Прокуратура и ее место в системе органов государственной власти.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прокуратура и ее место в системе органов государственной власти.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов дистанционного обучения

юридического факультета

по дисциплине «Прокурорский надзор»

специальности030501.65– «Юриспруденция»

 

Белгород – 2009

 

Тема 1. Прокурорский надзор как наука, учебная дисциплина и его место в системе юридических дисциплин. Законодательное регулирование прокурорского надзора.

Правовая основа деятельности прокуратуры.

В соответствии с действующими законодательными предписаниями правовые акты о прокуратуре выстраиваются в четкую иерархическую структуру. На самом высоком уровне находится Конституция РФ (ст. 129). Она имеет высшую юридическую силу, и все правовые акты более низкого уровня должны соответствовать ей. Несколько ниже в иерархической структуре правовых актов находятся федеральные законы. В законах решается большинство вопросов организации и деятельности прокуратуры. К законам, регламентирующим деятельность прокуратуры по осуществлению надзора, относятся Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и др.

Большое значение в правовом регулировании деятельности прокуроров в ходе судебного разбирательства имеют уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство.

Следующая ступень в иерархической структуре правовых актов отведена нормативным правовым актам Президента РФ. Так, Указом Президента РФ регламентируются организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ, полномочия прокуроров, основные направления и формы ко­ординации ими деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (Положение о ко­ординации,утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 №567). Аналогичным образом решается в Законе «О прокуратуре Российской Федерации» и вопрос о классных чинахпрокурор­ских работников. Положение о классных чинах прокурорских работников, утверждено Указом Пре­зидента РФ от 30 июня 1997 г. № 659.

К регламентации организации и деятельности прокуратуры имеют отношение и ведомственные правовые акты — указания, распоряжения, приказы Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ, Главного военного прокурора РФ. Они должны соответствовать и согласовываться с предписаниями законов, президентских и правительственных актов. Прокуроры в своей деятельности руководствуются приказами Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека гражданина» от 7 декабря 2007 г. N 195, «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 30.01.2007 № 19, «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления» от 2 октября 2007 №155, Указанием Генеральной прокуратуры РФ № 21/7 от 30 января 2007 года «О мерах по реализации Положения о порядке взаимодействия между Счетной палатой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой РФ» и другими.

Международные договоры Российской Федерации составляют правовую основу организации и порядка деятельности прокуратуры лишь в части ее международного сотрудничества. В данном случае нормы договоров либо прямо указывают на прокуратуру как на субъект соответствующих правоотношений, либо это вытекает из общих положений договоров. Это ряд международных договоров Российской Федерации об оказании правовой помощи по граждан­ским, семейным и уголовным делам.

К основным понятиям курса «Прокурорский надзор» относятся:

Акт прокурорского надзора — предусмотренное федеральны­ми законами правовое средство реализации полномочий прокуратуры, используемых прокурором в соответствии со своей компетенцией в целях устранения нарушений законов.

Объект прокурорского надзора (как вида деятельности) – это совокупность организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, на которые распростра­няется компетенция прокуратуры.

Прокурор — должностное лицо, т. е. государственный слу­жащий федеральной государственной службы РФ, исполняю­щий обязанности по государственной должности федеральной государственной службы в органах прокуратуры, обладающий полномочиями по осуществлению возложенных на прокурату­ру функций и задач в соответствии с установленной компетен­цией.

Прокурорские правоотношения — отношения между прокуро­рами и другими субъектами правоприменения, возникающие в процессе осуществления прокурорами возложенных на них функций, полномочий и применения правовых средств их реа­лизации. При этом выделяются прокурорско-надзорные, про­курорские уголовно-процессуальные, административно-про­цессуальные, гражданско-процессуальные и арбитражно-про­цессуальные правоотношения.

Прокурорско-надзорные правоотношения— это отношения, возникающие между прокурором и юридическими, физически­ми или должностными лицами в процессе осуществления над­зора за соблюдением Конституции РФ и исполнением зако­нов.

Субъект прокурорского надзора — это должностное лицо органа прокуратуры, действующее в со­ответствии со своей компетенцией в целях осуществления над­зорных полномочий и выполнения возложенных задач на осно­ваниях и в порядке, установленных законом.

Тактика прокурорского надзора — основанная на изучении и научном обобщении практики деятельности органов прокура­туры совокупность приемов, обеспечивающих в условиях кон­кретной надзорной ситуации выбор целесообразной организа­ции деятельности органа прокуратуры в целом и порядка осу­ществления отдельных действий прокурора по выявлению и установлению нарушений закона, причин правонарушений и способствующих им условий, привлечению виновных к уста­новленной законом ответственности.

Методика прокурорского надзора — научно обоснован­ная система апробированных и выверенных методов, приемов и технических средств, направленных на эффективное приме­нение полномочий прокурора в целях установления, проверки нарушений законов и принятия мер к их устранению.

Прокурорские работники — прокуроры, следователи, науч­ные и педагогические работники учреждений прокуратуры, ко­торым в соответствии с их должностями и стажем работы при­своены классные чины.

 

Тема 2. История развития прокурорского надзора в России.

Тема 3. Прокурорский надзор, его отрасли и основные направления деятельности.

 

Функции прокуратуры.

Ни в дей­ствующей Конституции РФ, ни в ФЗ «О прокуратуре РФ» четко не прописано понятие функций прокуратуры. Действительно, Закон о прокуратуре Российской Федерации содержит указание на функции в ряде норм. Так, в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, Закон раскрывает его через функцию надзора за исполнением законов. При этом подчеркивается, что «прокуратура выполняет и иные функции, установленные федеральными законами» (п. 1 ст. 1). В другой норме определяется, что «на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами» (ст. 3 Закона). В п. 2 ст. 1 Закона содержится, по существу, перечень ос­новных функций прокуратуры.

Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратурыможно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств.

Главной функцией прокуратуры, предопределившей необходимость ее создания, являетсянадзорная.Она закрепляется в ст. 1 действующего Закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры надзорная функция подразделяется на подфункции (отрасли надзора). Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя вместе с тем их различным содержанием. Отрасль прокурорского надзора– относительно самостоятельная часть прокурорского надзора, характеризующаяся специфическими для данного направления деятельности органов прокуратуры предметом надзора и полномочиями прокурора, определяющими его статус.

К числу таких подфункций относятся:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина этими органами;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Помимо надзорной функции прокуратура осуществляет уголовное преследование, под которым понимается деятельность прокурора, осу­ществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в пределах его полномочий по уголовным делам, направленная на своевременное и обоснованное привлечение лиц в качестве обвиняемых. Данная функция реализуется на досудебных стадиях и в суде (п.55 ст.5 УПК РФ).

Также к функциям прокуратуры относятся координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие прокурора в правотворческой деятельности и участие судах в порядке гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства.

В отличие от функций прокуратуры существует понятие «основные направления деятельности органов прокуратуры». В отличие от функций, которые закреплены в законе и обладают относительным постоянством, направления деятельности прокуратуры характеризуются значительной подвижностью. При этом основные на­правления деятельности прокуратуры определяются актуальностью стоящих перед государством и обществом задач на том или ином этапе развития. Постоянным приоритетом надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Предмет и пределы надзора.

 

Надзор за исполнением законов - одно из ведущих направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Понятие предмета надзора за исполнением законов дано в ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В нем выделены два самостоятельных элемента:

1.Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов,действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и лицами.

Содержание используемого в ст.21 Закона понятия «соблюдение Конституции РФ и исполнение закона» включает в себя как собственно исполнение законов, представляющее собой активную деятельность по осуществлению содержащихся в них предписаний, так и соблюдение законов, которое обычно понимается как следование установленным законом запретам, воздержание от действий, которые законом признаются недопустимыми.

Часть 2 ст. 21 Федерального закона о прокуратуре гласит: «При осу­ществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения зако­нов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры ин­формации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором». По существу, в изложенном положении, кроме прочего, законодатель ставит вопрос о пределах прокурорского надзора за испол­нением законов.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор полномочен осуществлять надзор только за соблюдением Конститу­ции РФ и исполнением законов, действующих на территории Россий­ской Федерации. Следовательно, надзор за исполнением иных норма­тивных правовых актов поднадзорными объектами не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий.

Второй элемент предмета надзора включает в себя законность всех правовых актов. Сюда включаются не только нормативные правовые акты. Так, например, прокурор вправе принести протест и на незаконное распоряжение (приказ) руководителя организации в отношении подчиненного работника.

Пределы данного элемента предмета надзора выражаются в ис­черпывающем круге названных законодателем в ч. 1 ст. 21 Федераль­ного закона о прокуратуре органов и должностных лиц. В число под­надзорных субъектов не входят граждане. Исполнение законов этими субъектами гражданского общества обеспечивается разветвленной сис­темой органов исполнительной власти, органов местного самоуправле­ния, органами контроля (надзора) и их должностными лицами. В систе­му субъектов надзора не входят высшие органы государственной власти и суды.

Пунктом 2 ст. 21 Федерального закона о прокуратуре установле­ны также пределы этого элемента предмета надзора с позиции реализа­ции организационных форм деятельности прокуратуры. Заключается это в том, что органы прокуратуры при осуществлении надзора за ис­полнением надзора не подменяют иные государственные органы, не вправе налагать взыскания, а про­верки исполнения законов проводят на основании поступающей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования.

 

Полномочия прокурора

Перечень полномочий прокурора по надзору за исполнением закона содержится в ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», делятся они на три группы:

1) полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и спо­собствующих им условий;

2)полномочия по устранению нарушений закона;

3)полномочия по предупреждению нарушений закона.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения вышеуказанных органов;

- иметь доступ к их документам и материалам;

- проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

- требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

- требовать проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

- требовать проведения ревизий;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

- возбуждать производство об административном правонарушении по основаниям, установленным законом;

- требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

- предостерегать о недопустимости нарушения закона.

Следует иметь в виду, что прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», содержащих коммерческую, врачебную и иные виды тайн, и не вправе разглашать полученные сведения. Ознакомление с документами, которые содержат государственную, военную тайну (с грифом «Секретно» и «Совершенно секретно») осуществляется на основании соответствующего допуска.

Если устанавливается факт нарушения закона, то прокурор вправе освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, принести протест на противоречащие закону акты, обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; внести представление об устранении нарушений закона, обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.

Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Невыполнение требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия, в том числе в сфере общего надзора, влечет за собой установленную законом ответственность. Так, например, за невыполнение законных требований прокурора и за неявку по его вызову предусмотрена административная ответственность.

Осуществляя общий надзор, прокурор:

- выявляет нарушения законов;

- устанавливает причины и условия, способствующие нарушениям законов;

- принимает меры к устранению нарушений закона;

- принимает меры по предупреждению нарушений законов,

- принимает меры к устранению причин и условий, способствующих нарушениям законов,

- устанавливает лиц, допустивших нарушения законов;

- принимает меры к привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения законов.

В ходе проверки прокурор планирует место проведения проверки, с какими документами и материалами необходимо ознакомиться в целях получения сведений о нарушении закона, где и по каким вопросам изучить состояние законности, где, когда и какие прокурорские проверки провести, кому поручить проведение проверок, привлекать ли к проверкам специалистов и каких именно, какие направления или участки прокурорской работы следует изучить и проанализировать.

 

Содержание функции уголовного преследование.

 

Признавая, что прокурор является органом надзора за закон­ностью в Российской Федерации, нельзя оспаривать и обвинительную направленность уголовно-процессуальной деятельности прокурора. Все полномочия прокурора в уголовном процессе направлены на достижение единственной цели — обеспечить законность предварительного расследования, т. е. законность раскрытия преступления, собирания доказательств виновности подозреваемого, обвиняемого. Такое назначение прокурора в уголовном процессе вытекает из ч. 2 ст. 21 УПК РФ: «В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель принимают предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры к установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления». Это принципиальное положение закреплено и в ст. 14 УПК РФ: «Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, проводимых в защиту подозреваемого и обвиняемого, лежит на обвинителе».

Можно констатировать, что в настоящее время законодательно определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры и следователи в пределах предоставленных им полномочий осуществ­ляют от имени государства уголовное преследование по делам публич­ного и частно-публичного обвинения.

Функция уголовного преследования не входит в качестве составной части в надзорные действия, а представляет самостоятельную профессиональную деятельность прокурора.

Под уголовным преследованием понимается деятельность прокурора, осу­ществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в пределах его полномочий по уголовным делам, направленная на своевременное и обоснованное привлечение лиц в качестве обвиняемых (п. 55 ст. 5 УПК РФ).

Уголовное преследование осуществляется проку­рорами и следователями в ходе досудебного производства и прокурора­ми в ходе судебного производства. Осуществляя уго­ловное преследование в ходе судебного производства, прокурор под­держивает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

 

2. Предмет надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и полномочия прокурора.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия закреплен в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» как одно из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры. Вместе с тем в ст. 37 УПК РФ определено, что прокурор является должностным лицом, осуществляющим от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.Представляется, что надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия также является надзором за исполнением законов этими органами, так как вся процессуальная деятельность осуществляется исключительно на основе закона.

Наряду с осуществлением уголовного преследования такой надзор является одной из основных процессуальных функций прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Прокурор обязан обеспечивать постоянный надзор за процессуальной деятельностью всех органов дознания и предварительного следствия независимо от их ведомственной подчиненности.Для этого уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору (требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений, давать дознавателю письменные указания и др.)

С учетом особой роли прокурора в досудебном производстве предметом прокурорского надзора является законность всей процессуальной деятельности дознавателей и следователей при расследовании преступлений.Это положение конкретизировано в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В этой статье Закона определено, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, проведения расследования,а также законность решений, принимаемых органами дознания и органами предварительного следствия.

Принимая во внимание, что предметом прокурорского надзора являет законность всей деятельности органов дознания и органов предварительно следствия, можно выделить «ключевые» моменты досудебного производства по уголовным делам, где предметом прокурорского надзора будет законность важнейших действий процессуальных решений следователя, дознавателя и органа дознания. К ним могут быть отнесены:

1) законность разрешения заявлений и сообщений о преступления; постановлений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел;

2) законность задержания подозреваемого;

3)законность привлечения лица в качестве обвиняемого;

4)законность применения мер процессуального принуждения;

5)обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса, в том числе потерпевших от преступления;

6)исполнение требований закона об установлении всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;

7)законность принятия решения при окончании предварительного следствия;

8)законность приостановления и прекращения уголовного дела.

Полномочия прокурора, содержащиеся в УПК РФ, можно разделить на три группы: полномочия, направленные на выявление нарушений закона; полномочия, направленные на устранение нарушений закона; полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона.

Полномочия прокурора в досудебном производстве в соответствии с ч. 6 ст. 37 УПК РФ — это полномочия прокуроров городов и районов, их заместителей, приравненных к ним прокуроров и вышестоящих прокуроров. Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все органы дознания и органы предварительного следствия независимо от ведомственной подчиненности.

К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона,относятся:

1) право (и обязанность) прокурора проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК);

2) право осуществлять надзор за законностью предварительного рас­следования и дознания;

3) право (и обязанность) прокурора рассматривать жалобы на действия и решения следователя, дознавателя (ст. 124 УПК).

Значительный объем полномочий предоставлен прокурору в целях устранения нарушений закона.Это такие полномочия, как:

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Прокурорский надзор за исполнением законов на досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающий характер, с тем, чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно реже допускались нарушения уголовно-процессуального закона, особенно связанные с нарушениями конституционных прав личности. В связи с этим абсолютное большинство полномочий, предоставляемых прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия, должно использоваться не только для выявления либо устранения, но и для предупреждения нарушений закона.

Специально в целях предупреждения нарушений закона установлены следующие полномочия прокурора:

1) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

2) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения и иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

3) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы. Своевременная проверка уголовного дела, находящегося в производстве следователя или дознавателя, позволяет выявить, допускались ли ими какие-либо нарушения прав участников процесса, насколько органами предварительного расследования выполняются их процессуальные обязанности. Проверка дел, находящихся в производстве, позволяет выявить, например, случаи, когда по уголовным делам следственные действия длительное время не проводятся.

Основным способом предупреждения нарушений закона следователями и дознавателями является сплошная проверка уголовных дел, находящихся в их производстве, которая должна производиться в следственном подразделении или в органе дознания. Речь идет о проведении регулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда по этим делам продляются сроки расследования или когда они поступают к прокурору с обвинительным заключением, а в процессе расследования.

Необходимо отметить, что целый ряд полномочий прокурора принадлежит ему как должностному лицу, осуществляющему от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. К ним относятся полномочия:

1) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК), передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК);

2)утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд (п. 14 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

К средствам реагирования на выявленные нарушения относятся: преставление, постановление (об отмене постановления о возбуждении уголовного дела и направлении материалов для дополнительной проверки, об отмене постановления о прекращении органом дознания уголовного дела или уголовного преследования); требование, так как в соответствие с п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; письменные указания дознавателю о направлении расследования, производстве процессуальных действий.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов дистанционного обучения

юридического факультета

по дисциплине «Прокурорский надзор»

специальности030501.65– «Юриспруденция»

 

Белгород – 2009

 

Тема 1. Прокурорский надзор как наука, учебная дисциплина и его место в системе юридических дисциплин. Законодательное регулирование прокурорского надзора.

Прокуратура и ее место в системе органов государственной власти.

В статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также иные функции, установленные федеральными законами.

Прокуратура занимает особое место в механизме государственной власти и является основным гарантом конституционной законности наряду с другими органами власти. На протяжении трех столетий с момента образования этого уникального правового института ведутся многочисленные дискуссии и споры среди ученых-теоретиков и практических работников о сущности, конституционно-правовом статусе, значении и месте прокуратуры в государственно-правовой системе.

В основном споры ведутся относительно функциональной роли прокуратуры. Одни авторы считают, что прокуратура должна оставаться исключительно надзорным органом. Другие видят необходимость преобразования прокуратуры исключительно в институт государственного обвинения, полагая, что надзор за исполнением законов в условиях построения демократического правового государства и рыночных отношений является пережитком тоталитарной системы. Однако совершенно очевидно, что слепое копирование западных моделей построения системы органов власти недопустимо для рос прав системы. Прокуратура во все времена играла большую роль в укреплении законности и правопорядка в России.

Ретроспективный анализ организации и деятельности прокуратуры в различные исторические эпохи показывает ее значимость в борьбе с преступностью коррупцией, беззаконием, произволом.

Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Прокуратура выступает в качестве системы сдержек и противовесов в государстве. Прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти, однако тесно взаимодействует с каждой из них. Так, Совет Федерации Федерального Собрания РФ назначает и освобождает от должности Генерального прокурора РФ и Председателя Следственного Комитета при прокуратуре РФ (пп. «з» и «ж» ч. 1 ст. 102 и ч.1 ст. 129 КРФ). Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное прокурором. Федеральное Собрание РФ принимает законы, регулирующие организацию и деятельность органов прокуратуры. Генеральный прокурор РФ ежегодно выступает с докладом перед палатами Федерального Собрания РФ и Президентом РФ о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению, в котором предлагается меры законодательного характера, проводится анализ действующего законодательства с точки зрения практики его применения, наличия противоречий и пробелов (ст. 12 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Генеральная прокуратура РФ регулярно направляет в Государственную Думу РФ информацию о недостатках законодательного регулирования отдельных областей общественной жизни. Прокурор участвует в правотворчестве (разработка проектов нормативных правовых актов, связанных с деятельностью прокуратуры, участие в подготовке законопроектов другими органами власти, подготовка правовых заключений на законопроекты и др.). Прокуратура также проводит прокурорские проверки по запросам палат.

Следует помнить, что надзорная компетенция прокуратуры не распространяется на деятельность высших органов государственной власти (Президент РФ, Правительство, Федеральное Собрание РФ). Законом только предусмот­рено, что в случае установления несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Пре­зидента РФ. А в случаях несоответствия нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ федеральному закону прокурор вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об их оспаривании, за исключением случаев, когда проверка соответствия данных нормативных правовых актов федеральному закону невозможна без установления их соответствия Конституции РФ.

Прокуратура и исполнительная власть действуют по двум направлениям: надзор и взаимодействие. Так, например, прокурор участвует в правительственных программах; инициирует разработку Постановлений Правительства РФ, выступает координатором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступнос





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.02 с.)