Представители в уголовном процессе.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представители в уголовном процессе.



Представительство в судопроизводстве — это замена в процессе одного лица другим (представителем), при которой процессуальная деятельность представителя создает права и обязанности представляемого лица. Однако в силу личного характера уголовно-процессуальной деятельности представительство в уголовном судопроизводстве, как правило, не исключает, а, наоборот, предполагает одновременное участие и представителя, и представляемого — потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и др. Исключение составляют случаи, когда представляемый является не физическим, а юридическим лицом, которое целиком персонифицируется через своего представителя. Представительство может быть легальным, когда интересы представляемого защищает определенное лицо, обязанное это делать в силу требования закона, и по соглашению, если представитель действует в силу соглашения. Легальное представительство в российском уголовном процессе знает две разновидности: а) законное представительство несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего одним из его родителей, опекуном, попечителем или представителями учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, или органами опеки и попечительства (п. 12 ст. 5, ст. 48); б) защита подозреваемого или обвиняемого адвокатом по назначению дознавателя, следователя, прокурора или суда (ч. 3-5 ст. 50). Представительство по соглашению имеет следующие формы:

 

1) представительство в уголовном судопроизводстве интересов доверителя — потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, гражданского ответчика — адвокатом (ч. 1 ст. 45);

 

2) защита подозреваемого или обвиняемого адвокатом по соглашению (ч. 1 ст. 50 УПК);

 

3) представительство интересов юридического лица, признанного потерпевшим, гражданским истцом или гражданским ответчиком его руководителем (органом управления) либо иным лицом, действующим на основании доверенности, выданной руководителем (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 55 УПК, ст. 53,185 ГК РФ);

 

4) представительство потерпевшего и гражданского истца в мировом суде, а гражданского ответчика — во всех случаях одним из их близких родственников или иным лицом, о допуске которого они ходатайствуют (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 55 УПК).

 

Представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя — физических лиц — могут быть лишь адвокаты. Ими не могут являться в досудебном производстве, а также и в федеральном суде близкие родственники потерпевшего или гражданского истца или иные лица. Такое право может возникнуть у близких родственников потерпевшего или гражданского истца или иного лица, о допуске которого ходатайствуют потерпевший или его законный представитель, а также гражданский истец, лишь в мировом суде. Однако в качестве представителей гражданского ответчика указанные лица могут быть допущены в процесс (ч. 1 ст. 55 УПК).

 

Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя допускаются в процесс по определению суда или постановлению судьи, прокурора, следователя, дознавателя. Адвокат допускается к выполнению обязанностей представителя на основании соответствующего ордера. Иные лица, которые также могут выполнять обязанности представителя в мировом суде, допускаются по ходатайству потерпевшего или гражданского истца, заявленного мировому судье. Лица, представляющие юридическое лицо, предъявляют доверенность или документ, удостоверяющий их право действовать от имени юридического лица без доверенности (учредительные документы организации и удостоверение личности).

 

Если у потерпевших, которые являются несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, отсутствуют законные представители, следователь, дознаватель, прокурор и суд могут привлечь к участию в процессе в качестве их представителей работников органа опеки и попечительства (ст. 34 ГК РФ).

 

Законные представители и представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими лица. Однако представитель не может давать показания вместо потерпевшего или гражданского истца, а представителю — адвокату это в любом случае прямо запрещено законом (ч. 2 ст. 56).

 

101. Уголовно – процессуальные нормы. Их особенности.

 

Норма уголовно-процессуального права - это записанное в законе обязательное правило, содержащее указание на основание и условия его применения, субъектов регулируемых отношений, их права и обязанности, санкции за неисполнение обязанности или за нарушение запрета.

Различные правовые нормы выполняют различные функции в процессе правового регулирования. Одни нормы носят общий для всей деятельности характер, определяя назначение, принципы, правовое положение субъектов уголовно-процессуальных отношений, другие - условия производства в определенной стадии, третьи регулируют условия и порядок конкретного следственного или судебного действия и т.д. Так, назначение уголовного судопроизводства и его принципы определены в гл. 2 УПК. Полномочия органов, ведущих судопроизводство, указаны, например, в ст. ст. 29, 37 - 41 УПК.

Права граждан - участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения в ст. ст. 42, 43 УПК, со стороны защиты в ст. ст. 46, 47 УПК. В новом УПК процессуальное положение участников уголовного судопроизводства регулируется путем установления того, что они "вправе" и что "не вправе" совершать (см., например, ч. 4 ст. 47, ч. 3 ст. 54, ч. 4 ст. 57 УПК).

Нормы права содержат запреты. Запрет выражен, например, в ст. 75 УПК "Недопустимые доказательства". В ч. 4 ст. 164 сказано, что "при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер...".

В уголовном процессе допустимы только те действия и решения, которые разрешены в законе, и в том порядке, который установлен законом.

Такой метод правового регулирования называется разрешительным. Он характерен для уголовного процесса, поскольку в этой области государственной деятельности возможные действия, затрагивающие конституционные права и свободы человека и гражданина, их законные интересы, и нормы процессуального права должны четко определять основания, условия, процедуру таких действий. Властеотношения всегда регулируются путем указания в норме на то, что должностному лицу то или иное действие разрешено законом, а поэтому второй субъект правоотношения обязан подчиниться его требованию. Именно в смысле разрешения на совершение определенных действий в УПК употребляется термин "вправе", когда речь идет, например, о задержании (ст. 91 УПК), применении мер пресечения (ст. 97 УПК) и др., что не означает обязанность в каждом случае использовать предоставленное право на задержание или избрание меры пресечения.

В силу особенностей предмета правового регулирования большинство уголовно-процессуальных норм относятся к обязывающим, императивным, предписывающим совершение определенных действий (например, ст. ст. 21, 148, ч. 2 ст. 381 УПК).

Вместе с тем среди норм, адресованных государственным органам и должностным лицам, ведущим уголовный процесс, есть и такие, которые предоставляют им выбор того или иного способа действия в зависимости от ряда конкретных условий данного дела (например, ст. ст. 97, 98, 99 УПК).

Нормы, предоставляющие определенные права, адресованы в своем большинстве гражданам - участникам процесса, от воли которых зависит, воспользоваться или не воспользоваться предоставленным правом (например, подозреваемый, обвиняемый имеют право заявить ходатайство, отводы, приносить жалобы и др. (ст. ст. 46, 47 УПК)).

В зависимости от вида процессуальных норм их реализация выражается либо в осуществлении полномочий, прав, при этом соблюдая запреты и ограничения, либо в исполнении обязанностей, либо в использовании субъективного права, исполнении обязанностей.

Эти формы реализации норм свойственны как органам, ведущим уголовное судопроизводство, так и всем участвующим в нем лицам. Нередко ими полностью исчерпывается реализация той или иной процессуально-правовой нормы. Например, использование следователем права на освидетельствование подозреваемого и исполнение последним вытекающей отсюда обязанности представляют собой реализацию нормы, предусмотренной ст. 179 УПК.

Выполнение лицом процессуальных обязанностей свидетеля означает выполнение предписаний нормы, содержащейся в ст. 56 УПК.

2. В механизме уголовно-процессуального регулирования для обеспечения выполнения обязанностей применяются меры принудительного исполнения обязанностей путем использования мер превентивного принуждения, восстановления нарушенного права (правовосстановительные санкции) и штрафные санкции .

--------------------------------

См.: Ветрова Г.Н. Санкции в судебном праве. М., 1991.

 

В том случае, когда свидетель не выполняет предписания закона и не является без уважительной причины по вызову следователя или в суд, реализация правовой нормы происходит с помощью принуждения, т.е. свидетель может подвергнуться приводу (ч. 7 ст. 56 УПК).

Эта санкция за нарушение обязанности, налагаемая в уголовном процессе, рассматривается как вид уголовно-процессуальной ответственности.

Принуждение в уголовном процессе может применяться и как превентивная мера, когда есть основания полагать, что лицо может совершить правонарушение (например, мера пресечения избирается тогда, когда есть основания опасаться, что обвиняемый скроется от следствия и суда или совершит иное преступление).

3. В одной статье закона могут содержаться две и более нормы или, наоборот, органические части одной нормы иногда располагаются в нескольких статьях УПК. Правовые предписания, составляющие, по существу, единую норму уголовно-процессуального права, могут содержаться в двух и более разделах УПК (например, норма о праве защитника участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах разных инстанций п. 9 ч. 1 ст. 53 УПК, в ст. 248, ст. 377 и др. УПК) .

--------------------------------

См.: Ларин А.М. Уголовный процесс: структура права и структура законодательства. М., 1985.

 

4. Для понимания норм УПК РФ важно обратиться к основным понятиям, используемым в УПК (ст. 5 УПК), без понимания которых невозможно раскрыть содержание конкретной нормы (например, понятие уголовного преследования дает возможность раскрыть содержание нормы о полномочиях следователя).

При раскрытии содержания и применения норм, регулирующих производство в той или иной стадии процесса, необходимо обращение к "Общим положениям" УПК (часть первая УПК).

5. Уголовно-процессуальная норма, как и любая правовая норма, должна содержать указания: 1) при каких обстоятельствах надо руководствоваться данной правовой нормой; 2) кто является субъектами отношения, регулируемого данной правовой нормой, и какое поведение предписывается или дозволяется этой правовой нормой каждому из участников правоотношений; 3) какие последствия влечет за собой неисполнение предписаний данной нормы.

Элементы нормы - гипотеза, диспозиция и санкция - присущи и уголовно-процессуальной норме.

Гипотеза уголовно-процессуальной нормы указывает условия, при которых следует (возможно) поступать определенным образом, например, случаи, допускающие оглашение в суде показаний неявившегося свидетеля (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 286 УПК).

Диспозиция - само правило (например, оглашение в суде показаний).

Санкция уголовно-процессуальная - последствие неисполнения предписаний уголовно-процессуальной нормы. Санкция не является обязательной частью статьи уголовно-процессуального закона. Санкция может распространяться только на норму, изложенную в этой статье (ч. 7 ст. 56 УПК), или в одной статье закона может быть изложена санкция за нарушение ряда норм уголовно-процессуального закона (например, в силу ст. 379 УПК отмена или изменение приговора может иметь место ввиду нарушений многих норм, изложенных в различных статьях уголовно-процессуального закона).

Уголовно-процессуальные санкции имеют главным образом правовосстановительный характер, они направлены на устранение допущенных нарушений закона, восстановление законности (например, путем отмены незаконного и необоснованного приговора - ст. ст. 379, 384 - 387 УПК).

К видам уголовно-процессуальных санкций относится и применение более строгой меры пресечения в случаях нарушения данных обвиняемым обязательств (ст. 110 УПК).

Санкцией является и денежное взыскание, которое может быть возложено в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, а также нарушения ими порядка в судебном заседании (ст. 117 УПК).

Применение правовосстановительных или иных собственно уголовно-процессуальных санкций не ограничивает санкции, применяемые за нарушение уголовно-процессуальных норм. Нарушение уголовно-процессуального закона лицами, ведущими производство по делу, может повлечь за собой ответственность дисциплинарную (например, возложение на следователя дисциплинарной ответственности) или уголовную (например, ответственность свидетеля за заведомо ложные показания или переводчика за заведомо ложный перевод) (ст. ст. 301, 303 УК). Таким образом, исполнение предписаний уголовно-процессуального права охраняется как уголовно-процессуальными санкциями, так и нормами других отраслей права.

 

102. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.

Суд с участием присяжных заседателей формируется и функционирует на принципиально иных основаниях в сравнении с судом шеффенов (судом с участием народных заседателей или с судом, состоящим только из профессиональных судей). Суды шеффенов представляют собой всегда единую судебную коллегию, разрешающую все вопросы путем голосования простым большинством голосов. Суд с участием присяжных заседателей состоит в отличие от указанных судов из двух коллегий. Первую коллегию составляют 12 присяжных заседателей, которые решают так называемые вопросы факта. Вторую коллегию составляет обычно единоличный судья-профессионал, который разрешает с учетом мнения сторон обвинения и защиты "вопросы права", обусловленные содержанием вынесенного присяжными заседателями вердикта.

Разумеется, суд с участием присяжных заседателей не является панацеей от всех наших правоохранительных и судебных бед. В связи с этим в правовой литературе встречаются точки зрения авторов от острого его неприятия и до некритического восхваления. Тем не менее к суду с участием присяжных заседателей мы относимся положительно потому, что его существование предоставляет обвиняемому дополнительный выбор судебного состава, рассматривающего уголовное дело, и надежду на социальную справедливость.

О правильности выбранного законодателем пути по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства свидетельствуют статистические данные. Так, с момента возрождения суда с участием присяжных заседателей в современной России около 20% обвиняемых в совершении преступлений, подсудных суду областного звена, ежегодно заявляют о рассмотрении их уголовных дел судом присяжных. Кроме того, нельзя упускать из виду, что указанная форма процесса по уголовным делам гарантирует конституционное право граждан на участие в осуществлении правосудия и, следовательно, в управлении, правда, опосредствованном (опосредованном), государством.

С учетом изложенных выше позиций по поводу существования суда с участием присяжных заседателей можно предложить следующее определение рассматриваемого особого производства.

Производство в суде присяжных - особое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли присяжных заседателей и профессионального судьи по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для разрешения соответственно вопросов факта и права по делам о преступлениях, подсудных суду областного звена.

Деятельность суда с участием присяжных заседателей определяется в целом принципами уголовного процесса и общими условиями судебного разбирательства в суде первой инстанции. Разумеется, в этом случае общие условия деятельности суда с участием присяжных заседателей приобретают определенные особенности.

Общие условия судебного разбирательства в суде присяжных - законодательно закрепленные и основанные на принципах уголовного процесса организационно-правовые положения, характеризующие природу, сущность и содержание деятельности суда с участием присяжных заседателей.

К ним в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом относятся следующие положения.

1. Взаимосвязь специфических правил рассмотрения уголовного дела в суде с участием присяжных заседателей и общих правил уголовного судопроизводства (ст. 324 УПК). Рассмотрение уголовного дела судом с участием коллегии присяжных заседателей осуществляется в соответствии с общими правилами уголовного судопроизводства в России (общим порядком) и с учетом особенностей, предусмотренных нормами гл. 42 УПК (ст. 324 - 353).

2. Соблюдение правил подсудности уголовных дел суду с участием присяжных заседателей (ст. 30 УПК). Суд присяжных рассматривает дела только о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК, т.е. уголовные дела, подсудные суду областного звена (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК), за исключением деяний, которые были определены депутатами как преступления террористической направленности. В данном случае общество имеет дело с явным отступлением от демократических и гуманистических начал отечественного уголовного процесса. Суд с участием присяжных заседателей действует в составе судьи и коллегии, состоящей из 12 присяжных заседателей.

3. Обязательное наличие ходатайства хотя бы одного из обвиняемых о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (ст. 30 УПК). Данное ходатайство может быть заявлено обвиняемым в момент окончания ознакомления им с материалами уголовного дела, в течение трех суток со дня получения копии обвинительного заключения, предварительного слушания в стадии назначения уголовного дела к судебному разбирательству (предания суду), назначенного для разрешения каких-либо иных вопросов.

4. Обязательность участия защитника и государственного обвинителя в рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (ст. 51 и 246 УПК). Участие защитника обязательно по делу, подлежащему рассмотрению судом с участием присяжных заседателей, с момента заявления хотя бы одним из обвиняемых ходатайства о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Если по уголовному делу, которое может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей, обвиняется несколько лиц, все они должны быть обеспечены защитниками независимо от того, по каким статьям уголовного закона им предъявлено обвинение. По уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей, обязательно участие в судебном разбирательстве прокурора в качестве государственного обвинителя на основании ст. 246 УПК. Обязательное участие указанных лиц обусловлено тем, что предметом разбирательства в этом случае является уголовно-правовой спор между сторонами обвинения и защиты.

5. Назначение судебного заседания (предание суду) в суде с участием присяжных осуществляется в порядке предварительного слушания, характерного для традиционного уголовного судопроизводства с учетом требований ст. 325 УПК. Эти требования сводятся к следующему:

1) уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении дела судом в этом составе. При этом в деле должно находиться мотивированное постановление следователя о невозможности выделения уголовного дела в отношении других обвиняемых в отдельное производство. При отсутствии такого постановления следователя дело подлежит возвращению прокурору из стадии назначения судебного заседания (с момента предварительного слушания) для устранения нарушения процессуального закона (п. 2 ч. 1 ст. 236 УПК);

2) если подсудимый не заявил или не подтвердил в стадии предания обвиняемого суду ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей, то данное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном ст. 30 УПК.

В постановлении о назначении дела к судебному разбирательству судом с участием присяжных заседателей судья, в производстве которого оно находится, должен: а) определить количество подлежащих вызову в суд кандидатов в присяжные заседатели, которых должно быть не менее 20; б) указать, в открытом, закрытом полностью или частично будет проведено судебное разбирательство. В последнем случае судья должен определить, в какой части будет осуществляться закрытое судебное разбирательство.

Постановление судьи о назначении судебного разбирательства судом с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от суда с участием присяжных заседателей не принимается. Копия постановления судьи о назначении уголовного дела слушанием судом с участием присяжных заседателей вручается сторонам по их ходатайству.

После назначения судебного разбирательства судом с участием присяжных заседателей начинается подготовка к судебному разбирательству, которая отличается существенными особенностями. Эти действия относятся прежде всего к стадии назначения судебного разбирательства.

По распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производят отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящегося в суде общего и запасного списков путем случайной выборки. Общий список включает в себя всех граждан субъекта РФ, а запасной - граждан, проживающих в областном, краевом или ином центре субъекта РФ. Случайная выборка осуществляется с использованием специальной компьютерной программы. Указанные лица (секретарь или помощник) проводят первоначальную проверку наличия обстоятельств, препятствующих участию лиц в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела. При этом одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза.

Определенными особенностями обладает порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели в городах Москве и Санкт-Петербурге. Согласно ст. 5 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" в этих городах указанные списки могут быть составлены:

1) высшим исполнительным органом государственной власти;

2) уполномоченным на это иным исполнительным органом государственной власти;

3) исполнительно-распорядительным органом внутригородских муниципальных образований, если это предусмотрено законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, изменения и дополнения в них подлежат опубликованию в средствах массовой информации. При этом публикации должны содержать указания лишь на фамилии, имена и отчества.

По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели для участия в уголовном деле секретарь судебного заседания или помощник судьи составляют предварительный список с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов, который подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи, составившим этот список. Фамилии кандидатов в присяжные заседатели вносятся в предварительный список в той последовательности, в какой проходила случайная выборка. Включенным в предварительный список кандидатам в присяжные заседатели не позднее чем за семь суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения об этом с указанием даты и времени прибытия в суд.

По устному или письменному заявлению кандидатов в присяжные заседатели председательствующим судьей от исполнения обязанностей присяжного заседателя могут быть освобождены:

1) лица старше 60 лет;

2) женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;

3) лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

4) лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам;

5) иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном разбирательстве (ст. 326 УПК).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.50.173 (0.014 с.)