Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра Уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права

Поиск

Кафедра Уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права

УТВЕРЖДАЮ

Декан Юридического факультета

____________ Т.В. Полещенкова

«____» _______________ 2012 г.

Учебно-методический комплекс

Проблемы ответственности за преступления против жизни

 

Направление подготовки

030900.62 «Юриспруденция»

Профили «Государственное и муниципальное управление, Правоохранительная деятельность, Правовая работа в экономике»

Квалификация (степень) ‑ бакалавр

Форма обучения: очная

Трудоёмкость учебной дисциплины

 

 

Барнаул

2012 год


СОДЕРЖАНИЕ УМК

п/п № Наименование элемента УМК страница
  Рабочая программа учебной дисциплины «Проблемы ответственности за преступления против жизни» для студентов отделения очного обучения  
  Планы семинарских и практических занятий для студентов отделения очного обучения  
  Вопросы для подготовки к зачету  
  Методика проведения обобщения судебной практики  
  Критерии оценки ответа студента в рамках устного опроса по вопросам для текущего контроля знаний на практическом занятии  
  Критерии оценки выступления студента с докладом  
  Протокол согласования программы учебной дисциплины с другими дисциплинами специальности на 20___ /20___ учебный год  
  Лист согласования  

 


АНО ВПО «Алтайская академия экономики и права (институт)»

Кафедра Уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права

УТВЕРЖДАЮ

Декан Юридического факультета

____________ Т.В. Полещенкова

«____» _______________ 2012 г.

Рабочая программа дисциплины

Проблемы ответственности за преступления против жизни

 

Направление подготовки

030900.62 «Юриспруденция»

Профили «Государственное и муниципальное управление, Правоохранительная деятельность, Правовая работа в экономике»

Квалификация (степень) ‑ бакалавр

Форма обучения: очная

Трудоёмкость учебной дисциплины __ зачётных единиц

 

 

Барнаул

2012 год


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план
дисциплины «проблемы ответственности за преступления против жизни» на 20___-20___ учебный год (очная форма обучения)

  Наименование темы   Количество часов Формы текущего контроля
Всего В том числе
Лекции Практические занятия   СРС
  Уголовно-правовая квалификация простого убийства         Устный опрос, решение практических задач
  Квалифицирующие признаки убийства           Устный опрос, письменная работа по обобщению материалов практики, составление практических задач, решение практических задач
  Квалификация привилегированных составов убийств         Устный опрос, доклад, письменная работа по обобщению материалов практики, решение практических задач
  Проблемы квалификации иных преступлений против жизни         Устный опрос, письменная работа по обобщению материалов практики,
  ИТОГО          

 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

Целью изучения спецкурса «Проблемы ответственности за преступления против жизни» является овладение системой научных знаний и практических навыков квалификации преступлений против жизни.

 

1.2. Задачи:

· формирование у будущих юристов комплексных знаний о квалификации

данных преступлений, основных законодательных установлениях в этой сфере, типичных задачах и трудностях, возникающих при квалификации;

· формирование навыков разграничения смежных составов, посягающих на жизнь человека;

· приобретение студентами навыков и умений по решению ситуационных задач на семинарских занятиях, в процессе которых должны быть закреплены и углублены теоретические знания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения спецкурса «Преступления против личности» студенты должны

знать:

· нормы законодательства, регулирующие вопросы ответственности за преступления против жизни;

· соответствующую уголовно-правовую терминологию;

· проблемы, возникающие при квалификации таких преступлений;

· тенденции правоприменительной практики по квалификации таких преступлений.

уметь:

· свободно оперировать уголовно-правовыми категориями и понятиями;

· анализировать и решать практические задачи по квалификации преступлений против жизни;

владеть:

· навыками применения полученных теоретических знаний в целях разрешения различных юридических задач.


 

 

МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Наименование тем Компетенции, которые формирует занятие
  Проблемы квалификации простого убийства. ПК-4, ПК-5; ПК-6; ПК-9
  Проблемы квалификации убийства, совершенного при квалифицирующих признаках. ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-9.
  Проблемы квалификации привилегированных составов убийств. ПК-4, ПК-5; ПК-6; ПК-9
  Проблемы квалификации иных преступлений против жизни ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-9

 


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: стандартно оборудованные лекционные аудитории, компьютерный класс, экран настенный, видеопроектор, wi-fi.

Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: видеопроектор, ноутбук, переносной экран, wi-fi.

Требования к специализированному оборудованию: мультимедийные средства.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы

 

1. СПС «КонсультантПлюс».

2. ИПО системы «Гарант».

3. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.

4. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.

5. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.

6. Информационный сайт для студентов Тыдыковой Н.В. www.crimemetod.ru.

7. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.

8. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.

9. Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com.


Теоретическая часть

Тема 1. Уголовно-правовая квалификация простого убийства

Понятие и виды преступлений против личности. Проблемы квалификации преступлений против личности. Личность как родовой объект преступлений против жизни. Понятие и виды преступлений против жизни. Жизнь как объект уголовно-правовой охраны. Понятие и виды убийства. Уголовно-правовая характеристика простого убийства. Проблемные аспекты вины в преступлениях против личности. Уголовно-правовая квалификация убийства из ревности. Уголовно-правовая квалификация убийства из мести. Уголовно-правовая квалификация убийства в драке или ссоре. Квалификация убийства при ошибке в личности потерпевшего.

Тема 3. Квалификация привилегированных составов убийств

Понятие и виды привилегированных составов преступлений против жизни. Основания признания убийства матерью новорожденного ребенка привилегированным составом преступления. Особенности объективной стороны убийства матерью новорожденного ребенка. Субъект убийства матерью новорожденного ребенка. Квалификация убийства матерью новорожденного ребенка, совершенного при участии других лиц. Особенности субъективной стороны убийства матерью новорожденного ребенка. Понятие аффекта: правовые, психологические, психиатрические аспекты. Особенности объективной стороны убийства, совершенного в состоянии аффекта. Особенности субъективной стороны убийства, совершенного в состоянии аффекта. Квалификация убийства двух или более лиц, совершенного в состоянии аффекта.

Тема 4. Проблемы квалификации иных преступлений против жизни

Проблемы квалификации причинения смерти по неосторожности. Отграничение от смежных составов. Проблемы квалификации преступлений, в результате которых потерпевшему причиняется смерть по неосторожности. Проблемы квалификации доведения до самоубийства. Проблемы квалификации угрозы убийством (ст. 119 УК РФ). Проблемы квалификации преступлений, совершаемых с угрозой убийством.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Задачи

1. Сазонова продолжительное время сожительствовала с Кожаковым, от ко­торого родила ребенка. Желая избежать выплаты алиментов, Кожаков подго­ворил Сазонову умертвить ребенка, обещая после этого на ней жениться. Когда Сазонова отравила ребенка, Кожаков от своего обещания отказался.

2. Ильин предложил Жукову совершить убийство Березина, за что обещал выплатить 5 тыс. руб. Когда Березин подходил к подъезду своего дома, Жуков из-за угла бро­сил ему под ноги гранату. Граната не взорвалась, и Березин не пострадал. Жуков, имея в запасе вторую гранату, бросать ее не стал, так как испу­гался, что Березин бросит в него невзорвавшуюся гранату, и убежал.

3. Ранее дважды судимый за грабеж и разбойное нападение и приговорен­ный к длительному сроку лишения свободы Горин, освободившись из ис­правительной колонии, решил убить пятерых свидетелей по его последне­му делу. С этой целью он незаконно приобрел и хранил холодное и огне­стрельное оружие с боеприпасами. О тайнике с оружием и своих планах Горин, будучи в состоянии сильно­го алкогольного опьянения, рассказал своему соседу Токову, который че­рез неделю сообщил об услышанном участковому.

4. Подозревая жену в супружеской неверности, Мукин часто бил ее. В ре­зультате она с двумя детьми переселилась на частную квартиру, но затем возвратилась к мужу. Через неделю Мукин вновь избил жену, и она, забрав детей, ушла от него. В последующие дни Мукин предлагал жене помириться, но она, не­смотря на неоднократные его просьбы, отказалась вернуться. Через месяц Мукин снова пришел к жене в нетрезвом состоянии и стал уговаривать продолжить совместную жизнь, но Мукина отказалась. В разго­воре Мукин спросил жену, откуда у нее появились мебель и одежда. Муки­на ответила, что эти вещи ей помогли приобрести друзья. Приревновав жену, Мукин схватил кухонный нож и в присутствии детей стал наносить ей удары в различные части тела. Когда сын Виктор пытался отнять нож, Мукин ранил его в руку. Мукиной было нанесено семь ножевых ранений, в том числе с повреж­дением легких и сердца, от которых она скончалась.

5. Рысов у ворот своего дома был остановлен ночью тремя неизвестны­ми, один из которых ударил его рукой по голове, причинив легкий вред здоровью. После этого Рысов забежал домой, взял находившееся в разоб­ранном виде охотничье ружье, собрал его, зарядил и выбежал из дома. На улице он увидел троих неизвестных. Ошибочно считая, что именно они напали на него, Рысов бросился преследовать их и произвел один предуп­редительный выстрел, а вторым выстрелом смертельно ранил Базова. По делу установлено, что раненый никакого отношения к нападению на Рысова не имел. Ранив Базова, Рысов вернулся домой и попросил жену, чтобы она вы­звала милицию и «скорую помощь».

6. Косов длительное время находился в интимных отношениях с Яровой и неоднократно предлагал ей выйти за него замуж. Однако Ярова отвечала отказом, мотивируя это тем, что не может оставить мужа из-за его болез­ни. Поэтому Косов решил совершить убийство мужа Яровой. С этой целью Косов, зная, что муж Яровой вечером будет в квартире один, пришел к нему и потребовал оставить жену. Получив отказ, Косов схватил швабру, которой нанес Ярову пятнадцать ударов по голове. От полученных травм потерпевший скончался.

7. Вишип убил сестру Трунова, и Трунов решил отомстить Вишину и убить его. Через пять лет, встретив на улице Вишина, Трунов нанес ему удар ножом в бок. Вишин стал убегать. Полагая, что смерть потерпевшего от одного удара не наступит, Трунов погнался за ним, и когда потерпевший упал, нанес ему еще семь ударов ножом в грудь и в ногу. Согласно заключению судебно-медицинского эксперта, из шести нанесенных потерпевшему ране­ний лишь одно, повлекшее смерть, относится к категории тяжких.

8. Проживая в общем доме по соседству с семьей Литауэр, супруги Штрассер часто ссорились, нанося друг другу оскорбления. 24 декабря 1998 г. меж­ду этими семьями возникла ссора, которая затем переросла в драку. Вече­ром того же дня Розалина Литауэр встретила у подъезда дома супругов Штрассер и затеяла с ними драку. Эрих Штрассер, оставив на улице двух дерущихся женщин, зашел к себе в квартиру, взял охотничье ружье, из которого выстрелил в голову Розалины Литауэр. От полученного ранения последняя скончалась.

9. Супруги Федосеевы пригласили к себе в гости Балтыгина. После упот­ребления спиртных напитков, находясь в состоянии сильного опьянения, Федосеев уснул. Проснувшись через несколько часов, он увидел, что его жена совершает половой акт с Балтыгиным. Федосеев избил Балтыгина и жену, в результате чего Федосеева через три дня скончалась, а Балтыгин пролежал на излечении в больнице шестнадцать дней.

 

Занятие 1

1. Убийство двух или более лиц: уголовно-правовая квалификация.

2. Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга: уголовно-правовая квалификация.

3. Убийство малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии: уголовно-правовая квалификация.

4. Убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности: уголовно-правовая квалификация.

5. Убийство, совершенное с особой жестокостью: уголовно-правовая квалификация.

6. Убийство, совершенное общеопасным способом: уголовно-правовая квалификация.

7. Убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой: уголовно-правовая квалификация. Уголовно-правовая квалификация убийства, совершенного преступным сообществом и экстремистским сообществом.

 

Материалы практики:

О судебной практике по делам об убийстве: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 января 1999 г. №1

 

 

Задание 1

Найти в опубликованной с 2000г. по сегодняшний день практике Верховного суда РФ, либо иных судов РФ материалы, касающиеся квалификации убийств, совершенных при указанных в теоретических вопросах квалифицирующих признаках. Студенты, чьи фамилии начинаются с букв А- Ж, должны подготовить материалы, касающиеся признаков, указанных в вопросах 1-3, студенты, чьи фамилии начинаются с букв З-Р – 4-5, студенты, чьи фамилии начинаются с букв С-Я – 6-7. Каждый из студентов должен подготовить обзорный доклад по трем материалам. Доклад и материалы каждый из студентов предоставляет в печатном виде. Работа выполняется индивидуально. Работы, в которых используются три одинаковых материала практики, расцениваются как не имеющие индивидуального характера и оцениваются на «неудовлетворительно». Ссылка на использованный источник обязательна. Для подготовки можно использовать сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru, сайт ГАС «Правосудие» www.sudrf.ru, либо иные источники.

 

Задание 2

Используя материалы, подготовленные при выполнении задания 1, составить 1 задачу с вопросом, сформулированным по типу: «Дайте уголовно-правовую оценку ситуации», «Правильную ли квалификацию дал суд», «Квалифицируйте содеянное» и т.п. В задаче должны быть описаны все обстоятельства, необходимые для ответа на вопрос. Текст задачи с готовым решением и текст задачи без решения в печатной форме отдельными документами сдаются преподавателю.

 

Занятие 2

1. Убийство, сопряженное с похищением человека, разбоем, вымогательством, бандитизмом, изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера: уголовно-правовая квалификация.

2. Убийство, совершенное по мотиву кровной мести: уголовно-правовая квалификация.

3. Убийство, совершенное корыстных побуждений или по найму: уголовно-правовая квалификация.

4. Убийство, совершенное из хулиганских побуждений: уголовно-правовая квалификация.

5. Убийство, совершенное с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение: уголовно-правовая квалификация.

6. Убийство, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы: уголовно-правовая квалификация.

7. Убийство, совершенное в целях использования органов или тканей потерпевшего: уголовно-правовая квалификация.

 

Материалы практики:

О судебной практике по делам об убийстве: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 января 1999 г. №1

 

Задание 1

Найти в опубликованной с 2000г. по сегодняшний день практике Верховного суда РФ, либо иных судов РФ материалы, касающиеся квалификации убийств, совершенных при указанных в теоретических вопросах квалифицирующих признаках. Студенты, чьи фамилии начинаются с букв А- Ж, должны подготовить материалы, касающиеся признаков, указанных в вопросах 1-2, студенты, чьи фамилии начинаются с букв З-Р – 3-4, студенты, чьи фамилии начинаются с букв С-Я – 5-7. Каждый из студентов должен подготовить обзорный доклад по трем материалам. Доклад и материалы каждый из студентов предоставляет в печатном виде. Работа выполняется индивидуально. Работы, в которых используются три одинаковых материала практики, расцениваются как не имеющие индивидуального характера и оцениваются на «неудовлетворительно». Ссылка на использованный источник обязательна. Для подготовки можно использовать сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru, сайт ГАС «Правосудие» www.sudrf.ru, либо иные источники.

 

Задание 2

Используя материалы, подготовленные при выполнении задания 1, составить 1 задачу с вопросом, сформулированным по типу: «Дайте уголовно-правовую оценку ситуации», «Правильную ли квалификацию дал суд», «Квалифицируйте содеянное» и т.п. В задаче должны быть описаны все обстоятельства, необходимые для ответа на вопрос. Текст задачи с готовым решением и текст задачи без решения в печатной форме отдельными документами сдаются преподавателю.

 

 

Задачи

1. Мамонов после распития спиртных напитков с целью изнасилования завел находившуюся в нетрезвом состоянии Ухову в подъезд строящегося здания. После отказа Уховой вступить с ним в половую связь он нанес ей шесть сильных ударов кулаком в лицо и, пытаясь совершить насильствен­ный половой акт, раздел ее, разделся сам, но потерпевшая оказала ему сопротивление. Для преодоления сопротивления Мамонов стал избивать ее и нанес с большой силой кулаком и ногами около пятнадцати ударов по различным частям тела, в том числе десять ударов по голове, причинив ей черепно-лицевую травму и множество других, повлекших смерть потер­певшей.

2 Упоров и его знакомый Петров попросили Иващенко, который управлял автомашиной, довезти их до центральной площади города (приблизительно 10 километров). Когда приехали в обусловленное место, Упоров, чтобы избежать оплаты за проезд, несколько раз ударил Иващенко кулаком в висок, от которых потерпевший потерял сознание (через неделю скончался). После этого Упоров завладел автомашиной, доехал на ней до окраины города и там ее бросил.

 

3 Павлов, Палагин и Талипов распивали спиртные напитки на берегу реки. Рядом загорала Дмитриева. По предложению Палагина, Талипов, не достигший 14 лет, украл из сумочки Дмитриевой ее содержимое (помаду и сотовый телефон) и ушел, чтобы обменять их на водку. Через некоторое время Дмитриева взяла свою сумку и ушла в сторону причала. Обнаружив отсутствие в сумочке своих вещей, она вернулась и, обращаясь ко всем присутствующим, потребовала возвратить телефон, заявив, что в противном случае она сообщит о краже в отдел полиции. Тогда Павлов стал избивать ее, а затем схватил за волосы и потащил в кусты. За ним пошел Палагин. В кустах Павлов нанес Дмитриевой удар по голове пустой бутылкой, от чего бутылка разбилась. Палагин по предложению Павлова принес еще одну бутылку с места распития спиртных напитков и передал Павлову, который затем нанес потерпевшей второй удар бутылкой по голове, после чего потерпевшая без сознания упала. После этого Талипов, возвратившийся со спиртным, передал Павлову свой нож, и тот нанес им Дмитриевой 28 ранений, от которых она тут же скончалась.

 

4. Степаненко находился у себя дома после ссоры и драки с Кунгуровым и Ивановым. Когда Кунгуров в очередной раз появился возле дома Степаненко, последний прицелился в Кунгурова из ружья с дробовым зарядом и выстрелил. Недалеко от Кунгурова в это время стояли Иванов и Жбанников.

Варианты ситуации: а) Кунгуров погиб, а Жбанников и Иванов упали, испугавшись выстрела; б) от огнестрельных ранений скончались Кунгуров и Иванов; в) Иванов остался невредим, Кунгуров получил смертельное ранение, а здоровью Жбанникова был причинен тяжкий вред; г) оба потерпевших остались живы, но здоровью Кунгурова причинен тяжкий вред, а здоровью Жбанникова - вред средней тяжести; д) Кунгуров не пострадал, так как успел лечь на землю, а Жбанников погиб; е) Кунгуров не пострадал, а здоровью Жбанникова причинен тяжкий вред.

5. Аверьянов, не желая возвращать долг К. в размере 5 000 000 долларов США, обратился к своему знакомому Ястребову. Скрывая наличие у него долга перед потерпевшим, и вводя его в заблуждение относительно того, что якобы К. угрожает его жизни и здоровью, попросил Ястребова найти лиц, которые за денежное вознаграждение согласятся лишить жизни К. За убийство потерпевшего он пообещал заплатить вознаграждение в размере 30 000 долларов США. Ястребов, желая получить часть вознаграждения за убийство К., принял это предложение, пообещав подобрать лиц, готовых совершить убийство К. Ястребов собрал необходимую информацию о К., приобрел оружие – автомат АКС-74 У, пистолет-пулемет Скорпион и боеприпасы к ним, договорился с Ситниковым и Плахотником о лишении жизни К. за вознаграждение. Кроме того, он изучил обстановку и возможные пути отхода, определил место и время нападения. В намеченный день в 20 часов вечера Ситников и Плахотник совершили нападение на потерпевшего. С целью лишения жизни К. ими было произведено не менее 25 выстрелов из автомата АКС-74 У и пистолета-пулемета Скорпион во дворе жилого дома. От множественных огнестрельных ранений потерпевший скончался на месте происшествия, а его охраннику М. был причинен вред здоровью средней тяжести.

 

 

Доклад

 

Подготовить доклад по теме «Экспертиза по делам об убийстве в состоянии аффекта».

 

Задание 1

Найти в опубликованной с 2000г. по сегодняшний день практике Верховного суда РФ, либо иных судов РФ материалы, касающиеся квалификации убийства, совершенного в состоянии аффекта и убийства матерью новорожденного ребенка. Каждый из студентов должен подготовить обзорный доклад по трем материалам, один из которых должен касаться убийства в состоянии аффекта и два – убийства матерью новорожденного ребенка. Доклад и материалы каждый из студентов предоставляет в печатном виде. Работа выполняется индивидуально. Работы, в которых используются три одинаковых материала практики, расцениваются как не имеющие индивидуального характера и оцениваются на «неудовлетворительно». Ссылка на использованный источник обязательна. Для подготовки можно использовать сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru, сайт ГАС «Правосудие» www.sudrf.ru, либо иные источники.

 

 

Задачи

1. У Накибаевой умер муж, и она проживала с его отцом и тремя детьми. Не желая иметь ребенка, она родила его в безлюдном месте и бросила, в результате чего младенец умер. Накибаева была осуждена по ст. 125 УК. Однако прокурор с такой квали­фикацией не согласился, полагая, что в се действиях имеется состав пре­ступления, предусмотренный ст. 106 УК. Как следует квалифицировать содеянное?

2. Митрохина родила от внебрачной связи с Орловым дочь. Поскольку Орлов от брака с Митрохиной отказался, она, не имея жилья и средств к существованию, убила дочь. Квалифицируйте содеянное.

3. Тучный, находясь у пивного ларька, вступил в ссору с Макусом, обругал его нецензурными словами и имевшимся у него самодельным ножом пытался нанести удар. Макусов же ударил пивной кружкой по лицу находившегося здесь же Демина. Тогда Тучный и Демин стали избивать Макуса. Пришедший на место происшествия Зубр пресек эти действия. Однако Демин, вырвавшись из рук Зубра, нанес кулаком удар по голове Макуса, от чего тот через 12 часов умер.

4. Изуверов стал избивать Сидорова Евгения в присутствии брата, Кошкина и Панагина за отказ одолжить ему деньги. В ответ на это Сидоров Александр взял охотничье ружье и выстрелил вверх, однако Евгений сказал брату, что стрелять не надо, и направился домой. Несмотря на явное нежелание Сидорова Евгения продолжать выяснение отношений, Изуверов снова стал избивать его руками и ногами. Сидоров Александр потребовал прекратить эти действия. Тогда Изуверов, угрожая, стал приближаться к нему. В это время Сидоров Евгений выстрелил из ружья в сторону Изуверова, причинив ему огнестрельное ранение с повреждением бедренной артерии, от чего тот через некоторое время скончался.

5. Лунины 5 лет жили вместе, не состояв в зарегистрированном браке, имели общего ребенка. После трехлетнего перерыва в совместной жизни они решили снова наладить ее, стали проживать вместе, вели общее хозяйство. Так продолжалось около года. Однажды Лунин пришел домой, но ему не открыли. Он зубилом сломал замок и увидел в комнате полуобнаженную жену и лежащего в постели мужчину. Лунин стал наносить зубилом, которым открывал дверь, удары жене и мужчине. В результате женщина скончалась, а здоровью мужчины был причинен тяжкий вред.

6. Зимянин возвращался с работы домой. По дороге его встретили незнакомые ему Горин и Кузовков. Из хулиганских побуждений они стали избивать его. Горин вытащил из кармана пистолет и стал угрожать Зимянину убийством. Поведение нападавших вызвало у Зимянина сильное душевное волнение. Неожиданно он вырвал пистолет у Горина и произвел два выстрела – в Горина, а затем в Кузовкова. Оба нападавших были убиты.

7. Иванова, находясь в роддоме, узнала, что ее сожитель сожительствует еще с двумя женщинами, одна из которых тоже ждет ребенка. Решив избавиться от младенца, она в день выписки из роддома оставила его на крыльце недостроенного дома. Ребенок умер.

Вариант ситуации: Иванова попросила акушерку за 20 тыс. рублей помочь избавится от ребенка, которая во время родов задушила его.

 

 

Задание 1

Найти в опубликованной с 2000г. по сегодняшний день практике Верховного суда РФ, либо иных судов РФ материалы, касающиеся квалификации:

1) любого преступления, в результате которого потерпевшему была причинена смерть по неосторожности;

2) любого преступления, которое было совершено под угрозой убийством;

3) угрозы убийством как самостоятельного преступления;

4) причинения смерти по неосторожности как самостоятельного преступления.

Каждый из студентов должен подготовить обзорный доклад по четырем материалам. Доклад и материалы каждый из студентов предоставляет в печатном виде. Работа выполняется индивидуально. Работы, в которых используются четыре одинаковых материала практики, расцениваются как не имеющие индивидуального характера и оцениваются на «неудовлетворительно». Ссылка на использованный источник обязательна. Для подготовки можно использовать сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru, сайт ГАС «Правосудие» www.sudrf.ru, сайт «Актоскоп» www.actoscope.com, либо иные источники.

 

 


Вопросы для подготовки к зачету

1. Жизнь как объект уголовно-правовой охраны.

2. Понятие и виды убийства.

3. Уголовно-правовая характеристика простого убийства.

4. Уголовно-правовая квалификация убийства из ревности. Уголовно-правовая квалификация убийства из мести. Уголовно-правовая квалификация убийства в драке или ссоре.

5. Убийство двух или более лиц: уголовно-правовая квалификация. Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга: уголовно-правовая квалификация.

6. Убийство малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии: уголовно-правовая квалификация.

7. Убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности: уголовно-правовая квалификация. Убийство, совершенное с особой жестокостью: уголовно-правовая квалификация.

8. Убийство, совершенное общеопасным способом: уголовно-правовая квалификация. Убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой: уголовно-правовая квалификация. Уголовно-правовая квалификация убийства, совершенного преступным сообществом и экстремистским сообществом.

9. Убийство, сопряженное с похищением человека, разбоем, вымогательством, бандитизмом, изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера: уголовно-правовая квалификация.

10. Убийство, совершенное по мотиву кровной мести: уголовно-правовая квалификация. Убийство, совершенное корыстных побуждений или по найму: уголовно-правовая квалификация.

11. Убийство, совершенное из хулиганских побуждений: уголовно-правовая квалификация. Убийство, совершенное с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение: уголовно-правовая квалификация.

12. Убийство, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы: уголовно-правовая квалификация. Убийство, совершенное в целях использования органов или тканей потерпевшего: уголовно-правовая квалификация.

13. Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации убийства матерью новорожденного ребенка

14. Понятие аффекта: правовые, психологические, психиатрические аспекты.

15. Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации убийства, совершенного в состоянии аффекта.

16. Проблемы квалификации причинения смерти по неосторожности. Отграничение от смежных составов.

17. Проблемы квалификации преступлений, в результате которых потерпевшему причиняется смерть по неосторожности.

18. Проблемы квалификации доведения до самоубийства.

19. Проблемы квалификации угрозы убийством (ст. 119 УК РФ).

20. Проблемы квалификации преступлений, совершаемых с угрозой убийством.


 

Лист согласования

 

Программа учебной дисциплины составлена на основании ГОС ВПО по специальности 030501«Юриспруденция», утвержденного Министерством образования Российской федерации

 

Разработчик

к. ю. н., доцент Н.В. Тыдыкова

 

Программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры Уголовного права и

 

Протокол заседания № ____от «____» __________ 20____ г.

 

Заведующий кафедрой,

к..ю.н., профессор А.А.Сергеева

 

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании методической комиссии специальности «Юриспруденция»

 

Протокол заседания № ____ от «_____» __________ _20___г.

 

Председатель методической

комиссии специальности

«Юриспруденция» ______________/_________________

 

 

Кафедра Уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права

УТВЕРЖДАЮ

Декан Юридического факультета

____________ Т.В. Полещенкова

«____» _______________ 2012 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.132 (0.011 с.)