Надзор за исполнением закона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надзор за исполнением закона



ФЗ о прокуратуре. Приказы генпрокурора РФ (устанавливают порядок реализации полномочий из ФЗ).

Задачи. Специальные

1) обеспечение точного и единообразного исполнения законов органами ГВ, ОМСУ, иными органами/учреждениями и организациями и их ДЛ.

2) Обеспечение соответствия НПА, которые издаются ОНВ, ОМСУ, иными органами, учреждениями и организациями и их ДЛ, конституции и законам, действующих в РФ.

Ст. 21 ФЗ о прокуратуре – предмет ПН. Соблюдение конституции и исполнение законов; соответствие закону подзаконных актов.

Вопрос о пределах ПН. Границы, в рамках которых прокурор осуществляет надзорную деятельность. По критериям:

1) Характер НПА, надзор за исполнением которых возложен на прокурора.

2) Объекты ПН. Т.е. круг органов и ДЛ, за деятельностью которых осуществляется надзор.

3) Объем полномочий прокурора, который прокурор использует для нарушения нарушений, их причин и условий, и которые направлены на устранение нарушений закона и привлечение к ответственности виновных лиц.

ФЗоП содержит такой ограничитель, как недопустимость подмены прокурором деятельности других государственных органов. прокурор может проводить проверки только тогда, когда в прокуратуру поступило сообщение о нарушении закона, и характер нарушения такой, что только прокурор может вмешаться, а никакие другие органы.

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением конституции; исполнением ФЗ и ФКЗ; двусторонних и много сторонних международных договоров, подписанных и ратифицированных РФ. Кроме того, прокурор осуществляет надзор за соблюдением конституций, уставов и законов субъектов РФ, если они изданы в пределах компетенции и не противоречат федеральному законодательству.

Соблюдение иных правовых актов, нежели ФЗ: постановления палат парламента; акты правительства и президента; исполнение решений высших судов – в ФЗоП прямо не сказано. Практика единодушно – исполнение решений КС РФ и постановления палат ФС входят в предмет ПН, т.к. имеют силу закона. А вот подзаконные НПА президента и правительства – нет единой позиции. 2 т.з.:

1) Исполнение подзаконных НПА должно контролироваться иными гос. органами, но не прокуратурой. Исключения могут составлять только указы президента, которые часто восполняют пробелы правового регулирования и, по сути, исполняют роль закона. В науке – «квазизакон»: подзаконный НПА, который осуществляет правовое регулирование общественных отношений, заменяя собой ФЗ.

2) Осуществление ПН правомерно за исполнением любых подзаконных НПА, но только если там закреплен механизм реализации закона (т.е. в законе есть отсылка к подзаконному НПА).

Практика ПН идет по второму пути.

Объект ПН: те, за кем надзорят. Перечень объектов – в ФЗоП, не подлежит расширительному толкованию. Поэтому возникают спорные, конфликтные ситуации с СК РФ. ФЗоП не указывает СК в числе объектов, поэтому прокуратура не вправе осуществлять соответствующий надзор.

Проверки исполнения законов проводятся при наличии 2 условий:

1) Поступившей информации о фактах нарушения закона.

2) Содержание информации свидетельствует о том, что данный вопрос не входит в компетенцию других ОГВ.

ФЗоП не устанавливает источник получения информации. Поэтому – любая информация из любого источника. Подробный характер также не устанавливается.

Полномочия прокурора по осуществлению проверок. Ст. 22 ФЗоП. 3 группы:

1) Полномочия по выявлению нарушений закона, причин этих нарушений и условий, им способствующих, установление лиц, виновных в нарушении.

1. По предъявлении служебного заведения беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов, зак исполнение законов которыми он осуществляет надзор.

*если объект относится к категории особорежимных, прокурор должен иметь соответствующий допуск к документам и материалам, составляющим ГТ, в соответствии с законом о ГТ. В служебном удостоверении делается соответствующая отметка о наличии допуска. Есть 3 формы допуска: третья (служебные документы), вторая, первая (совершенно секретно) – от уровня секретности.

2. Право на получение документов и материалов поднадзорных органов.

Если для информации предусмотрен особый режим охраны (тайна банковская и т.д.), должен соблюдаться особый порядок также. Сведения, которые по закону не подлежат охране – обязательно предоставляются прокурору при проведении проверки.

3. Требовать предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, которые прокурору должны предоставляться бесплатно.

4. Привлечение специалистов для разъяснения вопросов, возникающих в ходе проверки. При этом форма участия специалиста может быть различной. Например: консультации. Специалист – из того органа, который проверяют. Специалист может участвовать при получении прокурором объяснений лиц; при проверке документов и материалов.

5. Может требовать от руководителей поднадзорных органов проведения проверок по поступившим материалам о нарушении закона, а также проведения ревизий деятельности подконтрольных органов. Причем прокурор может требовать это у вышестоящих органов.

Ревизия: специфическая форма проверки. Это проверка только финансово-хозяйственной деятельности за определенный период.

Проверка может охватывать более широкий круг вопросов.

6. Право вызывать ДЛ и граждан для получения объяснений по поводу нарушений закона. Может быть как устная, так и письменная форма. Форма получения объяснения в законе четко не установлена. При этом вызов и опрос лица м.б. осуществлен в прокуратуре или по месту проведения конкретной проверки. Неисполнение законных требований прокурора – административная ответственность (штраф, ст. 17.7 КоАП).

Основания проведения прокурорских проверок. План работы на текущий год – на каждое полугодие. В план закладывается проведение плановых проверок. Поступившая информация о нарушении – на ее основании вносятся изменения в план проверок. В любом случае, основание для проведения проверки – сведения о нарушениях.

2) Полномочия по устранению выявленных нарушений закона, устранение причин и условий, способствовавших их наступлению, привлечение лиц к ответственности.

1. Прокурор вправе опротестовывать противоречащие закону правовые акты.

2. Прокурор вправе обращаться в суд ОБ или в арбитражный с требованием о признании правовых актов противоречащими ФЗ и в силу этого недействующими.

3. Вносить представления об устранении нарушений закона.

4. Вправе возбуждать производство об административном правонарушении и проводить соответствующее расследования по возбужденному производству.

5. При выявлении признаков преступления в ходе проверки вправе выносить мотивированное постановление о направлении материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

6. Вправе обращаться в интересах гос. органов, ОМСУ, ЮЛ (в долей государства в УК), а также отдельных граждан с исковыми заявлениями в суды ОЮ и арбитражные суды.

3) Полномочия по предупреждению нарушений закона.

1. Право выносить предостережение о недопустимости нарушения закона.

39.!!ПН за исполнение законов судебными приставами

Ст. 1 ФЗоП – отдельная отрасль ПН. В целом можно отнести к общему надзоры; но отрасль выделили, чтобы подчеркнуть ее значение (ввиду сложной ситуации с судебными приставами).

Особенности:

Основание для проведения проверки: поступившие в прокуратуру сведения о допущенных нарушениях закона. Законность издаваемых судебными приставами актов проверяется независимо от сведения о допущенных нарушениях закона по собственной инициативе.

Судебные приставы вправе применять спецсредства, физическую силу и оружие при исполнении обязанностей. Если это привело к причинению смерти или ранению, в течение 24 часов о данном обстоятельстве д.б. сообщено прокурору. Поступление такого сообщения – безусловное основание для проведения проверки законности и обоснованности применения судебным приставом силы, оружия, спецсредств.

Полномочия прокурора при проверке:

1. Вправе проводить проверки в структурных подразделениях ССП. Знакомиться с материалами в производстве, с НПА, регламентирующими деятельность приставов. Прокурор может поручить проведения проверки вышестоящими службами судебных приставов.

2. Вправе рассматривать жалобы на действия/бездействия приставов. Вправе при этом вызывать лицо, получать от него объяснения по существу поступившей жалобы.

3. Вправе истребовать для изучения исполнительное производство. Можно ознакомиться на месте или истребовать в прокуратуру. Если оно не закончено – он знакомится с ним на месте.

Меры прокурорского реагирования:

1. Представления – об устранении выявленных нарушениях закона. В нем же ставить вопрос о привлечении ДЛ к дисциплинарной ответственности.

2. Не вправе отменять постановления судебных приставов. В случае выявления незаконных постановлений – приносит протесты вышестоящим ДЛ, которые вправе отменить соответствующее постановление.

Может возбуждать дела об административном правонарушении. Направлять материалы в следственный орган для решения вопроса о возбуждении УД.

 

24!!.Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Ст. 27 ФЗоП – полномочия.

Вправе обращать в прокуратуру с заявлениями, жалобами в случае нарушения их прав и свобод человека и гражданина. Прокурор разъясняет обратившимся лицам порядок защиты их прав, в т.ч. возможность судебной защиты.

Использует полномочия по соблюдению законности. Т.е. все, включая акты прокурорского реагирования.

Приказ от 7.12.2007 №195.

Приказ генпрокурора от 17.12.2007 №200 «о введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ».

Жалобы, поступающие в прокуратуру, могут быть совершенно разными. Инструкция не распространяется на заявления, содержащие в себе сведения о совершенных преступлениях (это регулируется приказом от 27.12.2007 №212). Прокурор не уполномочен рассматривать и принимать решения по вопросам о преступлениях. В этой ситуации: поступающие в органы прокуратуры сообщения о преступлениях регистрируются в книге сообщений о преступлениях, а сами сообщения передаются в уполномоченные органы по УПК РФ. Если факты о преступлениях сообщаются в ходе личного приема: наименование и адрес говорят, куда сходить + разъясняют порядок подачи заявления о преступления. Если есть необходимость принять меры по сохранению следов преступления или к-л защитить заявителя/иных граждан – прокуроров немедленно уведомляет об это заинтересованных и лиц и уполномоченные органы предварительного расследования; направляет им сообщения все.

Если заявление/сообщение не содержит сведений о преступлении – действует инструкция по приказу №200. Рассмотрение жалоб в прокуратуре – БЕСПЛАТНОЕ! Обращения: индивидуальные (единолично); коллективные (граждане или обращение от организации). Гражданин может сам обратиться, или через представителя. Обратиться могут все, не только граждане (хотя инструкция говорит именно о гражданах).

У заявителя – право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконными действиями или бездействием органов прокуратуры, конкретного ДЛ при рассмотрении заявления – через суд. Но! На заявителя – ответственность: если заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в результате рассмотрения заявления м.б. взысканы с заявителя – также по решению суда.

1. Обращение: общий термин для заявления, жалобы и ходатайства.

2. Заявление. Просьба о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц (например, сообщение о нарушении законов, недостатках в работе ОМСУ и т.д.).

3. Жалоба. Просьба о восстановлении или защите прав и свобод, которые он считает нарушенными.

4. Ходатайство. Просьба о признании определенного статуса определенных прав и свобод.

Обращение – обязательная регистрация в течение 3 дней с момента поступления. Обязательные реквизиты для письменного обращения. Если гражданин как ФЛ: его ФИО, почтовый адрес, по которому нужно направить ответ; существо вопроса; подпись; дата. Если гражданин как ДЛ: + должность его указываем. Органы прокуратуры теперь также принимают электронные обращения – тогда еще пишем электронные адрес для ответа.

Если обращение содержит недостаточно сведения для его рассмотрения и разрешения – в течение 7 дней его возвращают заявителю и предлагают восполнить недостающие данные. Если нужна дополнительная информация – разъясняют, куда за ней обратиться.

Если обращения содержат нецензурные или оскорбительны выражения, угрозы – его можно оставить без ответа по существу; заявителю направляется уведомление о недопустимости злоупотребления правом на обращение. Если почерк не очень – не поддается прочтению – в течение 7 дней об этом сообщается автору.

Без разрешения модно оставить обращение, которое лишено по содержанию логики, смысла; если есть решения суда о признании гражданина недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства. Во всех остальных случаях обращение недееспособных – должно быть рассмотрено обязательно.

По обращению м.б. принято несколько решений:

1. О принятии обращения к рассмотрению. Если отвечает предъявленным требованиям: реквизиты; из содержания ясно, что вопрос – в компетенции прокуратуры.

2. О передаче обращения в нижестоящие органы прокуратуры. Если изначально вопрос в обращении относится к компетенции нижестоящей прокуратуры, а решение по аналогичной жалобе не рассматривалось или не разрешалось.

3. Об обращении в другие органы. Если к их компетенции относится.

4. О приобщении сообщения к ранее поступившему, если аналогичное сообщение уже рассматривается.

5. О прекращении проверки.

Сроки рассмотрения сообщений – раздел 5 инструкции.

По итогам разрешения обращения – решения:

1. Удовлетворено. Прокурор принял меры к восстановлению прав и свобод заявителя.

2. Отклонено. Сведения о нарушения не подтвердились, нет основания для применения мер прокурорского реагирования.

3. М.б. разъяснено о порядке защиты его прав и свобод, когда нет оснований для принятия мер прокурорского реагирования.

4. М.б. принято иное решение: без ответа; приобщено к материалам УД или другого надзорного производства; переписка м.б. прекращена (также в том случае, когда постоянно шлет повторные обращения – ничего не меняя, а по старым доводам все проверили и приняли решение; м.б. возобновлена, если отпали основания для ее прекращения).

У заявителя – право ознакомиться с материалами проверки, если это не затрагивается различных тайн (частной и государственной). По ходатайству.

 

44!!!!Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативную деятельность, дознание и предварительное следствие (сфера уголовного судопроизводства)

Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Ст. 29 ФЗоП: - предмет надзора.

Объекты ПН: органы дознания (ОВД; иные органы, уполномоченные осуществлять ОРД; ФССП; органы государственной противопожарной службы; командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; + капитаны морских и речных судов в дальнем плавании; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленные от места расположения органов дознания; главы диппредставительств и консульских учреждений РФ) и органы предварительного следствия (СК РФ; следователи ФСБ; следователи органов по контролю за оборотом наркотиков; следователи следственного департамента МВД РФ).

Полномочия – УПК РФ. Ст. 37. В зависимости от содержания, полномочия можно разделить на группы.

В зависимости от поднадзорных органов:

1. За органами предварительного следствия. Объем полномочий меньше. В большинстве случаев – не носят властно-распорядительный характер. При выявлении нарушений закона, допущенных следственными органами, прокурор вправе направлять требование об устранении допущенных нарушений закона (оно не обязательно для исполнения следственными органами!). В этом случае можно обратиться к вышестоящему следственному органу – через вышестоящего прокурора (субординация, все дела).

2. За деятельностью органов дознания. Прокурор по сути – руководитель предварительного расследования. Большой объем процессуальных полномочий, носящих властно-распорядительный характер по отношению к органам дознания. Например, дает согласие на возбуждение УД частного и частно-публичного характера (когда нет заявления потерпевшего или не может сам защищать свои интересы). Согласие на обращение в суд с хо-ом об избрании меры пресечения или на производство иных процессуальных действий, которые применяются только по судебному решению – осуществляет предварительную проверку законности заявленного ходатайства; нет согласия – и все. Любое постановление дознавателя м.б. отменено прокурором, если он посчитает его незаконным или необоснованным. Прокурор продляет сроки дознания и может продлять срок проверки сообщения о преступлении. Самое главное – право давать письменные указания, обязательные для дознавателя; право отменять незаконные постановления; право давать согласие.

Как прокурор может выявить нарушения? При рассмотрении жалоб участников уголовного судопроизводства он может знакомиться с материалами УД, получать объяснения. Так вот и выявляет.

Прокурору направляются копии принятых процессуальных решений важных (о возбуждении УД, о приостановлении или прекращении производства по делу). получает копию – обязан проверить законность решения. может для этого истребовать дело.

Участвует в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств следственных органов, жалоб участников уголовного судопроизводства.

Прокурор вправе отменить наиболее значимые постановления следователя: о возбуждении УД, об отказе в возбуждении УД, о приостановлении предварительного расследования, о прекращении УД или преследования. Иные постановления не может отменить.

Не принимает решение о продлении сроков следствия (руководитель следственного органа делает это).

 

В зависимости от характера полномочий – группы полномочий:

1. По выявлению нарушений закона.

· По проверке жалоб на действие/бездействия и решения органов дознания и предварительного следствия. 10-денвый срок рассмотрения жалобы. По результатам – решение в форме постановления, об удовлетворении или о отказе в удовлетворении. Полностью или частично.

· Право прокурора проверять требования закона при приеме, регистрации. Полноту регистрации; сроки проверки сообщений о преступлении; законность принятого решения – проверяет.

2. По предотвращению нарушений закона. Только по отношению к дознавателю.

· Право давать согласие дознавателю на обращение в суд с хо-ом об избрании меры пресечения

· Право продлять сроки дознания

· Право продлять сроки проверки сообщений о преступлении, если проверки проводится дознанием

· Утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по делу (например, в связи с примирением сторон)

3. По устранению выявленных нарушений.

· По отмене незаконных и необоснованных постановлений дознавателя и следователя

· По возвращению УД для производства дополнительного расследования или для пересоставления обвинительного заключения или акта. Это решение м.б. обжаловано следователем вышестоящему прокурору.

4. По защите прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Все деятельность так или иначе направлена на это. В отличие от стороны защиты, прокурор обязан защищать интересы и стороны защиты, и стороны обвинения, а также иных участников уголовного судопроизводства. Пример полномочий:

· Право по предъявлению гражданского иска, когда этого требует охрана прав граждан, общества, публичных интересов

· Давать согласие дознавателю на возбуждение дел частного и частно-публичного обвинения – когда потерпевший сам не может себя защитить.

Есть много приказ Генпрокурора по этой теме:

1. От 5.09.2011 №277. Исполнение законов при приеме, регистрации… преступлений. Сроки, в течение которых должны проводиться проверки, и порядок реализации этого полномочия. Должны проводиться систематически, не менее чем 1 раз в месяц. Что нужно проверять: законность решений + соблюдение сроков проверки сообщений о преступлении, обоснованность решений о продлении этих сроков. При осуществлении проверки проводятся сверки информации. Проверяется порядок регистрации, ее полнота и законность принятого решения.

2. От 6.09.2007 №137 – об организации ПН за процессуальной деятельностью органов дознания. Устанавливает срок и порядок реализации ПН. Сроки: систематически, не реже 1 раза месяц. В месячный срок с момента вынесения постановления о прекращении производства – проверяем законность/обоснованность. То же самое – решения о прекращении уголовного дела/преследования. Не реже 1 раза в квартал – изучать практику применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Если есть инфа о поступлении в суд жалобы на действия дознавателя, надо незамедлительно истребовать материала дела, проверить; если выявили нарушения – незамедлительно применять меры по их устранению.

УПК: право и обязанность прокурора освобождать лицо, если незаконно содержится под стражей или в медицинском стационаре, или содержится там дольше срока.

3. От 02.07.2011 №162. Об организации ПН за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.

Про прием – все то же самое.

Предписывает обеспечить участие прокуроров в судебном заседании, на которых решается вопрос о применении меры пресечения. Его извещают о ход-ве; может ознакомиться с материалами. Следователь и прокурор не связаны позициями друг друга. Участвующий в судебном заседании прокурор составляет письменное заключение; согласовывает его с руководителем прокуратуры.

Прокурор может изучать УД, поступившее с обвинительным заключением, до 30 суток (если вышестоящий прокурор продлил 10-дневный срок).

4. От 27.11.2007 №189. Об организации ПН за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве. О свободе и личной неприкосновенности. Прокуроры проверяют законность и обоснованность задержания граждан по подозрению в преступлении. Должны проверять камеры задержанных: когда подозреваемых, когда нет весомых улик, задерживают в административном порядке; их держат в камерах, фактически ведя в отношении них розыскные мероприятия.

Предписывается в связи с освобождением из-под стражи проверять материалы УД на предмет законности привлечения лица к ответственности и ограничении его свободы в ходе предварительного расследования. В 10 дней составляется мотивированное заключение с указанием на выявленные нарушения; принимаются меры по их устранению и недопущению впредь.

Не реже раз в полугодие анализируют состояние ПН за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве.

Меры прокурорского реагирования в стадии досудебного производства:

· Требование об устранении допущенных нарушений закона в ходе дознания или пред следствия (для них – не обязательное).

· Постановления прокурора: об отмене того или иного процессуального решения; о признании полученных доказательств недопустимыми; об удовлетворении или частичном удовлетворении жалобы участника уголовного судопроизводстве; об освобождении лица из-под стражи; если выявил признаки преступления в действиях ДЛ органов дознания или пред следствия – мотивированное постановление, направляемое в следственные органы для решения вопроса о возбуждении УД; об отстранении дознавателя от проведения расследования.

· Письменное указание дознавателю или органу дознания о производстве следственных или иных процессуальных действий. Обязательно для исполнения.

· На практике: направляют представления, если выявляют неоднократные, системные нарушения закона, допускаемые органами дознания или пред следствия. Представление – системный характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.049 с.)