Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Надзор прокурора за исполнением закона «о защите прав потребителя»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нередко является необходимым вмешательство прокурора с целью защиты прав потребителей. Законодательные и другие нормативные акты, регулирующие правовые отношения в этой сфере: Закон РФ «О защите прав потребителя» с изменениями и дополнениями. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 года; -Закон РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 года;1'* Положение о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли, утвержденного постановлением Правительства РФ (в ред. от 14 июля 1997 гола №866),|29 Прокурор должен знать, какие органы ведают вопросами защиты прав потребителя. В исполнительных органах власти субъектов Федерации и в органах местного самоуправления вопросами защиты прав потребителя ведают, в частности, структурные подразделения Госторгинспекции. Прокурор также должен знать, что в составе многих Министерств имеются Федеральные службы по контролю и надзору в соответствующих сферах. Например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки конролируст и надзирает за исполнением законодательства о качестве образования в образовательных учреждениях в связи с чем может проводить в установленном порядке проверку деятельности образовательных учреждений, а при необходимости пресечь такую деятельность путем отзыва лицензии, применять установленные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического харктсра. В составе Министерства здравоохранения и социального развития создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, которая ведает вопросами надзора и контроля за зашитой прав потребителя, и на которую возложены, в числе других функций, функции санитано-эпидемиологического надзора, надзора на потребительском рынке, надзора в сфере защиты прав потребителя. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, пресекает факты нарушения закнодатсльства РФ в установленной сфере, принимает меры, направленные на недопущение нарушений впредь. Деятельности Федеральных агентств, в компетенцию которых входит оказание государственных услуг, в гом числе населению, может повлечь необходимость обращения в ли агентства в связи с неудовлетворительным оказанием услуг. К ним относятся Федеральные агентства: лесного хозяйства, водных ресурсов, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта, морского и речного транспорта, по образованию, по здравоохранению и социальному развитию, по связи, по печати и массовым коммуникациям, по сельскому хозяйству, по физической культуре, спорту и туризму, по энергетике и др. Прокурор должен знать компетенцию и полномочия этих органов при осуществлении защиты прав потребителей. В частности, торговая инспекция проводит проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также качества продукции у изготовителя, контроль за соблюдением на предприятиях торговли и общественного питания порядка применения цен, правильностью пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием, имеет право приостанавливать реализацию товаров, не соответствующих стандартам или опасным для жизни, здоровья и имущества граждан. Органы Федеральной службы надзора в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением прав потребителя, направляют предписания о прекращении нарушения прав потребителей изготовителям и продавцам, в том числе о прекращении продажи товаров с нарушенными сроками годности и о приостановлении продажи товаров, выполнении работ, услуг при отсутствии достоверной (достаточной) информации о товаре, работе или услуге, а также могут в соответствии со своей компетенцией на лицензирование отозвать лицензию соответствующего вида деятельности, или обратиться с требованием об отзыве лицензии по видам деятельности в других сферах в компетентный орган. Они вправе налагать штраф на изготовителя (исполнителя, продавца) за уклонение от исполнения его законных предписаний о прекращении нарушения прав потребителя. Наиболее частыми нарушениями прав потребителей являются: изготовление, ввоз и реализация суррогатной, контрафактной, не сертифицированной, а нередко опасной для здоровья продукции. Между тем, полномочия инспекций, осуществляющих контроль в торговле, используются ими не эффективно, в связи с чем борьба с нарушением прав потребителей ведется неудовлетворительно. Контролирующие органы не достаточно проверяют рынки и иные места торговли на предмет установления нарушений правил торговли, продажи контрафактной продукции (спиртеводочные и табачные изделия, чай. кофе, аудио и видео кассеты), акты о несоблюдении правил сертификации и продажи товаров не составляются, органы санэпиднадзора не всегда оформляют дела об административных правонарушениях в случаях невыполнения санитарно-гигиенических требований при реализации продукции потребителям. В то же время некоторые общественные организации незаконно присваивают властные полномочия государственных контролирующих органов, проводят самостоятельные проверки, составляют протоколы, передают материалы в суды для привлечения «виновных» лиц к административной ответственности. Некоторые добровольные инспекторы занимаются самоуправством и вымогательством. Прокурорскими проверками были выявлены негосударственные пенсионные фонды, принимавшие вклады населения, по существу повторявшие деятельность финансовых органов и банков по незаконному привлечению денежных средств. По результатам таких проверок были возбуждены уголовные дела о мошенничестве. Установлены были факты неудовлетворительного выполнения платных услуг коммерческими образовательными учреждениями среднего образования, когда в договорах не указывалось, какого качества и наименования услуги будут предоставлены. В результате потребовалось принятие мер к отзыву лицензий на выполнение этих услуг. Прокуроры должны проверять, выполняют ли соответствующие органы свои функции по контролю за соблюдением Закона «О защите прав потребителей», в частности, о том, доводится ли до сведения потребителей о наименовании предприятия и его месте нахождения, о наличии у торгового предприятия соответствующей вывески с указанием профиля и формы организации его деятельности, его юридический адрес; информируются ли потребители о правилах реализации товаров, и представляется ли информация об основных свойствах товара, о гарантийных обязательствах на проданные товары; выдаются ли товарные чеки или другие документы, удостоверяющие факт покупки. Но в то же время при проверках соблюдения законодательства о защите прав потребителя самому прокурору не следует брать на себя функции непосредственного контролера за исполнением Закона. Контролем должны заниматься соответствующие контролирующие органы, а прокурор должен от них требовать выполнения ими своих обязанностей о проверках и предоставления ему соответствующих материалов по результатам проверок. При проверке прокурор должен установить, осуществляют ли территориальные органы Федеральной службы по защите прав потребителя и благополучию человека, органы, созданные местными органами самоуправления, контроль за соблюдением прав потребителей, направляют ли они предписания об устранении нарушений прав потребителей физическим и юридическим лицам, занимающимся торговлей, выполнением работ или услуг. Прокурор выявляет также, как осуществляется контроль органами Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт), Федеральной службы транспорта, Федеральной службы в сфере природопользования за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. Он устанавливает, принимаются ли компетентными органами меры привлечения виновных лиц к административной ответственности. В случае обнаружения нарушений прав потребителей прокуроры вносят представления в соответствующие контролирующие органы, исполнительные органы власти и местного самоуправления, а также предъявляют иски в судебном порядке в защиту прав потребителей, если они сами не могут в силу возраста, состояния здоровья, по другим причинам, установленным в законе (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ) защитить свои права и законные интересы. В случае обнаружения, что контролирующие или надзирающие органы не выполняют возложенных на них полномочий по защите прав потребителя, прокурор должен путем внесения представлений добиваться активизации этой работы, а при установлении фактов злоупотреблений, неудовлетворительного выполнения обязанностей должностными лицами в установленном порядке привлекать виновных к ответственности. 5.3.4. Надзор прокурора за законностью разрешения заявлений, жалоб и иных обращений граждан В соответствии со ст. 10 Закона «О прокуратуре РФ» в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Это полномочие прокурора подтверждено ст. 27 Закона «О прокуратуре РФ», в части 1 которой на прокурора возложена функция - рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года установлен порядок рассмотрения и разрешения жалоб, заявлений и предложений граждан. Все эти нормативные акты являются правовой основой деятельности прокурора по осуществлению надзора за рассмотрением жалоб, заявлений и обращений граждан. Предметом надзорной деятельности прокурора является зашита прав и свобод человека и гражданина по всем направлениям деятсльноети. Жалобы являются важным источником информации о нарушениях законов, их характере и распространенности. В сочетании с другими материалами они свидетельствуют о состоянии законности и уровне борьбы с правонарушениями. Приказом Генерального прокурора № 80 от 24 декабря 2001 года О введении в действие инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ» регламентирована деятельность прокуратуры непосредственно в органах прокуратуры. Приказом Генерального прокурора № 30 от 22 мая 1996 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» установлена в качестве важного направления деятельности прокуратуры зашита закрепленных в Конституции РФ трудовых, имущественных, жилищных, экологических, избирательных и -иных политических прав и свобод человека и гражданина. Приказом Генерального прокурора № 3 от!0 января 1999 года «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях» регламентировано проведение проверок заявлений и жалоб в связи е совершенными или подготовляемыми преступлениями. Исполнение последнего Приказа относится к направлению деятельности прокуратуры при осуществлении надзора за дознанием и расследованием преступлений и за производством оперативно-розыскной деятельности, поэтому оно будет рассматриваться в другой теме. Исходя из сказанного выше, в деятельности прокурора по рассмотрению заявлений и жалоб усматривается два аспекта: 1. разрешение жалоб и заявлений самой прокуратурой; 2. надзор за законностью разрешения жалоб и заявлений в поднадзорных прокуратуре органах. I. В каждой прокуратуре с учетом уровня иерархии в системе органов устанавливается порядок работы с жалобами. Организация работы и ответственность за нее возлагается на руководителей прокуратуры и се структурных подразделений. Прокуратура разрешает заявления, содержащие сведения о нарушениях законов, в соответствии с ее компетенцией. Другие заявлении пересылаются по принадлежности с извещением об этом заявителя. Заявления рассматриваются в срок до 30 дней с момента поступления, а не требующие специальной проверки - в срок до 15 дней.Заявления, содержащие сведения о готовящихся или совершенных преступлениях, разрешаются в срок до 3-х дней и по разрешению руководителя может быть продлен до 10 дней, как этого требует ст. 144 УПК РФ. Обращения, поступившие из аппарата Президента, председателя Правительства и его заместителей, руководителя Администрации президента, Секретаря Совета Безопасности, руководителей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, их заместителей, членов Государственного Совета, Председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, других руководителей высших представительных и исполнительных органов РФ, субъектов Федерации, взятые на контроль Генеральным прокурором, рассматриваются безотлагательно, но не позднее 30 дневного срока. Отпеты на парламентские запросы должны даваться не позднее 15 дней со дня их получения, запрос Уполномоченного по правам человека в 15 дневный срок.. Обращения военнослужащих и членов их семей разрешаются в районных и городских прокуратурах не позднее 7 дней со дня их поступления. В прокуратуре должен быть организован прием жалобщиков всеми оперативными работниками прокуратуры, включая руководителя. Жалобы, поступающие в прокуратуру в письменном виде, подлежат регистрации и соответствии с Инструкцией по делопроизводству, введенной Приказом № 61 от 21 ноября 1994 года. По поступившей жалобе соответствующим прокурорским работником проводится необходимая проверка с истребованием материалов или дел, либо с выездом непосредственно на место. По результатам ее рассмотрения составляется мотивированный ответ, который должен быть дан не позднее установленного 30-дневного срока. При необходимости срок разрешения жалобы может быть продлен руководителем прокуратуры. Ответ заявителю должен быть подписан в районных и городских прокуратурах руководителем, а в более высоких звеньях - начальниками управлений или отделов. Раз в полугодие в прокуратуре производится обобщение жалоб, по результатам которого предлагаются меры, направленные на повышение эффективности их рассмотрения, а также на принятие мер предупреждения типичных нарушений законности. По результатам проверок разрешаемых жалоб прокурор в случае отказа в удовлетворении жалобы разъясняет заявителю порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если это предусмотрено законом. Если при проверке жалобы установлено, что было совершено правонарушение, прокурор в установленном законом порядке принимает меры для привлечения к ответственности правонарушителей. При проведении проверок по уголовным и гражданским, а также арбитражным делам, по которым вынесены вступившие в законную силу решения прокурор проводит проверку с изучением дела по обжалуемому решению и в установленном порядке при наличии законных оснований вносит представление в пределах своей компетенции или выносит постановление об отказе об удовлетворении жалобы, о чем заявителю дается мотивированный ответ. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решение либо действия которых обжалуются. 2. Одним из важных направлений в деятельности прокурора является проверка в порядке надзора рассмотрения жалоб и заявлении в органах контроля, органах местного самоуправления, органах МВД, на предприятиях и других организациях. При проверке в поднадзорных органах прокурор выявляет, ведется ли руководителем личный прием жалобщиков; как организован учет и регистрация жалоб и заявлений граждан; каков порядок их рассмотрения, в частности, кому поручается их разрешение, соблюдаются ли сроки, установленные законом, даются ли ответы заявителям, обоснованны ли принятые решения, нет ли фактов формального разрешения и повторного обращения граждан по этим же вопросам с жалобами. В последнее время значительную долю в числе разрешаемых прокуратурой жалоб занимают заявления и жалобы о нарушении законодательства, регулирующего прием в Российское гражданство. В связи с этим прокурору нужно проводить целевые проверки в органах Министерства внутренних дел, направленные на защиту прав и интересов лиц. желающих приобрести Российское гражданство, а также проверять соблюдение законности при приглашении в Россию лиц без гражданства и иностранцев. По результатам проводимых проверок он после соответствующего анализа принимает решение, соответствующее его полномочиям, то есть вносит представления, приносит протесты или возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении. Контроль по теме:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.132 (0.013 с.) |