Методика проведения обобщения судебной практики 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения обобщения судебной практики



1. Приступая к проведению обобщения, необходимо, прежде всего, изучить или повторить нормативный материал, постановления Верховного Суда РФ, рекомендуемую юридическую литературу. Особо нужно обратить внимание на сложные, неоднозначно решаемые вопросы. Их следует выписать. Это будет Ваша анкета или программа изучения опубликованной практики. Таким образом, составление анкеты или программы изучения судебной практики – это начальный этап практического исследования.

2. Затем можно переходить ко второму этапу – собственно изучению судебной практики по уголовным делам.

С учетом состава преступления определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному составу преступления, то разрешается использовать и более раннюю практику.

В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.

Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Эту информацию следует зафиксировать и обратиться к соответствующему номеру Бюллетеня.

Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/

Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности в СПС «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.

Однако наиболее объективную и полную информацию дает изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/) и Информационно-правовая система «Актоскоп» (режим доступа: http://actoscope.com/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации. Сложности в работе с этими источниками связаны с отсутствием возможности поиска по ключевым словам и необходимостью обращения непосредственно к сайтам судов. Поэтому при работе с этими порталами следует предварительно изучить вопрос о подсудности Вашего состава преступления.

3. Следующий этап работы – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:

- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределенному или дискуссионному вопросу;

- по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами;

- имели ли место ошибки в квалификации преступления и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков состава преступления они допускались, их причины;

- имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами;

- как решаются вопросы разграничения со смежными составами преступлений, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др.

4. Заключительный этап – оформление результатов проведенного обобщения судебной практики. Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скрепленные между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:

Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.

Приложения (приобщаются наиболее важные судебные решения).

Если того требует задание, то на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создается учебная задача (казус).


Критерии оценки ответа студента в рамках устного опроса по вопросам для текущего контроля знаний на практическом занятии

Ответ студента на практическом занятии оценивается одной из следующих оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые выставляются по следующим критериям.

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного и нормативного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной кафедрой. Как правило, отличная оценка выставляется студентам, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала, знающим точки зрения различных авторов и умеющим их анализировать.

Оценка «хорошо» выставляется студентам, обнаружившим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе задания, усвоившим основную литературу, рекомендованную кафедрой.

На «удовлетворительно» оцениваются ответы студентов, показавших знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и в предстоящей работе по профессии, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе не носящие принципиального характера, когда установлено, что студент обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, обнаружившим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают ответы студентов, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер, когда студент не понимает существа излагаемых им вопросов, что свидетельствует о том, что студент не может дальше продолжать обучение или приступать к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.


Критерии оценки выступления студента с докладом

Выступление студента оценивается одной из следующих оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые выставляются по следующим критериям:

-аргументированность выступления (доказательность суждений);

- грамотность формулирования вопросов, степень их дискуссионности;

- использование в дискуссии материалов источников;

- активность и инициативность в ходе дискуссии;

- культура презентации подготовленного материала;

- культура диалога;

- удовлетворенность результатами дискуссии (возможна организация самооценки студентами).


Протокол согласования программы учебной дисциплины с другими дисциплинами специальности на 20___ /20___ учебный год

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину Кафедра Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д. Подпись заведующего кафедрой  
Теоретические основы квалификации преступлений Уголовного права и процесса      
Уголовное право Уголовного права и процесса    
Криминология Уголовного права и процесса    

Лист согласования

 

Программа учебной дисциплины составлена на основании ГОС ВПО по специальности 030501«Юриспруденция», утвержденного Министерством образования Российской федерации

 

Разработчик

к. ю. н., доцент Н.В. Тыдыкова

 

Программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры Уголовного права и

 

Протокол заседания № ____от «____» __________ 20____ г.

 

Заведующий кафедрой,

к..ю.н., профессор А.А.Сергеева

 

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании методической комиссии специальности «Юриспруденция»

 

Протокол заседания № ____ от «_____» __________ _20___г.

 

Председатель методической

комиссии специальности

«Юриспруденция» ______________/_________________

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.01 с.)