Недопустимость вмешательства в осущ. Прок.надзора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Недопустимость вмешательства в осущ. Прок.надзора.



· Ст. 5. Недопустимость вмешательства в деятельность. Воздействие о к-л форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование осуществлению к-л деятельности влечет ответственность. Запрет без разрешения прокурора разглашать материалы проверок до их завершения.

Положение о том, что прокурор не обязан давать к-л объяснений, был признан не соответствующим конституции в той части, в которой он приводит к отказу органов прокуратуры в предоставлении гражданину материалов, затрагивающих его права и свободы. Но в то же время она сама по себе не противоречит конституции, т.к. обеспечивает независимость прокуратуры. И теперь по ходатайству гражданина ему могут быть предоставлены материалы проверок, непосредственно затрагивающих его права и интересы. ПКС РФ от 12.02.2000 №3-П.

Принцип законности

Принцип законности. С ним связан принцип целесообразности, когда законодатель дает свободу для принятия решений.

Применительно к ПН действует только принцип законности; они должны в своей деятельности руководствоваться только законодательством.

Ведомственные НПА прокуратуры должны основываться на нормах закона, соответствовать его духу и букве

 

Принцип гласности

6) Принцип гласности. Органы прокуратуры действую гласно в той мере, в какой это не противоречит закону (по тайнам). Информируют ОГВ о состоянии законности и правопорядка на территории + о результатах своей деятельности.

Есть специальные структурные подразделения по связи с общественностью.

Ежегодно генпрокурор представляет доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ, а также о проделанной работе по их укреплению.

Академия прокуратуры РФ – готовит доклад ежегодно.

Генпрокуратура – учредитель ряда периодических изданий: журнал законность; журнал прокурор; вестник академии генпрокуратуры; сборник следственная практика (академия генпрокуратуры). У генпрокуратуры есть собственный сайт.

Прокуратуры субъектов – тоже, как правило, издают информационные бюллетени + есть сайты.

Принцип независимости прокурорского надзора

7) Принцип независимости. Осуществляют полномочия независимо от ОГВ федерации и субъектов, ОМСУ, учреждений, организаций независимо от их ведомственной принадлежности. Прокурор независим, при выполнении полномочий должен основываться только на законе.

Гарантии независимости прокуроров:

· Ст. 5. Недопустимость вмешательства в деятельность. Воздействие о к-л форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование осуществлению к-л деятельности влечет ответственность. Запрет без разрешения прокурора разглашать материалы проверок до их завершения.

Положение о том, что прокурор не обязан давать к-л объяснений, был признан не соответствующим конституции в той части, в которой он приводит к отказу органов прокуратуры в предоставлении гражданину материалов, затрагивающих его права и свободы. Но в то же время она сама по себе не противоречит конституции, т.к. обеспечивает независимость прокуратуры. И теперь по ходатайству гражданина ему могут быть предоставлены материалы проверок, непосредственно затрагивающих его права и интересы. ПКС РФ от 12.02.2000 №3-П.

· Уголовная ответственность за вмешательство в любой форме в деятельность прокурора. Ст. 294 ч. 2, 3 УК РФ.

· Административная ответственность за невыполнение законных требований прокурора. Ст. 17.7 КоАП РФ.

· Есть уголовная ответственность за посягательство на жизнь прокурора, за угрозы или насильственные действия в отношении прокурора, а равно его родственников. Ст. 295, 296 УК РФ.

· Особый порядок возбуждения УД и осуществления уголовного преследования в отношении прокурора. Ст. 448 УПК РФ.

· Есть специальные меры по защите прокурора. Принят ФЗ о государственной защите судей, ДЛ правоохранительных и контролирующих органов. Можно принимать меры по защите ДЛ при наличии данных, свидетельствующих о реальной угрозе безопасности этих лиц. Это: личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача оружия и специальных средств защиты, временное помещение в безопасное место, перевод на другую работу, переселение на другое место жительства. Применение этих мер в отношении прокурорских работников – на ОВД. Повод для принятия мер: заявление прокурорского работника; обращение руководителя вышестоящего прокурора с обращением о необходимости принятия мер безопасности; получение органом ВД сведений о наличии угрозы безопасности в ходе ОРД.

· Прокуроры обеспечиваются достойным их должностному положению специальным и материальным обеспечением: денежное содержание, медицинское и лекарственное обеспечение, оплата проезда и т.д.

· Политическая независимость прокуроров. Есть запрет быть членом общественных объединений, преследующих политические цели, политических партий; нельзя их создавать. Нельзя быть членом выборных органов ОМСУ. Есть запрет совмещать работу с иной деятельностью, как с возмездной, так и безвозмездной, кроме преподавательской, научной и творческой (не должна финансироваться исключительно иностранцами). Не могут быть в органах управления попечительских советов и т.д.

Принцип единства и централизации

8) Принцип централизации. Все прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам, а все – генеральному прокурору, возглавляющему систему органов прокуратуры генпрокурор уполномочен назначать на должность прокуроров (руководителей) городов и районов, и прокуроров (независимо от их уровня) специализированных прокуратур (у них 2-х звенная система; на уровне района/города; на уровне субъекта федерации).

Для прокуроров субъектов федерации – специальный порядок. Они назначаются генпрокурором по согласованию с ОГВ субъекта РФ. Причем порядок согласования устанавливается субъектом РФ.

Независимо от порядка назначения на должность генпрокурор уполномочен отстранять прокуроров без ч-л согласия.

Вышестоящие прокуроры осуществляют руководство и контроль за работой подчиненных им прокуроров. И несут ответственность персональную за правильную организацию работы и результаты этой работы.

Вышестоящий может поручить нижестоящему прокурору свои обязанности, и может наоборот, принять на себя его обязанности. За исключением тех полномочий, которые возложены на прокурора соответствующего уровня федеральным законом (например, право продления срока дознания до 12 мес. – на прокуроре субъекта федерации; это полномочие нельзя делегировать). Но, например, прокурор субъекта может поручить прокурору города/района проверить ОГВ субъекта.

Вышестоящий прокурором вправе принимать решения, обязательные для нижестоящих + отменять принятые решения нижестоящими прокурорами и прекращать к-л деятельность. Приказы, указания и распоряжения генпрокурора – обязательны для исполнения всеми прокурорскими работниками.

9) Принцип единства. Все прокуротуры на территории РФ (территориальные и специализированные) представляют единую систему; не допускает создание иных органов прокуратуры, не входящих в эту систему. Каждый действует от имени единой прокуратуры РФ.

Деятельность всех прокуроров – на основе общего законодательства; у каждого – единые полномочия в пределах компетенции.

Единоличное разрешение прокурором всех вопросов, связанных с осуществлением прокурорского надзора. Т.е. акты прокурорского реагирования вправе приносить прокурор (руководитель прокуратуры) или его заместитель. Иные прокуроры (в широком смысле) не наделены таким правом.

Акты прокурорского реагирования

Это закрепленный в специальном документе решение прокурора, посредством которого он реагирует на нарушение.

5 штук.

Протест.

Сущность: прокурор в этом акте указывает, в чем заключается нарушение закона, и требует у соответствующего органа, издавшего акт, отменить его или привести в соответствие с законом.

Полномочие по внесению протеста – руководители: прокурор и го заместитель. Иные работники прокурату вправе готовить проекты соответствующих протестов, и докладывать о необходимости внесения протеста.

Непосредственное осуществление надзора – работники прокуратуры, как правило; они проводят проверки, готовят проекта актов прокурорского реагирования; докладывают о результатах проверок; об актах реагирования, которые, по их мнению, нужно использовать. Окончательное решение – прокурор или его зам.

Протест – или в орган, вынесший акт, или вышестоящий орган, который может отменить или изменить этот акт. Решение принимает сам прокурор по соображениям целесообразности.

Протес – м.б. даже в устной форме.

Если в письменной форме – реквизиты обязательные:

· Кому протест приносится

· Наименование опротестуемого правового акта с указанием, кто, когда его принял

· Содержание акта

· Правовое обоснование незаконности с конкретным указанием норм конституции/ФЗ

· Предложение об устранении допущенных нарушений закона

· Может содержать требование о привлечении виновного ДЛ к ответственности (дисциплинарной)

· Необходимость известить прокурора о результатах выполнения протеста

· Сведения о том, кто протес вынес

· Дата протеста

Его рассматривают в течение 10 суток со дня его вынесения. Если опротестован акт законодательного органа – на ближайшем его заседании; дату сообщают прокурору, который вправе участвовать в заседании, изложить свою позицию. При исключительных обстоятельствах – прокурор вправе указать более короткий срок рассмотрения протеста.

Принесение протеста не приостанавливает действие акта. Вынесение протеста влечет только обязанность его рассмотрения. По результатам:

1) Решение об удовлетворении протеста (полностью или частично)

2) Решение об отклонении протеста.

В любом случае, есть обязанность известить прокурора о результатах рассмотрения протеста.

Если отклонен, прокурор:

1) Обратиться к вышестоящему органу, который вправе отменить/изменить акт. Можно сделать только через вышестоящего прокурора. Прокурор готовит проект обращения вышестоящего прокурора, прилагает документы и обращается к вышестоящему прокурору.

2) Обратиться в суд для признания акта не соответствующим К и ФЗ.

Заявление об оспаривании НПА, которые затрагивают права граждан в ПД – в арбитражный суд.

П КС РФ от 11.04.2000 №6-П. П КС РФ от 18.07.2003 №13-П. Норма, допускающая обращение прокурора в суд ОЮ о признании положений уставов и конституций субъектов противоречащими ФЗ – НЕЗАКОННА! Генпрокурор может обращаться в КС РФ с запросом.

С требованием о проверке иных актов субъекта – в суд ЮО.

01.12.2012

Представление

Приносится на выявленные нарушения закона. В нем указываются на то, какие нарушения допущены; если выявлены причины и условия нарушений – и они тоже.

Вносится в письменной форме, подписывается прокурором или заместителем прокурора (т.е. руководители прокуратуры).

Обязательные реквизиты: место и время составления; кому адресовано; суть выявленных нарушений с указанием конкретной нормы закона; если выявлено – виновные ДЛ; требования принять меры по устранению нарушений закона и привлечения к ответственности виновного. Если представление вносится в орган – требование о дисциплинарной ответственности ДЛ.

Есть обязанность государственных органов и ДЛ рассмотреть представление прокурора. Безотлагательно. В месячный срок нужно прокурору направить ответ, какие меры приняты по представлению прокурора; к какой ответственности и какие ДЛ привлечены.

Если представление внесли в коллегиальный орган – рассматривается на первом заседании. Прокурора извещают о времени и месте рассмотрения. Они вправе присутствовать, излагать свою позицию по внесенному представлению. Но все равно нужен письменный ответ прокурору о результатах рассмотрения протеста.

Ст. 25 ФЗоП – постановление прокурора.

Можно вынести мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Прокурор также может проводить проверки по возбужденному административному делу.

Также – постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании. Это постановление – повод для возбуждения УД; подлежит регистрации; в обязательном порядке – проверка + процессуальное решение: о возбуждении УД или об отказе в возбуждении УД.

Постановление об освобождении из-под стражи лица, незаконно подвергнутому административному задержанию, на основании решений внесудебных органов. 3 часа по общему правилу; если содержится под стражей дольше – прокурор обязан освободить.

Прокурор уполномочен освободить лицо из-под стражи, если лицо содержится под стражей свыше решения суда. Для административного ареста – 15 суток.

Право выносить постановление – право руководителей прокуратуры: прокурор + его заместитель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.025 с.)