Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статья 25.1. Предостережение о недопустимости нарушения закона↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. (часть первая в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. 28. Раскройте содержание информационно-аналитической работы в органах прокуратуры. Информационно-аналитическая работа(ИАР) осуществляется в целях совершенствования организации и управления в системе прокуратуры, определения приоритетных направлений деятельности, формирования планов, подготовки организационно-распорядительных и информационно-справочных документов. Такая работа осуществляется органами прокуратуры на основании Приказа Генерального Прокурора РФ от 11.05.2016 №276 (новый приказ), ей посвящен раздел данного Приказа. Согласно Приказа №276 Цели ИАР: -совершенствования организации и управления в системе прокуратуры Российской Федерации, -определения приоритетных направлений деятельности, -формирования планов, -подготовки организационно-распорядительных и информационно-справочных документов Генеральной прокуратуры. Главные управления, управления и отделы, Академия организуют систематический сбор, накопление и анализ информации о состоянии законности и правопорядка по направлению своей деятельности. В этих целях используются статистические показатели, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, дел об административных правонарушениях, обращения граждан, сообщения средств массовой информации и иные сведения, характеризующие состояние законности и правопорядка. По указанию Генерального прокурора Российской Федерации аналитические материалы могут быть опубликованы в виде сборника для ознакомления и использования в органах и организациях прокуратуры. По итогам года главные управления, управления и отделы предоставляют обобщенные материалы, отражающие состояние законности и эффективность прокурорской деятельности, просчеты и проблемы в правоприменительной практике, положительный опыт, с приложением необходимой информации, полученной в пределах их компетенции. Академия Ген прокуратуры их анализирует и дает прогноз основных тенденций состояния законности в виде записки в Генеральную Прокуратуру, которая соответственно размещает данную информацию в аппаратно-программной инфраструктуре «Информационная система обеспечения надзора за исполнением законов в органах прокуратуры Российской Федерации» (ИСОП) для общего доступа и изучения. Главные управления, отделы прокуратур изучают записки, используют содержащуюся в них информацию для подготовки аналитических материалов, а также сообщают в Главное организационно-аналитическое управление мнение о целесообразности реализации высказанных прокурорами предложений. Главное орг-аналит управление готовит в Ген прокуратуру сведения о поддержанных подразделениями предложений прокуроров для организации их реализации. Далее это управление изучив состояние преступности, деятельности правоохранительных органов и прочее готовит материал, который ложится в основу доклада Генерального Прокурора. По итогам всех этих мероприятий разрабатываются организационно-распорядительные и информационно-аналитические документы в сроки, предусмотренные Приказом 276. При подготовке информационно-аналитических и методических документов используются сведения, предусмотренные государственной и ведомственной статистической отчетностью, иные официальные данные. Главное организационно-аналитическое управление ежегодно обобщает практику подготовки и направления в нижестоящие прокуратуры информационно-аналитических и методических документов, вносит предложения по улучшению этой работы, о чем докладывает Генеральному прокурору Российской Федерации. В контексте данного приказа информационно-аналитические материалы - информационные письма, обзоры, методические рекомендации и иные. Для сведения копии информационно-аналитических документов направляются в Академию. Главное организационно-аналитическое управление ежегодно обобщает практику подготовки и направления в нижестоящие прокуратуры информационно-аналитических и методических документов, вносит предложения по улучшению этой работы, о чем докладывает Генеральному прокурору Российской Федерации. 29. Организация и система управления в органах прокуратуры. Управление - многогранный, сознательный и целенаправленный процесс воздействия вышестоящих органов прокуратуры и прокуроров в соответствии с их компетенцией на подчиненных им работников в целях надлежащего выполнения задач и функций, возложенных на них Законом о прокуратуре и иным федеральным законодательством. Роль управления в деятельности прокуратуры двояка. С одной стороны, управление создает нормальный процесс организации и осуществления прокурорского надзора, предварительного следствия и иных функций прокуратуры. С другой стороны, управление призвано совершенствовать реализацию этих функций, разрабатывать и внедрять в деятельность прокуратуры рекомендации тактического и методического характера, технологию и технику обработки информации о состоянии законности и деятельности по ее укреплению, совершенствованию правового регулирования организационной структуры органов прокуратуры и их аппаратов. В этом проявляется регулирующая роль управления. Существенное влияние на содержание и результаты деятельности органов прокуратуры оказывают управляющие воздействия их вышестоящих структур на нижестоящие прокуратуры. Оно оказывается со стороны Генеральной прокуратуры РФ, а также прокуратур субъектов Федерации прежде всего путем принятия нормативных актов, обязательных для исполнения всеми работниками прокурорской системы. К таким воздействиям относятся: конкретные задания (провести надзорные проверки, обобщить опыт работы по борьбе с определенными видами правонарушений и т.п.); информационные письма, содержащие информацию о положительном опыте работы либо недостатках в ее проведении в определенных прокуратурах и указание другим прокуратурам учесть их в своей работе и т.п. На активность прокуратуры в с надзорных функций, по непосредственному выявлению преступлений и иных правонарушений оказывает влияние обоснованное решение вышестоящей прокуратуры провести проверку работы подчиненных органов. Проведение проверок включается в планы, о чем заблаговременно становится известно подчиненным органам. Значительным оказывается влияние управляющих воздействий со стороны вышестоящей прокуратуры путем рассмотрения отчета прокурора по результатам проверки работы соответствующего органа прокуратуры. Вместе с тем вмешательство прокуратур республик, краев и областей без достаточных к тому оснований в оперативную деятельность горрайпрокуроров, подмена их, поручение неактуальных для них мероприятий отвлекает прокуроров от актуальных вопросов укрепления законности, и они сосредоточивают внимание на вопросах, второстепенных для данного региона в рассматриваемом периоде, а иногда и выполняют их формально. Важной задачей управления является выработка и корректировка критериев оценки деятельности прокурорских работников, в том числе по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Задача вышестоящих прокуратур состоит и в том, чтобы на основе анализа деятельности нижестоящих органов оказывать управляющее воздействие на выбор конкретных приоритетных направлений и рациональных средств повышения активизации и действенности мер укрепления законности. Это реализуется путем: дачи указаний, замечаний, методических рекомендаций по выполнению заданий, обсуждения хода и результатов работы на коллегии или оперативных совещаниях, составления программы стажировки и т.п. Управление в органах прокуратуры осуществляется с использованием зонального и п редметного принципов. Зональный (территориальный) принцип предполагает условное разграничение территории города (района) на определенные участки (зоны) с последующим закреплением их за конкретными работниками. В некоторых субъектах Федерации в качестве зоны прокурорского надзора принято понимать территорию органа местного самоуправления (населенные пункты, административные территории и др.). Этот принцип чаще используется в прокуратурах с численностью оперативных работников более десяти человек и, как правило, для осуществления надзора за законностью правовых актов, исполнением законов в деятельности органов внутренних дел. Практика показывает, что наиболее перспективным распределением служебных Закрепление за прокурором определенной территории наделяет его компетенцией контролировать соблюдение и исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора РФ на этой территории. Предметный: принцип организации работы преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделений на решении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры в целом. Термин «предметный принцип» происходит от понятия предмета прокурорского надзора и означает такую организацию работы, когда критерием распределения обязанностей между прокурорами служат сферы правового регулирования, т.е. определенные группы законов и иных нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура. Применение этого принципа позволяет накапливать, обобщать и реализовывать информацию по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов. Предметно-зональный принцип означает, что за зональными прокурорами закрепляются еще определенные «предметы ведения». Такой подход способствует специализации зональных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правовых отношений. Решение вопроса о распределении обязанностей в структурном подразделении органа прокуратуры согласно зональным и предметным принципам оформляется письменным распоряжением начальника подразделения. Названные вопросы находят отражение в положениях о структурных подразделениях органов прокуратуры. 30. Методика сбора, учета, накопления, обобщения, оценки и предоставление информации об исполнении законов, выявленных нарушениях реализуемая прокурором Учет и анализ деятельности прокуратуры также, как и планирование, являясь обязательными организационными условиями функционирования органов прокуратуры, существенно влияют на эффективность работы прокуроров. При этом основное внимание должно быть уделено анализу состояния законности на территории или объекте, входящих в сферу компетенции конкретной прокуратуры, Под состоянием законности в данном случае подразумевается положение дел с преступностью и нарушениями законов непреступного характера. Исходя из этого, информационно-аналитическая работа прокуроров включает сбор, накапливание и анализ информации об исполнении законов, выявленных нарушениях, а также о состоянии борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики. Информация, обычно выраженная в форме сообщений, сведений, может быть в устной, печатной, аудиовизуальной, письменной и иной форме. Эта информация, в силу специфики предмета деятельности прокуратуры, как правило, группируется по отраслям прокурорского надзора по направлениям деятельности. К ней предъявляются требования о полноте, объективности, достоверности, своевременности и оперативности поступления в прокуратуру. Накопление сведений и сообщений происходит путем введения в делопроизводство определенной номенклатуры дел, в том числе с применением компьютерного учета, в которых систематизируется и хранится информация. Получают распространение различные компьютерные программы, накопительные банки информации, используются локальные компьютерные сети. Комплексный анализ состояния законности и правопорядка в стране, оценка эффективности прокурорского надзора возложены на Академию Ген Прокуратуры РФ. Для прокуроров важное значение имеет налаженность поступления информации об исполнении законов, что достигается правильной постановкой работы по сбору необходимых сведений, четким определением источников и носителей информации, подробный перечень которых приведен в лекции об организации работы по надзору за исполнением законов. Полученная и накопленная информация в прокуратуре подлежит соответствующей обработке, которая в основном связана с ее анализом. Существо анализа выражается в обобщении информации и оценке. В процессе аналитической работы поступившие сведения систематизируются по территориям наибольшего распространения правонарушений, основным объектам нарушений законов, в некоторых случаях по кругу лиц, допустивших нарушения, степени распространенности нарушений. Кроме того, информация об исполнении законов анализируется в динамике (полугодие с полугодием, год с годом). Анализируя нарушения законов, вначале желательно обобщать и оценивать те из них, которые особенно беспокоят общество, являются «болевыми точками» той или иной территории. К их числу относятся нарушения в сфере экономики, в области защиты прав и свобод граждан, в области конституционной законности (незаконность правовых актов, издаваемых органами власти субъектов Федерации, местного самоуправления, общественными объединениями), в сфере борьбы с преступностью. Анализ состояния борьбы с преступностью как составной части законности отличается прежде всего своим предметом, включающим обобщение и оценку таких характеристик преступности, как: уровень, распространенность, структура, динамика, раскрываемость и иные показатели, связанные с преступными проявлениями, причинами и условиями, способствующими их совершению. Динамика преступных проявлений показывает изменение состояния и структуры преступности во времени. Данные об этом должны сравниваться за сопоставимые периоды. При оценке состояния преступности необходимо всегда помнить, что определенное количество преступлений остается вне учета и не входит в уголовную статистику. Это латентные преступления, а также незарегистрированные из-за несоблюдения порядка и правил учета. По этим причинам нужно весьма осторожно относиться к выводам о состоянии преступности и законности, сделанным только на основе статистических показателей о количестве зарегистрированных преступлений без учета фактического состояния правопорядка, действенности принимаемых мер по их выявлению, пресечению и предупреждению. Из этого вытекает, что анализ состояния законности надо вести комплексно, по различным направлениям, используя разнообразную информацию, с применением специальных методов, способов и средств. По результатам анализа работы прокуратуры выпускаются обобщения, обзоры, экспресс-анализы нарушений законов, практики прокурорского надзора, примеры положительного и отрицательного опыта прокурорской и следственной деятельности. Качественное ведение информационно-аналитической работы позволяет прокурорам выявлять отрицательные тенденции, возникающие в практике исполнения законов, а в зависимости от серьезности допущенных нарушений и существующих приоритетов, общего состояния законности и правопорядка намечать конкретные цели и предполагаемые результаты деятельности. В свою очередь постановка четких целей является одним из основных условий формирования каждой прокуратурой планов работы, выполнение которых направлено на достижение желаемых результатов. 31.Методика проверка прокурором состояния законности на территории или объекте, входящих в сферу компетенции прокурора города, района. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Таким образом, поводами для прокурорской проверки исполнения законов на предприятиях могут быть: обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в какой-либо сфере; материалы СМИ; задание вышестоящей прокуратуры; указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка); проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная проверка (запланирована на определенный месяц). Собственно прокурорская проверка состоит из следующих этапов: 1) подготовительного, на котором прокурор знакомится с необходимым для проведения проверки законодательством, определяет задачи, состав лиц, средствами которых будет осуществляться проверка, изучает типичные нарушения закона; 2) собственно проверки, которая реализуется путем использования полномочий, предоставленных прокурору законом. Проверка должна быть организована таким образом, чтобы удалось выявить не только сами нарушения закона, но и условия, которые способствовали этому; 3) реализации материалов проверки (принимается решение, какое средство правового воздействия следует применить в отношении нарушителей закона - протест, представление, предостережение или постановление); 4) контроля за исполнением принятых мер по устранению выявленных в ходе проведения прокурорской проверки нарушений закона. Выездная проверка - Проверка организации надзорным ведомством начинается с поступления запроса о необходимости предоставления определенной документации. Исходя из того, что проверка со стороны прокуратуры исполнения законодательства представляет собой организационное мероприятие, в котором может быть задействовано большое число лиц, о ее начале, как правило, работники прокуратуры уведомляют руководство организации по телефону заранее. Согласование начала проверочных мероприятий в законодательстве не регламентировано, однако просьба руководителя отсрочить приезд прокуратуры на определенное время (скажем, на день или два) в целях исполнения всех требований надзорного органа не будет считаться нарушением и не может рассматриваться как воспрепятствование проведению проверки. Таким образом, дата начала проверочных мероприятий может согласовываться между работниками прокуратуры и работодателем. Задача последнего - обеспечить, чтобы сотрудники кадровых подразделений, бухгалтеры, заместители руководителя, иные лица, отвечающие за организацию работы на определенном участке, находились на рабочих местах, с целью предоставить прокурорским работникам оперативную возможность ознакомиться с интересующей их документацией, визуально осмотреть производственные помещения и т. д. После согласования времени начала проверочных мероприятий в назначенный час сотрудник прокуратуры прибывает в организацию. В соответствии со ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ" прокурорский работник вправе при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Несмотря на то, что в законодательстве процедура осуществления проверочных мероприятий сотрудниками прокуратуры не регламентирована, в целом она носит формализованный характер. Вместе с этим закрепленные в Законе о прокуратуре права и обязанности прокурорских работников ограничены ст. 26 ФЗ: органы прокуратуры не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций. Подобное означает: прокуратура не может давать советы и указания по подбору и расстановке кадров, назначению ответственных лиц за охрану труда, оценке квалификации работников, улучшению производственного цикла или иной внутрихозяйственной и внутриорганизационной деятельности. Перед началом мероприятий сотрудник прокуратуры знакомится с должностными лицами, деятельность которых предстоит проверить. В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре при проведении проверочных мероприятий прокуратура вправе привлекать специалистов. Данное законодательное положение обусловлено тем, что на практике проверяющие прокуроры не обладают специальными познаниями в каких-либо узкопрофильных отраслях (скажем, в производственных характеристиках сложного технического оборудования и вариантах его безопасной эксплуатации для работников, бухгалтерских расчетах). В нормативных актах порядок и особенности привлечения к прокурорским проверкам лиц, обладающих необходимыми знаниями и навыками, не закреплены. На практике прокуратура может привлечь к совместным проверочным мероприятиям сотрудников органов, компетентных в определенных аспектах. Например, это могут быть органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере: обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; государственный экологический контроль; государственный контроль безопасности взрывоопасных производств; органы государственного энергетического надзора и т. д. Отмеченные ведомства и их должностные лица являются для прокуратуры поднадзорными субъектами, которые согласно законодательству обязаны выделить специалистов. Объем проверочных мероприятий определяется не только плановыми заданиями и перечнем вопросов, подлежащих проверке, но и инициативой надзирающего прокурора, от которого зависит включение тех или иных сфер. Нужно иметь в виду, что положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяются на порядок проведения проверок органами прокуратуры (ч. 3 ст. 1). Вместе с этим присутствие руководителя предприятия, учреждения или организации при прокурорских проверках необходимо, поскольку в противном случае проверка может не состояться. Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» закреплено право на обжалование незаконных действий должностных лиц прокуратуры. По результатам проверки и принятых мер должностное лицо прокуратуры готовит справку на имя своего руководителя, которая относится к служебным документам и не предназначена для посторонних лиц. Если работник прокуратуры привлекает для проверки исполнения трудового законодательства специалистов и совместно с ними проверяет работу организации, то он является руководителем данной группы и координирует их действия. Представители иных контролирующих органов, присутствующие при данной проверке, представляют сведения о ее результатах и выявленных нарушениях в удобной для прокурорского работника форме. Отмеченные лица также могут не составлять акты о результатах проверки (так как в законодательстве подобные ситуации не регламентированы, а на практике указания прокурора в данном случае имеют большее значение). Поскольку главным действующим лицом в данной ситуации является прокурорский работник, который несет всю полноту ответственности, а иные присутствующие при проверке лица исполняют данные им указания, срок проведения проверки и объем проверочных мероприятий устанавливается по его инициативе. Невыездная (документальная) проверка -Сущность данной проверки состоит в том, что работник прокуратуры вызывает для дачи объяснений нужных ему лиц и истребует необходимую документацию, находясь в своем рабочем кабинете. В процессе проверочных мероприятий он изучает предоставленные по запросу материалы. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора безвозмездно. Неисполнение требований прокуратуры, содержащихся в запросе, а также несвоевременное, неполное, искаженное предоставление запрашиваемой информации (сведений) послужит поводом для привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. В случае если лицо надлежащим образом было извещено о необходимости явиться в прокуратуру (получило повестку о явке и поставило свою подпись) и игнорировало это требование без объективных, зафиксированных документально причин, оно также может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.Помощник или заместитель прокурора может потребовать письменные объяснения у лиц, имеющих отношение к выявленным нарушениям законодательства. Следует заметить, что дача письменных объяснений является обычной формальностью, требующейся для полноты собираемого проверочного материала, поскольку в соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против самого себя. Проверка по жалобе- Проверка по жалобе или заявлению включает в себя аналогичные действия: истребование сведений и взятие письменных объяснений у лиц, имеющих отношение к доводам, изложенным заявителем. В случае если изложенные в обращении факты нуждаются в уточнении, работник прокуратуры имеет право вызвать лицо, написавшее данное обращение, и побеседовать с ним.Работа прокуроров с обращениями граждан и юридических лиц допускает согласительную процедуру, позволяющую избежать привлечения к ответственности. Ее сущность заключается в следующем: если работодатель, узнав о том, что на него подана жалоба и изложенные в ней доводы соответствуют действительности, самостоятельно и оперативно примет меры к восстановлению нарушенных прав и интересов (например, в кратчайшие сроки погасит задолженность по заработной плате), то в таком случае он имеет шанс получить лишь предостережение о недопустимости нарушения закона.Если работодатель считает свои действия по отношению к заявителю правомерными, ему необходимо обосновать свою позицию исключительно со ссылкой на действующее законодательство и правоприменительную практику.Завершение проверки исполнения трудового законодательства как документальной, так и выездной, заканчивается принятием мер прокурорского реагирования в случае, если выявлены нарушения нормативных правовых актов. 32. Методика, реализуемая прокурором для анализа статистических данных о состоянии преступности, деятельности правоохранительных и контролирующих органов, прокурорского надзора. Главной целью анализа является совершенствование борьбы с преступностью. Борьба с преступностью — это одновременно предупреждение преступности, как главное направление борьбы, и правоохранительная деятельность. Предупреждение преступности — это воздействие на причины и условия преступного поведения, как индивидуального, так и массового; правоохранительная деятельность — воздействие на само преступное поведение путем выявления, пресечения всех фактов преступлений, изобличения виновных, привлечения их к установленной законом ответственности, обеспечения неотвратимости этой ответственности. Прокуратура выполняет ряд ответственных функций по результатам анализа: во-первых, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями; во-вторых, участвует в разработке предупредительных мер совместно с другими государственными органами и при этом выполняет роль информатора о состоянии преступности, ее причинах, условиях, действенности принимаемых мер. Как координатор деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью прокуратура должна располагать полными данными о преступности. Оценка данных о преступности заключается в определении ее масштабов, выявлении особенностей порождения, развития, функционирования, подверженности влиянию конкретных предупредительных и правоохранительных мер. Высокая организация анализа и сам анализ преступности, ее изменений, позволяет выявлять причины преступности, правильно определять направления и меры борьбы с ней, вырабатывать обоснованные рекомендации по совершенствованию предупредительной и правоохранительной деятельности. Целью анализа в прокуратуре города, района является повышение эффективности правоохранительной деятельности. Для достижения этой цели аналитическая работа в прокуратуре должна быть направлена на решение двух основных задач: 1. Определение приоритетных направлений по всем видам деятельности прокуратуры города, района. Для этого необходимо установить наиболее распространенные виды нарушений законов, динамику их развития, кем и на каких территориях города, района они в основном совершаются, выявить причины и условия им способствующие, определить меры по их устранению. 2. Обобщение, оценка деятельности прокуратуры, правоохранительных органов, а также принятие необходимых мер, в том числе, формирование планов, подготовка организационно-распорядительных и информационно-справочных документов, направленных на совершенствование организации и управления в прокуратуре города, района и устранение основных недостатков в работе. Решение этих задач, в свою очередь, при выявлении: — общих данных о преступности как объекте анализа, общей распространенности и общественной опасности преступности в конкретных условиях места и времени; — социальных характеристик преступности, которые указывают на особенности ее порождения и функционирования: социальная направленность; мотивация; социально-территориальная распространенность; социально-групповая распространенность; — характеристик, дающих представление об особенностях самой преступности как относительно самостоятельном явлении; степени ее активности, устойчивости, организованности. При организации анализа преступности в городе, районе истребуются следующие первоисточники: — статистические отчеты о преступности; — статистические карточки на лицо, совершившее преступление; — статистические карточки на подсудимого; — данные обобщения уголовных дел и материалов о преступлениях; — данные прокурорских проверок; — данные социально-экономической, социально-демографической и другой статистики; — результаты изучения общественного мнения о преступности и криминологических исследований, если они проводились в городе, районе; — данные об иных правонарушениях и таких негативных явлениях, как пьянство, алкоголизм, уклонение от общественно полезного труда. Статистическая информация выражает разные ступени познания истины, разные этапы прохождения статистической отчетности. В первую очередь подлежат анализу отчеты о: — зарегистрированных преступлениях; — лицах, совершивших преступления; —лицах, совершивших преступления, работающих в различных отраслях деятельности; — числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания по приговорам, определениям, вступившим в законную силу; — месте, времени совершения преступлений, составе осужденных; — распределении осужденных за отдельные виды преступлений по отраслям их деятельности; — несовершеннолетних осужденных. Регулярные анализы статистических показателей об уровне и структуре преступности в каждой конкретной территориальной единице, проводимые органами прокуратуры, представляют интерес, так как позволяют выявить интенсивность совершения преступлений в зависимости от срока проживания в городе, определить удельный вес среди преступников лиц приезжих и местных, лиц без определенных занятий и т. д. Важное значение имеет информационно-аналитическая работа прокуратуры, суда, органов внутренних дел, юстиции, в частности обобщение отдельных категорий уголовных дел. Данные выборочного или сплошного исследования уголовных дел значительно расширяют представления о преступлениях, о личности преступников, помогают выводить на причины и условия совершения преступления. В зависимости от объема работы можно провести сплошное или выборочное изучение. Сплошное изучение уголовных дел применяется чаще всего в тех случаях, когда имеется небольшой объем уголовных дел или изучаются редко возникающие на практике дела. Прокурорские проверки, направленные на борьбу с преступностью, и другими правонарушениями, позволяют не только отметить недочеты и недостатки в работе правоохранительных органов, но и определить пути изучения причин, способствующих совершению правонарушений, выявить факторы, которые чаще всего влияют на неблагоприятные изменения в преступности. Глубокий анализ преступности с установлением обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений, может быть дан только тогда, когда наряду с уголовно-статистическими данными будут использованы и материалы, содержащие информацию экономического, демографического, социально-культурного характера и др. Анализируя изменения показателей, характеризующих социально-экономические условия жизни людей в городе, районе, необходимо обратить особое внимание на: а) изменения в численности и социально-демографическом составе населения, в том числе связанные с миграцией; при этом используются соответствующие данные социально-демографической статистики о движении населения, о естественном приросте, смертности и т.п. по городу и району в целом; б) строительство новых предприятий, расширение прежних, появление предприятий, учреждений, новых отраслей промышленности. Сравнение данных о преступности с материалами, характеризующими иные правонарушения и антиобщественные деяния, позволяет проследить взаимосвязь преступности и различных видов антиобщественного поведения, в частности такого, как потребление спиртных напитков и совершение хулиганства, других преступлений против личности. В этих целях всегда следует иметь виду статистические данные, содержащиеся в отчетах о числе задержанных и доставленных в медвытрезвитель, о лицах, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, привлеченных к ответственности за мелкое хулиганство, анализ мелких хищений и т.п Изучение состояния законности осуществляется в два этапа: 1) сбор эмпирической информации о состоянии законности и правопорядка, а также о явлениях, детерминирующих их; 2) анализ собранной информации в целях проверки гипотез, формулирования выводов, на основе которых разрабатываются предложения по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики и деятельности правоприменительных и контролирующих органов; В качестве методов сбора первичной эмпирической информации можно рассматривать истребование данных официальной статистики, организацию опросов в различных формах (анкетирование, интервью), изучение документов (уголовных дел, приговоров, постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, документов прокурорского реагирования, материалов проверок контролирующих органон, материалов журналистских расследований, материалов органов местного самоуправления), проведение экспертных оценок.К наиболее распространенным методам анализа эмпирической информации относятся следующие: — использование относительных и обобщающих показателей (анализ состояния, динамики преступности и правопорядка не только в абсолютных цифрах, но и в коэффициентах; анализ структуры преступности в долях и процентах, сопоставление динамики структуры, выраженной в относительных показателях); — статистические ряды (ряды распределения, ряды динамики); — параллельные ряды; — аналитические гр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.116 (0.015 с.) |