Система органов прокуратуры Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система органов прокуратуры Российской Федерации



Академия Генеральной прокуратуры РФ
Генеральная прокуратура Российской Федерации
Главная военная прокуратура

Прокуратура республики, края, области
Прокуратура военного округа (флота)
Природоохранная прокуратура
Транспортная прокуратура

Прокуратура по надзору за адм. учреждений по исполнению наказаний
Прокуратура города с районным делением
Прокуратура Гарнизона
Прокуратура района


Прокуратура района (города без районного деления)
Прокуратуры войсковых частей (ЗАТО)

 

 




Методические рекомендации

по изучению дисциплины

Современное общество и государство предъявляют высокие требования к профессиональному уровню кадров судебной системы. Этим обстоятельством обусловлен целый ряд особенностей, связанных с подготовкой квалифицированных юристов, предусматривающий наряду с приобретением студентами глубоких теоретических знаний и практических навыков, развитие их аналитических способностей и критического мышления. Это достигается в течение всего образовательного процесса, сущность которого заключается как в передаче студентам прочных знаний, необходимых в будущей практической деятельности, на основе которых возможно развитие их профессиональных способностей, так и в развитии профессионального мышления.

Такой подход во многом обусловлен самим характером профессии юриста, которая налагает отпечаток на его образ жизни. Отсюда вытекает задача подготовки не просто специалиста по праву, а социально ориентированного профессионального юриста с высокой правовой, нравственной и общей культурой.

Профессиональная подготовка по юридической специальности, в том числе, прокурорскому надзору, направлена, прежде всего, на формирование у студентов принципиально нового личностно-смыслового отношения к избранной сфере деятельности, обеспечивающего включение профессии в систему их жизненных установок. Это осуществляется посредством становления и развития субъективной позиции студентов в процессе обучения, преобразовании их обыденных представлений о себе как будущем юристе (судье, прокуроре, следователе) и изменении отношения к избранной сфере деятельности. В результате обеспечивается формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы новых ценностей и взглядов, смысловой и мотивационной сфер личности.

Основной формой изучения курса «Прокурорский надзор» остается лекция, в которой до студентов доводятся основные научно-теоретические и практические положения по учебной дисциплине, ставятся задачи на семинарские занятия, даются рекомендации для самостоятельной работы с учебником, монографической литературой, учебными пособиями и нормативным материалом. На лекциях преподаватель акцентирует внимание слушателей на наиболее сложных и неоднозначно решаемых на практике вопросах, что особенно важно в современных условиях, когда в связи с постоянным изменением нормативного материала учебная литература быстро устаревает и требует своего переосмысления.

Лекции служит организующим началом изучения всего курса «Прокурорский надзор» и их посещение носит для студентов обязательный характер. Как основная и наиболее экономичная форма передачи учебной информации, лекция выполняет также информационную, ориентирующую, разъясняющую и убеждающую функции.

Вместе с тем, специфика лекций ограничивает возможности преподавателя в управлении познавательной деятельностью студентов, поскольку на лекциях слушатель менее активен, чем на семинаре или практическом занятии и ввиду ограниченности обратной связи между преподавателем и студентом исключена возможность проверки усвоения знаний.

Весьма существенным и продуктивным дополнением процесса изучения курса «Прокурорский надзор» являются семинарские занятия. Семинар как организационная форма вузовского обучения представляет собой особое звено процесса обучения.

Тематика семинаров по курсу «Прокурорский надзор» логически соответствует лекции и способствует аналитическому осмыслению, систематизации и закреплению теоретических знаний, то есть углублению теоретической подготовки студентов, максимальному приближению содержания лекционного курса к запросам практики прокурорской и судебной деятельности.

Методика организации и проведения семинаров характеризуется большим разнообразием. Семинары по курсу «Прокурорский надзор» целесообразно начинать с заслушивания краткого доклада или реферата по изучаемой теме, продолжительность которого не должна превышать 15-20 минут, с последующим обсуждением вопросов. При подготовке к семинару допустимо предварительное распределение дискуссионных вопросов между студентами, чтобы развернуть по ходу занятия дискуссию, обстоятельное обсуждение доклада и всей проблемы.

Выступления должны быть развернутые, аргументированные ответы со ссылками на соответствующие нормы закона, на теоретические положения, практику прокурорского надзора и постановления пленумов Верховного Суда РФ.

Другим необходимым элементом освоения дисциплины «Прокурорский надзор» служат учебные задачи, которые, как правило, носят конкретный характер и служат в качестве иллюстрации к какому либо общему теоретическому положению. В своей совокупности учебные задачи составляют определенную систему, в которой их решение должно приводить к формированию у студентов соответствующих способностей. Комплексные учебные задачи, охватывающие несколько тем, делают семинары и практические занятия более целенаправленными, развивают у студентов способности к осознанному самостоятельному профессиональному мышлению.

 

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы

Целью самостоятельной работы студентов является последовательное и систематическое изучение всех вопросов курса «Прокурорский надзор», изучение рекомендованной и научной литературы по темам, развитие навыков аналитической работы, закрепление знаний, полученных на лекциях и семинарских занятиях, овладение методикой теоретического анализа и логикой практического применения знаний к реальным процессам.

Самостоятельная работа проводится в формах углубленного изучения лекционных тем, включающих подготовку к семинарским занятиям, написание курсовых работ, докладов, рефератов, сообщений, конспектирование учебной литературы, работу с нормативными документами.

Она должна быть мотивированной, системной и организованной, носить постоянный и дифференцированный характер с обязательным осуществлением контроля на всех уровнях, иметь свои критерии оценки.

Самостоятельная работа по дисциплине «Прокурорский надзор» включает выполнение домашних практических и тестовых заданий, решение ситуационных задач.

Отличительной особенностью самостоятельной работы является ее индивидуальный характер и постепенное усложнение. С этой целью в Учебно-методическом комплексе предусмотрены индивидуальные задания и тесты по всему курсу дисциплины. Работа с ними предполагает поиск ответов не только в учебной и рекомендованной литературе, но и в нормативных правовых актах, а также в материалах судебной и иной правоприменительной практики. В течение семестра осуществляется контроль за ходом выполнения самостоятельной работы на семинарах и консультациях. Тем самым обеспечивается индивидуальное самостоятельное и более детальное ознакомление студентов с действующим законодательством и практикой его применения. Критерием оценки служат полнота и правильность представленных на проверку материалов, умение логично, кратко и аргументированно изложить существующие точки зрения и собственную позицию, сформулировать выводы и предложения.

Важным элементом самостоятельной работы является подготовка реферата, научного доклада на семинарском или практическом занятии по избранной теме. Это способствует выработке и закреплению навыков самостоятельной работы студента, что особенно важно для будущей деятельности в качестве следователя, прокурора, судьи, исходя из процессуальной самостоятельности при исполнении указанных обязанностей, предполагающих единоличное принятие решений и ответственность за его законность и обоснованность.

В процессе самостоятельного изучения рекомендованной и дополнительной литературы целесообразно составлять краткие конспекты, делать выписки, группируя и накапливая теоретический и нормативный материал, которым необходимо дополнять материалы лекций. Студент должен стремиться запоминать определение понятий, на которых фокусируются признаки, отражающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других. Термины, отдельные слова и словосочетания можно заменять простыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста.

Главное, о чем следует помнить студенту в процессе самостоятельной работы, - это то, что при проверке его знаний будут проверяться не только уровень запоминания учебного материала, но и его умение мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять и выражать заученную информацию своими словами, то есть разумное сочетание запоминания и понимания. В результате постепенно в различных контекстах, освещенный с разных точек зрения и из различных источников, неоднократно подвергшийся осмыслению, материал трансформируется в прочные профессиональные знания. Критериями усвоения учебной дисциплины могут служить правильность освещения вопросов темы (верное, четкое, достаточно глубокое изложение идей, взглядов, точек зрения, понятий и фактов), полнота и одновременно лаконичность ответа, новизна учебной информации, степень использования учебных и научных источников, норм права, умение связывать теорию с практикой, а также культура речи.

Особое значение имеет самостоятельная работа при подготовке к зачету. Она связана с хронологической и логической систематизацией изученного материала, сопоставлением различных взглядов и точек зрения на закон и практику его применения и др.

Хорошо организованная самостоятельная работа студентов способствует подготовке выпускника, отвечающего требованиям государственных образовательных стандартов как к уровню их подготовки по учебным дисциплинам, так и к уровню общей образованности.

Контрольные задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.012 с.)