Тема 3. Система и структура органов прокуратуры. Компетенция органов прокуратуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Система и структура органов прокуратуры. Компетенция органов прокуратуры.



 

Семинар–2 часа.

 

План.

 

1. Система органов прокуратуры и порядок их формирования.

2. Генеральная прокуратура РФ: структура и порядок образования. Правовой статус Генерального прокурора РФ.

3. Прокуратуры субъектов РФ: структура и порядок образования.

4. Прокуратуры района (города). Межрайонные прокуратуры.

5. Территориальные и специализированные прокуратуры, разграничение полномочий прокуроров территориальных и специализированных прокуратур.

6. Следственный комитет при прокуратуре РФ. Система и структура следственного комитета при прокуратуре РФ.

7. Коллегии в органах прокуратуры.

 

 

Методические рекомендации по изучению темы.

 

При изучении данной темы студентам следует уяснить, что систему прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура Российской Федерации (высшее звено), прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (среднее звено), прокуратуры городов, районов и другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (основное звено), а также органы следственного комитета при прокуратуре РФ. Кроме того, в систему прокуратуры входят так же научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий.

Единство данной системы проявляется в том, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Несколько в особом положении находится Следственный комитет при прокуратуре РФ. Председателя Следственного комитета назначает на должность Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента. Президент назначает заместителей Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ по представлению Председателя Следственного комитета. В силу этого следственный комитет, несмотря на то, что образован при прокуратуре РФ, свою деятельность осуществляет самостоятельно на основании Положения о следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации утвержденного Указом Президента РФ № 1004 от 1 августа 2007 года.

Рассматривая структурные подразделения Генеральной прокуратуры, следует отметить, что в структуру Генеральной прокуратуры входят главные управления, управления и отделы на правах управлений, или в составе управлений. В компетенцию Генеральной прокуратуры входит выполнение всех прокурорских функций на своем уровне и надзор за деятельностью нижестоящих прокуратур.

Прокуроры субъектов РФ подчиняются Генеральному прокурору, подотчетны ему. Они выполняют все прокурорские функции на своем уровне и организуют выполнение прокурорских полномочий нижестоящими прокуратурами районов (городов). Прокуроры, первые руководители прокуратур субъектов, назначаются на должность Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, (что является, безусловно, отступлением от принципа независимости прокуратуры).

Рассматривая вопрос о деятельности прокуратуры района (города), следует раскрыть структуру аппарата прокуратур основного звена, порядок их формирования. В городах, где отсутствует районное деление, могут действовать прокуратуры административных округов, с приданием им статуса прокуратур района. В ряде субъектов федерации функционируют межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов. Например, в связи с особым статусом Москвы, там действуют межмуниципальные (межрайонные) прокуратуры и прокуратуры административных округов, имеющих статус прокуратур района (города).

К специализированным прокуратурам относятся: военные, транспортные, природоохранные, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях и по надзору за исполнением законов на особо режимных предприятиях и объектах оборонно–промышленного комплекса, в том числе в закрытых административно–территориальных образованиях (ЗАТО).

При изучении вопроса о разграничении полномочий между прокурорами территориальных и специализированных прокуратур следует обратиться к приказу Генерального прокурора № 54 от 9 сентября 2002 года, который так и называется "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур". Функционирование специализированных прокуратур – это одна из форм реализации зонально–предметного принципа организации работы органов прокуратуры в специфических сферах правовых отношений.

 

Нормативные акты и литература.

 

1. Конституция РФ. – М., 1993. – ст. 71,102,129

2. Федеральный закон "О прокуратуре РФ" в ред. ФЗ № 214 от 24 июля 2007 г. ст. 11–17, 46,48.

3. Положение о следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ № 1004 от 1 августа 2007 года.

4. Приказ Генерального прокурора РФ от 9 сентября 2002 года № 54 "О разграничении компетенции территориальных и приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур».

5. Приказ Генерального прокурора РФ от 11 мая 2007 года № 84 «Об образовании Уральской транспортной прокуратуры».

6. Приказ Генерального прокурора РФ от 11 декабря 1998 г. №89 «О регламенте Генеральной прокуратуры РФ».

7. Приказ Генерального прокурора РФ от 21 октября 1996 г. № 57 «Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением».

8. Вопросы теории управления в органах прокуратуры / Отв. ред. проф. Рябцев В.П. – М., 1997. – С. 24 – 25.

8. Гасанов Р.М. Организация работы районной прокуратуры в современных условиях. – М., 2006. – 176 с.

9. Ергашев Е.Р. Организация работы городской (районной) прокуратуры. Учебное пособие. – Екатеринбург. – 2005. – 96 с.

10. Костенко Н.И. Место прокуратуры в государственном механизме.// Государство и право. – 1995. – №11. – С. 12 – 22.

11. Кливер И.Я. Организация планирования работы в органах прокуратуры: Учебное пособие. – М., 1991.

12. Козаков С., Андреев Б. Применение компьютерной техники в органах прокуратуры. // Законность. – 1996. – № 4. – С. 27 – 29.

13. Мыцыков И. Прокурорское реагирование при надзоре на железнодорожном транспорте. // Законность. – 2002. – №11. – С. 15 – 19.

14. Организация работы районной (городской) прокуратуры./ Под ред. М.П. Маляренко. – М., 1974.

15. Организация управления в органах прокуратуры / Отв. ред. проф. В.П. Рябцев. – М., 1999. – С. 56 – 64.

16. Полякова М.Ф. Этика руководителя органов прокуратуры. – М., 1989.

17. Сергиенко А. Надзор за исполнением законодательства об экологической безопасности // Законность. – 2007. – № 8. – С. 7 – 10.

18. Смирнов А.Ф. Функции управления в органах прокуратуры. – М., 1991.

19. Тарнаев Н.Н. Стиль делового общения прокурора – руководителя. // Лекция. – М., 1991.

20. Трикс А.В. Справочник прокурора. – СПб., 2007. – 240 с.

 

Решение задач.

Задача 1.

Завод «Пластик» систематически сбрасывал в реку, являющуюся источником снабжения города питьевой водой, сточные воды производства. В результате загрязнения водоема, наличие вредных веществ стало представлять угрозу здоровью населения. Жители города направили прокурору района коллективную жалобу с требованием прекратить сброс неочищенной воды в реку и привлечь к ответственности руководителей завода. Прокурор района внес директору завода представление, в котором потребовал прекратить сброс неочищенных сточных вод, принять меры по установке очистных сооружений и решить вопрос об ответственности должностных лиц, виновных в нарушении природоохранного законодательства.

К компетенции какой прокуратуры относиться разрешение жалобы?

Разграничьте компетенцию территориальной и природоохранной прокуратур.

 

Задача 2.

К прокурору района обратился гр-н Зюзиков с жалобой на прослушивание его телефона и перлюстрацию корреспонденции органами федеральной службы безопасности.

Определите компетенцию прокуратуры, которая должна рассмотреть жалобу.

Задача 3.

На территории одного из районов областного центра находится администрация города. Надзор за соблюдением ею законов и законностью издаваемых ею правовых актов осуществляет прокурор данного района, который регулярно проводит соответствующие проверки, приносит протесты на незаконные правовые акты и реализует иные полномочия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.007 с.)