ТОП 10:

Предмет и система курса «Прокурорский надзор в РФ»



Предмет и система курса «Прокурорский надзор в РФ»

Предметом курса «Прокурорский надзор в РФ» являются правовые нормы, определяющие назначение, функ­ции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и структуру ее органов, полномочия прокурора при осу­ществлении надзора за исполнением законов.

Курс прокурорского надзора состоит из Общей и Особенной частей. В Общую часть включены темы, содержание которых освещает назначение прокуратуры и прокурорского надзора как ее главной функции; место и значение прокуратуры в структуре государственных органов; исторические предпосылки образования в России прокуратуры и основные этапы ее развития; принципы организации и деятельности прокурорских органов, их функции; устройство прокуратуры и управление.

Часть Особенная состоит из следующих тем: прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор); прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; участие прокурора в рассмотрении судом уголовных, гражданских дел и в арбитражном судопроизводстве; координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; организация и деятельность органов прокуратуры в зарубежных странах; взаимодействие и сотрудничество российской прокуратуры с органами и учреждениями зарубежных стран и международными организациями.

Курс «Прокурорский надзор в Российской Федерации» тесно связан с рядом других юридических дисциплин (ТГП, Конституционное право РФ, Правоохранительные органы в РФ и др.).

В теории государства и права прокуратура рассматривается в аспекте ее роли в обеспечении законности и правопорядка, а прокурорский надзор — в качестве одного из видов государственной деятельности.

Конституционное право РФ предусматривает изучение норм, определяющих основные положения организации прокуратуры; порядок назначения Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров; место прокуратуры в системе других органов государства и взаимоотношения между ними.

Курсы уголовного процесса, гражданского процесса, арбитражного права освещают полномочия прокурора соответственно в уголовном, гражданском судопроизводстве и при участии его в рассмотрении судами арбитражных дел.

Административное право затрагивает вопросы ответственности за невыполнение законных требований прокурора, в частности, за неявку по его вызову, а также правомочий прокурора при производстве по делам об административных правонарушениях.

 

Правовые основы деятельности прокуратуры РФ

Конституция РФопределяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. Так, в ст. 129 Конституции сказано, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Закон "О Прокуратуре РФ" Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами РФ.

На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Закон о прокуратуре состоит из семи разделов, которые включают в себя 54 статьи. В этом Законе определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности.

Прокурорский надзор регламентируется нормами, содержащимися в иных федеральных законах (УПК, КоАП, УК РФ и др.).

Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. К подобного рода нормативным актам необходимо, например, отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993.

Регламентируют вопросы деятельности органов прокуратуры и соответствующие указы Президента РФ. К ним, в частности, можно отнести Указы Президента РФ от 30.06.1997 № 659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников РФ», от 01.08.2007 № 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре РФ» и др.

Важную роль в организации и деятельности прокуратуры играют нормативные правовые акты, исходящие от Генерального прокурора РФ.

 

Конституция РФ - правовая основа организации и деятельности органов прокуратуры

В соответствии с Конституцией РФ прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению РФ (п. "о" ст. 71).

Согласно ст.129 Конституции РФ:

1. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

2. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

3. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.

Учреждение и основные этапы развития органов прокуратуры в России

Гг. – дореформенная (петровская) прокуратура.

Гг.– пореформенная прокуратура.

Гг.– советская прокуратура.

Раздел 6. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры.

Он состоит из положений о Главной военной прокуратуре, ее структуре, полномочиях прокуроров, кадрах, материальном и социальном обеспечении военнослужащих.

Раздел 7. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры.Закрепляет статистическую отчетность, печать органов и учреждений, финансовое и материальное обеспечение органов и учреждений прокуратуры.

 

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора и следователя

Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров

1. Прокурорами могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

2. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

имеет гражданство иностранного государства;

признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

имело или имеет судимость;

имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника;

состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью одного из них другому;

отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

3. Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

4. Лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников (далее - организационно-штатные мероприятия), указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

5. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.

Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

 

В федеральных округах

В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента в РФ в Федеральном округе» были созданы семь федеральных округов. В связи с этими административными преобразованиями в структуре управления государственной властью на основании приказа Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах» в этих федеральных округах были созданы самостоятельные управления Генеральной прокуратуры РФ.

Управления Генеральной прокуратуры РФ созданы в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Функции управления Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Кавказском округе возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе.

На управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах возложены следующие полномочия:

1. координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;

2. надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;

3. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;

4. надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью;

5. расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.

 

25.Коллегии в органах прокуратуры, их функции и задачи

Статья 20. Коллегии в органах прокуратуры

Коллегии в органах прокуратуры являются совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.

Согласно ст. 14 ФЗ О прокуратуре, в Генпрокуратуре России коллегия образуется в составе Генпрокурора России (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генпрокурором России.

Порядок организации работы коллегии Генпрокуратуры России определен в разд. 5 "Организация работы коллегии и совещаний" Регламента Генпрокуратуры России. Так, наряду с прочим названным разделом предусмотрено следующее:

в Генпрокуратуре России образуется коллегия, возглавляемая Генпрокурором России. В состав коллегии по должности входят первые заместители и заместители Генпрокурора России. По решению Генпрокурора России в состав коллегии могут быть введены другие лица;

коллегия правомочна принимать решения при наличии кворума (не менее половины состава всех членов коллегии). В случае возникновения разногласий по обсуждаемому коллегией вопросу окончательное решение принимается Генпрокурором России. Решения коллегии Генпрокуратуры России обязательны для исполнения всеми прокурорскими работниками. Решения коллегии могут быть реализованы путем издания приказов Генпрокурора России;

на заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского надзора, организации и осуществления уголовного преследования, подбора и расстановки кадров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Генпрокуратуры России, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров. По актуальным проблемам укрепления законности и противодействия преступности могут проводиться совместные заседания коллегии Генпрокуратуры России и коллегий федеральных органов исполнительной власти.

В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах коллегии в соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ О прокуратуре образуются в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. Порядок организации работы коллегий в прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним специализированных прокуратурах определяется регламентами данных прокуратур, которые должны соответствовать Регламенту Генпрокуратуры России.

О коллегии Главной военной прокуратуры см. ст. 46.1 ФЗ О прокуратуре.

 

27.Структура прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур РФ

Статья 15. Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры

1. Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.

2. В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ.

3. В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

28.Прокуратуры городов и районов

Статья 16. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.

 

Протест,

представление,

постановление о возбуждении производства об административном правонарушении,

предостережение о недопустимости нарушения закона.

В правовой литературе выделяют общие акты, которые характерны для всех отраслей прокурорского надзора и участков деятельности прокуратуры, и специфические акты прокурорского реагирования, применяемые в отдельных отраслях прокурорского надзора. К общим актам прокурорского реагирования, как правило, относятся протест прокурора, представление об устранении нарушений законов. К специфическим актам прокурорского реагирования можно отнести дачу заключений и заявление ходатайств прокурором в суде.

 

Предмет и система курса «Прокурорский надзор в РФ»

Предметом курса «Прокурорский надзор в РФ» являются правовые нормы, определяющие назначение, функ­ции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и структуру ее органов, полномочия прокурора при осу­ществлении надзора за исполнением законов.

Курс прокурорского надзора состоит из Общей и Особенной частей. В Общую часть включены темы, содержание которых освещает назначение прокуратуры и прокурорского надзора как ее главной функции; место и значение прокуратуры в структуре государственных органов; исторические предпосылки образования в России прокуратуры и основные этапы ее развития; принципы организации и деятельности прокурорских органов, их функции; устройство прокуратуры и управление.

Часть Особенная состоит из следующих тем: прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор); прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; участие прокурора в рассмотрении судом уголовных, гражданских дел и в арбитражном судопроизводстве; координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; организация и деятельность органов прокуратуры в зарубежных странах; взаимодействие и сотрудничество российской прокуратуры с органами и учреждениями зарубежных стран и международными организациями.

Курс «Прокурорский надзор в Российской Федерации» тесно связан с рядом других юридических дисциплин (ТГП, Конституционное право РФ, Правоохранительные органы в РФ и др.).

В теории государства и права прокуратура рассматривается в аспекте ее роли в обеспечении законности и правопорядка, а прокурорский надзор — в качестве одного из видов государственной деятельности.

Конституционное право РФ предусматривает изучение норм, определяющих основные положения организации прокуратуры; порядок назначения Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров; место прокуратуры в системе других органов государства и взаимоотношения между ними.

Курсы уголовного процесса, гражданского процесса, арбитражного права освещают полномочия прокурора соответственно в уголовном, гражданском судопроизводстве и при участии его в рассмотрении судами арбитражных дел.

Административное право затрагивает вопросы ответственности за невыполнение законных требований прокурора, в частности, за неявку по его вызову, а также правомочий прокурора при производстве по делам об административных правонарушениях.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.173.45 (0.012 с.)