Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.



Полномочия прокурора носят властно-распорядительный (императивный) характер.
Анализ правовых актов позволяет выделить следующие полномочия прокурора по данному виду надзора:

• проводить проверки исполнения законов органами, осуществляющими ОРД, на основании информации о неисполнении органами, осуществляющими ОРД, требований закона либо на основании жалоб граждан, а также в плановом порядке с учетом состояния законности в этой сфере деятельности;

• знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях ОРМ (право требовать представления оперативно-служебных документов, включающих в себя дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационной документации и ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок проведения ОРМ);• требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД, если они допустили нарушение закона;• давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам комплекса ОРМ либо требовать их прекращения;

• отказывать в даче согласия на возбуждение уголовного дела, вынесенного в соответствии с п. 3 ст. 140 УПК на основании оперативно-розыскных материалов;

• направлять в суд жалобы, проверка которых относится исключительно к компетенции судей;

• опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих ОРД;

• вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;

• при обнаружении признаков преступления прокурор проводит проверку по правилам, определенным ст. 144 УПК, и решает вопрос о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников оперативных подразделений;

• по требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих ОРД, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную
документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ.

При проведении проверок прокуроры знакомятся с материалами секретного делопроизводства. При крайней необходимости прокурору можно снимать с них копии и делать выписки. В случае неосторожного обращения и утечки секретной информации проводится служебное расследование.

Отказ в предоставлении документов рассматривается как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. В данном случае при наличии оснований прокурор принимает меры по привлечению виновных должностных лиц к ответственности.

В ходе осуществления надзора прокуроры требуют предоставления подлинных оперативно-служебных документов. Однако руководитель оперативно-розыскного органа вправе не представлять прокурору оперативно-служебные документы, относящиеся к той части деятельности, которая не входит в предмет прокурорского надзора.

Одним из полномочий является также указание прокурора о проведении ОРМ (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК), которые являются обязательными для органов дознания и даются в письменной форме. Обжалование полученных указаний не приостанавливает их исполнение.

49.Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

 

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, закреплены в Законе о прокуратуре и в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 37, 144, 146, 148 УПК и др.), которое регламентирует их деятельность.
Полномочия прокурора в сфере уголовного судопроизводства носят властно-распорядительный характер:

• проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

• возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

• участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;

• давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

• давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или измене нии меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

• разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

• отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований закона при производстве предварительного расследования;

• изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

• передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;

• отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя;

• поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

• продлевать срок предварительного расследования;

• утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

• утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

• возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

• приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;

• рассматривать жалобы на действия (или бездействие) и решения должностного лица органа расследования (ст. 124 УПК);

• давать письменные указания;

• выносить постановления.

Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, установленном законом, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда следователь представляет уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора:

• о привлечении лица в качестве обвиняемого;

• о квалификации преступления;

• об объеме обвинения;

• об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого;

• об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом хода тайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, осуществляемых по судебному решению;

• о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;

• об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;

• о передаче уголовного дела другому следователю.
Указания Генерального прокурора по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (ч. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре).

 

 


50.Акты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя подаются прокурору, непосредственно осуществляющему надзор за возбуждением уголовного дела и производством предварительного расследования. Жалоба может быть подана прокурору на личном приеме или путем передачи ее в канцелярию прокуратуры либо через должностное лицо, действия (бездействие) и решения которого обжалуются.

Дознаватель, следователь или руководитель органа дознания, начальник следственного подразделения при получении жалобы обязаны незамедлительно направить ее прокурору. В случае необходимости они прилагают к жалобе свои объяснения по поводу причин и оснований подачи жалобы. Одновременно в зависимости от обстоятельств уголовного дела должностным лицом, принявшим обжалуемое решение, его исполнение может быть приостановлено до разрешения жалобы прокурором. Признав жалобу достаточно обоснованной, должностное лицо прекращает обжалуемое действие или отменяет обжалуемое решение в пределах своих полномочий, о чем сообщает прокурору

Жалобы, поступающие вышестоящему прокурору или руководителям должностных лиц, действия (бездействие) и решения которых обжалуются, также безотлагательно направляются прокурору, непосредственно осуществляющему надзор за производством расследования по данному уголовному делу. Однако вышестоящие органы и должностные лица вправе со своей стороны произвести выяснение обстоятельств, повлекших подачу жалобы, принять меры по устранению выявленных нарушений или недостатков и предотвращению их в будущем.

По общему правилу срок рассмотрения жалобы не должен превышать трех суток с момента поступления ее к прокурору до принятия по ней решения. Указанным сроком охватывается время изучения содержания жалобы и прилагаемых документов, имеющих к ней отношение материалов уголовного дела, получения и анализа объяснений дознавателя или следователя, проведения иных проверочных действий и подготовки ответа. Рассмотрение жалобы в порядке исключения в срок до десяти суток предопределяется большим объемом проверочных действий, длительностью исполнения сделанных в связи с проверкой запросов или поручений и другими факторами, обусловливающими непредвиденные или объективно неизбежные затраты времени на выяснение изложенных в жалобе фактов. О рассмотрении жалобы свыше трехсуточного срока полагается заблаговременно известить заявителя с указанием причин отсрочки. Извещение может быть сделано в письменной или устной форме, в том числе по факсу или телефону

Рассматривая жалобу, прокурор обязан всесторонне проверить изложенные в ней обстоятельства и доводы. В ходе проверки прокурор вправе использовать все средства, предоставленные ему как органу надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. В случае необходимости прокурор вправе вызвать к себе заявителя для уточнения сведений, приводимых в жалобе, или получения дополнительных данных. Предоставляемая заявителем информация облекается в письменную форму и включается в материалы производства по жалобе. Заявителю также может быть предложено представить документы, подтверждающие изложенные в жалобе факты. При явке заявителя по вызову прокурора для выяснения указанных в жалобе обстоятельств совершения дознавателем или следователем действий, влекущих за собой уголовную ответственность, заявитель предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК. Оформление предупреждения и получение от заявителя данных, подтверждающих изложенные в жалобе факты, производится по правилам принятия заявления о преступлении.

Признав жалобу обоснованной, прокурор отменяет обжалуемые решения дознавателя или следователя либо дает указание о прекращении обжалуемых действий (бездействия), принимает иные меры по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений, организаций. В случае необходимости прокурор одновременно принимает меры по привлечению к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона. Прокурор отказывает в удовлетворении жалобы или удовлетворяет ее частично, не находя оснований для ее удовлетворения в полном объеме. Отказ в удовлетворении жалобы предполагает убедительную аргументацию его оснований с учетом возможного обращения заявителя с повторной жалобой.

Решение прокурора по результатам рассмотрения жалобы должно иметь форму постановления, содержащего краткое изложение доводов заявителя, их анализ, итоги проверки и мотивы принятия решения. В случае удовлетворения жалобы в резолютивной части постановления указываются также принятые по жалобе меры, направленные на устранение допущенных при производстве дознания или предварительного следствия нарушений. Уведомление о результатах рассмотрения жалобы может быть сделано в письменной или устной форме в зависимости от имеющихся возможностей реально известить заявителя о принятом прокурором решении. Одновременно разъясняется порядок обжалования данного решения. По просьбе заявителя ему может быть выдана копия постановления прокурора по жалобе.

Жалобы, результаты проверки изложенных в них фактов и принятые по ним решения целесообразно приобщать к материалам предварительного расследования. Нахождение в уголовном деле материалов надлежащим образом рассмотренных и правильно разрешенных жалоб способствует предупреждению обращения с повторными аналогичными жалобами после направления уголовного дела в суд. В случае заявления подобных жалоб в судебных стадиях уголовного процесса судья или суд будут иметь возможность принять по ним решения с учетом результатов их проверки и разрешения прокурором.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.014 с.)