Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Надзор за исполнением законаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЗ о прокуратуре. Приказы генпрокурора РФ (устанавливают порядок реализации полномочий из ФЗ). Задачи. Специальные 1) обеспечение точного и единообразного исполнения законов органами ГВ, ОМСУ, иными органами/учреждениями и организациями и их ДЛ. 2) Обеспечение соответствия НПА, которые издаются ОНВ, ОМСУ, иными органами, учреждениями и организациями и их ДЛ, конституции и законам, действующих в РФ. Ст. 21 ФЗ о прокуратуре – предмет ПН. Соблюдение конституции и исполнение законов; соответствие закону подзаконных актов. Вопрос о пределах ПН. Границы, в рамках которых прокурор осуществляет надзорную деятельность. По критериям: 1) Характер НПА, надзор за исполнением которых возложен на прокурора. 2) Объекты ПН. Т.е. круг органов и ДЛ, за деятельностью которых осуществляется надзор. 3) Объем полномочий прокурора, который прокурор использует для нарушения нарушений, их причин и условий, и которые направлены на устранение нарушений закона и привлечение к ответственности виновных лиц. ФЗоП содержит такой ограничитель, как недопустимость подмены прокурором деятельности других государственных органов. прокурор может проводить проверки только тогда, когда в прокуратуру поступило сообщение о нарушении закона, и характер нарушения такой, что только прокурор может вмешаться, а никакие другие органы. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением конституции; исполнением ФЗ и ФКЗ; двусторонних и много сторонних международных договоров, подписанных и ратифицированных РФ. Кроме того, прокурор осуществляет надзор за соблюдением конституций, уставов и законов субъектов РФ, если они изданы в пределах компетенции и не противоречат федеральному законодательству. Соблюдение иных правовых актов, нежели ФЗ: постановления палат парламента; акты правительства и президента; исполнение решений высших судов – в ФЗоП прямо не сказано. Практика единодушно – исполнение решений КС РФ и постановления палат ФС входят в предмет ПН, т.к. имеют силу закона. А вот подзаконные НПА президента и правительства – нет единой позиции. 2 т.з.: 1) Исполнение подзаконных НПА должно контролироваться иными гос. органами, но не прокуратурой. Исключения могут составлять только указы президента, которые часто восполняют пробелы правового регулирования и, по сути, исполняют роль закона. В науке – «квазизакон»: подзаконный НПА, который осуществляет правовое регулирование общественных отношений, заменяя собой ФЗ. 2) Осуществление ПН правомерно за исполнением любых подзаконных НПА, но только если там закреплен механизм реализации закона (т.е. в законе есть отсылка к подзаконному НПА). Практика ПН идет по второму пути. Объект ПН: те, за кем надзорят. Перечень объектов – в ФЗоП, не подлежит расширительному толкованию. Поэтому возникают спорные, конфликтные ситуации с СК РФ. ФЗоП не указывает СК в числе объектов, поэтому прокуратура не вправе осуществлять соответствующий надзор. Проверки исполнения законов проводятся при наличии 2 условий: 1) Поступившей информации о фактах нарушения закона. 2) Содержание информации свидетельствует о том, что данный вопрос не входит в компетенцию других ОГВ. ФЗоП не устанавливает источник получения информации. Поэтому – любая информация из любого источника. Подробный характер также не устанавливается. Полномочия прокурора по осуществлению проверок. Ст. 22 ФЗоП. 3 группы: 1) Полномочия по выявлению нарушений закона, причин этих нарушений и условий, им способствующих, установление лиц, виновных в нарушении. 1. По предъявлении служебного заведения беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов, зак исполнение законов которыми он осуществляет надзор. *если объект относится к категории особорежимных, прокурор должен иметь соответствующий допуск к документам и материалам, составляющим ГТ, в соответствии с законом о ГТ. В служебном удостоверении делается соответствующая отметка о наличии допуска. Есть 3 формы допуска: третья (служебные документы), вторая, первая (совершенно секретно) – от уровня секретности. 2. Право на получение документов и материалов поднадзорных органов. Если для информации предусмотрен особый режим охраны (тайна банковская и т.д.), должен соблюдаться особый порядок также. Сведения, которые по закону не подлежат охране – обязательно предоставляются прокурору при проведении проверки. 3. Требовать предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, которые прокурору должны предоставляться бесплатно. 4. Привлечение специалистов для разъяснения вопросов, возникающих в ходе проверки. При этом форма участия специалиста может быть различной. Например: консультации. Специалист – из того органа, который проверяют. Специалист может участвовать при получении прокурором объяснений лиц; при проверке документов и материалов. 5. Может требовать от руководителей поднадзорных органов проведения проверок по поступившим материалам о нарушении закона, а также проведения ревизий деятельности подконтрольных органов. Причем прокурор может требовать это у вышестоящих органов. Ревизия: специфическая форма проверки. Это проверка только финансово-хозяйственной деятельности за определенный период. Проверка может охватывать более широкий круг вопросов. 6. Право вызывать ДЛ и граждан для получения объяснений по поводу нарушений закона. Может быть как устная, так и письменная форма. Форма получения объяснения в законе четко не установлена. При этом вызов и опрос лица м.б. осуществлен в прокуратуре или по месту проведения конкретной проверки. Неисполнение законных требований прокурора – административная ответственность (штраф, ст. 17.7 КоАП). Основания проведения прокурорских проверок. План работы на текущий год – на каждое полугодие. В план закладывается проведение плановых проверок. Поступившая информация о нарушении – на ее основании вносятся изменения в план проверок. В любом случае, основание для проведения проверки – сведения о нарушениях. 2) Полномочия по устранению выявленных нарушений закона, устранение причин и условий, способствовавших их наступлению, привлечение лиц к ответственности. 1. Прокурор вправе опротестовывать противоречащие закону правовые акты. 2. Прокурор вправе обращаться в суд ОБ или в арбитражный с требованием о признании правовых актов противоречащими ФЗ и в силу этого недействующими. 3. Вносить представления об устранении нарушений закона. 4. Вправе возбуждать производство об административном правонарушении и проводить соответствующее расследования по возбужденному производству. 5. При выявлении признаков преступления в ходе проверки вправе выносить мотивированное постановление о направлении материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. 6. Вправе обращаться в интересах гос. органов, ОМСУ, ЮЛ (в долей государства в УК), а также отдельных граждан с исковыми заявлениями в суды ОЮ и арбитражные суды. 3) Полномочия по предупреждению нарушений закона. 1. Право выносить предостережение о недопустимости нарушения закона. 39.!!ПН за исполнение законов судебными приставами Ст. 1 ФЗоП – отдельная отрасль ПН. В целом можно отнести к общему надзоры; но отрасль выделили, чтобы подчеркнуть ее значение (ввиду сложной ситуации с судебными приставами). Особенности: Основание для проведения проверки: поступившие в прокуратуру сведения о допущенных нарушениях закона. Законность издаваемых судебными приставами актов проверяется независимо от сведения о допущенных нарушениях закона по собственной инициативе. Судебные приставы вправе применять спецсредства, физическую силу и оружие при исполнении обязанностей. Если это привело к причинению смерти или ранению, в течение 24 часов о данном обстоятельстве д.б. сообщено прокурору. Поступление такого сообщения – безусловное основание для проведения проверки законности и обоснованности применения судебным приставом силы, оружия, спецсредств. Полномочия прокурора при проверке: 1. Вправе проводить проверки в структурных подразделениях ССП. Знакомиться с материалами в производстве, с НПА, регламентирующими деятельность приставов. Прокурор может поручить проведения проверки вышестоящими службами судебных приставов. 2. Вправе рассматривать жалобы на действия/бездействия приставов. Вправе при этом вызывать лицо, получать от него объяснения по существу поступившей жалобы. 3. Вправе истребовать для изучения исполнительное производство. Можно ознакомиться на месте или истребовать в прокуратуру. Если оно не закончено – он знакомится с ним на месте. Меры прокурорского реагирования: 1. Представления – об устранении выявленных нарушениях закона. В нем же ставить вопрос о привлечении ДЛ к дисциплинарной ответственности. 2. Не вправе отменять постановления судебных приставов. В случае выявления незаконных постановлений – приносит протесты вышестоящим ДЛ, которые вправе отменить соответствующее постановление. Может возбуждать дела об административном правонарушении. Направлять материалы в следственный орган для решения вопроса о возбуждении УД.
24!!.Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина Ст. 27 ФЗоП – полномочия. Вправе обращать в прокуратуру с заявлениями, жалобами в случае нарушения их прав и свобод человека и гражданина. Прокурор разъясняет обратившимся лицам порядок защиты их прав, в т.ч. возможность судебной защиты. Использует полномочия по соблюдению законности. Т.е. все, включая акты прокурорского реагирования. Приказ от 7.12.2007 №195. Приказ генпрокурора от 17.12.2007 №200 «о введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ». Жалобы, поступающие в прокуратуру, могут быть совершенно разными. Инструкция не распространяется на заявления, содержащие в себе сведения о совершенных преступлениях (это регулируется приказом от 27.12.2007 №212). Прокурор не уполномочен рассматривать и принимать решения по вопросам о преступлениях. В этой ситуации: поступающие в органы прокуратуры сообщения о преступлениях регистрируются в книге сообщений о преступлениях, а сами сообщения передаются в уполномоченные органы по УПК РФ. Если факты о преступлениях сообщаются в ходе личного приема: наименование и адрес говорят, куда сходить + разъясняют порядок подачи заявления о преступления. Если есть необходимость принять меры по сохранению следов преступления или к-л защитить заявителя/иных граждан – прокуроров немедленно уведомляет об это заинтересованных и лиц и уполномоченные органы предварительного расследования; направляет им сообщения все. Если заявление/сообщение не содержит сведений о преступлении – действует инструкция по приказу №200. Рассмотрение жалоб в прокуратуре – БЕСПЛАТНОЕ! Обращения: индивидуальные (единолично); коллективные (граждане или обращение от организации). Гражданин может сам обратиться, или через представителя. Обратиться могут все, не только граждане (хотя инструкция говорит именно о гражданах). У заявителя – право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконными действиями или бездействием органов прокуратуры, конкретного ДЛ при рассмотрении заявления – через суд. Но! На заявителя – ответственность: если заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в результате рассмотрения заявления м.б. взысканы с заявителя – также по решению суда. 1. Обращение: общий термин для заявления, жалобы и ходатайства. 2. Заявление. Просьба о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц (например, сообщение о нарушении законов, недостатках в работе ОМСУ и т.д.). 3. Жалоба. Просьба о восстановлении или защите прав и свобод, которые он считает нарушенными. 4. Ходатайство. Просьба о признании определенного статуса определенных прав и свобод. Обращение – обязательная регистрация в течение 3 дней с момента поступления. Обязательные реквизиты для письменного обращения. Если гражданин как ФЛ: его ФИО, почтовый адрес, по которому нужно направить ответ; существо вопроса; подпись; дата. Если гражданин как ДЛ: + должность его указываем. Органы прокуратуры теперь также принимают электронные обращения – тогда еще пишем электронные адрес для ответа. Если обращение содержит недостаточно сведения для его рассмотрения и разрешения – в течение 7 дней его возвращают заявителю и предлагают восполнить недостающие данные. Если нужна дополнительная информация – разъясняют, куда за ней обратиться. Если обращения содержат нецензурные или оскорбительны выражения, угрозы – его можно оставить без ответа по существу; заявителю направляется уведомление о недопустимости злоупотребления правом на обращение. Если почерк не очень – не поддается прочтению – в течение 7 дней об этом сообщается автору. Без разрешения модно оставить обращение, которое лишено по содержанию логики, смысла; если есть решения суда о признании гражданина недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства. Во всех остальных случаях обращение недееспособных – должно быть рассмотрено обязательно. По обращению м.б. принято несколько решений: 1. О принятии обращения к рассмотрению. Если отвечает предъявленным требованиям: реквизиты; из содержания ясно, что вопрос – в компетенции прокуратуры. 2. О передаче обращения в нижестоящие органы прокуратуры. Если изначально вопрос в обращении относится к компетенции нижестоящей прокуратуры, а решение по аналогичной жалобе не рассматривалось или не разрешалось. 3. Об обращении в другие органы. Если к их компетенции относится. 4. О приобщении сообщения к ранее поступившему, если аналогичное сообщение уже рассматривается. 5. О прекращении проверки. Сроки рассмотрения сообщений – раздел 5 инструкции. По итогам разрешения обращения – решения: 1. Удовлетворено. Прокурор принял меры к восстановлению прав и свобод заявителя. 2. Отклонено. Сведения о нарушения не подтвердились, нет основания для применения мер прокурорского реагирования. 3. М.б. разъяснено о порядке защиты его прав и свобод, когда нет оснований для принятия мер прокурорского реагирования. 4. М.б. принято иное решение: без ответа; приобщено к материалам УД или другого надзорного производства; переписка м.б. прекращена (также в том случае, когда постоянно шлет повторные обращения – ничего не меняя, а по старым доводам все проверили и приняли решение; м.б. возобновлена, если отпали основания для ее прекращения). У заявителя – право ознакомиться с материалами проверки, если это не затрагивается различных тайн (частной и государственной). По ходатайству.
44!!!!Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативную деятельность, дознание и предварительное следствие (сфера уголовного судопроизводства) Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия Ст. 29 ФЗоП: - предмет надзора. Объекты ПН: органы дознания (ОВД; иные органы, уполномоченные осуществлять ОРД; ФССП; органы государственной противопожарной службы; командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; + капитаны морских и речных судов в дальнем плавании; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленные от места расположения органов дознания; главы диппредставительств и консульских учреждений РФ) и органы предварительного следствия (СК РФ; следователи ФСБ; следователи органов по контролю за оборотом наркотиков; следователи следственного департамента МВД РФ). Полномочия – УПК РФ. Ст. 37. В зависимости от содержания, полномочия можно разделить на группы. В зависимости от поднадзорных органов: 1. За органами предварительного следствия. Объем полномочий меньше. В большинстве случаев – не носят властно-распорядительный характер. При выявлении нарушений закона, допущенных следственными органами, прокурор вправе направлять требование об устранении допущенных нарушений закона (оно не обязательно для исполнения следственными органами!). В этом случае можно обратиться к вышестоящему следственному органу – через вышестоящего прокурора (субординация, все дела). 2. За деятельностью органов дознания. Прокурор по сути – руководитель предварительного расследования. Большой объем процессуальных полномочий, носящих властно-распорядительный характер по отношению к органам дознания. Например, дает согласие на возбуждение УД частного и частно-публичного характера (когда нет заявления потерпевшего или не может сам защищать свои интересы). Согласие на обращение в суд с хо-ом об избрании меры пресечения или на производство иных процессуальных действий, которые применяются только по судебному решению – осуществляет предварительную проверку законности заявленного ходатайства; нет согласия – и все. Любое постановление дознавателя м.б. отменено прокурором, если он посчитает его незаконным или необоснованным. Прокурор продляет сроки дознания и может продлять срок проверки сообщения о преступлении. Самое главное – право давать письменные указания, обязательные для дознавателя; право отменять незаконные постановления; право давать согласие. Как прокурор может выявить нарушения? При рассмотрении жалоб участников уголовного судопроизводства он может знакомиться с материалами УД, получать объяснения. Так вот и выявляет. Прокурору направляются копии принятых процессуальных решений важных (о возбуждении УД, о приостановлении или прекращении производства по делу). получает копию – обязан проверить законность решения. может для этого истребовать дело. Участвует в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств следственных органов, жалоб участников уголовного судопроизводства. Прокурор вправе отменить наиболее значимые постановления следователя: о возбуждении УД, об отказе в возбуждении УД, о приостановлении предварительного расследования, о прекращении УД или преследования. Иные постановления не может отменить. Не принимает решение о продлении сроков следствия (руководитель следственного органа делает это).
В зависимости от характера полномочий – группы полномочий: 1. По выявлению нарушений закона. · По проверке жалоб на действие/бездействия и решения органов дознания и предварительного следствия. 10-денвый срок рассмотрения жалобы. По результатам – решение в форме постановления, об удовлетворении или о отказе в удовлетворении. Полностью или частично. · Право прокурора проверять требования закона при приеме, регистрации. Полноту регистрации; сроки проверки сообщений о преступлении; законность принятого решения – проверяет. 2. По предотвращению нарушений закона. Только по отношению к дознавателю. · Право давать согласие дознавателю на обращение в суд с хо-ом об избрании меры пресечения · Право продлять сроки дознания · Право продлять сроки проверки сообщений о преступлении, если проверки проводится дознанием · Утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по делу (например, в связи с примирением сторон) 3. По устранению выявленных нарушений. · По отмене незаконных и необоснованных постановлений дознавателя и следователя · По возвращению УД для производства дополнительного расследования или для пересоставления обвинительного заключения или акта. Это решение м.б. обжаловано следователем вышестоящему прокурору. 4. По защите прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Все деятельность так или иначе направлена на это. В отличие от стороны защиты, прокурор обязан защищать интересы и стороны защиты, и стороны обвинения, а также иных участников уголовного судопроизводства. Пример полномочий: · Право по предъявлению гражданского иска, когда этого требует охрана прав граждан, общества, публичных интересов · Давать согласие дознавателю на возбуждение дел частного и частно-публичного обвинения – когда потерпевший сам не может себя защитить. Есть много приказ Генпрокурора по этой теме: 1. От 5.09.2011 №277. Исполнение законов при приеме, регистрации… преступлений. Сроки, в течение которых должны проводиться проверки, и порядок реализации этого полномочия. Должны проводиться систематически, не менее чем 1 раз в месяц. Что нужно проверять: законность решений + соблюдение сроков проверки сообщений о преступлении, обоснованность решений о продлении этих сроков. При осуществлении проверки проводятся сверки информации. Проверяется порядок регистрации, ее полнота и законность принятого решения. 2. От 6.09.2007 №137 – об организации ПН за процессуальной деятельностью органов дознания. Устанавливает срок и порядок реализации ПН. Сроки: систематически, не реже 1 раза месяц. В месячный срок с момента вынесения постановления о прекращении производства – проверяем законность/обоснованность. То же самое – решения о прекращении уголовного дела/преследования. Не реже 1 раза в квартал – изучать практику применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Если есть инфа о поступлении в суд жалобы на действия дознавателя, надо незамедлительно истребовать материала дела, проверить; если выявили нарушения – незамедлительно применять меры по их устранению. УПК: право и обязанность прокурора освобождать лицо, если незаконно содержится под стражей или в медицинском стационаре, или содержится там дольше срока. 3. От 02.07.2011 №162. Об организации ПН за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. Про прием – все то же самое. Предписывает обеспечить участие прокуроров в судебном заседании, на которых решается вопрос о применении меры пресечения. Его извещают о ход-ве; может ознакомиться с материалами. Следователь и прокурор не связаны позициями друг друга. Участвующий в судебном заседании прокурор составляет письменное заключение; согласовывает его с руководителем прокуратуры. Прокурор может изучать УД, поступившее с обвинительным заключением, до 30 суток (если вышестоящий прокурор продлил 10-дневный срок). 4. От 27.11.2007 №189. Об организации ПН за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве. О свободе и личной неприкосновенности. Прокуроры проверяют законность и обоснованность задержания граждан по подозрению в преступлении. Должны проверять камеры задержанных: когда подозреваемых, когда нет весомых улик, задерживают в административном порядке; их держат в камерах, фактически ведя в отношении них розыскные мероприятия. Предписывается в связи с освобождением из-под стражи проверять материалы УД на предмет законности привлечения лица к ответственности и ограничении его свободы в ходе предварительного расследования. В 10 дней составляется мотивированное заключение с указанием на выявленные нарушения; принимаются меры по их устранению и недопущению впредь. Не реже раз в полугодие анализируют состояние ПН за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве. Меры прокурорского реагирования в стадии досудебного производства: · Требование об устранении допущенных нарушений закона в ходе дознания или пред следствия (для них – не обязательное). · Постановления прокурора: об отмене того или иного процессуального решения; о признании полученных доказательств недопустимыми; об удовлетворении или частичном удовлетворении жалобы участника уголовного судопроизводстве; об освобождении лица из-под стражи; если выявил признаки преступления в действиях ДЛ органов дознания или пред следствия – мотивированное постановление, направляемое в следственные органы для решения вопроса о возбуждении УД; об отстранении дознавателя от проведения расследования. · Письменное указание дознавателю или органу дознания о производстве следственных или иных процессуальных действий. Обязательно для исполнения. · На практике: направляют представления, если выявляют неоднократные, системные нарушения закона, допускаемые органами дознания или пред следствия. Представление – системный характер.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.13 (0.011 с.) |