Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надзор прокурора за исполнением закона «о защите прав потребителя»

Поиск

Нередко является необходимым вмешательство прокурора с целью защиты прав потребителей.

Законодательные и другие нормативные акты, регулирую­щие правовые отношения в этой сфере: Закон РФ «О защите прав потребителя» с изменениями и дополнениями. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 года; -Закон РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 года;1'* Положе­ние о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли, утвержденного постановлением Правительст­ва РФ (в ред. от 14 июля 1997 гола №866),|29

Прокурор должен знать, какие органы ведают вопросами за­щиты прав потребителя. В исполнительных органах власти субъектов Федерации и в органах местного самоуправления во­просами защиты прав потребителя ведают, в частности, струк­турные подразделения Госторгинспекции. Прокурор также дол­жен знать, что в составе многих Министерств имеются Феде­ральные службы по контролю и надзору в соответствующих сферах. Например, Федеральная служба по надзору в сфере об­разования и науки конролируст и надзирает за исполнением за­конодательства о качестве образования в образовательных уч­реждениях в связи с чем может проводить в установленном по­рядке проверку деятельности образовательных учреждений, а при необходимости пресечь такую деятельность путем отзыва лицензии, применять установленные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического харктсра. В составе Министерства здравоохранения и социаль­ного развития создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, которая ве­дает вопросами надзора и контроля за зашитой прав потребите­ля, и на которую возложены, в числе других функций, функции санитано-эпидемиологического надзора, надзора на потреби­тельском рынке, надзора в сфере защиты прав потребителя. Фе­деральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет в установленном поряд­ке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований сани­тарного законодательства, законодательства РФ в области защи­ты прав потребителей, правил продажи отдельных видов това­ров, пресекает факты нарушения закнодатсльства РФ в установ­ленной сфере, принимает меры, направленные на недопущение нарушений впредь. Деятельности Федеральных агентств, в ком­петенцию которых входит оказание государственных услуг, в гом числе населению, может повлечь необходимость обращения в ли агентства в связи с неудовлетворительным оказанием ус­луг. К ним относятся Федеральные агентства: лесного хозяйст­ва, водных ресурсов, железнодорожного транспорта, воздушно­го транспорта, морского и речного транспорта, по образованию,

по здравоохранению и социальному развитию, по связи, по пе­чати и массовым коммуникациям, по сельскому хозяйству, по физической культуре, спорту и туризму, по энергетике и др.

Прокурор должен знать компетенцию и полномочия этих органов при осуществлении защиты прав потребителей.

В частности, торговая инспекция проводит проверки со­блюдения правил торговли и качества товаров народного по­требления у продавца, а также качества продукции у изготови­теля, контроль за соблюдением на предприятиях торговли и об­щественного питания порядка применения цен, правильностью пользования весовыми и измерительными приборами, торго­вым, технологическим и дозирующим оборудованием, имеет право приостанавливать реализацию товаров, не соответствую­щих стандартам или опасным для жизни, здоровья и имущества граждан. Органы Федеральной службы надзора в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением прав потребителя, направ­ляют предписания о прекращении нарушения прав потребите­лей изготовителям и продавцам, в том числе о прекращении продажи товаров с нарушенными сроками годности и о приос­тановлении продажи товаров, выполнении работ, услуг при от­сутствии достоверной (достаточной) информации о товаре, ра­боте или услуге, а также могут в соответствии со своей компе­тенцией на лицензирование отозвать лицензию соответствую­щего вида деятельности, или обратиться с требованием об отзы­ве лицензии по видам деятельности в других сферах в компетентный орган. Они вправе налагать штраф на изготовителя (ис­полнителя, продавца) за уклонение от исполнения его законных предписаний о прекращении нарушения прав потребителя.

Наиболее частыми нарушениями прав потребителей явля­ются: изготовление, ввоз и реализация суррогатной, контрафактной, не сертифицированной, а нередко опасной для здоро­вья продукции. Между тем, полномочия инспекций, осуществ­ляющих контроль в торговле, используются ими не эффективно, в связи с чем борьба с нарушением прав потребителей ведется неудовлетворительно. Контролирующие органы не достаточно проверяют рынки и иные места торговли на предмет установле­ния нарушений правил торговли, продажи контрафактной про­дукции (спиртеводочные и табачные изделия, чай. кофе, аудио и видео кассеты), акты о несоблюдении правил сертификации и продажи товаров не составляются, органы санэпиднадзора не всегда оформляют дела об административных правонарушениях в случаях невыполнения санитарно-гигиенических требований при реализации продукции потребителям. В то же время неко­торые общественные организации незаконно присваивают вла­стные полномочия государственных контролирующих органов, проводят самостоятельные проверки, составляют протоколы, передают материалы в суды для привлечения «виновных» лиц к административной ответственности. Некоторые добровольные инспекторы занимаются самоуправством и вымогательством.

Прокурорскими проверками были выявлены негосударст­венные пенсионные фонды, принимавшие вклады населения, по существу повторявшие деятельность финансовых органов и банков по незаконному привлечению денежных средств. По ре­зультатам таких проверок были возбуждены уголовные дела о мошенничестве. Установлены были факты неудовлетворитель­ного выполнения платных услуг коммерческими образователь­ными учреждениями среднего образования, когда в договорах не указывалось, какого качества и наименования услуги будут предоставлены. В результате потребовалось принятие мер к от­зыву лицензий на выполнение этих услуг.

Прокуроры должны проверять, выполняют ли соответст­вующие органы свои функции по контролю за соблюдением За­кона «О защите прав потребителей», в частности, о том, дово­дится ли до сведения потребителей о наименовании предпри­ятия и его месте нахождения, о наличии у торгового предпри­ятия соответствующей вывески с указанием профиля и формы организации его деятельности, его юридический адрес; инфор­мируются ли потребители о правилах реализации товаров, и представляется ли информация об основных свойствах товара, о гарантийных обязательствах на проданные товары; выдаются ли товарные чеки или другие документы, удостоверяющие факт покупки. Но в то же время при проверках соблюдения законода­тельства о защите прав потребителя самому прокурору не сле­дует брать на себя функции непосредственного контролера за исполнением Закона. Контролем должны заниматься соответст­вующие контролирующие органы, а прокурор должен от них требовать выполнения ими своих обязанностей о проверках и предоставления ему соответствующих материалов по результа­там проверок.

При проверке прокурор должен установить, осуществляют ли территориальные органы Федеральной службы по защите прав потребителя и благополучию человека, органы, созданные местными органами самоуправления, контроль за соблюдением прав потребителей, направляют ли они предписания об устране­нии нарушений прав потребителей физическим и юридическим лицам, занимающимся торговлей, выполнением работ или ус­луг.

Прокурор выявляет также, как осуществляется контроль ор­ганами Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт), Федеральной службы транспорта, Федеральной службы в сфере природопользования за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. Он устанавливает, принимаются ли компетентными органами меры привлечения виновных лиц к административной ответст­венности.

В случае обнаружения нарушений прав потребителей про­куроры вносят представления в соответствующие контроли­рующие органы, исполнительные органы власти и местного са­моуправления, а также предъявляют иски в судебном порядке в защиту прав потребителей, если они сами не могут в силу воз­раста, состояния здоровья, по другим причинам, установленным в законе (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ) защитить свои права и законные интересы. В случае обнаружения, что контролирующие или над­зирающие органы не выполняют возложенных на них полномо­чий по защите прав потребителя, прокурор должен путем внесе­ния представлений добиваться активизации этой работы, а при установлении фактов злоупотреблений, неудовлетворительного выполнения обязанностей должностными лицами в установлен­ном порядке привлекать виновных к ответственности.

5.3.4. Надзор прокурора за законностью разрешения заявлений, жалоб и иных обращений граждан

В соответствии со ст. 10 Закона «О прокуратуре РФ» в ор­ганах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные об­ращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Это полномочие прокурора подтверждено ст. 27 Закона «О прокуратуре РФ», в части 1 которой на прокурора возложена функция - рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года установлен порядок рассмотрения и разрешения жа­лоб, заявлений и предложений граждан.

Все эти нормативные акты являются правовой основой дея­тельности прокурора по осуществлению надзора за рассмотре­нием жалоб, заявлений и обращений граждан.

Предметом надзорной деятельности прокурора является за­шита прав и свобод человека и гражданина по всем направлени­ям деятсльноети.

Жалобы являются важным источником информации о на­рушениях законов, их характере и распространенности. В соче­тании с другими материалами они свидетельствуют о состоянии законности и уровне борьбы с правонарушениями.

Приказом Генерального прокурора № 80 от 24 декабря 2001 года О введении в действие инструкции «О порядке рассмотре­ния обращений и приема граждан в органах и учреждениях про­куратуры РФ» регламентирована деятельность прокуратуры не­посредственно в органах прокуратуры.

Приказом Генерального прокурора № 30 от 22 мая 1996 го­да «Об организации прокурорского надзора за исполнением за­конов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» ус­тановлена в качестве важного направления деятельности проку­ратуры зашита закрепленных в Конституции РФ трудовых, имущественных, жилищных, экологических, избирательных и -иных политических прав и свобод человека и гражданина.

Приказом Генерального прокурора № 3 от!0 января 1999 года «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением за­конности при разрешении заявлений, сообщений и иной инфор­мации о совершенных и подготовляемых преступлениях» рег­ламентировано проведение проверок заявлений и жалоб в связи е совершенными или подготовляемыми преступлениями. Ис­полнение последнего Приказа относится к направлению дея­тельности прокуратуры при осуществлении надзора за дознани­ем и расследованием преступлений и за производством опера­тивно-розыскной деятельности, поэтому оно будет рассматри­ваться в другой теме.

Исходя из сказанного выше, в деятельности прокурора по рассмотрению заявлений и жалоб усматривается два аспекта:

1. разрешение жалоб и заявлений самой прокуратурой;

2. надзор за законностью разрешения жалоб и заявлений в поднадзорных прокуратуре органах.

I. В каждой прокуратуре с учетом уровня иерархии в систе­ме органов устанавливается порядок работы с жалобами. Орга­низация работы и ответственность за нее возлагается на руководителей прокуратуры и се структурных подразделений. Проку­ратура разрешает заявления, содержащие сведения о нарушени­ях законов, в соответствии с ее компетенцией. Другие заявлении пересылаются по принадлежности с извещением об этом заяви­теля. Заявления рассматриваются в срок до 30 дней с момента поступления, а не требующие специальной проверки - в срок до 15 дней.Заявления, содержащие сведения о готовящихся или совершенных преступлениях, разрешаются в срок до 3-х дней и по разрешению руководителя может быть продлен до 10 дней, как этого требует ст. 144 УПК РФ.

Обращения, поступившие из аппарата Президента, предсе­дателя Правительства и его заместителей, руководителя Адми­нистрации президента, Секретаря Совета Безопасности, руково­дителей Совета Федерации и Государственной Думы Федераль­ного Собрания, их заместителей, членов Государственного Со­вета, Председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, других руководи­телей высших представительных и исполнительных органов РФ, субъектов Федерации, взятые на контроль Генеральным проку­рором, рассматриваются безотлагательно, но не позднее 30 дневного срока. Отпеты на парламентские запросы должны да­ваться не позднее 15 дней со дня их получения, запрос Уполно­моченного по правам человека в 15 дневный срок.. Обращения военнослужащих и членов их семей разрешаются в районных и городских прокуратурах не позднее 7 дней со дня их поступле­ния.

В прокуратуре должен быть организован прием жалобщи­ков всеми оперативными работниками прокуратуры, включая руководителя. Жалобы, поступающие в прокуратуру в письмен­ном виде, подлежат регистрации и соответствии с Инструкцией по делопроизводству, введенной Приказом № 61 от 21 ноября 1994 года.

По поступившей жалобе соответствующим прокурорским работником проводится необходимая проверка с истребованием материалов или дел, либо с выездом непосредственно на место. По результатам ее рассмотрения составляется мотивированный ответ, который должен быть дан не позднее установленного 30-дневного срока. При необходимости срок разрешения жалобы может быть продлен руководителем прокуратуры. Ответ заяви­телю должен быть подписан в районных и городских прокуратурах руководителем, а в более высоких звеньях - начальниками управлений или отделов.

Раз в полугодие в прокуратуре производится обобщение жалоб, по результатам которого предлагаются меры, направлен­ные на повышение эффективности их рассмотрения, а также на принятие мер предупреждения типичных нарушений законно­сти.

По результатам проверок разрешаемых жалоб прокурор в случае отказа в удовлетворении жалобы разъясняет заявителю порядок обжалования принятого решения, а также право обра­щения в суд, если это предусмотрено законом. Если при провер­ке жалобы установлено, что было совершено правонарушение, прокурор в установленном законом порядке принимает меры для привлечения к ответственности правонарушителей. При проведении проверок по уголовным и гражданским, а также ар­битражным делам, по которым вынесены вступившие в закон­ную силу решения прокурор проводит проверку с изучением дела по обжалуемому решению и в установленном порядке при наличии законных оснований вносит представление в пределах своей компетенции или выносит постановление об отказе об удовлетворении жалобы, о чем заявителю дается мотивирован­ный ответ.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решение либо действия которых обжалуются.

2. Одним из важных направлений в деятельности прокурора является проверка в порядке надзора рассмотрения жалоб и за­явлении в органах контроля, органах местного самоуправления, органах МВД, на предприятиях и других организациях.

При проверке в поднадзорных органах прокурор выявляет, ведется ли руководителем личный прием жалобщиков; как ор­ганизован учет и регистрация жалоб и заявлений граждан; каков порядок их рассмотрения, в частности, кому поручается их раз­решение, соблюдаются ли сроки, установленные законом, дают­ся ли ответы заявителям, обоснованны ли принятые решения, нет ли фактов формального разрешения и повторного обраще­ния граждан по этим же вопросам с жалобами.

В последнее время значительную долю в числе разрешае­мых прокуратурой жалоб занимают заявления и жалобы о на­рушении законодательства, регулирующего прием в Российское гражданство. В связи с этим прокурору нужно проводить целе­вые проверки в органах Министерства внутренних дел, направленные на защиту прав и интересов лиц. желающих приобрести Российское гражданство, а также проверять соблюдение закон­ности при приглашении в Россию лиц без гражданства и ино­странцев.

По результатам проводимых проверок он после соответст­вующего анализа принимает решение, соответствующее его полномочиям, то есть вносит представления, приносит протесты или возбуждает уголовное дело или производство об админист­ративном правонарушении.

Контроль по теме:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.132 (0.013 с.)