Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые основы деятельности прокуратуры в современный периодСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации.30 В статье 129 Конституции определено, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Согласно ней полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом. В соответствии с ч. 1 ст. 1 раздела 1-го Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (в ред. 23 декабря 1998 г.). Кроме этого прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Главным в нём является провозглашение принципов о том, что прокуратура является единой системой, что это независимый и централизованный орган государства, обеспечивающий соблюдение законности. В отличие от прокуратуры СССР, которая по Закону «О прокуратуре СССР» осуществляла надзор в уголовном судопроизводстве, прокуратура Российской Федерации является органом не несущим в суде надзорной функции, но поддерживающим в нем государственное обвинение. Это связано с реализацией идеи правового государства о том, что суд является третьей властью в стране, независимой от других органов (в том числе и прокуратуры). В соответствии с Законом Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от неё Советом Федерации по представлению Президента РФ. Следует заметить, что в Законе (в редакции 18 октября 1995г.) оказался неурегулированным порядок освобождения Генерального прокурора от должности, что привело к длительному кризису и невозможности решения данного вопроса в правовых рамках. Возникла необходимость во внесении поправок. Ныне в части 2 статьи 12 Закона (в ред. 23 декабря 1998 г.) регламентировано, что, в случае отказа Совета Федерации в назначении предложенного кандидата на должность Генерального прокурора Президент в течение дней должен представить Совету Федерации новую кандидатуру, а на время отсутствия Генерального прокурора его обязанности исполняет первый заместитель или другие заместители. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. В Законе не было разъяснено, чем является такое согласование, поэтому субъекты Федерации по - разному в своих конституциях и уставах разрешили этот вопрос. В одних случаях требовалось получение согласия представительного органа, в других -главы администрации, в третьих - и это, видимо, оптимально -согласие обеих ветвей власти. В новой редакции ст. 13 Закона орган власти, дающий согласие, определяется самим субъектом РФ. Открытым остался вопрос о необходимости согласования назначения прокуроров на должности, приравниваемые к должностям прокуроров субъектов РФ. Ныне прокуроры военных округов, а также природоохранных прокуратур уровня субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором без согласования с субъектами Федерации. Практика деятельности прокуратур субъектов Федерации показала, что необходимость согласования назначения прокуроров субъектов Федерации поставила их в косвенную зависимость от органов государственной власти субъектов Федерации и фактически привела к отступлению от принципа независимости органов прокуратуры от региональных (местных) органов власти. В связи с чем, представляется, было бы целесообразным внести соответствующую поправку в ч. 1 ст. 13 Закона «О прокуратуре РФ», отменяющую необходимость согласования назначения на должность прокуроров субъектов Федерации. Закон «О прокуратуре РФ» в редакциях 1995-98 годов является законодательным актом, который регулирует организацию и деятельность органов прокуратуры. Ныне в Законе «О прокуратуре РФ», определены общие положения, правовые основы, принципы, правовые гарантии, направления деятельности, установлен предмет, пределы надзора, а также полномочия прокуроров по отдельным направлениям; служба и правовые гарантии деятельности работников прокуратуры, основные положения их материального и социального обеспечения. Закон «О прокуратуре РФ» состоит из 7 разделов. В первом разделе установлены общие положения прокуратуры РФ. Во втором разделе закреплена система и организация прокуратуры, назначение прокуроров на должности, полномочия прокуроров по руководству подчиненными прокурорами. Третий раздел, именуемый - «прокурорский надзор», регулирует вопросы надзора прокурора за исполнением законов, а также надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В главе 3 этого же раздела определяется предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие и указывается, что полномочия прокуратуры по осуществлению надзора устанавливаются уголовно - процессуальным законодательством и другими федеральными законами (Примечание. В соответствии с новым УПК РФ предмет надзора в значительной мере изменен: прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия). В этой же главе установлено, что, осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесённых уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции. В части 2 ст. 31 Закона «О прокуратуре РФ» сказано также, что он может принять к своему производству или поручить подчиненному прокурору или следователю расследование любого преступления. Однако, на основании п.9 ст. 37 и ст. 151 УПК РФ это его право было ограничено необходимостью соблюдения правил о подследственное™.31 После принятия поправок в ст. 37 УПК прокурор вновь получил право изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи (в ред. Федерального Закона от 4 июля 2003 г.)32. В главе 4 этого раздела урегулирован надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, надзор за исполнением законов администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Четвертый раздел посвящен участию прокурора в рассмотрении дел судами. Оно осуществляется в случаях и в рамках, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Осуществляя уголовное преследование он участвует в суде по уголовным делам, выступая в качестве государственного обвинителя. Здесь также имеется в виду участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях и рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции, а также дел арбитражными судами. Пятый раздел посвящен службе в органах и учреждениях прокуратуры, кадрам органов и учреждений прокуратуры. В нем излагаются требования, предъявляемые к прокурорам и следователям при их приеме на работу, регулируются особенности их должностного положения (классные чины, аттестация), привлечения к ответственности, оплаты труда, их правовое и социальное обеспечение, а также меры правовой и социальной защиты. В шестом разделе рассматриваются особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры: их система, полномочия, кадры, материальное и социальное обеспечение, финансирование и материально-техническое обеспечение. Наконец, в 7 разделе рассматриваются иные вопросы организации и деятельности прокуратуры: статистическая отчетность, финансирование, материально-техническое обеспечение. В ст. 54 этого раздела дается разъяснение некоторых наименований, содержащихся в Федеральном законе. При «разъяснении некоторых наименований» разъясняется понятие - прокурор: указывается, в каких случаях речь идет о любом оперативном работнике органов прокуратуры, и когда имеется ввиду только прокурор или его заместитель в узком смысле слова - руководитель прокурорского органа; а также, что прокурорские работники - это те, кто, работая в системе прокуратуры, имеет классные чины (воинские звания). Статья 3 Закона «О прокуратуре РФ» устанавливает, что наряду с Конституцией РФ, Федеральным Законом «О прокуратуре РФ» регулирование деятельности прокуратуры осуществляется и другими федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации. Наиболее важными в этом отношении федеральными законами являются Уголовно-процессуальный кодекс РФ33, Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР34, а также Арбитражно-процессуальный кодекс РФ.35 Такое положение определяется Уголовно-процессуальный кодекс // СЗ. РФ. 2001. №52 ч.1. Ст. 4921; 2002. №22. Ст. 2027; №30. Ст. Ст. 3015, 30020, 3029. 34 Граждански-процессуальный кодекс // СЗ. РФ. 2002. №46. Ст. 4532. 3" Арбитражно-процессуальный кодекс // СЗ. РФ. 2002. №30. Ст. 3012. указанием в статье 30 Закона «О прокуратуре РФ», что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами, а также - в ч. 4 статьи 35, что полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. К этому следует добавить, что ст. 21 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает полномочия прокурора в этом виде деятельности правоохранительных органов,36 а Кодекс об административных правонарушениях в ст. 26.6 и далее регламентирует осуществление надзора прокурора при производстве дел об административных правонарушениях. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ст. 51 возлагает на прокуратуру надзор за исполнением уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и их должностными лицами.38 (Примечание: ч. 1 ст. 77 новой редакции этого Закона, которая будет действовать с 1 января 2006 г., расширяет предмет надзора. Она включает надзор прокурора за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления не только уставов, но и муниципальных правовых актов, перечень которых очень широк. См. ст. 43 упомянутого Закона39) Среди других законов можно назвать Таможенный кодекс РФ40, Трудовой кодекс РФ41; Закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»,42 Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания»43 Уголовно-исполнительный кодекс РФ,44 Закон от 25 июля 1998 г. №130 "О борьбе с терроризмом" 45 и ряд других. Важной составной частью правовых основ в соответствии с Конституцией РФ являются международные договоры Российской Федерации. Здесь имеются ввиду те нормы договоров, конвенций, которые касаются участия прокуратуры в мероприятиях, направленных на организацию сотрудничества с другими государствами по борьбе с преступностью, исполнения поручений органами прокуратуры по правовым вопросам. В международных договорах РФ об оказании правовой помощи и о правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам прокуроры выполняют просьбы о правовой помощи правоохранительным органам иностранных государств. В переходный период, в связи с отсутствием законов нор-мотворчество осуществляется и Президентом РФ, который может издавать Указы, регламентирующие деятельность органов прокуратуры по некоторым вопросам: например, Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента от 18 апреля 1996 года, в котором устанавливаются права и обязанности прокуратуры как координатора правоохранительных органов46, или Указы Президента о повышении роли прокуроров в борьбе с нарушениями трудового законодательства и законодательства об охране труда от 12 марта и 4 мая 1994 года. В соответствии со ст. 17 Закона «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры и издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации, деятельности системы прокуратуры Российской Федерации. Поскольку эти правовые акты издаются в целях обеспечения прокурорами выполнения возложенных на них функций и в рамках существующей законодательной базы, для работников прокуратуры они также являются правовой основой их деятельности. Более подробно об этих актах будет сказано ниже в главе, где излагаются вопросы, посвященные организации прокуратуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.61 (0.007 с.) |