Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Надзор за исполнением законов в сфере экономикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
5.2.1. Общие вопросы организации надзора в сфере экономики*(17)
Множественность правовых сфер в экономике (к примеру, антимонопольная, кредитно-финансовая, регистрации и лицензирования, отношений государственной и муниципальной собственности, противодействия рейдерству, государственная поддержка предпринимательства, размещение заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, приватизация, земельные правоотношения и др.), в которых прокурор должен обеспечивать надлежащее состояние законности, требует от него оптимальной организации надзора деятельности. Условиями достижения высокого уровня организации являются: 1) знание прокурором законодательства, регулирующего ту или иную правовую сферу и все сферы экономики в совокупности; 2) знание (хотя бы ориентировочное) характеристики правонарушений в той или иной сфере либо в экономике в целом (а также на отдельных объектах, определенной территории, по стране в целом), предварительно составленной по сигналам о правонарушениях, поступающих в прокуратуру и в другие органы; 3) основанное на знаниях законодательства и предварительного состояния правонарушений в различных сферах экономики проведение в них проверок исполнения законов в деятельности органов управления. Для полноты сбора информации о состоянии правонарушений перед проверкой Генпрокуратура РФ может направить задание на места прокурорам субъектов РФ о проведении соответствующих проверок, сборе и обобщении материалов и пр. Значительным объемом сведений, касающихся правонарушений в сфере экономики, располагают контролирующие органы федерального, регионального и местного уровней. Консолидировав данные о правонарушениях, полученные в процессе прокурорских проверок, в том числе и на местах, а также от контролирующих органов, прокурор имеет возможность сделать вывод о реальном состоянии правонарушений и законности в той или иной сфере экономики; 4) реагирование прокурора на выявляемые правонарушения в сфере экономики. Применяемые меры реагирования имеют большое профилактическое значение, нередко ведут к прекращению правонарушений, устранению их, пока эти правонарушения не переросли в преступление; 5) анализ эффективности мер реагирования на правонарушения и их совершенствование, который позволяет выяснить, насколько результативными были принимаемые меры, удалось ли устранить причины и условия, способствующие правонарушениям. Если нет, то нужно заменить формы и методы работы более эффективными, совершенствовать меры воздействия на правонарушителей. Чтобы признать организацию надзора рациональной, необходимо освоить все пять его составных частей или условий. Причем третье условие выполняется с привлечением данных контролирующих органов, полномочия которых предусмотрены положениями о них. Осуществляемые государством экономические преобразования требуют от прокуратуры соответствующего правового их обеспечения, новых подходов к организации надзора за исполнением обновленного законодательства, связаны с изменениями прокурорских полномочий. Отсюда новые направления прокурорской деятельности, заключающиеся, к примеру, в защите прав хозяйствующих субъектов предпринимательства, даче прокурорами согласия на проведение выездных внеплановых проверок в этих субъектах контролирующими органами. Масштабная модернизация экономики, перевод ее на инновационный путь развития требуют от прокуратуры совершенствования организации надзора в целях правового обеспечения происходящих изменений, в частности, правовой защиты интеллектуальной собственности, результатов интеллектуальной деятельности, научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ. Надо сказать, что прокуроры оказывают активное содействие в обеспечении сохранности и целевом использовании бюджетных средств, отпущенных на создание новинок, наукоемкой продукции, доведения их до внедрения в производство.
5.2.2. Надзор за исполнением законов о государственной и муниципальной собственности*(18)
Основу правового регулирования отношений государственной, муниципальной собственности и управления государственным, муниципальным имуществом в России составляют положения Конституции РФ, ГК, Федеральных законов от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Типичными нарушениями законов являются: - ненадлежащие учет и ведение реестров государственного, муниципального имущества; - отсутствие государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество публично-правовых образований, сделок с ним; - нарушение порядка разграничения государственной, муниципальной собственности между публично-правовыми образованиями; - незаконное распоряжение государственной, муниципальной собственностью органами управления государственным, муниципальным имуществом (например, с превышением компетенции; минуя процедуру приватизации) и субъектами права хозяйственного ведения, оперативного управления (например, без согласия собственника; совершение сделок, противоречащих целям и характеру деятельности унитарных предприятий, учреждений); - передача прав владения, пользования государственным, муниципальным имуществом без проведения торгов; - распоряжение объектами государственной, муниципальной собственности без проведения рыночной оценки; - незаконное изъятие органами управления государственного, муниципального имущества из хозяйственного ведения унитарных предприятий; распоряжение имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, без изъятия в установленном законом порядке; - ненадлежащее представление интересов публично-правовых образований в органах управления акционерных обществ; - незаконное отчуждение имущества акционерных обществ с государственным, муниципальным участием (например, совершение сделок без предварительного одобрения советом директоров, общим собранием акционеров в установленных законом случаях); - неперечисление, несвоевременное перечисление в бюджеты неналоговых доходов от использования и продажи государственного, муниципального имущества, части прибыли унитарных предприятий, прибыли от участия в капиталах юридических лиц, дивидендов по акциям; - нарушение порядка оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства; - ненадлежащий контроль органов управления государственной, муниципальной собственностью за использованием и сохранностью государственного, муниципального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также переданного во владение (пользование) по иным основаниям, за деятельностью представителей публично-правовых образований в органах управления юридических лиц с государственным, муниципальным участием; непринятие мер по защите государственных и муниципальных имущественных интересов, привлечению виновных в причинении ущерба к ответственности. Помимо органов управления государственным и муниципальным имуществом (на федеральном уровне - Росимущество и его территориальные органы) определенными контрольными функциями в сфере отношений государственной, муниципальной собственности наделены: Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований; Росфиннадзор, региональные и муниципальные органы финансового контроля; ФАС России; Росохранкультура и соответствующие органы субъектов РФ и муниципальных образований. Основные направления прокурорских проверок исполнения законов о государственной и муниципальной собственности охватывают сферы: управления государственным и муниципальным имуществом; разграничения публичной собственности; приватизации; деятельности государственных, муниципальных унитарных предприятий и учреждений; осуществления публично-правовыми образованиями прав акционеров; распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства. Объектами прокурорских проверок являются органы управления государственным, муниципальным имуществом; организации, осуществляющие их отдельные полномочия в соответствии с законодательством, поручениями органов управления публичной собственностью, договорами (например, реализация имущества, управление акциями); государственные, муниципальные унитарные предприятия, учреждения, юридические лица с участием публично-правовых образований; организации, во владении и пользовании которых находится государственное, муниципальное имущество. Прокуроры не должны подменять контрольные функции органов управления государственным, муниципальным имуществом, органов специализированного контроля в отношении названных организаций, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную и иную деятельность. Прокурорские проверки в указанных организациях следует проводить при наличии информации о фактах нарушений законов, которые: свидетельствуют о бездействии со стороны органов управления публичной собственностью; сопряжены с неправомерными действиями их должностных лиц; в силу значимости объекта могут повлечь негативные последствия, затрагивающие значительный круг лиц. В органах управления государственным, муниципальным имуществом проверке подлежат: 1) организация учета, своевременность и полнота ведения реестров государственного, муниципального имущества; 2) соблюдение требований законов о регистрации вещных прав на недвижимое имущество; 3) законность распоряжения государственным, муниципальным имуществом (необходимо дать оценку принятым решениям и заключенным договорам по его отчуждению, передаче в пользование, в доверительное управление, решениям, направленным на разграничение публичной собственности); 4) соблюдение порядка проведения конкурсов, аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения, пользования в отношении государственного, муниципального имущества; 5) проведение оценки объектов публичной собственности, вовлекаемых в сделки; 6) полнота и своевременность поступления в бюджеты доходов от использования государственной, муниципальной собственности; 7) обеспечение надлежащего контроля за использованием по назначению и сохранностью государственного, муниципального имущества. В ходе проверки с целью получения сведений о нарушениях законов в органах управления государственным, муниципальным имуществом изучаются: правовые акты, статистическая отчетность и текстовые отчеты; данные реестра государственного, муниципального имущества; правоустанавливающие документы на объекты недвижимости; распоряжения в отношении объектов публичной собственности; договоры их отчуждения, передачи в пользование, в доверительное управление; конкурсная (аукционная) документация к торгам; контракты (договоры) на проведение оценки, отчеты об оценке; финансовая отчетность о поступлении в бюджет доходов от использования и продажи государственного, муниципального имущества; платежные поручения, подтверждающие перечисление доходов; акты проверок в порядке реализации контрольных полномочий; документы по претензионной работе; материалы гражданских дел с участием органа управления имуществом. Помимо органов управления государственным, муниципальным имуществом сведения о нарушениях законов о государственной и муниципальной собственности могут быть получены: в Счетной палате РФ и контрольно-счетных органах субъектов РФ, муниципальных образований, в органах финансового контроля (содержащаяся в отчетах 0 проверках, актах проверок информация о необеспечении сохранности, неэффективном использовании государственного и муниципального имущества); в территориальных управлениях ФАС России (информация о нарушениях порядка заключения договоров, предусматривающих переход прав владения, пользования государственным, муниципальным имуществом, антимонопольных требований к торгам; о незаконном предоставлении государственных, муниципальных преференций в виде льгот при использовании государственного, муниципального имущества); в территориальных органах Росреестра (сведения о регистрации вещных прав на недвижимое государственное, муниципальное имущество, сделках с ним (в том числе в регистрации которых отказано).
5.2.3. Надзор за исполнением законов о приватизации*(19)
К основным нормативным правовым актам о приватизации государственного и муниципального имущества относятся: Федеральные законы от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указы Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и от 22.07.1994 N 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года". Порядок и условия приватизации имущества субъектов РФ, муниципального имущества определяются принимаемыми в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами. Типичными нарушениями законов являются: - утверждение планов (программ) приватизации, принятие решений об условиях приватизации неуполномоченными органами; - отчуждение имущества в отсутствие плана (программы) приватизации; - включение в состав приватизируемого имущества объектов, не подлежащих приватизации; - отчуждение государственного и муниципального имущества, минуя установленные ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ способы приватизации (например, отчуждение имущества под видом расчетов с кредиторами, путем внесения в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, закрепление на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями с последующей реализацией с согласия органа управления государственным, муниципальным имуществом заранее известным заинтересованным лицам); - ненадлежащее информационное обеспечение приватизации: неопубликование (опубликование не в полном объеме, с несоблюдением установленных сроков) планов (программ) приватизации, информационных сообщений о продаже, информации о результатах сделок приватизации; - нарушения порядка проведения торгов по продаже государственного и муниципального имущества (например, нарушение антимонопольных требований к торгам; предоставление не предусмотренных льгот и преимуществ конкретным покупателям; признание состоявшимися торгов, в которых фактически принял участие только один участник); - занижение стоимости имущества, подлежащего приватизации; - невыполнение покупателями условий приобретения государственного, муниципального имущества в собственность; - использование незаконного средства платежа при оплате приватизируемого имущества (например, оплата векселями, заключение договоров мены); - неперечисление, несвоевременное перечисление средств от продажи в бюджеты. Распространены следующие нарушения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ: формирование прогнозных планов приватизации, принятие решений об условиях приватизации имущества без учета преимущественного права его выкупа арендаторами из числа субъектов малого и среднего предпринимательства; незаконные отказы последним в приобретении арендуемых помещений в заявительном порядке (ст. 9); предоставление права преимущественного выкупа лицам, не относящимся к категории субъектов малого и среднего бизнеса или не отвечающим условиям, установленным ст. 3; предоставление права выкупа большего по площади помещения, чем предусмотрено законом. Прокурорские проверки исполнения законов о приватизации могут проводиться в органах управления государственным, муниципальным имуществом; в организациях, наделенных функциями, связанными с продажей приватизируемого имущества; на предприятиях, имущественный комплекс или акции которых подлежат приватизации. При подготовке к проверке следует установить перечень объектов, подлежащих приватизации, ознакомиться с отчетами о результатах приватизации, с данными федерального статистического наблюдения по формам N 2-приватизация "Сведения о приватизации имущественного комплекса государственного или муниципального унитарного предприятия" и N 3-приватизация "Сведения о средствах от приватизации государственного и муниципального имущества". Перечень основных вопросов, подлежащих проверке: - соблюдаются ли требования закона при принятии решений об условиях приватизации (все ли объекты, в отношении которых оно принято, включены в планы (программы) приватизации; уполномоченным ли органом принято решение; соответствует ли его содержание требованиям закона (подп. 7, абз. 2 подп. 9 п. 1, п. 2 ст. 6; п. 2 и 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ); - нет ли фактов включения в план (программу) приватизации продажи объектов, не подлежащих приватизации (п. 3 ст. 3, п. 4 ст. 11, п. 1 ст. 30, п. 6 ст. 43 данного Закона); - соблюдаются ли требования закона при определении состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия (ст. 11 Закона). При необходимости с помощью специалистов в области бухгалтерского учета, финансов устанавливается: включены ли в передаточные акты, акты инвентаризации все виды подлежащего приватизации имущества, нет ли фактов его необоснованного списания, правильно ли определена балансовая стоимость активов; - проводится ли оценка для установления начальной цены подлежащего приватизации имущества (ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ; ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ); - соблюдаются ли требования ст. 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ об информационном обеспечении приватизации; - не осуществляется ли отчуждение приватизируемого имущества не предусмотренными законом способами. Соблюдаются ли условия использования отдельных способов приватизации (п. 2 ст. 13, п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ); - не допускается ли нарушений порядка приватизации, установленного отдельными статьями гл. 4 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ применительно к каждому способу приватизации, в том числе правил проведения торгов; - обеспечивается ли полное и своевременное поступление в бюджеты доходов от продажи имущества (ст. 41, 51, 57, 62 БК); - действуют ли специализированные организации, осуществляющие функции, связанные с продажей приватизируемого имущества, в пределах своих полномочий, не допускается ли их превышение; - выполняются ли покупателями условия приобретения государственного и муниципального имущества в собственность, соблюдаются ли ограничения, установленные в порядке обременения приватизируемого имущества (ст. 20, 29, п. 4 ст. 30, ст. 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ). Осуществляется ли органами управления государственным, муниципальным имуществом надлежащий контроль за выполнением покупателями условий приобретения имущества и установленных ограничений; соблюдаются ли предусмотренные гл. 7 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ требования к особенностям создания в процессе приватизации и к правовому положению открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности. В целях выявления фактов отчуждения имущества, минуя установленные законом способы и порядок приватизации, следует ознакомиться в органах управления государственным, муниципальным имуществом с правовыми актами и договорами, касающимися отчуждения объектов государственной, муниципальной собственности, получить сведения о соответствующих сделках из налоговых органов, органов Росреестра, ГИБДД. Необходимо обратить внимание: на основания исключения имущества государственной, муниципальной казны из реестра; на факты распоряжения государственным, муниципальным имуществом, не включенным в реестр, либо без зарегистрированного права на него; на договоры купли-продажи имущества казны без включения в планы приватизации; на договоры его мены, передачи в залог; на договоры подряда, оказания услуг, по которым средством платежа выступает передача права собственности на объекты государственного, муниципального имущества. В ходе проверки исполнения законов в сфере приватизации изучаются: планы (программы) приватизации; решения об условиях приватизации; приватизационные дела; аукционная (конкурсная) и иная документация, соответствующая способу приватизации (протоколы итогов аукциона, конкурса, протоколы приема заявок, заявки, документы, представляемые участниками торгов); договоры на проведение оценки, отчеты об оценке имущества; договоры купли-продажи; платежные поручения; документы, подтверждающие выполнение условий приобретения государственного, муниципального имущества в собственность; другие документы по необходимости. С целью выявления нарушений Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ прокурорам следует обеспечить поступление из органов государственной власти, местного самоуправления, органов Росреестра, от общественных объединений предпринимателей и провести комплексный анализ сведений о заключенных и расторгнутых договорах аренды, основаниях их расторжения; объектах недвижимости, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства и включенных в программы приватизации; обращениях предпринимателей о реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества, результатах их рассмотрения; заключенных договорах купли-продажи.
5.2.4. Надзор за исполнением законов в сфере землепользования*(20)
Основу правового регулирования земельных отношений составляют: Конституция РФ; ГК и ЗК; Федеральные законы от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. ЗК определяет цели и принципы земельного законодательства, участников и объекты земельных отношений (ст. 1, 5-6); устанавливает полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений, порядок предоставления земельных участков в собственность и пользование; права и обязанности собственников земли и иных титулообладателей; механизм защиты и гарантии их прав, требования к охране земель и основания ответственности за нарушения земельного законодательства (ст. 10, 11, 15-19, 20-25, 37, 57-67 и др.). Статья 130 ГК определяет землю как объект гражданских прав и относит ее к категории недвижимых вещей, а гл. 17 содержит ряд важных положений, связанных с обращением земельных участков. Вопросы разграничения собственности на землю России, ее субъектов и муниципальных образований регламентированы нормами Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласно ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правила определения границ земельных участков и описания их характеристик закреплены в Федеральном законе "О государственном кадастре недвижимости". Государственному кадастровому учету подлежат все земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, их целевого назначения и разрешенного использования. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных субъектов или лиц без гражданства составляет более 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Земельные участки данной категории, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (ст. 10). Наиболее типичными являются нарушения, связанные с неэффективным и нерациональным использованием земель. Имеют место факты: незаконного распоряжения земельными участками, ненадлежащего осуществления контролирующими органами возложенных на них контрольно-надзорных функций; использования земельных участков без правоустанавливающих документов на землю, а также не по целевому назначению. В деятельности органов местного самоуправления нередки случаи: нарушений установленного порядка рассмотрения обращений граждан и организаций о предоставлении земельных участков; порядка информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков, а также учета общественного мнения при оформлении разрешительной документации на строительство; нарушения порядка изъятия земельных участков из незаконного владения граждан и организаций. Имеют место факты превышения органами местного самоуправления полномочий, выражающиеся в распоряжении земельными участками, не находящимися в муниципальной собственности. Земельный контроль (в пределах предоставленных полномочий) осуществляют Россельхознадзор, Росприроднадзор, Росреестр, положения о которых утверждены постановлениями Правительства РФ соответственно от 30.06.2004 N 327, от 30.07.2004 N 400 и от 01.06.2009 N 457. Основными источниками информации о деятельности поднадзорных объектов и возможных нарушениях земельного законодательства являются: материалы Росреестра и его территориальных органов, касающиеся кадастрового учета; книги регистрации выдачи свидетельств о праве собственности на землю и иных прав; свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество; решения органов власти по вопросам изъятия и предоставления земель; материалы проверок и статистическая отчетность Росреестра (в том числе, сведения о государственном земельном контроле по форме N 1-ЗЕМ), Росприроднадзора, Россельхознадзора, Росимущества. При проведении проверки в органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления прокурор выясняет соблюдение: - установленного порядка распоряжения землями, государственная собственность на которые не разграничена; - порядка отнесения земель к категориям, перевода земель из одной категории в другую; - порядка изъятия ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей; - ограничений прав на землю и оборотоспособности земельных участков на соответствующих территориях; - порядка предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; - порядка проведения в установленных законом случаях торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков и заключения договора аренды; - условий и порядка принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка; изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд; - порядка организации и осуществления муниципального земельного контроля. В органах местного самоуправления в ходе проверки исполнения требований законодательства при предоставлении участков для жилищного строительства необходимо выяснить: - сформирован ли участок перед выставлением его на торги, т.е. имеется ли проект границ земельного участка; определено ли разрешенное использование земельного участка; согласованы ли технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; - проведен ли государственный кадастровый учет земельного участка перед выставлением его на торги; - принято ли органом местного самоуправления решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов); - опубликовано ли сообщение о проведении торгов (конкурсов, аукционов), в каком СМИ, за какой срок до проведения торгов опубликовано сообщение, содержит ли сообщение необходимые сведения; - проведены ли торги по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства; - заключен ли с победителем торгов договор купли-продажи либо аренды земельного участка; - зарегистрировано ли право на земельный участок в органах Росреестра. При проведении проверок в контролирующих органах прокурор выясняет исполнение ими законов при осуществлении предоставленных контрольных полномочий. В Росреестре и его территориальных органах необходимо выяснить надлежащее исполнение полномочий по контролю: - за исполнением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; - за исполнением требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; - за исполнением требований земельного законодательства о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; - за соблюдением порядка предоставления сведений о состоянии земель. В органах Росприроднадзора проверяется исполнение законов при осуществлении контроля: - за рекультивацией земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ; - за исполнением требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; - за исполнением требований законодательства РФ о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков; - за соблюдением режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов. В органах Россельхознадзора проверке подлежит исполнение ими законов при осуществлении контроля на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений (в том числе за соблюдением требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными веществами). При проверке исполнения законов органами Росимущества прокурор выясняет: - исполнение требований законодательства при приобретении земельных участков в федеральную собственность и при передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность; - соблюдение установленного законом порядка при предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, федеральным государственным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования, иным организациям и гражданам в аренду; - соответствие закону порядка осуществления контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, переданных в установленном порядке иным лицам. Необходимо установить, применяются ли необходимые меры по устранению выявленных нарушений законов и привлечению виновных лиц к ответственности; - соблюдение установленного порядка изъятия земельных участков для нужд Российской Федерации, в том числе выкупа; - наличие договоров об организации земельных торгов (конкурсов, аукционов), заключенных в установленном порядке со специализированными организациями; - соответствие закону порядка осуществления контроля за поступлением в бюджеты соответствующих уровней средств от продажи и аренды земельных участков. Приведенный перечень не является исчерпывающим.
5.2.5. Надзор за исполнением законодательства о банках и банковской деятельности*(21)
Нормативно-правовой основой организации надзора за исполнением законодательства о банках и банковской деятельности является приказ Генпрокурора РФ от 07.12.2007 N 195, в п. 8 которого отражена приоритетность рассматриваемого направления. В рамках осуществления надзора за исполнением банковского законодательства прокуроры должны обеспечить надлежащее взаимодействие с уполномоченными контролирующими органами: ЦБ РФ, Росфинмониторингом, ФАС России, Роспотребнадзором, ФНС России. Социально значимым направлением надзора является защита прав граждан в сфере потребительского кредитования. Генпрокуратурой РФ в информационном письме от 07.12.2009 N 73/1-17д-2009 акцентировано внимание прокуроров к этой области правоотношений. Недопустимы ситуации, когда банки за счет хорошо просчитанной тактики поведения по отношению к заемщику, манипулируя доверчивостью граждан, реагирующих на доступность и простоту получения кредита, искусственно способствуют возникновению у заемщика задолженности по платежам, которая автоматически приводит к соответствующим санкциям в виде штрафов (неустоек) и резкому возрастанию суммы долга. При осуществлении надзора на данном участке необходимо учитывать правовую позицию Генпрокуратуры РФ, сформулиров
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.251.103 (0.015 с.) |