законам относятся,. Как отмечено выше (см. § 3 гл. II), федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут.

Федеральные законы обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Соответственно законодательные акты, издаваемые органами субъекта Федерации, действуют на территории данного субъекта.

Для правоохр органов данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности, как отмечено выше при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона.

Принцип законности в деятельности прокуратуры - важнейшее общеправовое начало деятельности всех субъектов правоприменения; Это главенст­вующий принцип в деятельности прокуратуры, обеспечивающий верховен­ство закона, единство и укрепление законности.

Требование обеспечения законности для прокуратуры несколько ос­ложнено тем, что по Конституции РФ Генеральный прокурор РФ не наде­лен правом законодательной инициативы1. Прокуроры реализуют эту зада­чу в рамках полномочий по участию в правотворческой деятельности (ст. 9 Закона о прокуратуре).

Принцип законности означает обеспечение ее требований в деятельно­сти самих органов прокуратуры. Этой задаче способствует со­вокупность норм, определяющих требования к лицам, назначаемым на долж­ности прокуроров и следователей, касающиеся их профессиональных и моральных качеств, уровня образования, возрастного ценза для лиц, заме­щающих должности прокуроров, порядка назначения на должности проку­роров, аттестации прокурорских работников.

Принцип целесообразности.

Правовая (юридическая) цель есть будущий результат, то, к чему стремятся субъекты правотворческой и правореализационной деятельности. Цель представляет собой особую форму знания, направленного на юридическое преобразование действительности,

Цели правоохранительной деятельности подразделяются на два вида:

I. Непосредственные цели:

1) обеспечение и защита (охрана):

- нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

- нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления;

- нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- общественного строя Российской Федерации;

- установленных системы хозяйства и обеспеченности;

- порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;
-обеспечение реализации актов судебных и других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве;
- установка на то, чтобы каждый совершивший правонарушение был справедливо наказан и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.

II. Цели более высокого уровня, совпадающие с целями всего государства и общества:
- укрепление законности и правопорядка;

- профилактика правонарушений;

- исправление осужденных;

- правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц.

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, «своих» результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности. Достижение этих результатов, в конечном счете, обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений).

 

8. Назовите принципы организации и деятельности прокуратуры и раскройте их содержание.

Под принципами организации и деятельности прокуратуры понимаются основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы.

Принцип законности означает, что выполнение органами прокуратуры надзорной и иных функций должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, при неукоснительном соблюдении закрепленных законом прав и интересов личности, общества, государства. Законность в деятельности прокуратуры означает, кроме того, направленность этой деятельности на обеспечение верховенства закона и иерархичности права, соблюдение закрепленных Конституцией и законом прав и свобод граждан, установленного порядка поддержания законности в деятельности правоохранительных органов.

Принципы единства и централизации. В ст. 129 Конституции закреплено, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ. Закон о прокуратуре, кроме того, указывает, что система органов и учреждений прокуратуры является федеральной.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, СМИ. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан.

Принцип независимости. Органы прокуратуры при осуществлении своей деятельности независимы от федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений. Сущность данного принципа состоит в том, что, осуществляя возложенные на него функции, каждый прокурор в своей деятельности независим и должен руководствоваться исключительно законами и издаваемыми в соответствии с ними приказами и указаниями Генпрокурора РФ. Таким образом, прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность. Закон о прокуратуре (ст. 5) указывает на недопустимость вмешательства в прокурорскую деятельность, что является важной гарантией независимости прокуроров.

 

9. Информационно-аналитическая работа, в органах прокуратуры: прогнозирование, планирование, стимулирование (мотивация), контроль.

Сущность информационно-аналитической работы, как правило, заключается в сборе (накоплении), обработке (обобщении и оценке) информации и подготовке выводов и предложений по повышению эффективности надзорной или иных видов деятельности. При этом основное внимание уделяется –анализу состояния законности на территории или объекте, входящих в сферу компетенции конкретной прокуратуры. Под состоянием законности в данном случае подразумевается положение дел с преступностью и нарушениями законов непреступного характера. Исходя из этого информационно-аналитическая работа прокуроров включает сбор, накопление и анализ информации об исполнении законов, выявленных нарушениях, а также о состоянии борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики, о деятельности правоохранительных и контролирующих органов, о деятельности конкретной прокуратуры.

 

Накопление сведений и сообщений происходит путем введения в делопроизводство определенной номенклатуры дел, в том числе с применением компьютерного учета, в которых систематизируется и хранится информация. Получают распространение различные компьютерные программы, автоматизированные информационные комплексы (АИК) «Надзор», «Кадры», «Пенсия» и др.

 

В процессе аналитической работы поступившие сведения систематизируются по территориям наибольшего распространения правонарушений, основным объектам нарушений законов, в некоторых случаях по кругу лиц, допустивших нарушения, степени распространенности нарушений.

 

Прогнозирование представляет собой процесс получения информации о будущем состоянии явлений, событий, процессов. В органах прокуратуры прогнозируется развитие состояния законности или отдельных ее элементов на перспективу, развитие организационной структуры, состояние кадрового обеспечения и иные аспекты.

 

Статьями 21 и 26 Закона «О прокуратуре РФ» вводятся определённые ограничения на предмет прокурорских проверок: органы прокуратуры не должны подменять при осуществлении надзора иные государственные органы. Прокуратура может уполномочить провести проверку деятельности турфирмы иные государственные органы. Для этого, как правило, направляется обязательное для исполнения поручение. Так, если проверка касается вопроса соблюдения прав потребителей, ее по указанию прокуратуры может осуществить Роспотребнадзор. Если имеется информация о возможном совершении экономического преступления - МВД России. В прокуратуре такие проверки именуются «совместными» или «с привлечением специалистов».

Планирование — разработка системы мероприятий по совершенствованию деятельности прокуратуры на определенный период времени с обязательной их реализацией в работе проку­рорских органов.

Каждое планируемое мероприятие должно иметь основание, к которым относятся как решения вышестоящих органов прокуратуры, так и результаты обобщения обращений граждан, анализ состояния законности и др.

К типичным мероприятиям, включаемым в план, относятся такие, как: подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период, обсуждение их на совещаниях, прокурорские проверки исполнения законов, обобщения практики прокурорского надзора, мероприятия, связанные с повышением деловой квалификации, заседания коллегии и др.

Планы должны быть комплексными, конкретными по предмету, месту, лицам и срокам его исполнения, реальными, т.е. основываться на правильном расчете имеющихся сил, средств и времени, необходимых для их выполнения.

В органах прокуратуры применяют три вида планов: а) перспективные (на год и более); б) текущие (полугодовые, квартальные и месячные); в) краткосрочные (недельные, ежедневные). Разновидностями планов являются планы работы органов прокуратуры по повышению деловой квалификации, планы стажировки, планы проведения надзорных проверок и др.

Основными планами в органах прокуратуры, которые, как правило, составляются на полугодие, являются: а) план работы прокуратуры; б) план основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; в) план работы постоянно действующего семинара по повышению профессиональной подготовки работников; г) план работы прокуратуры по взаимодействию со СМИ и общественностью и др.

При проведении объемных проверок или разрешении сложных материалов практикуется составление еженедельных планов-графиков. План-график — это таблица, в которую вносятся дни недели и конкретные мероприятия, запланированные на конкретное время каждого дня.

Используются и отраслевые планы, которые определяют деятельность прокуратуры по направлениям прокурорской деятельности. В таких планах группируются мероприятия, касающиеся одного направления деятельности или отдельной отрасли, например надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, о борьбе с коррупцией и др.

Процесс планирования обычно состоит из сбора необходимой информации, анализа состояния законности, разработки прогнозов, подготовки проекта плана, обсуждения проекта плана, утверждения плана и организации исполнения плана.

Осуществляется также планирование работы каждого прокурорского работника, в том числе прокурора, его заместителей и помощников. Для ведения личного календарного плана на практике используются еженедельники установленного образца, где предусмотрены разделы, что нужно сделать, в какое время, кого пригласить, кому позвонить, где необходимо быть и т.д.

Стимулирование (мотивация)

Существенное воспитательное значение имеет поощрение работников органов и учреждений прокуратуры. За примерное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются поощрения, предусмотренные статьей 41.6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Генеральный прокурор Российской Федерации может устанавливать и иные виды поощрений.

Объявление поощрений, вручение наград, служебных удостоверений производится в торжественной обстановке с соблюдением специального церемониала Генеральным прокурором Российской Федерации или по его поручению заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным прокурором или прокурором иной специализированной прокуратуры, руководителем научного или образовательного учреждения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Контроль

В структуре управления работой органов прокуратуры важное место занимает контроль исполнения. Он особенно результативен, когда сочетается повседневный контроль отде­лов (управлений, помощника прокурора) с работой организа­ционно-контрольного подразделения прокуратуры при посто­янном внимании к нему со стороны руководителей (прокуро­ра, его заместителей).

Контроль за исполнением нормативных актов Генерально­го прокурора РФ составляет существенную часть работы по контролю исполнения.

Полномочия прокурора

1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

27 Раскройте структуру и содержание актов прокурорского реагирования

Организация и структура управления в органах прокуратуры.

В соответствии со ст. 11 закона о прокуратуре «систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры».

Организация управления в органах прокуратуры действует по вертикальному принципу. Основу управления составляет Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая возглавляется Генеральным прокурором.

Генпрокуратура РФ. Генпрокурор РФ согласно ст. 129 Конституции РФ руководит системой прокуратуры РФ. Для этих целей создана и действует возглавляемая им Генпрокуратура РФ. Назначение на должность и освобождение от должности Генпрокурора РФ относится к ведению Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на эту должность представляет Президент РФ. Прошедшее процедуру утверждения по результатам тайного голосования лицо приводится к присяге Председателем Совета Федерации. Вопрос об освобождении от должности Генпрокурора РФ рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента РФ.

Генпрокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Генпрокурора РФ.

Структуру Генпрокуратуры РФ составляют главные управления (например, Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства), управления (управление правового обеспечения, управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний) и отделы (в настоящее время таковые отсутствуют), возглавляемые начальниками - старшими помощниками Генпрокурора РФ. В этих подразделениях работают начальники отделов, старшие прокуроры и прокуроры. Кроме того, Генпрокурор РФ имеет советников, старших помощников и помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям.

В пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда Генпрокурор РФ устанавливает штаты и структуру Генпрокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений. Каждое из этих подразделений действует в соответствии с положением о нем, утвержденным Генпрокурором РФ.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Кадровый состав коллегии утверждается Генеральным прокурором по представлению Главного военного прокурора.

Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора РФ.

Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, в Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет. В него входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах этого уровня образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники.

Структурно прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники этих структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов Федерации, которые назначают их на должность и освобождают от нее.

Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые руководят их деятельностью, вносят вышестоящим прокурорам предложения о кадровых изменениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.046 с.)