Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая основа курса «Прокурорский надзор»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Прокурорский надзор Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Основателем органов прокуратуры в РФ является Петр I (в соответствии с указом от 12 января 1722 года «О должности Сената» в России появилась прокуратура как государственно-правовой институт) Орган прокуратуры – элемент системы прокуратуры РФ, организованный в соответствии с административно-территориальным делением РФ (территориальные органы прокуратуры или в соответствии с построением отношений в различных сферах (экологии, в ВС) а также не совпадающих с административно-территориальным делением страны (специализированные прокуратуры)) Прокуратура является самостоятельной независимой структурой (не относятся ни к одной ветви власти) выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей. Функции прокуратуры – конкретное направление деятельности, обусловленное назначением прокуратуры, выраженное в её целях и задачах.
Прокурорский надзор (П.Н.) как… …вид государственной деятельности: Деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ, в целях: 1) Обеспечения верховенства закона; 2) Единства и укрепления законности; 3) Защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Выполняется с использованием предусмотренных законов полномочий и правовых средств их осуществления. …отрасль юридической науки: Изучает закономерность возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления П.Н., исследует основные понятия П.Н., содержание полномочий прокурора, изучает эффективность правовых норм, деятельность региональных органов прокуратуры по осуществлению надзора. …как учебная дисциплина: Изучается в высших и средних юридических заведениях, связан с определенным объемом изучения, зависящим от профиля учебного заведения и охватывает собой общую и особенную части курса.
Объект П.Н.- Предусмотренное законом о прокуратуре совокупность федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов власти S-в РФ, органов власти местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц (всех этих органов), руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также других органов и граждан, на которых распространяется компетенция прокуратуры.
S-ты П.Н. Должностное лицо органа прокуратуры, наделенное правоохранительной властью в пределах своей компетенции.
Предмет П.Н. Направление деятельности, обусловленное видом прокурорского надзора, спецификой правового положения поднадзорных объектов, полномочиями прокурора, актами правового реагирования на нарушения законов. Средства П.Н. Совокупность правовых приемов и способов, действия прокурора для достижения цели и осуществления задач прокуратуры.
Методы П.Н. Совокупность научно-обоснованных и опробованных практикой приемов и способов применения и реализации правовых средств П.Н.
Сущность П.Н. Состоит в том, что; 1) П.Н. самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры. 2) П.Н. осуществляется от имени государства. 3) П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ. 4) П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.
Цели и задачи П.Н. Цели определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в гос. устройстве и понимаются как то: -к чему надо стремится; -что надо осуществлять; -результат, на достижение которого направлена деятельность органов прокуратуры, регламентируемая законодательством. Цели закреплены в п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре»: 1. Обеспечение верховенства закона; 2. Обеспечение единства и укрепления законности; 3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; 4. Обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства. Задачи непосредственно направлены на достижение целей. Задачи П.Н.: 1. Общие. 2. Специальные 3. Частные. 1.- Характеризуют весь П.Н. 2.- –//– какие-то направления деятельности. 3.- –//– какую-то частную деятельность. Общей задачей П.Н. является обеспечение законности и охраны от посягательств: –прав и интересов граждан, предприятий и организаций, независимо от формы собственности; -общественного и государственного устроя РФ. Содержание общей задачи определяют специальные задачи, стоящие перед конкретным направлением деятельности (содержание специальных задач определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений). Частной называется задача временного характера, которую П.Н. решает на данном этапе реализации специальных задач (напр.: получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия законам и т.д.).
Правовая основа курса «Прокурорский надзор» Состоит их источников нормативного регулирования органов прокуратуры, к которым относятся: 1) Конституция РФ; 2) ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.92 с последующими изменениями от 17.11.95 и др.; 3) Иные законодательные акты, регламентирующие полномочия и процессуальное положение прокурора (ст.37 УПК, ст. 34 ГПК, ст.52 АПК, ст.19.4, ст.19.5 КоАП, ст. 22 УПК, ст. 38 «О милиции», ст.21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» др.) 4) Общепризнанные принципы и нормы права и международные договоры РФ (нормы договоров, конвенций, касающихся непосредственно прокуратуры) 5) Указы Президента РФ; 6) Приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции Генпрокурора. 7) Постановления Конституционного Суда; 8) Разъяснения Пленумов ВС и ВАС.
Понятие, сущность, и система принципов организации и деятельности прокуратуры Принципы организации и деятельности прокуратуры это закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие построение П.Н., характеризующие признаки деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней. Сущность принципов заключается в следующем: 1) Принципы определяют наиболее существенные черты и требования; 2) Принципы обязательны для прокурорского работника, независимо от занимаемой должности. Система принципов организации и деятельности прокуратуры подразделяются на: - общие; - внутрипроизводственные. Общие закреплены в Конституции ст.122 и в законе «О прокуратуре» (ст.4): 1)законность; 3) единство и централизация органов прокуратуры; 4) гласность; К внутренним относятся: -зональный (территориальный) -предметный.
Характеристика общих принципов 1.Законность. Закреплен в ч.2, ст.15 Конституции РФ и означает, что органы государственной власти (в том числе органы прокуратуры), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы (органы прокуратуры обязаны следить за исполнением законов всеми юр. и физ. лицами) при безусловном соблюдении предусмотренных законодательством их прав и интересов. Единство и централизация органов прокуратуры Согласно ст.129 Конституции РФ, прокуратура – единая федеральная система территориальных и специализированных прокуратур, подчиняющихся единому центру – Генпрокуратуре. Принцип централизации характеризует организацию системы прокуратуры выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех прокуроров – Генпрокурору. Реализация этого принципа находит проявление и в сочетании единого руководства инициативой прокуроров на местах. Содержание принципа также включает ответственность вышестоящего прокурора за эффективную организацию работы подчиненных ему прокуроров. Принцип независимости. Согласно ст.4 «О прокуратуре» заключается в том, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, независимо от федеральных органов, органов государственной власти S-в РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений и руководствуются законами и изданными в соответствии с ними принципами и указаниями Генпрокурора. Реализация принципа независимости обеспечивается: 1) установленным порядком назначения прокуроров; 2) определенной законом системой подчиненности и подотчетности прокуроров; 3) порядком материально-технического обеспечения прокурорских органов (финансирование всех органов прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета); 4) Материальным и социальным обеспечением работников органов прокуратуры. Соблюдение принципа независимости гарантируется ст.5 ФЗ «О прокуратуре», закрепившей недопустимости вмешательства в осуществлении П.Н. Признаком данного принципа является политическая независимость прокурора (прокурорские работники не м.б. членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности). Прокурорские работники не вправе совмещать свою деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой деятельности. Принцип гласности Закреплен в п.2, ст.4 «О прокуратуре» и означает, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне. Реализация обеспечивается: 1) сообщением в печати о назначении и освобождении прокурора от должности; 2) Ежегодным представлением Генпрокурором палатам Федерального собрания (Госдума и Совет Федерации) доклада о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению; 3) Созданием в органах прокуратуры специальных подразделений, осуществляющих связь со СМИ (в Генпрокуратуре центр информации и общественных связей) В тех случаях, когда предание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам может причинить вред интересам личности, общества и государства, то предание гласности о работе прокуратуры не допускается.
Характеристика внутриорганизационных принципов деятельности прокуратур Зональный (территориальный) принцип предусматривает организацию деятельности прокуратуры посредством распределения работы структурных подразделений между работниками по определенным территориям (территориальным зонам) Напр.: в Генпрокуратуре в зависимости от объема работы в состав территориальной зоны включаются прокуратуры одного ил нескольких S-в Федерации. В процессе осуществления своей деятельности зональный прокурор оформляет соответствующее производство, в котором содержатся документы, находящиеся на исполнении. Отражаются недочеты и ошибки, а также отмечаются сведения о положительном опыте работы. Предметный принцип связан с предметом деятельности прокурора и характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным направлениям правового регулирования (в соответствии с этим принципом за прокурором закрепляется определенное конкретное направление деятельности, относящееся к предмету ведения). В органах прокуратуры для организации работы используется предметно-зональный принцип, означающий закрепление за зональными прокурорами еще и определенных сфер правового регулирования (предметом ведения). Вопрос о распределении обязанностей в органах прокуратуры в соответствии с зональным и предметными принципами организуется прокурором-руководителем или начальником управления (отдела) и оформляется письменным распоряжением или приказом. Организация работы по предметно-зональному принципу обязывает прокурора обобщать относящиеся к предмету ведения статистические и другие данные прокуратуры об исполнении законов, анализировать соответствующие материалы (доклады, решения коллегий, обзоры и др. материалы).
Генпрокуратура РФ. Структура и порядок образования Генпрокуратура – высшее звено органов прокуратуры РФ, в ней образуется Коллегия, в составе генпрокурора (председатель), его первого зама и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых генпрокурором. Коллегия является совещательным органом (на ней вырабатываются решения по наиболее актуальным вопросам организации деятельности органов прокуратуры). Заседание Коллегии проводится не реже 1 раза в 2 месяца, а решения реализуются приказами и указаниями генпрокурора. Структуру Генпрокуратуры РФ составляют: 1. Главное управление; 2. Управление; 3. Отделы (на правах управлений, в составе управлений). В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам и их помощники. В состав прокуратуры входят: 1. Главное следственное управление Генпрокуратуры (ГСУ) (управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в ОВД, управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры); 2. Управление криминального(?) обеспечения; 3. Управление кадров; 4. Управление по надзору за исполнением налогового законодательства; 5. Управление по надзору законностью судебных постановлений по уголовным делам; 6. Управление по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам; 7. Международно-правовое управление; 8. Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; 9. Отдел реабилитации жертв политических репрессий; и др. В состав Генпрокуратуры на правах подразделений входит Главная военная прокуратура (ГВП). В состав Генпрокуратуры входят ряд подразделений обеспечивающего характера: 1) Управление по рассмотрению писем и приему граждан; 2) Секретариат; 3) Управление делами; 4) Центр информации и общественных связей; 5) Финансово-хозяйственное управление и другие. В Генпрокуратуре создан информационно-аналитический центр для обобщения и анализа информации по вопросам деятельности органов прокуратуры. 10. Для аттестации прокурорско-следственных и других работников в Генпрокуратуре образуется Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК) и Аттестационная Комиссия (АК). ВАК возглавляет генпрокурор, а АК – начальник управления кадров. При Генпрокуратуре действует научно-консультативный совет (НКС) для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры (целью деятельности НКС является научное содействие органам прокуратуры в выполнении задач, возложенных на них законом «О прокуратуре»).
Прокуратуры S-в РФ Прокуроры S-в РФ назначаются на должность сроком на 5 лет Генпрокурором по согласованию с органами гос. власти S-в Федерации, освобождаются им от должности без согласования с органами гос. власти S-та. Структура В пределах S-в РФ образуются: – Коллегии в составе прокурора S-та РФ (председатель), его первого зама и заместителей по должности и других прокурорских работников, назначаемых прокурором S-та РФ; – В пределах S-в образуются управления и отделы (на правах управлений, в структуре управлений); – В пределах S-в РФ устанавливается должности старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей и их помощников.
Полномочия прокуроров S-в РФ (ст.16 ФЗ «О прокуратуре»): 1) Руководят деятельностью прокуратур городов и районов; 2) Издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками; 3) Представляют Генпрокурору для назначения на должности прокуроров и прокурорских работников
Прокуратуры районов (городов) Основное звено органов прокуратуры. Прокуратуры районов (городов) возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность на 5 лет и освобождаются от нее Генпрокурором. В указанных прокуратурах устанавливается должности первых заместителей и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей и следователей (в прокуратурах городов – следователей по особо важным делам) и их помощников. Прокуратуры административных округов г. Москвы по своему правовому статусу приравниваются к прокурорам городов с районным делением. Прокуроры городов с районным делением осуществляют надзор: 1) за исполнением законов городскими органами местного самоуправления; 2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; 3) за исполнением законов городскими органами предварительного следствия, дознания и ОРД; 4) за исполнением законов администрацией мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов внутренних дел. Компетенция прокуроров городов с районным делением: 1) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными в УПК; 2) производят расследование по наиболее сложным уголовным делам; 3) участвуют в рассмотрении судами дел по направленным городской прокуратурой заявлениям и искам; 4) вносят представление на судебные постановления по делам, в рассмотрении которых принимали участие; 5) разрешают жалобы, заявления и иные обращения; 6) координируют деятельность городских правоохранительных органов. Обязанности прокуроров городов с районным делением: 1) изучают и распространяют положительный опыт подчиненных прокуратур; 2) принимают меры по повышению квалификации прокурорско-следственных работников; 3) вносят предложения вышестоящим прокурорам об улучшении организации работы и совершенствования прокурорской практики.
Пределы О.Н. Согласно ст.21 закона «О прокуратуре», прокурор полномочен осуществлять надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов.
Полномочия прокурора по осуществлению О.Н.: 1) полномочия по выявлению нарушений закона; 2) полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений. К 1 группе полномочий относятся требования (самые основные) (ч.1 ст.22): 1) от руководителей и должностных лиц объектов надзора представления необходимых документов, материалов и иных сведений; 2) выделение специалистов для выяснения возникших вопросов; 3) вызывать должностных лиц для объяснения по поводу нарушения закона и др. Ко 2 группе относятся: 1) требования привлечения лиц, нарушивших закон к ответственности, установленной законом; 2) по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении; 3) опротестовывать противоречащие законам правовые акты№ 4) предостерегать о недопустимости нарушения закона; 5) и др. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (в случае невыполнения, в том числе и в сфере О.Н., наступает предусмотренная законом ответственность (ст.6 ФЗ «О прокуратуре»))
Предмет (Ст.26 ФЗ «О прокуратуре») Составляют соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами S-та РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В сферу данного надзора входит: 1) соблюдение права и свобод граждан РФ; 2) граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства (двойное гражданство); 3) иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ. Объекты Такие же как и в общем надзоре.
Пределы надзора Определяются по тем же правилам, что и пределы надзора за исполнением законов. (ст.26 ФЗ «О прокуратуре»).
Задачи 1) охрана прав и защита прав и свобод личности; 2) обеспечение верховенства закона при выполнении оперативно-розыскных мероприятий; 3) обеспечение мер по раскрытию преступлению и привлечение виновных к ответственности; 4) предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих ОРД. Предмет (ст.29 закона «О прокуратуре») 1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий; 2) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 3) законность решений, принимаемых органами, осуществляющих ОРД. Указанные управления(?) детализируются в нормах оперативно-розыскного законодательства. В связи с этим, в предмет прокурорского надзора также входит принятие решений: 1) о заведении и прекращении конкретных дел оперативного учета (ст.10 закона «об оперативно-розыскной деятельности») 2) о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий (ст.8,ст.15 закона «об оперативно-розыскной деятельности») 3) предоставление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (ст.11) 4) о рассекречивании сведений, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст.11) 5) правовая защита лиц оперативно-розыскных органов и лиц, их сочувствующим (ст. 12(?) закона «об оперативно-розыскной деятельности»). Перечень объектов данного надзора закреплен в ч.3 ст.13 закона «об оперативно-розыскной деятельности» является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только законом. Пределы надзора Определяется содержанием закона «об оперативно-розыскной деятельности», приказами и указаниями (указами?) генпрокурора РФ. В предмет прокурорского надзора не входят: 1) сведения об организации, тактике, методах и средств осуществления ОРД; 2) проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов, об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий – ст.9 закона «об ОРД» (к числу таких мероприятий относятся: прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи, негласное обследование жилища) 3) сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе представляются соответствующим прокурором только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечение к уголовной ответственности.
Предмет надзора Предметом является законность деятельности органов расследования на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющим признаки преступления и регистрации его до принятия прокурором окончательного решения. Предмет надзора (ст.29 закона «О прокуратуре»): 1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 2) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях; 3) проведение расследований; 4) законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.
Полномочия прокурора (закон «О прокуратуре» и УПК: ст.ст.37,144,146,148 и др.) -прокурор вправе возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору или принимать его к своему производству; - давать согласие дознавателю, следователю на ВУД; - давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, либо о производстве иного процессуального действия, которые допускаются на основании судебного решения; - вправе изымать любое уголовное дело у органа дознания передавать его следователю; - продлевать срок предварительного срок предварительного расследования; - поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий; - рассматривать жалобы на действия (без действия) и решения должностного лица органа дознания (ст. 124 УПК); - выносить постановления и давать письменные указания и др. Письменные указания прокурора органу дознания дознавателю, следователю, в связи с ВУД и их расследованием, данные в порядке установленном законом является обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение, за исключением случаев, когда следователь предоставляет уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, в случае несогласия со следственными(?) решениями или указаниями прокурора: 1) о привлечении лица в качестве обвиняемого; 2) о квалификации преступления; 3) об объеме обвинения; 4) об избрании меры пресечения, либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователями в отношении подозреваемого или обвиняемого; 5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или производстве иных процессуальных действий, осуществляемых по судебному решению; 6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; 7) об отводе следователя ил отстранении его от дальнейшего ведения следствия; 8) о передаче уголовного дела другому следователю.
Надзор за исполнением законов администрации органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры процессуального характера, принимаемые администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу Полномочия прокурора (ст.ст.34 ФЗ «О прокуратуре») Прокурор вправе: 1) в любое время посещать поднадзорные органы и учреждения; 2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; 3) знакомится с документами, на основании которых вышеуказанные лица содержаться в этих учреждениях; 4) требовать от администраций создания условий, обеспечивающих права вышеуказанных лиц; 5) требовать объяснений от должностных лиц; 6) выносить протесты и представления; 7) возбуждать производство об административных правонарушениях; 8) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на вышеуказанных лиц, немедленно освобождать их своим постановлением из карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Осуществляя данный вид надзора, прокурор должен регулярно проверять законность досрочного освобождения от отбывания наказания, а также установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Сущность, задачи и правовая основа надзора за исполнением законов судебными приставами Сущность: Заключается в том, чтобы служба судебных приставов (ССП) осуществляла свою деятельность в соответствии с требованиями закона, соблюдала права и свободы физических и юридических лиц и принимала решения, соответствующие закону. Задачи: 1) законность и исполнение судебных актов и актов других органов в РФ; 2) соблюдение требований законодательства в деятельности судебных приставов; 3) соблюдение установленных законодательством РФ прав и свобод физических и юридических лиц при исполнении судебных решений; 4) соответствие законам решений судебных приставов. Правовая основа: 1) ФЗ «О прокуратуре РФ» (п.2 абз.5,ст.1); 2) ФЗ «О судебных приставах»; 3) ФЗ «Об исполнительном производстве»; 4) Приказы и указания генпрокурора. Требования к исковому заявлению прокурора (Ст.131 ГПК) Исковое заявление подается в письменной форме в соответствии с требованиями ГПК (ст.131) Основания отвода прокурора – ст.18 ГПК (?). В исковом заявлении прокурор делает ссылку на конкретный закон, иной НПА, в тех случаях, когда конкретно нарушены интересы лиц, участвующих в деле, а также указывает какое конкретно право нарушено. Прокурорский надзор Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Основателем органов прокуратуры в РФ является Петр I (в соответствии с указом от 12 января 1722 года «О должности Сената» в России появилась прокуратура как государственно-правовой институт) Орган прокуратуры – элемент системы прокуратуры РФ, организованный в соответствии с административно-территориальным делением РФ (территориальные органы прокуратуры или в соответствии с построением отношений в различных сферах (экологии, в ВС) а также не совпадающих с административно-территориальным делением страны (специализированные прокуратуры)) Прокуратура является самостоятельной независимой структурой (не относятся ни к одной ветви власти) выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей. Функции прокуратуры – конкретное направление деятельности, обусловленное назначением прокуратуры, выраженное в её целях и задачах.
Прокурорский надзор (П.Н.) как… …вид государственной деятельности: Деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ, в целях: 1) Обеспечения верховенства закона; 2) Единства и укрепления законности; 3) Защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Выполняется с использованием предусмотренных законов полномочий и правовых средств их осуществления. …отрасль юридической науки: Изучает закономерность возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления П.Н., исследует основные понятия П.Н., содержание полномочий прокурора, изучает эффективность правовых норм, деятельность региональных органов прокуратуры по осуществлению надзора. …как учебная дисциплина: Изучается в высших и средних юридических заведениях, связан с определенным объемом изучения, зависящим от профиля учебного заведения и охватывает собой общую и особенную части курса.
Объект П.Н.- Предусмотренное законом о прокуратуре совокупность федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов власти S-в РФ, органов власти местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц (всех этих органов), руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также других органов и граждан, на которых распространяется компетенция прокуратуры.
S-ты П.Н. Должностное лицо органа прокуратуры, наделенное правоохранительной властью в пределах своей компетенции.
Предмет П.Н. Направление деятельности, обусловленное видом прокурорского надзора, спецификой правового положения поднадзорных объектов, полномочиями прокурора, актами правового реагирования на нарушения законов. Средства П.Н. Совокупность правовых приемов и способов, действия прокурора для достижения цели и осуществления задач прокуратуры.
Методы П.Н. Совокупность научно-обоснованных и опробованных практикой приемов и способов применения и реализации правовых средств П.Н.
Сущность П.Н. Состоит в том, что; 1) П.Н. самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры. 2) П.Н. осуществляется от имени государства. 3) П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ. 4) П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.
Цели и задачи П.Н. Цели определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в гос. устройстве и понимаются как то: -к чему надо стремится; -что надо осуществлять; -результат, на достижение которого направлена деятельность органов прокуратуры, регламентируемая законодательством. Цели закреплены в п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре»: 1. Обеспечение верховенства закона; 2. Обеспечение единства и укрепления законности; 3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; 4. Обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства. Задачи непосредственно направлены на достижение целей. Задачи П.Н.: 1. Общие. 2. Специальные 3. Частные. 1.- Характеризуют весь П.Н. 2.- –//– какие-то направления деятельности. 3.- –//– какую-то частную деятельность. Общей задачей П.Н. является обеспечение законности и охраны от посягательств: –прав и интересов граждан, предприятий и организаций, независимо от формы собственности; -общественного и государственного устроя РФ. Содержание общей задачи определяют специальные задачи, стоящие перед конкретным направлением деятельности (содержание специальных задач определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений). Частной называется задача временного характера, которую П.Н. решает на данном этапе реализации специальных задач (напр.: получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия законам и т.д.).
Правовая основа курса «Прокурорский надзор» Состоит их источников нормативного регулирования органов прокуратуры, к которым относятся: 1) Конституция РФ; 2) ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.92 с последующими изменениями от 17.11.95 и др.; 3) Иные законодательные акты, регламентирующие полномочия и процессуальное положение прокурора (ст.37 УПК, ст. 34 ГПК, ст.52 АПК, ст.19.4, ст.19.5 КоАП, ст. 22 УПК, ст. 38 «О милиции», ст.21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» др.) 4) Общепризнанные принципы и нормы права и межд
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.011 с.) |