Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уголовное преследование, осуществляемое прокуроромСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен осуществлять уголовное преследование. Однако, это направление деятельности прокурора не получило специального развития ни в УПК РФ, ни в законе «О прокуратуре Российской Федерации». Поэтому авторы многих работ, посвященных вопросам деятельности прокуратуры, рассматривают уголовное преследование или как деятельность органов прокуратуры по расследованию уголовных дел131 или как главную функцию работы прокурора132. Согласно п.55 ст. 5 УПК РФ уголовное преследование - это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Но поскольку прокурор относится к стороне обвинения (п. 47 ст. 5 УПК), то, следовательно, он осуществляет уголовное преследование, направленное на изобличение лица, совершившего преступление. В Настольной книге прокурора сущность уголовного преследования определяется следующим образом: оно реализуется при возбуждении уголовного дела против конкретного лица, при его задержании, применении меры пресечения, привлечении к уголовной ответственности, при производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права подозреваемых и обвиняемых133. Все сказанное выше позволяет считать, что уголовное преследование, осуществляемое прокурором в досудебных стадиях, может состоять из возбуждения уголовного дела против конкретного лица, принятия к нему мер процессуального принуждения, избрания меры пресечения, предъявления обвинения, утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд. Однако уголовное преследование не равнозначно расследованию уголовных дел, осуществляемому следователями органов прокуратуры или самими прокурорами. Расследование уголовных дел, поддержание государственного обвинения в суде являются формами уголовного преследования, но не исчерпывают его'34. Само же понятие - уголовное преследование, осуществляемое прокурором, уже понятия расследования уголовных дел. Расследование может производиться с целью установления факта совершения преступления кем-либо, тогда как уголовное преследование направлено непосредственно против конкретного лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Генеральный прокурор называет прокурора руководителем уголовного преследования. Это следует, на наш взгляд, понимать как совершение действий, с помощью которых прокурор организует привлечение лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности. При этом производство следственных действий им самим или по его поручению компетентным органом следствия или дознания является лишь частью реализуемого уголовного преследования. В то же время уголовное преследование производится прокурором в основном через формы надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания при осуществлении ими расследования (дознания) по уголовным делам. Так, давая следователю согласие на возбуждение уголовного дела, прокурор осуществляет свою надзорную функцию, но при этом, в связи с тем, что дело возбуждено, начинается процесс уголовного преследования. То же самое происходит, когда прокурор отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В этом случае он применяет свою надзорную функцию. Но 6.4. Сущность, предмет и задачи надзора прокурора за законностью процессуальной деятельности органов предварительного следствия и дознания Сущность надзора прокурора состоит в том, что он осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Следовательно, путем прокурорского надзора должна быть обеспечена защита интересов общества, государства, граждан, их охрана от преступных посягательств. Сюда входит охрана конституционного строя, национального равноправия народов и граждан, борьба с экстремизмом и терроризмом, защита государственной и частной собственности, соблюдение законов при проведении экономических реформ, защита жизни, здоровья, чести и достоинства людей и т.д. Сущность надзора состоит также в охране прав и законных интересов потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, других участников уголовного судопроизводства в досудебной стадии. Прокурор, применительно к данному направлению, в соответствии с имеющимися у него полномочиями, должен выявлять, устранять и предупреждать нарушения Конституции и других законов, состоящие в совершении преступлений, а также процессуальные нарушения со стороны органов дознания и предварительного расследования при расследовании ими уголовных дел. Поскольку предметом надзора прокурора в целом является законность действий и правовых актов, применительно к рассматриваемому направлению предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве дознания и предварительного следствия, избрании мер пресечения, приостановлении и прекращении уголовных дел. направлении дел в суд с обвинительным заключением, а также законность других действий и решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Этим предметом определяются задачи прокурорского надзора в данном направлении. Задачами надзора являются: 1. Ни одно преступление не должно оставаться нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не должно избежать установленной законом ответственности. 2. Задержание граждан по подозрению в совершении преступлений не может производиться иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом. 3. Никто не должен подвергаться незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах. 4. Никто не может подвергаться аресту без судебного решения. 5. Должен соблюдаться установленный порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки расследования, права участников уголовного судопроизводства и других граждан. 6. При расследовании преступлений необходимо соблюдать требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлении, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого обстоятельств, а также обстоятельств, могущих отягчать или смягчать его наказание при вынесении впоследствии приговора. 7. Должны выявляться причины совершения преступлений и способствующие им условия и приниматься меры к их устранению. Наряду с указанными задачами Приказом Генерального прокурора № 31 от 18 июня 1997 года определены конкретные задачи деятельности органов прокуратур,- это: 1. безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности; 2. защита прав и законных интересов потерпевших от преступлений; 3. своевременная проверка законности решений следователей и дознавателей по каждому сообщению о преступлении; 4. проверка законности задержания граждан, а также обеспечение законности заключения под стражу; 5. пресечение и предупреждение организованной преступности; 6. предупреждение преступности среди несовершеннолетних; 7. сосредоточение усилий на обеспечении раскрываемости и пресечении умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков; 8. надзор за законностью решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия, затрагивающих конституционные права и свободы граждан. Дальнейшее развитие содержания задач Генеральным прокурором дано в Приказе №39 от 5 июля 2002 года «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудсбного производства», принятым для реализации полномочий прокурора в соответствии с УПК Российской Федерации. В числе важнейших из них могут быть названы: требование - не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступления, строгое соблюдение порядка производства по уголовным делам в отношении лиц, перечисленных в ч. I ст. 447 УПК (в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, депутата органа власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа и должностного лица органа местного самоуправления, судей всех уровней, прокуроров, следователей, адвокатов, бывшего Президента и кандидата в Президенты, Председателя Счётной палаты РФ, его заместителей и аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ), обеспечение своевременного продления сроков содержания под стражей и расследования уголовных дел, изучение с особой тщательностью соответствия выводов органов предварительного расследования фактическим обстоятельствам дела при утверждении обвинительного заключения. 1 6.5. Полномочия, формы и методы надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия Полномочия прокурор в этом направлении урегулированы в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О прокуратуре РФ», УПК РФ, Законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня 1995 года с изменениями и дополнениями, а также другими законами. При характеристике полномочий следует учитывать решения, принимаемые Конституционным Судом РФ по вопросам, связанным с действием норм УПК РФ и реализацией конституционных прав граждан. Говоря о полномочиях прокурора при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью целесообразно произвести сопоставление УПК РФ с УПК РСФСР в регулировании деятельности прокурора. Следует отметить ряд принципиальных изменений. Надзор прокурора согласно нового УПК осуществляется только в рамках досудебного производства. Досудебное производство - зто стадии дознания и предварительного следствия. В тгих стадиях прокурор наделе» полномочиями, которые позволяют ему вести надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК), тогда как в соответствии ео ст. 25 УПК РСФСР прокурор осуществлял надзор за точным и единообразным исполнением законов во всех стадиях уголовного су до производства и обязан был своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, о г кого бы эти нарушения не исходили. Надзор за процессуальной деятельностью исключает, что прокурор является, как это ранее утверждалось некоторыми авторами, процессуальным руководителем при расследовании уголовного дела. Полномочие - осуществлять уголовное преследование от имени государства - является его правом, которое корреспондируется с его обязанностью осуществлять надзор за соблюдением законности при расследовании и дознании уголовных дел. Но поскольку речь идет о надзоре, на прокурора не может быть возложена ответственность за результаты этого расследования или дознания, пока не будет утверждено обвинительное заключение или обвинительный акт. Законодатель не указал в перечне полномочий прокурора, перечисленных в ч. 2 ст. 37 УПК, такое, как проверка материалов уголовного дела, хотя он обязан это делать для выполнения других полномочий, таких как, например, дача письменных указаний об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, о направлении расследования, о производстве следственных и иных процессуальных действий. И сам прокурор может производить отдельные следственные и иные процессуальные действия, имеет право осуществлять иные полномочия. Однако, без ознакомления с материалами уголовного дела все названные полномочия не могут эффективно выполняться. Указание названного полномочия в УПК РСФСР (ст. 211) предполагало и обязанность прокурора следить, чтобы расследование дела привело к результату - привлечению к уголовной ответственности лица, совершившего преступление. Это должен был быть регулярный контроль, который бы предотвращал нарушения закона, необъективность, неполноту расследования, не выяснение обстоятельств, смягчающих наказание. При осуществлении надзора в данном направлении полномочия прокурора в отличие от полномочий в общем надзоре носят властно-распорядительный характер. Такая особенность полномочии, не допускающая диспозитивности для субъектов, к которым обращено требование прокурора, связана с необходимостью принятия своевременных мер для раскрытия преступлений и расследования уголовных дел, устранения нарушений законности при расследовании, а также для защиты прав человека и 1ражданина. Без оперативного вмешательства прокурора, обеспечиваемого власти о-распорядительным и полномочиями, решение этих задач было бы невозможно. Властно-распорядительный характер полномочий проявляется в том, что прокурор вправе отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание, давать письменные указания при расследовании, дознании, а также производстве оперативно-розыскных мероприятий, санкционировать ряд важных следственных актов и другие действия, поддерживать ходатайства следователей и дознания перед судом. Полномочия прокурора давать письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о производстве следственных и иных процессуальных действий и розыске лиц, совершивших преступления, осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия, изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому, изымать и передавать дело от одного органа предварительного расследования другому и, наконец, передавать от них дело следователю прокуратуры позволяют ему активно влиять на раскрытие преступлений и результаты расследования уголовных дел, обеспечивать законность этого расследования; соблюдение законных прав и интересов участников уголовного процесса и других граждан. Они позволяют ему также обеспечивать гарантии самостоятельности следователей при расследовании уголовных дел. Нужно иметь ввиду, что особенностью взаимоотношений прокурора и следователя является то, что следователь вправе, в случаях несогласия с действиями или бездействием и решениями прокурора, представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Такое обжалование не приостанавливает исполнения требований прокурора, за исключением предусмотренных ст. 38 ч. 3 УПК РФ случаев: о привлечении в качестве- обвиняемого, о квалификации преступления, объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого, об отказе в даче согласия па возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных пунктами 2-Й ч. 2 ст. 29 УПК, о направлении уголовного дела в суд или о его прекращении, об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия, о передаче дела другому следователю, когда исполнение указаний приостанавливается. Получив письменные возражения следователя, вышестоящий прокурор или отменяет решение нижестоящего, или поручает производство следствия по делу другому следователю. Генеральный прокурор РФ требует от прокуроров принимать своевременные меры к защите процессуальной самостоятельности следователей при расследовании уголовного дела и пресечению незаконного воздействия в какой бы то ни было форме на них, чтобы не допустить внешнего влияния на ход расследования и принимаемое по делу решение. Согласно ст. 211 УПК РСФСР важным полномочием прокурора являлось его право требовать для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установлении лиц, совершивших преступления. Ныне в ст. 37 УПК РФ такого полномочия нет. Однако, представляется, что такое полномочие прокурора вытекает из других полномочий, которыми он наделен для надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и следователей, и состоит, в частности, в праве: передачи дела от одного следователя другому, давать согласие на возбуждение уголовного дела, участвовать в производстве предварительного расследования, прекращать и приостанавливать уголовные дела, давать указания о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения и т.д. Без изучения соответствующих уголовных дел или материалов и документов выполнение названных и других полномочий невозможно. В ч. 2 ст. 37 УПК дан перечень полномочий прокурора, который нельзя считать исчерпывающим, поскольку в других статьях приводятся и иные полномочия. Так, в ч. 3 ст. 37 регулируются правила, применяемые при даче письменных указаний, одного из важных полномочий прокурора. В ч. 3 ст. 38 называются полномочия прокурора, не упомянутые в перечне, которые могут быть в установленном порядке оспорены следователем вышестоящему прокурору. В ч. 4 ст. 39 следователю дано право представить прокурору письменное возражение на указание начальника следственного отдела, что должно предполагать полномочие прокурора на отмену такого указания. Думается, правильным было бы упоминание такого полномочия в законе. В числе важнейших полномочий следует назвать право проверять соблюдение требований федерального закона при разрешении сообщений о преступлениях, давать согласие на возбуждение уголовного дела следователем или органом дознания, участвовать в производстве предварительного расследования, давать согласие на возбуждение ходатайства перед судом о заключении под стражу, изымать и передавать уголовные дела по законным основаниям, отстранять от дознания и предварительного следствия соответствующих должностных лиц, продлевать срок предварительного расследования, отменять постановления следователя или органа дознания, утверждать некоторые постановления следователя, органа дознания о прекращении дела, возвращать уголовное дело к доследованию, поручать поддержание обвинения дознавателю или следователю, проводившим дознание по направляемому в суд делу. Важным полномочием прокурора является право возбуждения уголовных дел. Обнаружив, после соответствующей проверки, что в действиях того или иного лица имеются признаки состава преступления, он может возбудить уголовное дело или уголовное преследование. Такое право прокурора позволяет ему своевременно вмешиваться и эффективно влиять на результаты борьбы с каждым преступлением и преступностью в целом. Видимо, учитывая наличие этого полномочия, Генеральный прокурор считает, что в досудебном производстве по уголовному делу прокурор является руководителем уголовного преследования. В случаях, когда в действиях лица, привлекаемого к уголовной ответственное ш, прокурор не усмотрит события или состава преступного деяния, а также в других случаях, установленных законом, он может прекратить уголовное дело или уголовное преследование. В числе полномочий следует указать право прокурора передавать дело по подследственное™ с указанием оснований этому, право ты мать дело от одного следователя и передавать его другому, право отстранять лицо, производящее дознание или следователя, если ими допущено при расследовании дела нарушение УПК. При)том следует учитывать, что право передавать дело от одного органа предварительного расследования другому ограничено указанием в п.9 ч. 2 ст. 37 УПК, что такая передача может производиться только в соответствии с правилами ст. 15! УПК РФ в рамках подследственности, а передача дела от органа предварительного расследования следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи. Прокурор имеет исключительное право и обязанность направить дело в суд с утвержденным обвинительным заключением или обвинительным актом, если собраны необходимые доказательства, подтверждающие обвинение. Это его право создает необходимые предпосылки для рассмотрения дела судом и установления виновности лица, обвиняемого в совершении преступления. Он также вправе предложить должностным лицам, осуществляющим дознание и предварительное следствие, дать объяснения по поводу обнаруженных нарушений законов. В случае необходимости и при наличии к тому оснований прокурор принимает меры для привлечения к ответственности в установленном порядке виновных в нарушении законов должностных лиц. По поводу выявленных нарушений он вносит представления в компетентные органы дознания и следствия. Прокурор осуществляет также иные полномочия, установленные законом. Обязанность непосредственно и постоянно следить за тем, как ведется предварительное следствие со всей полнотой возложена на начальника следственного отдела, которому в соответствии со статьёй 39 УПК предоставлены достаточно широкие права для осуществления контроля за деятельностью следователей. Представляется, что полномочия, которыми наделен прокурор, не требуют, чтобы он дублировал контроль начальника следственного отдела. Действительно, начальник следственного отдела может проверять материалы уголовного дела, вправе в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, возбудить с согласия прокурора уголовное дело, давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого, меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, изымать уголовное дело у одного следователя и передавать другому с обязательным указанием оснований такого решения, создавать следственную группу, изменять се состав. Он вправе также ходатайствовать перед прокурором об отмене других незаконных и необоснованных постановлений следователя. Эти полномочия были у него в основном и прежде {кроме отмены постановлений о приостановлении дела). Но тогда они перекрывались полномочиями прокурора, перечисленными в ст. 211 УПК РСФСР. Благодаря отсутствию в УПК РФ такого перечня полномочий прокурора, именно на начальнике следственного отдела органа предварительного расследования лежит прямая обязанность принимать своевременно необходимые меры для обеспечения полноценного расследования, а за неполноценный контроль за следствием он несет ответственность в полном объеме. Как нам представляется, такие изменения, порождают серь-сшые проблемы. Нельзя упускать из виду, каким является кадровый состав следователей МВД в небольших районах. Это в основном лица, не обладающие ни жизненным, ни правовым, ни деловым опытом. Подавляющее большинство следователей, работающих в органах МВД, недавно пришли со студенческой скамьи, другие не имеют даже высшего юридического образования. Многие из них работают в рай/гор отделах, где нет начальников следственных отделов. Прокуроры районов и небольших городов, руководствуясь прежним УПК РСФСР и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, постоянно помогали этим следователям, изучали расследуемые ими конкретные дела, давали необходимые советы и тем предотвращали или устраняли упущения в их деятельности. В соответствии с новым УПК влияние прокуроров на расследование уголовных дел в значительной мере сужается. Процессуальное руководство следствием со стороны прокуроров в органах МВД фактически отменено, поскольку процессуальный надзор не соответствует функции руководства следствием. Думается, изменение функции прокурора до пределов процессуального надзора вызовет сложности как в обеспечении качества следственных действий, так и их своевременности. Почти с уверенностью можно прогнозировать, что возрастут сроки расследования, тем более, что возможности для этого по новому УПК созданы. Районному, городскому прокурору предоставлено право продления сроков расследования до 6 месяцев (ч. 4 ст. 162 УПК РФ) вместо 3-х месяцев согласно ч. 2 ст. 133 УПК РСФСР. И действительно, по данным Генеральной прокуратуры в 2004 году с нарушением сроков расследования, установленных УПК РФ, закончено более 50% уголовных дел. Существенным изменением в полномочиях прокурора является, что дознаватель, орган дознания или следователь без его согласия не имеют права возбудить уголовное дело. Это полномочие, ранее не свойственное надзорной деятельности прокурора, по мысли законодателя должно усилить влияние прокурора на законность деятельности отделов внутренних дел и следователей. Возбуждение уголовного дела - важная процессуальная стадия, и процессуальный надзор за её законностью со стороны прокурора безусловно должен способствовать защите прав и интересов граждан, особенно тех, в отношении кого может возникнуть подозрение о совершении ими преступления. Практика деятельности оперативно - розыскных служб органов милиции свидетельствует, что по «очевидным» преступлениям дела органами дознания и следователями МВД в соответствии со старым УПК возбуждались достаточно активно, что приводило нередко (благодаря стремлению ответственных должностных лиц «отрапортовать» наверх о своих успехах) к преждевременным и ошибочным решениям. Процедура, когда прокурор должен перед дачей согласия ознакомиться с материалами проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления, с протоколом осмотра места происшествия, освидетельствованием, постановлением о назначении судебной экспертизы, резко снижает возможность совершения ошибок под влиянием начальников отделов внутренних дел, ответственных за раскрытие преступлений, пытавшихся в некоторых случаях заставить следователя или дознавателя возбудить уголовное дело, когда для этого ещё нет законных оснований. Новое полномочие прокурора усиливает нормативную эффективность надзора, но в то же время затрудняет практику его деятельности. Возникают трудности такого порядка: нередко преступления, в том числе тяжкие и особо тяжкие, совершаются в вечернее или ночное время, когда получить немедленно согласие прокурора на возбуждение дела становится затруднительным. Между тем, производство следственных действий без возбуждения уголовного дела, кроме осмотра места происшествия (ст. 176 ч. 2 УПК) и освидетельствования и назначения судебной экспертизы, не допускается. Вполне обоснованно, эта проблема решается посредством введения дежурства прокурора в нерабочее время, иначе его согласие на возбуждение дела превратится в формальность или будет даваться задним числом, чтобы придать видимость законности, когда фактически расследование уже идет полным ходом. Возбуждение дела до получения на это согласия прокурора приведет к тому, что все добытые доказательства окажутся недопустимыми (см.ст. 75 УПК РФ), так как получены будут с нарушением требований закона (ч. 3 ст. 7 УПК РФ). Как видно из Приказа Генерального прокурора №39 указание о дежурстве прокуроров в нерабочее время подчинённым прокурорам дано. Однако, и такое разрешение проблемы не снимает затруднений для следователя или дочнаватсля, так как оперативность в проведении следственных действий резко снижается. Следователь (дознаватель) лишается возможности немедленно допросить потерпевшего, свидетеля, если по делу еще не получено согласия прокурора на его возбуждение. Формы надзора прокурора определяются его полномочиями и деятельностью, направленной на выявление, устранение и предупреждение нарушений законности. Эти формы требуют применения соответствующих методов, с помощью которых и выявляются и устраняются нарушения законов. К числу форм надзора в данной стадии могут быть отнесены проведение проверок отказных материалов, изучение уголовных дел, находящихся в производстве следователей или органов дознания, посещение мест содержания задержанных и арестованных, выезды прокурора на место происшествия, участие в проведении важнейших следственных действий, санкционирование (дача согласия) отдельных следственных действий, утверждение обвинительного заключения. Каждая из названных и других форм может быть реализована различными способами. Например, участие в допросе может осуществляться путем простого присутствия или активного ведения его самим прокурором, а изучение дела -' заслушиванием доклада следователя или прочтением имеющихся в нем документов. Точно так же дача согласия на возбуждение следователем ходатайства о производстве следственных действий, предусмотренных пунктами 4 - 9 и 11 части 2 ст. 29 УПК (например, об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или о производстве обыска и (или) выемки) может предваряться изучением материалов дела, но может производиться только по докладу следователя. Не редко форма и метод проверки зависит от опыта прокурора или его доверия к должностному лицу, расследующему дело. Генеральный прокурор РФ считает одной из действенных форм надзора выезд прокуроров, их заместителей, других оперативных работников прокуратуры на место происшествия при получении сообщений об убийстве, теракте, бандитизме, иных особо тяжких преступлениях. Принимая участие в проведении осмотра места происшествия, прокурор одновременно имеет возможность организовать и скоординировать усилия следователей и оперативно-розыскных служб при осуществлении необходимых оперативных мероприятий и следственных действий, имеющих ключевое значение для раскрытия преступления и расследования уголовного дела. Давая согласие на возбуждение ходатайства перед судом о мере пресечения в виде заключения под стражу, прокурор или его заместитель, а в некоторых случаях по их поручению помощник, как правило, допрашивают лицо, подлежащее аресту, проверяют наличие доказательств его участия в совершении преступления, доводы обвиняемого о его невиновности или наличии смягчающих обстоятельств, нарушении права на защиту, оказании на него давления и т.д. При решении вопроса об аресте несовершеннолетнего прокурор лично допрашивает обвиняемого. Это позволяет ему принять правильное решение не только с учетом тяжести содеянного, но и избежать ошибки, связанной с возможностью случайного стечения обстоятельств или вовлечения несовершеннолетнего в преступление другими лицами. В случае отказа в даче согласия на возбуждение уголовного дела или при отказе в поддержании ходатайства перед судом об избрании меры пресечения - заключение под стражу - прокурор должен изложить на постановлении следователя или в отдельном документе мотивы такого решения. Например, отказывая в даче согласия на возбуждение уголовного дела, прокурор должен вынести постановление о таком отказе (ч. 4 ст. 146 УПК). Думается, нужна и письменная мотивировка отказа в поддержании ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, хотя прямого указания об этом в УПК нет. Не редки случаи, когда орган дознания или следователь не соглашаются с отказом прокурора и обращаются с просьбами о проверке его решения к вышестоящему прокурору. При проверке обоснованности отказа и для принятия решения вышестоящим прокурором необходимо выяснить, каковы мотивы нижестоящего прокурора, отказавшего в поддержании ходатайства, что должно быть отражено в письменном документе. Важной формой надзора является проверка осуществления процессуального взаимодействия следователя и органов дознания, а также выполнения органами оперативно-розыскной деятельности письменных указаний о проведении оперативно-розыскных мероприятий для получения информации о лицах, совершивших преступления, местонахождении похищенного ими имущества, подлежащего аресту, розыске скрывшегося обвиняемого и подозреваемого, других обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. При проверке такого взаимодействия прокурору нужно установить, давал ли следователь органу, осуществляющему оперативно-розыскные мероприятия, необходимые поручения и как эти поручения были выполнены. Нет ли случаев проведения сотрудниками органа дознания встреч с подозреваемым или обвиняемым для проведения оперативно-розыскных мероприятий без письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится дело, что не допускается в соответствии с ч. 2 ст. 95 УПК. Также прокурор должен обращать внимание на соблюдение следователями требований ст. 89 УПК об использовании в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. Запрещается использовать результаты ОРД в процессе доказывания, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам согласно УПК. Прокурор должен следить, чтобы не нарушались требования ст. 41 УПК о недопустимости проведения дознания лицом, проводившим или проводящим по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. 6.6. Надзор за исполнением требований федерального закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях Одной из важнейших форм надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и следователя является проверка исполнения законов при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях. Для повышения эффективности проверок используются сводки органов внутренних дел, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, сведения медицинских учреждений и тому подобное. Ранее в ст. 211 УПК РСФСР указывалось, что прокурор не реже одного раза в месяц должен был проверять исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. Ныне в п. 1-ом ч. 2 ст. 37 УПК РФ такое требование регулярности отсутствует, но это не означает, что регулярность проверок стала необязательной. В своем Приказе № 3 от 10 января 1999 года Генеральный прокурор требует проводить проверки соблюдения законности в органах внутренних дел, таможенных органах, органах ФСБ и т.д. с обязательным документальным оформлением результатов, систематически, а при наличии сведений о нарушениях закона - безотлагательно. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона «О прокуратуре РФ» это требование является обязательным для исполнения. Заявления и сообщения могут быть устными или письменными, поступать от граждан, общественных организаций, органов и учреждений исполнительной и представительной власти. Поводом для прокурорских проверок являются также статьи и другая информация, обнародованная СМИ, и т.п. Приказом Генерального прокурора от 21 октября 2003 года № 45 была утверждена инструкция «О порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» согласно которой установлен единый порядок приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры РФ сообщений о преступлениях, а также принятия по ним решений в соответствии с УПК РФ и организационно - распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ. По поступившим заявлениям о преступлениях органом или должностным лицом выполняются определенные проверочные действия: получение объяснений, истребование необходимых материалов, в некоторых случаях - осмотр места происшествия и освидетельствование. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор вправе также требовать проведения документальных проверок, ревизий и привлекать к участию в них специалистов. Прокурор должен следить, чтобы были выполнены требования ст. 144 УПК о трехсуточном сроке проверки сообщения о готовящемся или совершенном преступлении со дня его поступления. Согласно ч. 3 ст. 144 УПК продление срока принятия решения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 5245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.122.95 (0.018 с.) |