Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия, формы и методы надзора прокурора за законностью орд

Поиск

Полномочия прокурора в этом направлении урегулированы в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О прокуратуре РФ», УПК РФ, Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 05 июля 1995 года с изменениями и дополнениями.1 ° Приказом Генерального прокурора № 56 от 25 апреля 2000 года «Об орга­низации надзора за исполнением Федерального закона «Об опе­ративно-розыскной деятельности РФ» предложена методика надзора прокурора, в частности, при восстановлении нарушен­ных прав и свобод граждан, проведении проверок по другим основаниям.

Прокурор должен знать перечень государственных органов, имеющих право выполнять оперативно-розыскную деятель­ность. В их число входят: 1.органы Внутренних Дел, 2.органы Федеральной службы безопасности, 3.органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, 4.органы Федеральной службы государст­венной охраны, 5.органы Федеральной пограничной службы, б.органы Федеральной таможенной службы, 7. органы Феде­ральной службы внешней разведки РФ, 8. Органы уголовно-исполнительной системы.

На основании ст. 21 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» прокурор вправе требовать у руководителей ор­ганов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств. При этом оперативно-служебные доку­менты об осуществлении контрразведывательной деятельности органами ФСБ и СВР России можно истребовать только в слу­чае проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельст­вующими о нарушении этими органами законодательства Рос­сийской Федерации.

По требованию прокурора руководители органов, осущест­вляющих оперативно-розыскную деятельность, должны пред­ставлять учетно-регистрационную документацию и ведомствен­ные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

По оперативно-розыскным делам прокурор имеет право а) знакомиться с подлинными оперативно-служебными докумен­тами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использо­ванием оперативно-технических средств, а также иные опера­тивно-служебные документы, необходимые для осуществления надзора по этому направлению; б) опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осу­ществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе и о передаче результатов ОРД следователю, органу дознания, в суд; в) он также вправе требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и допустивших при этом нарушения закона; г) давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекра­щения; д) не давать согласия следователю (органу дознания) на возбуждение уголовного дела, в порядке реализации результа­тов ОРД; е) опротестовывать противоречащие закону ведомст­венные правовые акты руководителей органов, осуществляю­щих ОРД; ж) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществ­ляющих ОРД; з) требовать от руководителей органов, осущест­вляющих ОРД, отстранения подчиненных им оперативных ра­ботников от дальнейшего ведения оперативных проверок в слу­чае нарушения ими закона; и) при обнаружении признаков пре­ступления проводить проверку в соответствии с требованиями ст. 144 У ПК РФ и принимать решение в порядке ст. 145 УПК РФ; к) направлять в суд жалобы, проверка которых находится в исключительной компетенции суда.

В соответствии со п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ он вправе давать органам дознания указания о проведении оперативно - розыск­ных мероприятий.

На основании Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и Приказа Генерального прокурора № 56 от 25.04.2000 г. «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прокурор проводит проверки в соответствующих органах, осу­ществляющих оперативно-розыскную деятельность:

а) по жалобам граждан и обращениям должностных лиц;

б) по результатам изучения материалов уголовных дел о не­раскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их про­изводстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указа­ний уполномоченного прокурора;

в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоя­щего прокурора;

г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняе­мых или подозреваемых по уголовным делам и лиц без вести пропавших.

Проведение прокурорами проверок деятельности оператив­но-розыскных органов свидетельствует, что органы ОРД неред­ко нарушают требование о предоставлении органу дознания, следователю, прокурору сведений о результатах проведения оперативно-розыскных мероприятий. В некоторых случаях не выносят постановления о рассекречивании предоставляемых сведений, представляют имеющиеся материалы с нарушением требования о допустимости доказательств добытых оперативно-розыскным путем, в результате чего эти материалы теряют свою силу допустимых доказательств при судебном разбирательстве.

Поскольку основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является наличие возбужденного уго­ловного дела; наличие сведений о подготавливаемом, совер­шаемом или уже совершенном преступлении; наличие сведений о лицах, скрывающихся в связи с совершенным преступлением от органов дознания, следствия и суда, он должен методами проверки пресекать факты, когда такие мероприятия проводятся при отсутствии указанных оснований.

Право проводить проверки имеют только уполномоченные прокуроры, т.е. те прокуроры, кому специально поручено осу­ществление данного надзора, что связано с необходимостью не­допущения утечки информации и конфиденциального, секрет­ного характера ОРД.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступ­ные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуще­ствляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о ли­цах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, могут быть представлены соответствующим прокурорам только с письменного согласия этих лиц или в связи с привлечением их к уголовной ответственности. В то же время прокурор должен следить за соблюдением требований закона о недопущении рассекречивания этих лиц, чтобы была обеспечена их личная безо­пасность.

В соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной дея­тельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гра­жданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почто­вых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосно­венность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации. Поэтому прокурор должен выяв­лять случаи несанкционированного судом нарушения конститу­ционных прав и пресекать их, привлекать виновных к установ­ленной законом ответственности.

Прокуроры должны, используя предоставленные полномо­чия, принимать своевременные меры для пресечения нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в частности, своевременно опротестовывать решения должност­ных лиц. осуществляющих ОРД (постановления о заведении дела оперативного учета, о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционное право граж­данина, без решения суда, о рассекречивании оперативно-служебного документа, содержащего государственную тайну), обеспечивать принятие мер к возмещению причиненного вреда, а при наличии оснований привлекать к ответственности винов­ных должностных лиц. Следует подчеркнуть, что прокуроры, уполномоченные для осуществления надзора за ОРД, должны обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представлен­ных ему документах и материалах, в том числе,, не допускать разглашения государственной или служебной тайны, доступа к ней других лиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.100 (0.007 с.)