Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами. Формы участия.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принятый в 1992 г. Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации», который сохранил в качестве главной функции, определяющей предназначениепрокуратуры в государстве, надзор за исполнением законов, уже не рассматривает участие прокуроров в рассмотрении дел судами как осуществление надзора, относя его к иным функциям прокуратуры. В ч. 3 ст. 1 Закона указывается: «Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами,обжалуют противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов». Конкретные задачи, формы, порядок участия прокуроров в различных стадиях судебного производства по уголовным делам установлены Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Произошедшее изменение представлений о взаимоотношениях суда и прокуратуры ни в коей мере не означает ослабления роли прокуроров в уголовном судопроизводстве. Их активное, профессионально грамотное участие в судебном разбирательстве — важное условие, одна из гарантий законности и эффективности осуществления правосудия. Принимая участие в рассмотрении дела, прокурор способствует всестороннему, полному исследованию доказательств, установлению обстоятельств дела в том виде, в котором они имели место в действительности, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального закона, постановлению законного и обоснованного приговора. Формы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел определены Уголовно-процессуальным кодексом. Это: участие в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции; обжалование приговоров, определений и постановлений судов (судей), не вступивших, а также вступивших в законную силу; участие в рассмотрении уголовных дел в контрольных стадиях уголовного судопроизводства — апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; участие в рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров. Уголовно-процессуальный закон и приказ Генерального прокурора РФ указывает на обеспечение обязательного участия прокуроров в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо с согласия прокурора дознавателем. Генеральный прокурор РФ в Приказах «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» от 27.11.2007 №189 и «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» от 20.11.2007 №185 требует от подчиненных прокуроров особое внимание обращать на совершенствование профессионального мастерства государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. В этих целях надлежит организовать надежную систему профессиональной учебы; постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая к участию в проведении учебных мероприятий опытных практических работников, ученых-юристов; изучать и распространять положительный опыт работы; повышать роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за качественную подготовку государственных обвинителей к участию в судебных заседаниях. Предлагается использовать средства массовой информации для пропаганды деятельности государственных обвинителей, обеспечить достоверность материалов, подлежащих опубликованию, их юридическую обоснованность. Территориальные прокуроры, военные и иные специализированные прокуроры должны поддерживать постоянное взаимодействие и осуществлять обмен опытом по вопросам, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел и принесения представлений на неправосудные судебные решения. Руководителям прокуратур предписано регулярно поддерживать государственное обвинение, при этом прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур лично поддерживать государственное обвинение по уголовным делам, вызывающим широкий общественный резонанс, не менее одного раза в квартал. Поручения о поддержании государственного обвинения подчиненным прокурорам давать в письменной форме. Управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры РФ постоянно совершенствует организацию контроля за деятельностью нижестоящих прокуроров, регулярно анализирует состояние работы по участию прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, практику применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, тенденции ее изменения и вырабатывает соответствующие рекомендации. Потребность корпуса государственных обвинителей в организационной и методической помощи должна своевременно выявляться, управлением методического обеспечения совместно с Научно-исследовательским институтом Академии Генеральной прокуратуры РФ должны разрабатываться для применения в практической деятельности необходимые пособия и рекомендации. Уголовно-процессуальный кодекс, закрепив ведущую роль прокурора в уголовном преследовании, ввел новые процедуры уголовного судопроизводства, которые требуют существенного повышения качества поддержания государственного обвинения и укрепления корпуса государственных обвинителей. Основной нормативной базой данного направления деятельности прокурора является УПК РФ. Общие задачи деятельности прокурора в суде конкретизируются в процессе их реализации в уголовном судопроизводстве в виде специальных (отраслевых) задач. Среди специальных задач этой деятельности прокурора можно выделить основные: --обеспечение участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом; --обеспечение законности приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел; --обеспечение в процессе судопроизводства законных прав потерпевших, подсудимых и иных участников процесса. Закрепление в законе положения о признании виновным и о применении уголовного наказания только судом делает судебное разбирательство центральной, решающей стадией российского уголовного процесса, а участие прокурора в судебном разбирательстве - одним из приоритетных направлений его деятельности Закон о прокуратуре (ст. 1) рассматривает деятельность прокурора в судебных стадиях уголовного процесса как «участие прокурора в рассмотрении дел судами и обжалование противоречащих закону приговоров, постановлений и определений суда». Таким образом, Закон о прокуратуре, определяя, что прокуратура и суд не находятся в отношениях подчиненности и поднадзорности, указывает на то, что основная задача прокурора в суде заключается в выполнении им своих функций как стороны обвинения. Основной нормативной базой данного направления деятельности является УПК РФ. Изучение данного закона показывает, что среди задач участия прокурора в судебной деятельности следует выделить следующие: - обеспечение участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом; - обеспечение законности приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел; - обеспечение в процессе судопроизводства законных прав потерпевших, подсудимых и иных участников процесса. Решение каждой из названных задач, в свою очередь, определяет необходимость постановки и последующего решения ряда более частных, конкретных задач. Так, для решения первой из упомянутых задач необходимо организовать присутствие прокурора в суде, обеспечить участие наиболее квалифицированного обвинителя, осуществить тщательную подготовку к судебному рассмотрению уголовного дела и т. д. Для решения второй задачи прокурору необходимо обеспечить своевременность проверки законности правовых актов (приговоров, постановлений, определений), принятых судом по уголовному делу, обеспечить квалифицированное составление представлений, участие прокурора в рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанции и т.д. В связи с тем, что ст. 125 УПК РФ устанавливает судебный порядок обжалования постановлений дознавателя, следователя, прокурора, а также их действий (бездействия), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, при рассмотрении таких жалоб в судебном заседании также необходимо участие прокурора. В суде первой инстанции должны принимать участие должностные лица, осуществляющие надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. В пересмотре судебных постановлений, вынесенных по результатам рассмотрения указанных жалоб, принимают участие прокуроры подразделений, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В необходимых случаях в указанных судебных инстанциях по указанию руководителей прокуратур могут участвовать и другие прокуроры. Вопрос о том, кто именно из работников прокуратуры должен выступать в суде по тому или иному делу решается руководителем прокуратуры. При этом учитывается характер, объем и сложность дела, квалификация и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения. Как правило, в судебном разбирательстве уголовного дела участвует прокурор уровня соответствующего суда (в районном суде - прокурор района, в областном - прокурор области и т.д.), либо их заместители, старшие помощники, помощники, старшие прокуроры и прокуроры отделов и управлений. В тех же прокуратурах, где созданы структурные подразделения, обеспечивающие участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, назначаются работники этих подразделений По наиболее сложным, многоэпизодным делам, делам с большим количеством лиц, привлеченных к уголовной ответственности, руководителями прокуратур решается вопрос о создании группы государственных обвинителей и распределении обязанностей среди членов этой группы применительно к особенностям каждого конкретного дела. В суде присяжных заседателей в качестве государственных обвинителей выступают специально подготовленные прокуроры, обладающие навыками ораторского мастерства. Для государственного обвинителя особенно важно тщательно готовиться к процессу, глубоко и обстоятельно изучать материалы дела. Подготовка прокурора к участию в процессе включает в себя, прежде всего, «тщательное изучение материалов дела, главного из них, ознакомление с законодательством, изучение специфики совершенного преступления и выработку предложений о порядке исследования доказательств». На практике прокуроры, которым поручено поддерживать обвинение, используют разумные способы и методы изучения материалов уголовного дела. Некоторые из них знакомятся с делом, начиная с чтения обвинительного заключения. Естественно, что при таком методе прокурор сразу входит в суть дела, видит пределы обвинения, объем доказательств, обоснования юридической оценки преступления. Однако такая методика нередко приводит к тому, что прокурор начинает придерживаться лишь той версии, которая выдвинута следователем и обоснована в обвинительном заключении, а также анализирует материалы дела лишь в пределах доказательств, указанных в обвинительном заключении. Между тем, от прокурора как государственного обвинителя требуется анализ материалов дела в полном объеме, в том числе и фактов, говорящих в пользу подсудимого. В связи с этим, как представляется, наиболее рациональным является другой метод, когда прокурор начинает изучение дела с постановления о его возбуждении. В этом случае государственный обвинитель идет тем же путем исследования обстоятельств дела, что и следователь, и ему понятно, почему следователь отбросил ту или иную версию, почему привлек лиц, указанных в обвинительном заключении, и, соответственно, прекратил производство в отношении других. Прокурор должен тщательно изучать материалы уголовного дела даже в тех случаях, когда он осуществлял надзор за его расследованием или утверждал обвинительное заключение. В противном случае прокурор не сможет качественно поддержать государственное обвинение, поскольку недостаточное знание материалов дела будет его связывать. В связи с тем, что конспективные изложения показаний обвиняемого, свидетелей, потерпевшего, заключений экспертов, а в ряде случаев и дословные выдержки из указанных источников доказательств позволяют прокурору активно участвовать в проверке и исследовании доказательств в суде, необходимо подробнее рассматривать правила конспектирования дела. При конспектировании материалов дела прокурору необходимо отметить противоречия в показаниях потерпевших, свидетелей и обвиняемых, а также определиться с тем, проведением каких процессуальных действий в судебном заседании можно устранить эти противоречия. Государственному обвинителю следует заранее подготовить вопросы участникам процесса и, соответственно, изложить их в строгой последовательности. Целесообразно также заранее подготовить и сформулировать вопросы эксперту, чтобы на судебном следствии представить их в письменном виде. Кроме изучения доказательств, прокурору при ознакомлении с материалами уголовного дела следует выяснить, соблюдены ли при расследовании дела требования материального и процессуального закона; проведено ли расследование полно и объективно; правильно ли квалифицировано преступление; своевременно ли вручена подсудимому копия обвинительного заключения и т. д. По делам о преступлениях, специфичных по способу их совершения, прокурору потребуется знание методики их расследования и судебного разбирательства. В этом случае целесообразно изучить специальную литературу, инструкции, приказы, ведомственные указания. К данной категории дел можно отнести дела о нарушении правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК), нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ (ст. 216 УК), о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК), и т.д. В подготовки к судебному заседанию судья, не предрешая вопроса о виновности лица, совершившего преступление, выясняет наличие или отсутствие фактических и юридических оснований для назначения судебного заседания и рассмотрения уголовного дела по существу. В перечне вопросов, подлежащих выяснению судьей, отсутствуют вопросы о том, содержит ли деяние, вменяемое обвиняемому в вину, состав преступления, правильно ли оно квалифицировано, поскольку судья должен быть свободен от констатации, предрешающих виновность обвиняемого - иное не согласуется с осуществляемой им функцией правосудия. Знакомясь с материалами уголовного дела, судья, прежде всего, акцентирует внимание на выяснении вопроса, нет ли препятствий для рассмотрения судом уголовного дела. Участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел начинается со стадии подготовки уголовного дела к судебному заседанию. На предварительном слушании прокурор участвует в решении судом вопросов о необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов и специалистов или об исключении доказательств, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности предварительного слушания дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц. В связи с решением указанных вопросов прокурор высказывает свое мнение или заявляет ходатайства. Несмотря на то, что закон (ч. 4 ст. 234 УПК РФ) допускает возможность проведения предварительного слушания в отсутствие других извещенных участников производства по уголовному делу, в том числе и прокурора, его участие следует признать необходимым. Участие прокурора в предварительном слушании необходимо потому, что здесь, кроме решения о назначении судебного заседания, судья может вынести постановление о возвращении дела прокурору, о приостановлении или прекращении дела. Кроме того, обвиняемый или его защитник может заявить ходатайство об исключении доказательства, о вызове свидетеля, о допросе определенных лиц, которым что-либо известно об обстоятельствах производства следственных действий, о прекращении дела и т.д. Своевременное реагирование прокурора на заявление стороной защиты ходатайств создает предпосылки для объективного и всестороннего рассмотрения и разрешения их судьей. Непосредственное участие прокурора в предварительном слушании позволяет ему высказать возражения против необоснованных ходатайств, заявленных стороной защиты, изложить суду свою позицию относительно ключевых вопросов, подлежащих рассмотрению, тем самым воспрепятствовать неприемлемым притязаниям противоположной стороны. Принципиальная позиция прокурора в суде продиктована необходимостью обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, необходимостью защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений. В случае заявления ходатайства об исключении доказательства его копия передается другой стороне в день представления ходатайства в суд. В ходатайстве должны быть приведены основания для исключения доказательства (конкретные нарушения процессуального закона при получении доказательства) и обстоятельства, обосновывающие ходатайство. Судья выясняет у прокурора, имеются ли у него возражения против данного ходатайства защиты. Если прокурор возражает против исключения доказательства, судья может огласить протоколы следственных действий и иные документы, имеющиеся в деле и представленные сторонами. По ходатайству сторон в качестве свидетелей могут быть также допрошены лица, которым что-либо известно об обстоятельствах производства следственных действий или изъятия и приобщения к уголовному делу документов. Бремя опровержения доводов, представленных стороной защиты в обоснование ходатайства об исключении доказательства, возлагается на прокурора, что также делает необходимым его участие в предварительном слушании. Осуществляя уголовное преследование, прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя. Участвуя в рассмотрении дел судами, прокуроры способствуют осуществлению правосудия при строгом соблюдении законности, реализации установленных законом задач по обеспечению судом прав граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. Прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, принимает участие в исследовании доказательств, представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Прокурор принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключений экспертов и вещественных доказательств. Прокурор участвует в судебных прениях по уголовному делу, выступая с обвинительной речью, в которой анализирует исследованные доказательства, высказывает предложения по вопросам, которые суд будет обсуждать и решать в совещательной комнате при постановлении приговора. Прокурор в суде процессуально самостоятелен. Поддерживая обвинение, он руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела. Именно исходя из этого он решает, поддерживать ли обвинение и в каком объеме, вносить ли кассационное представление и т.д. Никто не может навязать государственному обвинителю свою точку зрения, требовать, чтобы он высказал в суде мнение, противоречащее его внутреннему убеждению. Объективность и независимость прокурора в суде подчеркивает установленная законом возможность для прокурора отказаться от поддержания государственного обвинения. Прокурор обязан отказаться от обвинения в том случае, если в результате судебного разбирательства он придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения (ст. 246 УПК РФ). Прокурор не может отказаться от обвинения до того, как будут исследованы все обстоятельства дела. Отказ от обвинения возможен, как правило, только в судебных прениях. Если обстоятельства, установленные в процессе судебного разбирательства, дают основания для изменения ранее предъявленного обвинения и переквалификации действий подсудимого или исключения из его обвинения эпизодов, не нашедших своего подтверждения в ходе судебного заседания, прокурор обязан доложить суду свои соображения по этим вопросам. Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный потерпевшим гражданский иск, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав граждан. Выступая с обвинительной речью в суде, прокурор: - характеризует общественную опасность совершенного деяния, - излагает фактические обстоятельства его совершения; - анализирует доказательства, их относимость, допустимость, дает оценку доказательств; - дает юридическую квалификацию содеянному в соответствии с конкретными статьями УК РФ; - характеризует личность подсудимого; - оценивает обстоятельства, смягчающие или отягчающие его ответственность; - анализирует причины совершения преступления и условия, способствующие этому, - высказывает предложения о мере наказания; - высказывает предложения о необходимости удовлетворения или отклонения гражданского иска. Существуют отдельные особенности рассмотрения судами уголовных дел в особом порядке судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, которые выражаются в даче согласия прокурором на его применение. Федеральным законом от 29.06.2009 N 141-ФЗ в УПК РФ введен особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Прокурору принадлежит особая роль. Он рассматривает ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве в течение трех суток с момента его поступления. По результату рассмотрения прокурор принимает одно из следующих постановлений: 1) об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. В первом случае он приглашает следователя, подозреваемого или обвиняемого и его защитника, с участием которых составляет досудебное соглашение о сотрудничестве. Существуют особенности деятельности прокурора и на этапе утверждения обвинительного заключения. Прокурор выносит представление об особом порядке проведения судебного заседания, в котором указывает фактические и юридические предпосылки применения особого порядка проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Представляется некорректным использование законодателем термина «вынесение» представления, поскольку закон о прокуратуре и УПК РФ, в частности, п. 7 ст. 5, а также правоприменительная практика применяет понятие «внесение» представления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 3168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.14.150 (0.01 с.) |