ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и система курса прокурорского надзора в РФ.



Понятие и система курса прокурорского надзора в РФ.

Прокурорский надзор как правовая дисциплина представляет собой совокупность взаимосвязанных положений общетеоретического, правового, методического характера, раскрывающих предмет, цели и задачи прокурорского надзора, иного функционального предназначения и содержания деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка.

Структура курса предполагает его деление на общую и особенную части.

В общей части рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т. д.

Содержанием особенной части является информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях (прокурорский надзор за законностью содержания под стражей, прокурорский надзор за соблюдением антимонопольного законодательства), специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений.

Предметом прокурорского надзора является деятельность различных органов: министерств, ведомств, государственных комитетов, служб, органов исполнительной власти, органов представительной власти, органов местного самоуправления. В число объектов прокурорского надзора не включены граждане. Тем самым законодатель подчеркивает, что прокуратура - это орган защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

Правовые основы прокурорского надзора

В ст. 3 Закона о прокуратуре содержится положение, в соответствии с которым правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры составляют Конституция, данный Закон, другие федеральные законы и международные договоры РФ. Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. Так, в ст. 129 Конституции сказано, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В этой же статье Конституции определен порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, а также нижестоящих прокуроров. Данным конституционным положением закреплена независимость прокурорского надзора от иных ветвей государственной власти и обеспечено ее самостоятельное функционирование. Кроме того, оно способствует построению вертикали управления в системе органов прокуратуры таким образом, что надзор за соблюдением законности осуществляется на всех уровнях власти независимо от местнических сепаратистских тенденций. Однако специфика федеративного устройства российского государства и сложившиеся к моменту принятия Конституции социально-политические условия обусловили тот факт, что в ч. 3 ст. 129 Конституции закреплено положение, согласно которому прокуроры субъектов РФ назначаются на должность только после согласования с органами власти субъекта РФ. Однако органы власти субъектов РФ не имеют права принимать никаких правовых актов и решений относительно организации и деятельности прокуратуры, так как в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции законодательство и управление прокуратурой относится исключительно к ведению Российской Федерации. Таким образом, в Конституции определены принципиальные вопросы организационного построения системы органов прокуратуры и далее в ней указано, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Им является Закон о прокуратуре. Закон о прокуратуре состоит из семи разделов, которые включают в себя 54 статьи. В этом Законе определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности. Закон определяет предмет прокурорского надзора относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нормы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной защиты сотрудников. Деятельность прокурора по отдельным направлениям регламентируется нормами, содержащимися в иных федеральных законах. Полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования, а также по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены в ст. 37 УПК.

Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. К подобного рода нормативным актам необходимо, например, отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993. Регламентируют вопросы деятельности органов прокуратуры и соответствующие указы Президента РФ. К ним, в частности, можно отнести Указы Президента РФ от 30.06.1997 № 659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации». Важную роль в организации и деятельности прокуратуры играют нормативные правовые акты, исходящие от Генерального прокурора РФ. Закон о прокуратуре предоставляет Генеральному прокурору РФ право издавать обязательные для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры приказы, распоряжения, указания и инструкции, определяющие и разъясняющие вопросы организации деятельности органов прокуратуры, а также реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором РФ, должны соответствовать следующим требованиям: во-первых, приниматься уполномоченным на это должностным лицом прокуратуры (Генеральным прокурором РФ или его заместителями); во-вторых, не противоречить Конституции и федеральному законодательству; в-третьих, быть обязательными для исполнения всеми прокурорами и следователями прокуратуры. Обязательное значение эти нормативные правовые акты имеют и для иных должностных лиц органов, поднадзорных прокуратуре.

 

Функции прокуратуры.

Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры. Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений. Генеральный прокурор РФ участвует в правотворческой деятельности. Он вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с указанными предложениями к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению. Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера. Постоянные направления деятельности – это сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления. Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом.

Планирование, отчетность и проверка исполнения в органах прокуратуры.

В целях организации право­охранительной деятельности прокуратуры прогнозируется разви­тие состояния законности или отдельных ее элементов на перспек­тиву, развитие правового регулирования, организационной струк­туры, состояния ее кадров, иные аспекты. Прогнозирование рассматривается как средство, позволяющее с достаточной обоснованностью формулировать конкретные зада­чи,, которые должны решать органы прокуратуры в предстоящем периоде; планировать мероприятия для решения этих задач; манев­рировать прокурорскими кадрами; обосновывать потребности в обеспечении деятельности прокуратуры; вносить аргументирован­ные предложения в федеральные программы мер по усилению борьбы с преступностью, для планирования законопроектных работ, определения очередности разрабатываемых и принимае­мых законопроектов. Важнейшие черты планирования работы органов прокурату­ры — конкретность и рациональность. При централизованном пла­нировании («сверху вниз»), когда в прокурорской системе планы, продвигаясь, «обрастают» дополнительными заданиями, обяза­тельными для исполнения, аппараты управления органов прокура­туры должны учитывать, что, включая в свои планы работы меро­приятия, указанные «сверху», городские и районные прокуратуры существенно снижают возможности для инициативы, маневров, связанные с необходимостью учета специфики конкретного регио­на. В этих условиях особое значение приобретают точность выбора плановых мероприятий и определение круга исполнителей плано­вых заданий. Различаются перспективное, текущее и календарное планиро­вание. Общие перспективные планы прокуратуры региона разра­батываются, как правило, на полугодие. Проводится планирование направленных на борьбу с преступностью мероприятий в коорди­нации с иными правоохранительными органами. В Генеральной прокуратуре, прокуратурах субъектов федерации подразделения аппаратов составляют свои отраслевые планы работы. Коллегии также составляют планы работы. Планы работы органов прокуратуры составляются в письмен­ном виде и содержат ряд обязательных элементов. В подготовке и составлении их проектов участвуют практически все оперативные работники данного органа прокуратуры.

В структуре управления работой органов прокуратуры важное место занимает контроль исполнения. Он особенно результати­вен, когда повседневный контроль отделов (управлений) сочетает­ся с работой организационно-контрольного подразделения проку­ратуры (помощника прокурора по организации и контролю испол­нения) при постоянном внимании к нему со стороны руководите­лей (прокурора, его заместителей). Контроль за исполнением нормативных актов Генерального прокурора РФ составляет существенную часть работы по контролю исполнения. После принятия управленческого решения, особенно выражен­ного в нормативных правовых актах (приказе, указании, распоря­жении, инструкции), прокурор обеспечивает ознакомление с ним оперативных работников, и в первую очередь тех, которые имеют непосредственное отношение к его исполнению. При необходи­мости проводится оперативное совещание либо заседание колле­гии, где намечаются организационные мероприятия по выполне­нию данного приказа (указания, распоряжения, инструкции) и его требования изучаются всеми работниками. Прокурор обязан на­значить лиц, персонально ответственных за организацию выполне­ния приказа, определить порядок его выполнения. Наиболее рас­пространенной и действенной формой контроля исполнения явля­ется проверка работы нижестоящих органов прокуратуры непо­средственно на месте. Проводятся проверки комплексные; отрас­левые (функциональные); специальные и контрольные. Комплексные проверки осуществляются в полном объеме рабо­ты соответствующей прокуратуры по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Отраслевые (функциональные) про­верки проводятся в целях установления состояния работы ниже­стоящей прокуратуры по определенному функциональному на­правлению ее деятельности в полном объеме (например, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие и др.). Специальная проверка проводится для установления состояния работы нижестоящей прокуратуры по отдельным функциональ­ным вопросам либо по вопросам укрепления законности, решае­мым средствами ряда функций в порядке исполнения соответству­ющих нормативных приказов Генерального прокурора РФ (об уси­лении борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних, на транспорте, в сфере экономики и т.д.). Контрольные проверки про­водятся на основе принятых руководителем прокуратуры либо кол­легией решений в установленные сроки, обычно в целях проверки исполнения предложений, рекомендаций по устранению отмечен­ных недостатков, дальнейшему совершенствованию работы по ук­реплению законности и осуществляются с учетом требований со­ответствующих приказов Генерального прокурора РФ.

 

Понятие и система курса прокурорского надзора в РФ.

Прокурорский надзор как правовая дисциплина представляет собой совокупность взаимосвязанных положений общетеоретического, правового, методического характера, раскрывающих предмет, цели и задачи прокурорского надзора, иного функционального предназначения и содержания деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка.

Структура курса предполагает его деление на общую и особенную части.

В общей части рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т. д.

Содержанием особенной части является информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях (прокурорский надзор за законностью содержания под стражей, прокурорский надзор за соблюдением антимонопольного законодательства), специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений.

Предметом прокурорского надзора является деятельность различных органов: министерств, ведомств, государственных комитетов, служб, органов исполнительной власти, органов представительной власти, органов местного самоуправления. В число объектов прокурорского надзора не включены граждане. Тем самым законодатель подчеркивает, что прокуратура - это орган защиты прав и свобод человека и гражданина.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.011 с.)