Возбуждение дела об административном правонарушении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возбуждение дела об административном правонарушении



Стадия возбуждения дела об административном правонарушении законодательно урегулирована в гл. 28 КоАП РФ, в которой последовательно определены процессуальные действия, связанные с деятельностью лиц, уполномоченных возбуждать дела.

В ст. 28.1 подробно перечислены поводы к возбуждению дел об административном правонарушении:

• непосредственное обнаружение правонарушения лицом, уполномоченным составлять протокол;

• поступление из государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, из средств массовой информации материалов, содержащих соответствующие данные о фактах правонарушений;

• сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;

• фиксация техническими средствами, работающими в автоматическом режиме и имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и ряд других поводов.

Уполномоченные должностные лица вправе возбудить дело об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из перечисленных в ст. 28.1 КоАП РФ поводов.

В ст. 28.1 КоАП РФ определены точки отсчета времени возбуждения дела об административном правонарушении. Оно считается возбужденным с момента:

• составления протокола осмотра места совершения правонарушения;

• составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу;

• составления протокола о правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела;

• вынесения определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.7);

• вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

Четкое указание начальных моментов возбуждения дела имеет большое процессуальное значение для обеспечения прав участников производства по делу и оценки оперативности должностных лиц, призванных вести борьбу с административными правонарушениями.

При отказе в возбуждении дела выносится мотивированное определение, которое может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными гл. 30 КоАП РФ (ч. 4 ст. 30.1).

О совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении. Это один из главных процессуальных документов, обеспечивающий доказательственную базу по делу. Реквизиты протокола определены в ст. 28.2 КоАП РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему. Протокол подписывается составившим его должностным лицом и указанными выше лицами. В случае их отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица под расписку, а также потерпевшему по его просьбе.

Для обеспечения законности при возбуждении дел об административных правонарушениях законодатель определил правовые позиции, касающиеся перечня полномочий должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях. Анализ ст. 28.3 КоАП РФ позволяет выделить две основные группы таких должностных лиц:

• должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с гл. 23 КоАП РФ;

• должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, а также органов исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им полномочий Российской Федерации по осуществлению контроля и надзора, указанных в ст. 28.3.

В ч. 3 ст. 28.3 перечислены статьи Особенной части КоАП РФ, по которым конкретные группы должностных лиц (органов внутренних дел, налоговых, таможенных и других органов) вправе составлять протоколы и направлять их на рассмотрение судей и иных уполномоченных органов административной юрисдикции.

Конкретный перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с ч. 1–3 ст. 28.3 КоАП, устанавливается соответствующим органом исполнительной власти, уполномоченным принимать нормативные правовые акты. Правило ч. 4 ст. 28.3 касается и обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ определить перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по конкретным статьям Особенной части КоАП РФ, если в гл. 23 предусмотрена возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях по этим статьям указанными органами.

В ч. 5 ст. 28.3 указаны группы должностных лиц некоторых государственных органов и организаций, уполномоченных составлять протоколы о правонарушениях, предусмотренных перечисленными в данной части статьями КоАП РФ. Это члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора Счетной палаты РФ, должностные лица государственных внебюджетных фондов и др.

Законами субъектов РФ об административных правонарушениях также определяются должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена указанными законами.

Учитывая роль прокурора как участника производства по делу об административном правонарушении, законодатель определил его полномочия на стадии возбуждения дела. Согласно ст. 28.4 КоАП РФ только прокурор уполномочен возбуждать дела по статьям, перечисленным в ч. 1 указанной статьи. Это касается возбуждения дел, связанных с защитой избирательных прав граждан (гл. 5 КоАП РФ), права граждан на доступ к информации (гл. 13 КоАП РФ), а также ответственности должностных лиц за правонарушения в сфере порядка управления (гл. 19 КоАП РФ).

Кроме того, прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении может быть проведено административное расследование, предусмотренное ст. 28.7 КоАП РФ. Оно проводится в случаях, когда после выявления административного правонарушения (в области антимонопольного законодательства, валютного законодательства, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, дорожного движения и других областях, перечисленных в данной статье [1]) осуществляются экспертиза или другие процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 подчеркнуто, что проведение административного расследования осуществляется путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности, и что оно допускается только при выявлении административных правонарушений в областях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ (п. 3).

Определение о возбуждении дела и проведении административного расследования выносится должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, или прокурором немедленно после выявления факта совершения нарушения. Содержание определения должно отвечать требованиям, перечисленным в ч. 3 и 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления правонарушения. При этом его срок не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. В исключительных случаях он может быть продлен перечисленными в ч. 5 ст. 28.7 должностными лицами на срок от одного до шести месяцев. По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу.

Особое процессуальное значение имеет протокол об административном правонарушении. По общему правилу он составляется немедленно после выяснения факта совершения нарушения. Если же требуется выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице, или сведений о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления нарушения, а в случае проведения административного расследования – по окончании расследования (ст. 28.5 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении или аналогичное ему постановление прокурора направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента составления данного протокола (вынесения постановления). Если же совершено правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста или административного выдворения, то протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

В тех случаях, когда протокол содержит существенные недостатки, он может быть возвращен в орган, должностному лицу, составившим его (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Недостатки должны быть устранены в срок не более трех суток со дня возврата протокола, который в течение суток со дня их устранения должен быть вновь передан на рассмотрение.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 подчеркивается, что при подготовке дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола (п. 4 и 5). В связи с этим обращено внимание судей на возможные типичные существенные недостатки протокола (отсутствие данных, предусмотренных ч. 2 ст. 28.2 КоАП, а также иных сведений, имеющих значимость для рассмотрения конкретного дела; составление протокола неправомочным лицом и т.п.), что обусловливает возвращение протокола лицу (в орган), его составившему, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4. Вместе с тем в качестве несущественных недостатков протокола указаны такие недостатки, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления и направления протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными. Несущественным недостатком протокола можно считать его составление без привлекаемого к ответственности лица, если ему надлежащим образом сообщено о месте и времени составления протокола, но оно не явилось и не уведомило о причинах неявки либо эти причины были признаны неуважительными.

При проверке содержания протокола необходимо учитывать положения ст. 28.3 (ч. 4) и 22.3 (ч. 7) [2].

КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении в рамках упрощенного производства.

Согласно ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если при совершении административного правонарушения физическим лицом назначается наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения правонарушения выносится постановление о назначении соответствующего наказания. Данное постановление должно соответствовать требованиям ст. 29.10 КоАП. Копия постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Если гражданин оспаривает вынесение рассмотренного выше постановления, то должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении и вручает копию протокола данному лицу. В этом случае дело рассматривается в обычном порядке уполномоченным субъектом административной юрисдикции с соблюдением правил, установленных гл. 29 КоАП РФ.

КоАП РФ (ст. 28.6) содержит специальные правила, касающиеся применения упрощенного порядка рассмотрения дел. Речь идет о применении норм гл. 12 КоАП РФ, когда решается вопрос об оформлении постановления в случае выявления административного правонарушения специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

В случае выявления упомянутыми выше техническими средствами административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ или законом субъекта РФ о правонарушениях по благоустройству, связанных с использованием транспортных средств, а также правонарушений, связанных с нарушением правил содержания объектов благоустройства, постановление выносится должностным лицом без участия лица, привлекаемого к ответственности (как физического, так и юридического (см. примечание к ст. 1.5, 2.6.1 и 2.6.2)), и в течение трех дней со дня вынесения направляется заказным почтовым отправлением лицу, привлекаемому к ответственности.

В ст. 24.5 КоАП РФ установлены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

• отсутствие события правонарушения;

• отсутствие состава правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом соответствующего возраста (на момент совершения нарушения) или его невменяемость;

• действия лица в состоянии крайней необходимости (т.е. для устранения опасности, если она не могла быть устранена иными средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный);

• издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания;

• отмена закона, установившего административную ответственность;

• истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

• наличие по одному и тому же факту совершения нарушения лицом, в отношении которого ведется производство по делу, постановления о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу либо о возбуждении уголовного дела;

• смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу.

О прекращении производства уполномоченным должностным лицом выносится постановление (см. ст. 28.9 КоАП РФ).

Условия и порядок заключения брака
Право мужчины и женщины без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью в соответствии с внутренним законодательством, регулирующим осуществление этого права, является общепризнанным принципом. Условия заключения брака и препятствия к его заключению определены в ст. 12–14 СК РФ. Общая цель закрепления таких норм в законе – обеспечить стабильность брака и прочность семейных отношений. Условия заключения брака – это обстоятельства, наличие которых необходимо, чтобы брак имел правовую силу[1]. Их соблюдение свидетельствует о законности заключенного брака. Поэтому, придавая большое значение государственной регистрации брака, закон устанавливает обязательные условия его заключения. Для заключения брака необходимо наличие следующих условий: 1) взаимное добровольное согласие вступающих в брак лиц; 2) достижение вступающих в брак лицами брачного возраста; 3) отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака[2]. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, должно быть высказано ими свободно и независимо. Их обоюдная воля на заключение брака должна быть выражена лично, т.е. исходить непосредственно от лиц, сочетающихся браком. Соблюдение данного требования немаловажно, поскольку дает возможность должностным лицам органа загса убедиться в добровольности желания мужчины и женщины вступить в брак. В современной юридической литературе взаимное согласие на вступление в брак рассматривается как "согласованное встречное волеизъявление будущих супругов, направленное на возникновение брачного правоотношения"[3], или как "свободное, осознанное волеизъявление заключить союз с конкретным человеком, намерение создать с ним семью, приобрести права и обязанности супругов", что в целом согласуется с традиционным взглядом на данное условие вступления в брак, как свидетельство брачующихся об ободной готовности создать семью[4]. Немаловажно, что свободное вступление в брак свидетельствует не только о взаимной и осознанной готовности к созданию семьи лиц, вступающих в брак, но и означает отсутствие принуждения в форме физического или психического насилия на их волю со стороны кого бы то ни было (угрозы, избиения, истязания или иные способы воздействия на психику). Подобное принуждение может исходить как от одного из вступающих в брак, так и от их родителей, родственников, знакомых или иных лиц. Однако при этом следует отличать принуждение от родительских советов и рекомендаций по поводу целесообразности предстоящего брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак выражается в их совместном письменном заявлении о заключении брака в орган загса. Если кто-то из них не имеет возможности явиться в орган загса для подачи совместного заявления, то волеизъявление на заключение брака может быть оформлено согласно ст. 26 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"[5] отдельными письменными заявлениями. Подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган загса, должна быть нотариально удостоверена. Согласие на вступление в брак выражается также и устно лицами, вступающими в брак, непосредственно при государственной регистрации заключения брака в органе загса и подтверждается их подписями. Вторым обязательным условием заключения брака является достижение брачного возраста лицами, вступающими в брак. Брачный возраст можно рассматривать как юридический факт, с которым закон связывает возникновение брачной правоспособности. СК РФ устанавливает единый брачный возраст для мужчин и женщин – восемнадцать лет, который совпадает с возрастом их гражданского совершеннолетия (ст. 21 ГК РФ). Совершеннолетие является той возрастной границей, при достижении которой молодые люди становятся полноправными гражданами: они обретают гражданскую дееспособность, становятся субъектами избирательного права, на них возлагается военная обязанность и т.п. Статья 13 СК РФ предусматривает возможность снижения брачного возраста. В брак может вступить лицо, достигшее шестнадцати лет, но с разрешения в каждом конкретном случае органа местного самоуправления по месту жительства этого лица и только при наличии уважительных причин. Закон не содержит перечня таких причин, учитывая многообразие жизненных ситуаций. Достаточно, чтобы эти причины орган местного самоуправления счел уважительными. Решение принимается с учетом обстоятельств каждого конкретного случая и исключительно в интересах несовершеннолетних лиц. На практике, чаще всего решение о снижении брачного возраста принимается при беременности невесты или при рождении у нее ребенка, при нахождении лиц, желающих вступить в брак, в фактических брачных отношениях. Вопрос о снижении брачного возраста рассматривается органом местного самоуправления по просьбе лиц, желающих вступить в брак. Государственная регистрация заключения брака лиц, которым снижен брачный возраст, осуществляется на общих основаниях[6]. Вступление в брак гражданина до достижения им возраста восемнадцати лет влечет для него приобретение гражданской дееспособности в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения совершеннолетия. Однако при признании брака недействительным суд может принять решение об трате совершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Наряду с условиями заключения брака в Семейном кодексе предусмотрены препятствия к заключению брака. Препятствия к вступлению в брак – это юридические факты, при наличии которых брак не может быть зарегистрирован, а в случае заключения является неправомерным и может быть признан недействительным в судебном порядке[7]. Семейный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень препятствий к заключению брака. В соответствии со ст.14 СК РФ к ним относятся: наличие другого зарегистрированного в установленном порядке брака; наличие близкого родства у будущих супругов; наличие отношений усыновления между лицами, желающими вступить в брак; недееспособность одного из вступающих в брак. Брак не может быть заключен, если один из вступающих в брак уже состоит в зарегистрированном браке с другим лицом. Под другим зарегистрированным браком понимается не прекратившийся в установленном законом порядке прежний зарегистрированный брак. Данный запрет вытекает из принципа единобрачия (моногамии), согласно которому мужчина и женщина имеют право одновременно состоять только в одном зарегистрированном браке. Принцип моногамии лежит в основе норм, регламентирующих вопросы заключения брака во всех странах западной цивилизации. Поэтому непременным условием заключения действительного брака в соответствии с законодательством этих стран является не состояние в другом браке. В соответствии с действующим семейным законодательством не допускается заключение брака между близкими родственниками. В ст. 14 СК РФ содержится исчерпывающий перечень близких родственников, между которыми регистрация брака невозможна. К ним относятся родственники по прямой восходящей (родители, дети) и прямой нисходящей (дедушки, бабушки и внуки) линиям, а также между полнородными и неполнородными (общие отец или мать) братом и сестрой. Запрещение браков между близкими родственниками продиктовано медико-биологическими и морально-этическими соображениями, связанными как с заботой о здоровом потомстве супругов (так как риск рождения детей с тяжелыми заболеваниями в результате подобных браков весьма значителен), так и с естественным неприятием цивилизованным современным обществом кровосмешения. Родство более отдаленных степеней (дядя и племянница, двоюродные брат и сестра и т.п.) хотя теоретически может представлять опасность для здоровья детей будущих супругов, но в меньшей степени, а поэтому по закону не является препятствием к заключению брака. Не входят в число препятствий к заключению брака и отношения свойства, так как они не основаны на кровной близости происхождения[8]. Также, по закону не допускается заключение брака между усыновителями и усыновленными, поскольку их отношения приравниваются к отношениям родителей и детей по происхождению. В основу данного запрета положены нравственные и этические факторы. Запрет на заключение брака между усыновителем и усыновленным не распространяется на брак родственника усыновителя с родственником усыновленного. Что касается браков между усыновителями и потомством усыновленных, то в законе ничего прямо не говорится о недопустимости браков между ними. В литературе же высказано мнение, с которым следует согласиться, о невозможности подобных браков, так как на названных лиц должны распространяться те же правила, что и на родственников по прямой восходящей и нисходящей линии родства. Еще одним препятствием к заключению брака является заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Согласно ст. 29 ГК недееспособным может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Порядок признания гражданина недееспособным установлен гражданским процессуальным законодательством. Вследствие того, что недееспособные лица не могут понимать значения своих действий или руководить ими, они не способны выразить свою осознанную волю на вступление в брак. Указанный запрет к заключению брака также вызван заботой со стороны государства и общества о создании нормальной семьи и здоровом потомстве супругов[9]. Рассмотренный перечень препятствий к заключению брака, как уже отмечалось выше, является исчерпывающим. Отказ органа ЗАГСа в государственной регистрации заключения брака по иным основаниям будет неправомерным. Условия заключения брака и обстоятельства, препятствующие заключению брака, должны устанавливаться органом ЗАГСа на момент государственной регистрации брака. Так, об отсутствии препятствий должно быть обязательно указано в заявлении лиц, вступающих в брак. Кроме того, эти лица – как мужчина, так и женщина, предупреждаются об ответственности за сокрытие препятствий к вступлению в брак. Порядок заключения брака и его государственная регистрация регламентированы семейным законодательством и законом об актах гражданского состояния. На территории РФ действительным браком, порождающим для супругов правовые отношения, признается только тот, который зарегистрирован в органах ЗАГСа. Государственная регистрация брака производится любым органом ЗАГСа на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак, и состоит в том, что орган ЗАГСа составляет запись акта о заключении брака между конкретными лицами и выдает им свидетельство о заключении брака[10]. В записи акта о заключении брака и в свидетельстве о заключении брака содержатся следующие сведения о лицах, вступающих в брак: фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность, (вносится по желанию лиц, заключивших брак), место жительства, сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака (если лицо (лица), заключившие брак, состояли ранее в браке), реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак, дата заключения брака, дата составления и номер записи акта о заключении брака, место государственной регистрации заключения брака (наименование органа ЗАГСа), серия и номер выданного свидетельства о браке, дата выдачи свидетельства о браке. Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Посредством государственной регистрации заключения брака представляющие государственные органы ЗАГСа выполняют следующие основные задачи: контролируют соблюдение установленных законом порядка и условий вступления в брак; официально оформляют возникновение брачных отношений между мужчиной и женщиной, удовлетворяя их личные интересы и потребности в создании семьи; получают сведения о брачном статусе граждан и ведут учет каждого факта заключения брака, что используется при ведении статистической отчетности и выработке основных направлений государственной семейной и демографической политики; приобретают возможность осуществлять в будущем контроль за законностью возможных случаев расторжения брака. Непосредственно сам порядок заключения брака регламентируется ст.11 СК РФ. Лица, желающие вступить в брак, подают в отдел ЗАГСа составленное в письменной форме заявление о заключении брака между ними[11]. В нем они должны подтвердить взаимное согласие на заключение брака, указать, что к вступлению в брак не имеется препятствий, предусмотренных ст.14 СК РФ. Кроме того, в совместном заявлении о заключении брака лица, вступающие в брак, должны указать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из вступающих в брак, фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак; реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак. Следует иметь в виду, что факт подачи в орган ЗАГСа заявления о вступлении в брак свидетельствует лишь о первоначальном намерении подписавших его лиц создать семью и сам по себе не порождает никаких правовых последствий для них, то есть не связывает лиц, подавших такое заявление, взаимными обязательствами. Поэтому они в любой момент вправе отказаться от принятого решения вступить в брак и не явиться в орган ЗАГСа в установленный срок для государственной регистрации заключения брака. Однако, решение отказаться от вступления в брак, независимо от его мотивов и причин, должно быть принято подавшими заявление лицами только до момента государственной регистрации брака. Регистрация брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления и только в присутствии лиц, вступающих в брак[12]. Необходимо иметь в виду, что орган ЗАГСа вправе при наличии уважительных причин как сократить установленный законом месячный срок для заключения брака, так и увеличить его, но не более чем на месяц. Вопрос об этом решается руководителем органа ЗАГСа исходя из оценки конкретных жизненных обстоятельств и сложившейся практики. Так, сокращение месячного срока для вступления в брак считается возможным при наличии следующих обстоятельств, требующих более быстрого заключения брака: призыв жениха на военную службу, отъезд кого-то из будущих супругов на длительный срок в командировку, в том числе за рубеж, беременность невесты, рождение ребенка в результате внебрачной связи, наличие между сторонами фактических брачных отношений и т. п[13]. Лица, вступающие в брак, могут обратиться в орган ЗАГСа с заявлением об изменении месячного срока государственной регистрации заключения брака и в том случае, когда дата регистрации брака уже назначена. При наличии необходимых уважительных причин руководитель органа ЗАГСа принимает соответственно решение о сокращении или об увеличении срока и назначает новую дату государственной регистрации заключения брака. Что же касается непосредственно самой государственной регистрации заключения брака, то согласно Закону об актах гражданского состояния она производится органами ЗАГСа в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. Общие правила здесь таковы. При приеме заявления орган ЗАГСа должен ознакомить лиц, желающих заключить брак, с порядком и условиями государственной регистрации заключения брака, разъяснить им их права и обязанности как будущих супругов и родителей и убедиться, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья и семейном положении друг друга. Кроме того, вступающие в брак в обязательном порядке предупреждаются должностным лицом органа ЗАГСа об ответственности за сокрытие препятствий к заключению брака. По согласованию с лицами, желающими заключить брак, орган ЗАГСа назначает время (день и час) государственной регистрации заключения брака. Время регистрации брака назначается с таким расчетом, чтобы оно не совпадало со временем регистрации смерти или расторжения брака в том же органе ЗАГСа. По желанию лиц, вступающих в брак, орган ЗАГСа обеспечивает торжественную обстановку государственной регистрации заключения брака (выделяются благоустроенные помещения, приглашаются свидетели, знакомые и т.п.). Государственная регистрация производится в помещении органа ЗАГСа в присутствии лиц, вступающих в брак. За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются Законом «О государственной пошлине». Так, за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, государственная пошлина составляет однократный размер минимального размера оплаты труда. Таким образом, предусмотренные ст.12 СК условия заключения брака вытекают из сущности и назначения брака. Их соблюдение необходимо для того, чтоб брак приобрел правовую силу. В противном случае, брак может быть признан недействительным, так как под условиями заключения брака в науке семейного права признаются обстоятельства, необходимые для того, чтобы брак был зарегистрирован и признан действительным. Рассмотренные условия заключения брака называют еще материальными условиями, чтобы подчеркнуть их отличие от условий, связанных с формой и процедурой заключения брака. Их перечень является исчерпывающим и не включает иных условий.

Прекращение брака

Прекращение брака – это обусловленные наступлением определенных юридических фактов правоотношения. Основаниями прекращения брака являются:

1) смерть супруга;

2) объявление судом одного из супругов умершим. При этом брак считается непрерывавшимся, если супруг вернулся. Супруг, объявленный умершим, не вправе вступать в новый брак;

3) расторжение брака.

Каждое из оснований (юридических фактов), с которым закон связывает прекращение брака, а следовательно, и прекращение правоотношений между супругами, имеет свои специфические особенности. Так, смерть одного из супругов является естественным способом прекращения брака. Документом, подтверждающим факт прекращения брака, в данном случае выступает свидетельство о смерти, выданное органом ЗАГС.

Объявление судом одного из супругов умершим влечет те же правовые последствия, что и физическая (естественная) смерть. По решению суда производится государственная регистрация смерти, брак считается прекращенным, открывается наследство.

Условия объявления гражданина умершим установлены в ст. 45 ГК. Суд вправе объявить гражданина умершим, если будет установлено, что в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая (землетрясение, авиакатастрофа и др.), – в течение шести месяцев после этих событий. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Это объясняется необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установления их гибели.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления решения суда в законную силу. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (о чем указывается в решении суда).

В случае явки супруга, объявленного судом умершим, и отмены решения суда об объявлении его умершим прекращенный брак не может быть восстановлен, если другой супруг вступил в новый брак. Если новый брак не был заключен, прежний брак может быть восстановлен органом ЗАГС (т. е. считаться продолжающимся с момента его заключения) только при наличии согласия обоих супругов (ст. 26 СК).

При жизни супругов брак может быть прекращен путем расторжения брака (развода). Для осуществления права на развод не требуется ни истечения определенного срока с момента заключения брака, ни согласия другого супруга. Однако существует исключение: ст. 17 СК устанавливает, что во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка муж без согласия жены не имеет права возбудить дело о разводе. Это положение распространяется и на случаи, когда ребенок родился мертвым или умер до достижения им возраста одного года. При отсутствии согласия жены на рассмотрение дела о расторжении брака судья отказывает в принятии искового заявления, а если оно было принято, суд прекращает производство по делу. В то же время отказ суда не является препятствием к повторному обращению в суд с иском о расторжении брака, если впоследствии отпали обстоятельства, перечисленные в ст. 17 СК.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.051 с.)