Возбуждение дела об административном правонарушении. Общая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возбуждение дела об административном правонарушении. Общая характеристика.



1. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении, будучи начальным этапом производства, имеет определяющее значение для всего правоприменительного процесса. На этой стадии по абсолютному большинству дел правомочные должностные лица органов административной юрисдикции совершают комплекс процедурно-процессуальных действий, в ходе которых устанавливается факт совершения проступка, производится его фиксация в протоколе об административном правонарушении, определяется круг допустимых доказательств и средства доказывания, подведомственность дела для рассмотрения по существу и дело направляется по подведомственности. Предварительная подготовка по делу об административном правонарушении производится по месту совершения проступка. Наряду с этим возможно выполнение отдельных действий по месту жительства нарушителя или по месту учета транспортных средств.

Для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо наличие повода и основания.

Основаниями к возбуждению дела об административном правонарушении являются фактические данные, указывающие на признаки, характеризующие деяние как правонарушение. При наличии оснований правомочное должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении. Протокол составляется по каждому факту обнаруженного административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу.

По окончании предварительной подготовки по делам об административных правонарушениях компетентные органы (должностные лица) вправе принимать следующие решения:

- передать материалы для рассмотрения и решения вопроса о применении мер административного взыскания по подведомственности органам (должностным лицам);

- передать материалы прокурору, органу предварительного следствия или дознания, если в действиях правонарушителя содержатся признаки преступления.

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

В соответствии с ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

– составления протокола осмотра места совершения АП

– составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;

– составления протокола об АП или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об АП;

– вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ;

– вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 КоАП РФ.

При возбуждении дела об административном правонарушении, несомненно, особое значение имеет процессуальное оформление протокола об административном правонарушении. Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие нарушителя.

В соответствии с КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором или же рассматриваются в рамках упрощенного производства, то есть когда административное наказание назначается без составления протокола.

В ряде случаев КоАП РФ предусматривается осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке — без составления протокола: должностное лицо, обнаружившее нарушение, самостоятельно принимает решение о наложении административного наказания и исполняет решение немедленно или разъясняет порядок исполнения назначенного наказания. Административное наказания без составления протокола возможно при условии, если оно не представляет серьезной опасности и не влечет вредных последствий. Формальными признаками подобной незначительности административного правонарушения выступают вид административного наказания и его размер.

Возбуждение дела об административном правонарушении является самостоятельной стадией производства по делам об административных правонарушениях и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определение подведомственности (подсудности). Возбуждение дела об административном правонарушении включает процессуальную деятельность по получению информации об административном правонарушении, ее оформлению и регистрации. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями КоАП РФ, перечень должностных лиц таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, а также осуществлять административного задержания, установлены Приказом ФТС России от 01.03.2012 №368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».

2. В случаях, если после выявления административных правонарушений, в том числе в области таможенного дела, законодательства об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, производится административное расследование.

 

11. Требования к оформлению процессуальных документов при возбуждении дела об административном правонарушении.

Заполнение процессуальных документов осуществляется должностными лицами ТО

Оформление процессуальных документов должно осуществляться в соответствии с принципами законности, оперативности, своевременности, достоверности отражаемых сведений, непротиворечивости между отдельными положениями процессуального документа.

1.5. Уполномоченное должностное лицо, приступив к заполнению процессуального документа, обязано закончить процессуальное действие в течение того рабочего дня, который указан в качестве даты составления процессуального документа.

Не допускается заполнение процессуальных документов в течение нескольких рабочих дней, за исключением случаев, когда Кодекс предусматривает возможность изготовления процессуального документа и его высылку участникам производства по делам об административных правонарушениях в течение трех дней с момента принятия решения по делу (часть 2 статьи 29.11, часть 2 статьи 30.8 Кодекса).

В тех случаях, когда Кодекс требует обязательного присутствия при составлении процессуального документа участников производства по делам об административных правонарушениях - лица, в отношении которого ведется производство по делу, его законного представителя, потерпевшего, его представителя, понятых, свидетелей, уполномоченное должностное лицо вправе приступить к составлению процессуального документа только после того, как названные участники будут присутствовать на месте составления процессуального документа, а в случае их отсутствия - когда уполномоченное должностное лицо будет располагать документально подтвержденной информацией о том, что отсутствующие участники надлежащим образом извещены о месте и времени составления процессуального документа, от них не поступило ходатайство о переносе времени и места составления процессуального документа или такое ходатайство оставлено без удовлетворения, за исключением случаев, когда составление процессуального документа в их отсутствие не допускается (процессуальные документы, составляемые в присутствии понятых).

В том случае, если в ходе производства по делу об административном правонарушении в один день уполномоченным должностным лицом заполняется несколько процессуальных документов, следует соблюдать определенную последовательность оформления процессуальных документов. При этом необходимо учитывать, что оформление процессуального документа является процессуальным действием, которое уполномоченное должностное лицо вправе осуществлять только с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Следовательно, первым процессуальным документом, который подлежит заполнению уполномоченным должностным лицом при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, является протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Все остальные процессуальные документы, в том числе определения по делу об административном правонарушении, могут составляться уполномоченными должностными лицами только после возбуждения дела об административном правонарушении.

При установлении последовательности составления процессуальных документов уполномоченное должностное лицо обязано руководствоваться закрепленными Кодексом стадиями производства по делам об административных правонарушениях, а также характером взаимосвязи процессуальных действий между собой. Таким образом, в первоочередном порядке оформляются процессуальные документы, составляемые на стадии возбуждения дела об административном правонарушении (глава 28 Кодекса). К таким процессуальным документам относятся:

1) протокол об административном правонарушении

2) протоколы о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении

При определении последовательности составления процессуальных документов на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению уполномоченное должностное лицо обязано руководствоваться последовательностью разрешения вопросов, указанных в статьях 29.1, 29.4 Кодекса. Таким образом, на данной стадии последовательно, при наличии соответствующих оснований, могут составляться следующие процессуальные документы:

1) определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции уполномоченного должностного лица (пункт 1 статьи 29.1, пункт 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса);

2) определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, которое их составило (пункт 3 статьи 29.1, пункт 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса);

3) постановление о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса (пункт 4 статьи 29.1, часть 2 статьи 29.4 Кодекса);

4) определение об истребовании сведений при необходимости дополнительных материалов по делу (статья 26.10, пункт 5 статьи 29.1, пункт 2 части 1 статьи 29.4 Кодекса), определение о назначении экспертизы (статья 26.4 Кодекса);

5) определения о разрешении ходатайств и отводов (пункт 6 статьи 29.1, статья 24.4, часть 4 статьи 29.3 Кодекса);

6) определение о назначении времени и места рассмотрения дела (пункт 1 части 1 статьи 29.4 Кодекса), определение о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 Кодекса (пункт 2 части 1 статьи 29.4 Кодекса);

7) определение об отложении рассмотрения дела (пункт 3 части 1 статьи 29.4 Кодекса);

8) определение о продлении срока рассмотрения дела (часть 2 статьи 29.6Кодекса).

1.13. На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченное должностное лицо обязано соблюдать установленную статьей 29.7 Кодекса последовательность составления процессуальных документов. Так, после открытия заседания при наличии соответствующих оснований могут быть вынесены следующие определения:

1) об отложении рассмотрения дела (пункт 7 части 1 статьи 29.7 Кодекса);

2) о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела (пункт 8 части 1 статьи 29.7 Кодекса);

3) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (пункт 9 части 1 статьи 29.7, пункт 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса);

4) о передаче дела судье, уполномоченному назначать административное наказание иного вида (пункт 1 части 2 статьи 29.9 Кодекса);

5) постановление о назначении административного наказания (пункт 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса);

6) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса).

Основные процессуальные документы в рамках производства по делам об административных правонарушениях - протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении, решение по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении - должны иметь номер, позволяющий идентифицировать конкретное дело об административном правонарушении и взаимосвязь данных процессуальных документов между собой.

Если после составления процессуального документа уполномоченное должностное лицо обязано направить его для рассмотрения в суд, иной государственный орган или иному должностному лицу, следует соблюдать установленные Кодексом сроки направления процессуальных документов (части 1, 3 и 4 статьи 28.8, части 1 и 4 статьи 30.2 Кодекса).

При наличии в типовой процессуальной форме граф (разделов), заполнение которых зависит от особенностей конкретного дела об административном правонарушении, состава участников производства по делу, при отсутствии необходимости заполнения соответствующих граф или невозможности их заполнения в силу отсутствия соответствующей информации, уполномоченное должностное лицо обязано поставить в них прочерк или иную отметку, исключающую последующее заполнение данных граф после составления и подписания процессуального документа.

При указании даты составления процессуального документа следует исходить из даты фактического его составления или даты совершения процессуального действия (вынесения процессуального решения), если процессуальный документ составляется позднее.

При указании должности должностного лица, составившего процессуальный документ, следует указывать полное наименование должности

Заполняя сведения о документах, заявлениях, ходатайствах, протестах, жалобах, являющихся основанием для составления процессуального документа, следует точно указывать дату вынесения (выдачи, подачи, составления) соответствующего документа, наименование участника производства (лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель юридического лица, защитник), обратившегося к уполномоченному должностному лицу, его фамилию и инициалы, наименование органа (должностного лица) выдавшего документ, должность прокурора, вынесшего процессуальный документ, а также указывать статью Кодекса, предусматривающую право названных лиц, органов, организаций на обращение к уполномоченному должностному лицу с соответствующим документом (заявлением, ходатайством, протестом, жалобой).

При заполнении разделов процессуальных документов, содержащих сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует иметь в виду, что отдельно заполняются сведения в отношении физических лиц - должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и сведения в отношении юридических лиц.

Заполняя раздел (графу) процессуального документа о разъяснении участникам производства по делам об административных правонарушениях их прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом, уполномоченное должностное лицо вправе устно воспроизвести содержание соответствующих статей Кодекса, предусматривающих права и обязанности, о чем участник делает отметку в процессуальном документе в виде подписи о разъяснении ему прав и обязанностей с указанием своей фамилии, инициалов и даты, либо воспроизвести текст статьи Кодекса, закрепляющей права и обязанности участника на отдельном листе, после прочтения которого лицо ставит свою подпись, указывает свою фамилию, инициалы и дату.

Приводя мотивы принятия того или иного процессуального решения, следует приводить конкретные обстоятельства, свидетельствующие о законности и обоснованности принимаемого уполномоченным должностным лицом решения со ссылками на соответствующие положения Кодекса и иных нормативных правовых актов.

В процессуальных документах должны содержаться отметки о вручении копии документа участникам производства по делу об административном правонарушении, присутствовавшим при вынесении процессуального документа и имеющим право на получение копии документа в соответствии с их правовым статусом, закрепленным в главе 25 Кодекса, - участник производства по делу, получивший копию процессуального документа указывает в соответствующей графе напротив надписи "Копию (определения, постановления, решения) получил" свою должность, фамилию, инициалы, дату и подпись.

В случае направления процессуального документа в суд, иной государственный орган, в прокуратуру уполномоченное должностное лицо включает сведения о его направлении в оригинал либо в копию процессуального документа, остающуюся у уполномоченного должностного лица с указанием в какой суд или орган направлен процессуальный документ, даты и номера сопроводительного письма и заверяет эти сведения своей подписью и личным штампом.

Копии процессуальных документов изготавливаются одновременно с подлинником процессуального документа по количеству участников производства по делу, имеющих право на получение копии документа, и иных лиц (органов), которым уполномоченное должностное лицо обязано направить копию документа в соответствии с требованиями Кодекса.

 

12. Общая характеристика составов нарушений таможенных правил, устанавливающих ответственность за посягательства на порядок перемещения товаров через таможенную границу. Примеры.

Административные правонарушения в области таможенного дела в Таможенном союзе посягают на экономические интересы и безопасность гос-членов Таможенного союза, населения стран, экологическое благополучие, морально-нравственные устои общества.

Учитывая интеграционные особенности таможенного регулирования1 на современном этапе, противоправные деяния в области таможенного дела, посягают на общественные отношения в сфере:

- порядка перемещения товаров и средств международной перевозки че-рез таможенную границу Таможенного союза;

- порядка их перемещения по единой таможенной территории Таможен-ного союза при нахождении под таможенным контролем;

- порядка таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международной перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

- применения мер таможенного контроля;

- правил установления и взимания таможенных платежей;

Субъектом правонарушения могут быть –физические лица (граждане, должностные лица, предприниматели без образования юридических лиц) или юридические лица

Субъективная сторона – для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения порядка перемещения товаров, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры.

Объект правонарушения – общественные отношения в сфере порядка перемещения товаров, транспортных средств или лиц через границу зоны таможенного контроля.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в форме действия или бездействия. Например:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.042 с.)