Правовая основа курса «Прокурорский надзор» 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая основа курса «Прокурорский надзор»



Прокурорский надзор

Прокуратура РФединая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Основателем органов прокуратуры в РФ является Петр I (в соответствии с указом от 12 января 1722 года «О должности Сената» в России появилась прокуратура как государственно-правовой институт)

Орган прокуратуры – элемент системы прокуратуры РФ, организованный в соответствии с административно-территориальным делением РФ (территориальные органы прокуратуры или в соответствии с построением отношений в различных сферах (экологии, в ВС) а также не совпадающих с административно-территориальным делением страны (специализированные прокуратуры))

Прокуратура является самостоятельной независимой структурой (не относятся ни к одной ветви власти) выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей.

Функции прокуратуры – конкретное направление деятельности, обусловленное назначением прокуратуры, выраженное в её целях и задачах.

 

Прокурорский надзор (П.Н.) как…

…вид государственной деятельности:

Деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ, в целях:

1) Обеспечения верховенства закона;

2) Единства и укрепления законности;

3) Защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

Выполняется с использованием предусмотренных законов полномочий и правовых средств их осуществления.

…отрасль юридической науки:

Изучает закономерность возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления П.Н., исследует основные понятия П.Н., содержание полномочий прокурора, изучает эффективность правовых норм, деятельность региональных органов прокуратуры по осуществлению надзора.

…как учебная дисциплина:

Изучается в высших и средних юридических заведениях, связан с определенным объемом изучения, зависящим от профиля учебного заведения и охватывает собой общую и особенную части курса.

 

Объект П.Н.-

Предусмотренное законом о прокуратуре совокупность федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов власти S-в РФ, органов власти местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц (всех этих органов), руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также других органов и граждан, на которых распространяется компетенция прокуратуры.

 

S-ты П.Н.

Должностное лицо органа прокуратуры, наделенное правоохранительной властью в пределах своей компетенции.

 

Предмет П.Н.

Направление деятельности, обусловленное видом прокурорского надзора, спецификой правового положения поднадзорных объектов, полномочиями прокурора, актами правового реагирования на нарушения законов.

Средства П.Н.

Совокупность правовых приемов и способов, действия прокурора для достижения цели и осуществления задач прокуратуры.

 

Методы П.Н.

Совокупность научно-обоснованных и опробованных практикой приемов и способов применения и реализации правовых средств П.Н.

 

Сущность П.Н.

Состоит в том, что;

1) П.Н. самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

2) П.Н. осуществляется от имени государства.

3) П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ.

4) П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.

 

Цели и задачи П.Н.

Цели определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в гос. устройстве и понимаются как то:

-к чему надо стремится;

-что надо осуществлять;

-результат, на достижение которого направлена деятельность органов прокуратуры, регламентируемая законодательством.

Цели закреплены в п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре»:

1. Обеспечение верховенства закона;

2. Обеспечение единства и укрепления законности;

3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

4. Обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи непосредственно направлены на достижение целей.

Задачи П.Н.:

1. Общие.

2. Специальные

3. Частные.

1.- Характеризуют весь П.Н.

2.- –//– какие-то направления деятельности.

3.- –//– какую-то частную деятельность.

Общей задачей П.Н. является обеспечение законности и охраны от посягательств:

–прав и интересов граждан, предприятий и организаций, независимо от формы собственности;

-общественного и государственного устроя РФ.

Содержание общей задачи определяют специальные задачи, стоящие перед конкретным направлением деятельности (содержание специальных задач определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений).

Частной называется задача временного характера, которую П.Н. решает на данном этапе реализации специальных задач (напр.: получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия законам и т.д.).

 

Правовая основа курса «Прокурорский надзор»

Состоит их источников нормативного регулирования органов прокуратуры, к которым относятся:

1) Конституция РФ;

2) ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.92 с последующими изменениями от 17.11.95 и др.;

3) Иные законодательные акты, регламентирующие полномочия и процессуальное положение прокурора (ст.37 УПК, ст. 34 ГПК, ст.52 АПК, ст.19.4, ст.19.5 КоАП, ст. 22 УПК, ст. 38 «О милиции», ст.21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» др.)

4) Общепризнанные принципы и нормы права и международные договоры РФ (нормы договоров, конвенций, касающихся непосредственно прокуратуры)

5) Указы Президента РФ;

6) Приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции Генпрокурора.

7) Постановления Конституционного Суда;

8) Разъяснения Пленумов ВС и ВАС.

 

Понятие, сущность, и система принципов организации и деятельности прокуратуры

Принципы организации и деятельности прокуратуры это закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие построение П.Н., характеризующие признаки деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней.

Сущность принципов заключается в следующем:

1) Принципы определяют наиболее существенные черты и требования;

2) Принципы обязательны для прокурорского работника, независимо от занимаемой должности.

Система принципов организации и деятельности прокуратуры подразделяются на:

- общие;

- внутрипроизводственные.

Общие закреплены в Конституции ст.122 и в законе «О прокуратуре» (ст.4):

1)законность;

3) единство и централизация органов прокуратуры;

4) гласность;

К внутренним относятся:

-зональный (территориальный)

-предметный.

 

Характеристика общих принципов

1.Законность.

Закреплен в ч.2, ст.15 Конституции РФ и означает, что органы государственной власти (в том числе органы прокуратуры), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы (органы прокуратуры обязаны следить за исполнением законов всеми юр. и физ. лицами) при безусловном соблюдении предусмотренных законодательством их прав и интересов.

Единство и централизация органов прокуратуры

Согласно ст.129 Конституции РФ, прокуратура – единая федеральная система территориальных и специализированных прокуратур, подчиняющихся единому центру – Генпрокуратуре.

Принцип централизации характеризует организацию системы прокуратуры выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех прокуроров – Генпрокурору. Реализация этого принципа находит проявление и в сочетании единого руководства инициативой прокуроров на местах. Содержание принципа также включает ответственность вышестоящего прокурора за эффективную организацию работы подчиненных ему прокуроров.

Принцип независимости.

Согласно ст.4 «О прокуратуре» заключается в том, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, независимо от федеральных органов, органов государственной власти S-в РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений и руководствуются законами и изданными в соответствии с ними принципами и указаниями Генпрокурора.

Реализация принципа независимости обеспечивается:

1) установленным порядком назначения прокуроров;

2) определенной законом системой подчиненности и подотчетности прокуроров;

3) порядком материально-технического обеспечения прокурорских органов (финансирование всех органов прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета);

4) Материальным и социальным обеспечением работников органов прокуратуры.

Соблюдение принципа независимости гарантируется ст.5 ФЗ «О прокуратуре», закрепившей недопустимости вмешательства в осуществлении П.Н.

Признаком данного принципа является политическая независимость прокурора (прокурорские работники не м.б. членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности).

Прокурорские работники не вправе совмещать свою деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой деятельности.

Принцип гласности

Закреплен в п.2, ст.4 «О прокуратуре» и означает, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Реализация обеспечивается:

1) сообщением в печати о назначении и освобождении прокурора от должности;

2) Ежегодным представлением Генпрокурором палатам Федерального собрания (Госдума и Совет Федерации) доклада о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению;

3) Созданием в органах прокуратуры специальных подразделений, осуществляющих связь со СМИ (в Генпрокуратуре центр информации и общественных связей)

В тех случаях, когда предание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам может причинить вред интересам личности, общества и государства, то предание гласности о работе прокуратуры не допускается.

 

Характеристика внутриорганизационных принципов деятельности прокуратур

Зональный (территориальный) принцип предусматривает организацию деятельности прокуратуры посредством распределения работы структурных подразделений между работниками по определенным территориям (территориальным зонам) Напр.: в Генпрокуратуре в зависимости от объема работы в состав территориальной зоны включаются прокуратуры одного ил нескольких S-в Федерации.

В процессе осуществления своей деятельности зональный прокурор оформляет соответствующее производство, в котором содержатся документы, находящиеся на исполнении. Отражаются недочеты и ошибки, а также отмечаются сведения о положительном опыте работы.

Предметный принцип связан с предметом деятельности прокурора и характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным направлениям правового регулирования (в соответствии с этим принципом за прокурором закрепляется определенное конкретное направление деятельности, относящееся к предмету ведения).

В органах прокуратуры для организации работы используется предметно-зональный принцип, означающий закрепление за зональными прокурорами еще и определенных сфер правового регулирования (предметом ведения).

Вопрос о распределении обязанностей в органах прокуратуры в соответствии с зональным и предметными принципами организуется прокурором-руководителем или начальником управления (отдела) и оформляется письменным распоряжением или приказом.

Организация работы по предметно-зональному принципу обязывает прокурора обобщать относящиеся к предмету ведения статистические и другие данные прокуратуры об исполнении законов, анализировать соответствующие материалы (доклады, решения коллегий, обзоры и др. материалы).

 

Генпрокуратура РФ.

Структура и порядок образования

Генпрокуратура – высшее звено органов прокуратуры РФ, в ней образуется Коллегия, в составе генпрокурора (председатель), его первого зама и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых генпрокурором. Коллегия является совещательным органом (на ней вырабатываются решения по наиболее актуальным вопросам организации деятельности органов прокуратуры). Заседание Коллегии проводится не реже 1 раза в 2 месяца, а решения реализуются приказами и указаниями генпрокурора.

Структуру Генпрокуратуры РФ составляют:

1. Главное управление;

2. Управление;

3. Отделы (на правах управлений, в составе управлений).

В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам и их помощники.

В состав прокуратуры входят:

1. Главное следственное управление Генпрокуратуры (ГСУ) (управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в ОВД, управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры);

2. Управление криминального(?) обеспечения;

3. Управление кадров;

4. Управление по надзору за исполнением налогового законодательства;

5. Управление по надзору законностью судебных постановлений по уголовным делам;

6. Управление по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам;

7. Международно-правовое управление;

8. Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

9. Отдел реабилитации жертв политических репрессий;

и др. В состав Генпрокуратуры на правах подразделений входит Главная военная прокуратура (ГВП).

В состав Генпрокуратуры входят ряд подразделений обеспечивающего характера:

1) Управление по рассмотрению писем и приему граждан;

2) Секретариат;

3) Управление делами;

4) Центр информации и общественных связей;

5) Финансово-хозяйственное управление и другие.

В Генпрокуратуре создан информационно-аналитический центр для обобщения и анализа информации по вопросам деятельности органов прокуратуры.

10. Для аттестации прокурорско-следственных и других работников в Генпрокуратуре

образуется Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК) и Аттестационная Комиссия (АК). ВАК возглавляет генпрокурор, а АК – начальник управления кадров.

При Генпрокуратуре действует научно-консультативный совет (НКС) для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры (целью деятельности НКС является научное содействие органам прокуратуры в выполнении задач, возложенных на них законом «О прокуратуре»).

 

Прокуратуры S-в РФ

Прокуроры S-в РФ назначаются на должность сроком на 5 лет Генпрокурором по согласованию с органами гос. власти S-в Федерации, освобождаются им от должности без согласования с органами гос. власти S-та.

Структура

В пределах S-в РФ образуются:

– Коллегии в составе прокурора S-та РФ (председатель), его первого зама и заместителей по должности и других прокурорских работников, назначаемых прокурором S-та РФ;

– В пределах S-в образуются управления и отделы (на правах управлений, в структуре управлений);

– В пределах S-в РФ устанавливается должности старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей и их помощников.

 

Полномочия прокуроров S-в РФ (ст.16 ФЗ «О прокуратуре»):

1) Руководят деятельностью прокуратур городов и районов;

2) Издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками;

3) Представляют Генпрокурору для назначения на должности прокуроров и прокурорских работников

 

Прокуратуры районов (городов)

Основное звено органов прокуратуры.

Прокуратуры районов (городов) возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность на 5 лет и освобождаются от нее Генпрокурором.

В указанных прокуратурах устанавливается должности первых заместителей и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей и следователей (в прокуратурах городов – следователей по особо важным делам) и их помощников.

Прокуратуры административных округов г. Москвы по своему правовому статусу приравниваются к прокурорам городов с районным делением.

Прокуроры городов с районным делением осуществляют надзор:

1) за исполнением законов городскими органами местного самоуправления;

2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) за исполнением законов городскими органами предварительного следствия, дознания и ОРД;

4) за исполнением законов администрацией мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов внутренних дел.

Компетенция прокуроров городов с районным делением:

1) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными в УПК;

2) производят расследование по наиболее сложным уголовным делам;

3) участвуют в рассмотрении судами дел по направленным городской прокуратурой заявлениям и искам;

4) вносят представление на судебные постановления по делам, в рассмотрении которых принимали участие;

5) разрешают жалобы, заявления и иные обращения;

6) координируют деятельность городских правоохранительных органов.

Обязанности прокуроров городов с районным делением:

1) изучают и распространяют положительный опыт подчиненных прокуратур;

2) принимают меры по повышению квалификации прокурорско-следственных работников;

3) вносят предложения вышестоящим прокурорам об улучшении организации работы и совершенствования прокурорской практики.

 

Пределы О.Н.

Согласно ст.21 закона «О прокуратуре», прокурор полномочен осуществлять надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов.

 

Полномочия прокурора по осуществлению О.Н.:

1) полномочия по выявлению нарушений закона;

2) полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений.

К 1 группе полномочий относятся требования (самые основные) (ч.1 ст.22):

1) от руководителей и должностных лиц объектов надзора представления необходимых документов, материалов и иных сведений;

2) выделение специалистов для выяснения возникших вопросов;

3) вызывать должностных лиц для объяснения по поводу нарушения закона и др.

Ко 2 группе относятся:

1) требования привлечения лиц, нарушивших закон к ответственности, установленной законом;

2) по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении;

3) опротестовывать противоречащие законам правовые акты№

4) предостерегать о недопустимости нарушения закона;

5) и др.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (в случае невыполнения, в том числе и в сфере О.Н., наступает предусмотренная законом ответственность (ст.6 ФЗ «О прокуратуре»))

 

Предмет

(Ст.26 ФЗ «О прокуратуре»)

Составляют соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами S-та РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В сферу данного надзора входит:

1) соблюдение права и свобод граждан РФ;

2) граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства (двойное гражданство);

3) иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

Объекты

Такие же как и в общем надзоре.

 

Пределы надзора

Определяются по тем же правилам, что и пределы надзора за исполнением законов. (ст.26 ФЗ «О прокуратуре»).

 

Задачи

1) охрана прав и защита прав и свобод личности;

2) обеспечение верховенства закона при выполнении оперативно-розыскных мероприятий;

3) обеспечение мер по раскрытию преступлению и привлечение виновных к ответственности;

4) предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих ОРД.

Предмет

(ст.29 закона «О прокуратуре»)

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

2) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

3) законность решений, принимаемых органами, осуществляющих ОРД.

Указанные управления(?) детализируются в нормах оперативно-розыскного законодательства.

В связи с этим, в предмет прокурорского надзора также входит принятие решений:

1) о заведении и прекращении конкретных дел оперативного учета (ст.10 закона «об оперативно-розыскной деятельности»)

2) о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий (ст.8,ст.15 закона «об оперативно-розыскной деятельности»)

3) предоставление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (ст.11)

4) о рассекречивании сведений, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст.11)

5) правовая защита лиц оперативно-розыскных органов и лиц, их сочувствующим (ст. 12(?) закона «об оперативно-розыскной деятельности»).

Перечень объектов данного надзора закреплен в ч.3 ст.13 закона «об оперативно-розыскной деятельности» является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только законом.

Пределы надзора

Определяется содержанием закона «об оперативно-розыскной деятельности», приказами и указаниями (указами?) генпрокурора РФ.

В предмет прокурорского надзора не входят:

1) сведения об организации, тактике, методах и средств осуществления ОРД;

2) проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов, об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий – ст.9 закона «об ОРД» (к числу таких мероприятий относятся: прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи, негласное обследование жилища)

3) сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе представляются соответствующим прокурором только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечение к уголовной ответственности.

 

Предмет надзора

Предметом является законность деятельности органов расследования на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющим признаки преступления и регистрации его до принятия прокурором окончательного решения.

Предмет надзора (ст.29 закона «О прокуратуре»):

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

2) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях;

3) проведение расследований;

4) законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.

 

Полномочия прокурора

(закон «О прокуратуре» и УПК: ст.ст.37,144,146,148 и др.)

-прокурор вправе возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору или принимать его к своему производству;

- давать согласие дознавателю, следователю на ВУД;

- давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, либо о производстве иного процессуального действия, которые допускаются на основании судебного решения;

- вправе изымать любое уголовное дело у органа дознания передавать его следователю;

- продлевать срок предварительного срок предварительного расследования;

- поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий;

- рассматривать жалобы на действия (без действия) и решения должностного лица органа дознания (ст. 124 УПК);

- выносить постановления и давать письменные указания и др. Письменные указания прокурора органу дознания дознавателю, следователю, в связи с ВУД и их расследованием, данные в порядке установленном законом является обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение, за исключением случаев, когда следователь предоставляет уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, в случае несогласия со следственными(?) решениями или указаниями прокурора:

1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;

2) о квалификации преступления;

3) об объеме обвинения;

4) об избрании меры пресечения, либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователями в отношении подозреваемого или обвиняемого;

5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или производстве иных процессуальных действий, осуществляемых по судебному решению;

6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;

7) об отводе следователя ил отстранении его от дальнейшего ведения следствия;

8) о передаче уголовного дела другому следователю.

 

 

Надзор за исполнением законов администрации органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры процессуального характера, принимаемые администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Полномочия прокурора

(ст.ст.34 ФЗ «О прокуратуре»)

Прокурор вправе:

1) в любое время посещать поднадзорные органы и учреждения;

2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

3) знакомится с документами, на основании которых вышеуказанные лица содержаться в этих учреждениях;

4) требовать от администраций создания условий, обеспечивающих права вышеуказанных лиц;

5) требовать объяснений от должностных лиц;

6) выносить протесты и представления;

7) возбуждать производство об административных правонарушениях;

8) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на вышеуказанных лиц, немедленно освобождать их своим постановлением из карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Осуществляя данный вид надзора, прокурор должен регулярно проверять законность досрочного освобождения от отбывания наказания, а также установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

 

Сущность, задачи и правовая основа надзора за исполнением законов судебными приставами

Сущность:

Заключается в том, чтобы служба судебных приставов (ССП) осуществляла свою деятельность в соответствии с требованиями закона, соблюдала права и свободы физических и юридических лиц и принимала решения, соответствующие закону.

Задачи:

1) законность и исполнение судебных актов и актов других органов в РФ;

2) соблюдение требований законодательства в деятельности судебных приставов;

3) соблюдение установленных законодательством РФ прав и свобод физических и юридических лиц при исполнении судебных решений;

4) соответствие законам решений судебных приставов.

Правовая основа:

1) ФЗ «О прокуратуре РФ» (п.2 абз.5,ст.1);

2) ФЗ «О судебных приставах»;

3) ФЗ «Об исполнительном производстве»;

4) Приказы и указания генпрокурора.

Требования к исковому заявлению прокурора

(Ст.131 ГПК)

Исковое заявление подается в письменной форме в соответствии с требованиями ГПК (ст.131)

Основания отвода прокурора – ст.18 ГПК (?).

В исковом заявлении прокурор делает ссылку на конкретный закон, иной НПА, в тех случаях, когда конкретно нарушены интересы лиц, участвующих в деле, а также указывает какое конкретно право нарушено.

Прокурорский надзор

Прокуратура РФединая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Основателем органов прокуратуры в РФ является Петр I (в соответствии с указом от 12 января 1722 года «О должности Сената» в России появилась прокуратура как государственно-правовой институт)

Орган прокуратуры – элемент системы прокуратуры РФ, организованный в соответствии с административно-территориальным делением РФ (территориальные органы прокуратуры или в соответствии с построением отношений в различных сферах (экологии, в ВС) а также не совпадающих с административно-территориальным делением страны (специализированные прокуратуры))

Прокуратура является самостоятельной независимой структурой (не относятся ни к одной ветви власти) выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей.

Функции прокуратуры – конкретное направление деятельности, обусловленное назначением прокуратуры, выраженное в её целях и задачах.

 

Прокурорский надзор (П.Н.) как…

…вид государственной деятельности:

Деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ, в целях:

1) Обеспечения верховенства закона;

2) Единства и укрепления законности;

3) Защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

Выполняется с использованием предусмотренных законов полномочий и правовых средств их осуществления.

…отрасль юридической науки:

Изучает закономерность возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления П.Н., исследует основные понятия П.Н., содержание полномочий прокурора, изучает эффективность правовых норм, деятельность региональных органов прокуратуры по осуществлению надзора.

…как учебная дисциплина:

Изучается в высших и средних юридических заведениях, связан с определенным объемом изучения, зависящим от профиля учебного заведения и охватывает собой общую и особенную части курса.

 

Объект П.Н.-

Предусмотренное законом о прокуратуре совокупность федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов власти S-в РФ, органов власти местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц (всех этих органов), руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также других органов и граждан, на которых распространяется компетенция прокуратуры.

 

S-ты П.Н.

Должностное лицо органа прокуратуры, наделенное правоохранительной властью в пределах своей компетенции.

 

Предмет П.Н.

Направление деятельности, обусловленное видом прокурорского надзора, спецификой правового положения поднадзорных объектов, полномочиями прокурора, актами правового реагирования на нарушения законов.

Средства П.Н.

Совокупность правовых приемов и способов, действия прокурора для достижения цели и осуществления задач прокуратуры.

 

Методы П.Н.

Совокупность научно-обоснованных и опробованных практикой приемов и способов применения и реализации правовых средств П.Н.

 

Сущность П.Н.

Состоит в том, что;

1) П.Н. самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

2) П.Н. осуществляется от имени государства.

3) П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ.

4) П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.

 

Цели и задачи П.Н.

Цели определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в гос. устройстве и понимаются как то:

-к чему надо стремится;

-что надо осуществлять;

-результат, на достижение которого направлена деятельность органов прокуратуры, регламентируемая законодательством.

Цели закреплены в п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре»:

1. Обеспечение верховенства закона;

2. Обеспечение единства и укрепления законности;

3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

4. Обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи непосредственно направлены на достижение целей.

Задачи П.Н.:

1. Общие.

2. Специальные

3. Частные.

1.- Характеризуют весь П.Н.

2.- –//– какие-то направления деятельности.

3.- –//– какую-то частную деятельность.

Общей задачей П.Н. является обеспечение законности и охраны от посягательств:

–прав и интересов граждан, предприятий и организаций, независимо от формы собственности;

-общественного и государственного устроя РФ.

Содержание общей задачи определяют специальные задачи, стоящие перед конкретным направлением деятельности (содержание специальных задач определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений).

Частной называется задача временного характера, которую П.Н. решает на данном этапе реализации специальных задач (напр.: получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия законам и т.д.).

 

Правовая основа курса «Прокурорский надзор»

Состоит их источников нормативного регулирования органов прокуратуры, к которым относятся:

1) Конституция РФ;

2) ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.92 с последующими изменениями от 17.11.95 и др.;

3) Иные законодательные акты, регламентирующие полномочия и процессуальное положение прокурора (ст.37 УПК, ст. 34 ГПК, ст.52 АПК, ст.19.4, ст.19.5 КоАП, ст. 22 УПК, ст. 38 «О милиции», ст.21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» др.)

4) Общепризнанные принципы и нормы права и межд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.96.247 (0.106 с.)