Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предостережение о недопустимости нарушения закона.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.Для предупреждения правонарушений предусмотрено еще одно средство прокурорского надзора - предостережение о недопустимости нарушения закона. Предостережение объявлено должностным лицам может быть и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Предостережение готовится в письменной форме от имени прокурора или его заместителя. В соответствии с ФЗ "О прокуратуре РФ" и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и рядом других нормативных актов Генеральный прокурор РФ или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. Оно выносится в письменной форме с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения. В указании Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. № 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения. Этот документ предписывает прокурорам субъектов РФ, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений. Применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают. Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами должны использоваться иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом. Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.
25. Сущность надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным видом надзора. Предметом данного надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами. А также федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина составляет законность действий и правовых актов федеральных министерств, государственных комитетов, служб, иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, связанных с соблюдением конституционных норм и положений законов, регламентирующих права и свободы человека и гражданина. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», определяя предмет надзора, исходит из понятия конституционных, т. е. установленных главным законом страны — Конституцией РФ, прав и свобод человека и гражданина, установленных действующими на территории Российской Федерации законами. Это позволяет прокуратуре осуществлять надзор за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина, признаваемых в Российской Федерации, как сказано в ст. 17 Конституции России, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с ситуацией в стране. Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод, установленных Конституцией РФ. В теории конституционного права и международно-правовой практике принято различать три группы прав и свобод человека и гражданина. К первой группе относятся личные права и свободы, вторую группу образуют политические права и свободы граждан
26. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Полномочия прокурора при осуществлении данного надзора:
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушения. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, или когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в гражданском или арбитражном судах иск в интересах пострадавших (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
27. Особенности защиты прокурорами прав и свобод социально незащищенных категорий граждан. Защита прав и свобод всех категорий граждан средствами прокурорского надзора уже сама по себе является основным приоритетным направлением в деятельности прокуроров. В связи с этим, чьи бы права и свободы ни были нарушены, прокурор не может оставаться безучастным. Он обязан принять псе предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. Однако предметом особой заботы прокурора является соблюдение прав и свобод граждан, которые в силу состояния здоровья (физических и психических недостатков), возраста и по иным причинам не могут сами в полную меру защищать свои права и свободы. Речь в первую очередь идет о больных, прикованных к постели, в особенности страдающих опасными заболеваниями, ведущими к летальному исходу, психически больных, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными; инвалидов первой и второй групп; престарелых, в особенности одиноких, нуждающихся в уходе. Сюда же следует отнести детей и подростков-сирот, потерявших родителей или брошенных (оставленных) ими; женщин-одиночек, имеющих малолетних детей. В особом внимании со стороны прокурора нуждаются такие категории населения, как беженцы и вынужденные переселенцы, права и законные интересы которых далеко не всегда соблюдаются. Будучи вынужденными покинуть места постоянного проживания, часто лишенные средств к существованию, они нередко не находят понимания и поддержки у местной администрации и среди населения. Следует также назвать граждан, оказавшихся безработными по независящим от них причинам, которые нуждаются в социальной защите. В центре внимания прокурора должны находиться семьи и отдельные граждане, пострадавшие от техногенных и природных катастроф и аварий, а также от преступных посягательств, так как выделяемые государством для оказания им помощи средства порой расходуются не по назначению. Для военных прокуроров особо актуальным является соблюдение прав и свобод военнослужащих срочной службы, а также военнослужащих, участвующих в боевых операциях, поскольку в силу специфики службы и боевой деятельности реализация многих прав и свобод, принадлежащих им, как и всем гражданам, приостанавливается, и они, кроме того, не в состоянии в полную меру лично защищать свои интересы. В поле зрения прокурора должно находиться также соблюдение прав лиц, отбывающих наказания, назначаемые судом, а также задержанных и заключенных под стражу следственными, судебными и иными органами. В связи с этим предметом особой заботы прокуроров является исполнение законодательства о гражданстве, о льготах и пособиях, пенсионного законодательства, законодательства о материнстве и детстве, о несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения, о беженцах и вынужденных переселенцах, о труде, об обороне, о борьбе с наркоманией. При наличии сведений о нарушении этого законодательства прокурорские проверки следует проводить в первоочередном порядке либо поручать проведение проверок другим органам. Прокурорам необходимо проявлять активность в получении сведений о нарушении названного законодательства. Сокращение продолжительности жизни россиян, рост заболеваемости населения, в том числе и в результате загрязнения окружающей среды, коммерциализация медицинских услуг и их недоступность для бедной части населения делает особо актуальным надзор за исполнением законодательства о здравоохранении и об охране окружающей природной среды. Многочисленные нарушения законодательства об образовании, рост числа подростков, оставивших общеобразовательные учебные заведения, подчеркивает необходимость активизации прокурорского надзора за исполнением этого законодательства. Сказанное относится и к надзору за исполнением жилищного законодательства, включая и законодательство о приватизации жилищного фонда. Нуждаются в защите средствами прокурорского надзора также политические, экономические и иные права граждан, в том числе и их право на свободу мысли и слова, передвижение и выбор места жительства, вероисповедание, личную неприкосновенность, занятие предпринимательской деятельностью, владение частной собственностью, включая недвижимость, и т.д. В поле постоянного внимания прокурора должно находиться исполнение законодательства об обращениях граждан. Дело в том, что от того, как соответствующие руководители (владельцы) предприятий, учреждений, организаций и других органов исполняют возложенные на них обязанности по рассмотрению и разрешению писем, жалоб, заявлений и иных обращений населения и работников, во многом зависит состояние соблюдения предоставленных им прав и свобод. В связи с этим при наличии оснований прокуроры планируют и проводят проверки законности рассмотрения и разрешения писем, жалоб и заявлений. Работа по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина находит отражение в текущих и перспективных планах работы прокуратуры. Мероприятия по защите их прав и свобод обычно включаются во все разделы планов работы. Эти мероприятия могут быть сгруппированы в самостоятельные разделы планов. Организация работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не отличается заметной спецификой от организации работы по надзору за исполнением законов
28. Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Работа по рассмотрению обращений подчинена целям защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка. Основным правовым актом, регламентирующим данный вид деятельности, является Приказ Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 N 200 «О введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ». Задачи работы по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений в органы прокуратуры - своевременное, объективное и окончательное разрешение каждого обращения. Обращения могут быть выражены в устной или письменной форме. Устные обращения граждан регистрируются в книге личного приема, там же отражается содержание ответа, если он давался в устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ. Обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов, разрешению в органах прокуратуры не подлежат. В обращениях указываются существо допущенного нарушения, причем ссылки на конкретные нормы не обязательны; сведения о нарушителе, либо организации, где допущено нарушение; сведения о себе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). Жалоба пишется, как правило, на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона. Жалоба может быть направлена прокурору по почте, вручена на личном приеме, передана непосредственно в канцелярию прокуратуры, где должна быть в обязательном порядке зарегистрирована. Обращение в прокуратуру может быть оставлено без рассмотрения в следующих случаях: - обращения граждан не содержат сведений о фамилии и месте жительстве заявителя; - повторное обращение не содержит новых данных, все изложенные в нем доводы ранее полно и объективно проверялись и ответ на предыдущие обращения был дан прокурором с разъяснением заявителю права обращаться к вышестоящему прокурору; - содержание обращения лишено логики и смысла; - обращение содержит выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а также нецензурные выражения. Если в суд обращаются за защитой собственных прав, то к прокурору можно обратиться с заявлением об ущемлении прав других лиц, интересов государства, а также о совершенном либо готовящемся преступлении, вне зависимости от того, против кого оно направлено. Прокурор, разбираясь с жалобой, в отличие от суда, не может принять решение по существу, он вправе лишь отреагировать на допущенное нарушение закона посредством принесения протеста, представления. Должностные лица, получившие такой документ, обязаны рассмотреть его в установленные законом сроки и принять решение об устранении допущенного нарушения.
29. Порядок и пределы ознакомления граждан с материалами проверок исполнения закона, жалоб и заявлений. Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной). В отдельных случаях после проверки по жалобе исполнитель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя. По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или уголовного дела. В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (не персонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц. В органах прокуратуры не реже "двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.
30. Сущность прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия занимает ведущее место в системе надзорной деятельности прокуратуры, направленной на обеспечение законности в сфере борьбы с преступностью. При всей важности оперативно-розыскных мер в обнаружении и раскрытии преступлений, они играют вспомогательную роль в решении этих задач. Предупреждение, пресечение и устранение любых нарушений закона, совершенных органами дознания и предварительного следствия, — задачи прокурорского надзора. Сущность его состоит в действиях, призванных обеспечить строжайшее соблюдение органами предварительного расследования требований закона, начиная с момента поступления к ним заявлений (сообщений) о преступлениях и до окончания дознания и предварительного следствия с составлением обвинительного заключения или постановления о прекращении уголовного дела либо о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера к душевнобольным гражданам, совершившим общественно опасные деяния. Закон (ст. 126 УПК) устанавливает, что постановления следователя (это положение распространяется и на органы дознания), вынесенные по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Большинство таких постановлений не требует согласия или санкции прокурора. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкций от прокурора, следователь принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Не все указания прокурора следователь обязан безоговорочно выполнять. Если следователь не согласен с указаниями о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении уголовного дела, он вправе представить вышестоящему прокурору возражения в письменном виде. В ст. 29 Закона о прокуратуре Российской Федерации конкретизируется предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, в который входят соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; порядка проведения расследования; законности решений, принимаемых указанными органами. Ни одно другое направление прокурорского надзора не включает в себя необходимость проверки законности и обоснованности столь большого числа действий и решений поднадзорных органов. Указание закона о надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следует принимать как указание, которое распространяется на любую их процессуальную деятельность. Дознание является основным, но не единственным видом деятельности органов дознания. В предмет прокурорского надзора входят исполнение законов органами дознания при регистрации, рассмотрении и разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях, при досудебной подготовке материалов в протокольной форме, при выполнении поручений следователей о производстве следственных и розыскных действий и указаний об оказании им содействия при производстве отдельных следственных действий. Особенность прокурорского надзора в уголовно-процессуальной сфере состоит в том, что он касается законности действий и решений конкретных субъектов уголовного процесса, а ими могут быть не только органы дознания, но и лица, осуществляющие дознание, и начальники органов дознания. Равным образом прокурорский надзор распространяется на все следственные органы в лице следователей прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.
31. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания. В ст. 30 Закона о прокуратуре не дается перечня полномочий прокурора, а лишь указывается, что они устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской федерации и другими федеральными законами. Так как прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, касается исключительно их уголовно-процессуальной деятельности, то и полномочия прокурора в этой сфере определены УПК. Полномочия прокурора состоят из его процессуальных прав и обязанностей. Обнаружив незаконное задержание гражданина органом расследования, прокурор не только вправе, но и обязан освободить его из-под стражи. Используя полномочия, прокурор устраняет выявленные им нарушения закона в деятельности указанных органов, предупреждает возможность таких нарушений, следит за состоянием дознания или следствия по конкретным уголовным делам, обеспечивая своевременность, полноту и объективность расследования. Основным средством устранения допущенных органом дознания (лицом, производящим дознание) или следователем нарушений закона является отмена прокурором их незаконных и необоснованных постановлений (п. 2ч. 1 ст. 211 УПК). Отмена постановления прокурором означает признание принятого решения незаконным и, как правило, необоснованным. Прокурору предоставлено право самому возбуждать уголовное дело, отказывать в его возбуждении и приостанавливать по нему производство, если следователи или органы дознания, при наличии предусмотренных законом оснований, сами по каким-либо причинам этого не сделали. В целях устранения допущенных нарушений закона прокурор вправе давать письменные указания о расследовании преступлений (в случаях, когда следователь или лицо, производящее дознание, возбудив уголовное дело либо получив его в свое производство, не приступает по каким-либо причинам к расследованию); об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о правильной квалификации преступления (п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК). Письменные указания прокурора о производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления, направлены главным образом на обеспечение полноты, всесторонности, объективности и своевременности расследования (п. З ч. 1 ст. 211 УПК). В этих же целях прокурор обладает правом: а) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу (п. 5 ч. 1 ст. 211 УПК); б) продлевать срок расследования и срок содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом (п. 7 ч. 1 ст. 211 УПК); в) возвращать уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. 8 ч. 1 ст. 211 УПК); г) изымать от органов дознания и передавать следователю любое дело, передавать его от одного органа предварительного расследования другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования (п. 9 ч. 1 ст. 211 УПК); д) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела (п. 10 ч. 1 ст. 211 УПК). Данное право прокурора не устраняет нарушения закона, как это иногда утверждается в юридической литературе, а служит средством пресечения необъективного, предвзятого ведения дознания или предварительного следствия конкретным должностным лицом. К отстранению этого лица от дальнейшего расследования прокурор вынужден прибегнуть в случаях невыполнения его письменных указаний, при неоднократном нарушении процессуальных правил расследования, нарушении прав участников уголовного процесса. На получение санкции прокурора следователь или орган дознания представляют постановления: о применении меры пресечения -в виде заключения под стражу (ст. 96 УПК); залога (ст. 99 УПК); об отмене или изменении меры пресечения, избранной по указанию прокурора (ст. 101 УПК); об отстранении обвиняемого от должности (ст. 153 УПК); о Помещении подозреваемого или обвиняемого, находящегося на свободе, в медицинское учреждение при производстве судебно-психиатрической экспертизы (ст. 188 УПК); о производстве выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной (ст. 167 УПК); о производстве обыска (ст. 168 УПК). Отказ прокурора в даче санкции означает, что прокурор нe нашел оснований для производства соответствующего действия или усмотрел какое-либо существенное нарушение процессуального порядка. Согласие прокурора в стадии предварительного расследования требуется на прекращение уголовного дела вследствие изменения обстановки (ст. 6 УПК); в связи с деятельным раскаянием (ст. 7 УПК); в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера (ст. 8 УПК); в связи с примирением с потерпевшим (ст. 9 УПК). Прокурору принадлежит также право давать согласие на передачу дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 406 УПК), утверждать обвинительное заключение. Обеспечению систематического надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия служит право прокурора требовать от названных органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и об установлении лиц, совершивших преступления (п. 1 ч. 1 ст. 211 УПК).
32. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия. Полномочия прокурора состоят из его процессуальных прав и обязанностей. Используя полномочия, прокурор устраняет выявленные им нарушения закона в деятельности органов следствия, предупреждает возможность таких нарушений, следит за состоянием дознания или следствия по конкретным уголовным делам, обеспечивая своевременность, полноту и объективность расследования. Основным средством устранения допущенных органом дознания (лицом, производящим дознание) или следователем нарушений закона является отмена прокурором их незаконных и необоснованных постановлений (п. 2ч. 1 ст. 211 УПК). Каждое постановление содержит то или иное процессуальное решение следователя, органа дознания или лица, производящего дознание. Отмена постановления прокурором означает признание принятого решения незаконным и, как правило, необоснованным. Любое необоснованное постановление — незаконно, поскольку оно вынесено при отсутствии соответствующего основания, предусмотренного законом. Иногда основание для принятия того или иного процессуального решения (а значит, и для вынесения соответствующего постановления) может иметься в материалах дела. Однако если решение принимается не уполномоченным на то должностным лицом, то такое постановление является незаконным. Прокурору предоставлено право самому возбуждать уголовное дело, отказывать в его возбуждении и приостанавливать по нему производство, если следователи или органы дознания, при наличии предусмотренных законом оснований, сами по каким-либо причинам этого не сделали. В целях устранения допущенных нарушений закона прокурор вправе давать письменные указания о расследовании преступлений (в случаях, когда следователь или лицо, производящее дознание, возбудив уголовное дело либо получив его в свое производство, не приступает по каким-либо причинам к расследованию); об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о правильной квалификации преступления (п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК). Письменные указания прокурора о производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления, направлены главным образом на обеспечение полноты, всесторонности, объективности и своевременности расследования (п. Зч. 1 ст. 211 УПК). В этих же целях прокурор обладает правом: а) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу (п. 5 ч. 1 ст. 211 УПК); б) продлевать срок расследования и срок содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом (п. 7 ч. 1 ст. 211 УПК); в) возвращать уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. 8 ч. 1 ст. 211 УПК); г) изымать от органов дознания и передавать следователю любое дело, передавать его от одного органа предварительного расследования другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования (п. 9 ч. 1 ст. 211 УПК); д) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела (п. 10 ч. 1 ст. 211 УПК). Данное право прокурора не устраняет нарушения закона, как это иногда утверждается в юридической литературе, а служит средством пресечения необъективного, предвзятого ведения дознания или предварительного следствия конкретным должностным лицом. К отстранению этого лица от дальнейшего расследования прокурор вынужден прибегнуть в случаях невыполнения его письменных указаний, при неоднократном нарушении процессуальных правил расследования, нарушении прав участников уголовного процесса.
33. 34. Соотношение полномочий прокурора, руководителя следственного органа и суда в досудебном производстве по уголовным делам. В соответствии с ч. 1 ст. 37 прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Часть 2 этой статьи определяет полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному дели. 2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; 4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; 5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом; 6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом; 7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение; участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения; 9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; 10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса; 11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; 12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи; 13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу; 14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу; 15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниям<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.181 (0.013 с.) |