Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение законности и прокурорского надзора в правовом государстве.

Поиск

Соотношение законности и прокурорского надзора в правовом государстве.

 

Рассматривая соотношение прокурорского надзора с законностью и с другими видами контроля и надзора, следует остановиться на особенностях, характерных именно для прокурорского надзора и определить его значимость для укрепления законности в государстве. Цели прокурорского надзора закреплены в ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре в РФ". Это обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение защиты, охраняемых законом интересов общества и государства.

Правовым считается прежде всего в высшей степени цивилизованное, подлинно демократическое

 

государство. В правовом государстве законы, подзаконные акты должны быть реальными, а нарушения

 

законности, в какой бы сфере общественных отношений они ни совершались, от кого бы ни исходили, —

 

нетерпимыми, а потому с ними необходимо вести настойчивую решительную борьбу.

 

Законность нуждается в постоянной охране. С возрастанием роли законности возрастает и роль

 

прокурорского надзора в ее всемерном укреплении. Они неразрывно связаны между собой и служат

 

непременными атрибутами правового государства.

 

 

Исторические этапы развития прокуратуры.

 

Прокуратура появилась в XIV веке во Франции. В России прообразом прокуратуры можно было бы назвать Тайный приказ царя Алексея Михайловича, но вообще-то появление прокуратуры связывают с именем царя Петра I.
1722 год - Указ об учреждении должности генерал-прокурора
в период царствования Анны Иоанновны – факт. бездействовала, восстановление при Елизавете. 1775 год - " Учреждение о губерниях", в котором были закреплены задачи и полномочия губернских прокуроров. В 1862 году были приняты "Основные положения о прокуратуре", в которых четко было определено ее назначение – наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи.
С 1864 года с принятием судебных уставов, главным назначением прокуратуры становится уголовное преследование, надзор утратил свое лидирующее положение.
После прихода к власти Александра III – реакционный орган, преследование «инакомыслящих».
1917 год - декрет "О суде" упразднил "институты судебных следователей и прокурорского надзора". Создан Народный комиссариат юстиции, ВЧК, позднее переименованная в ГПУ. 1922 год – «Положение о прокуратуре». В 1936 году Постановлением ЦИК и СНК СССР прокуратура была выделена из системы народных комиссариатов юстиции, и тем самым завершилась ее централизация.
В военный период с 1941 по 1946 года деятельность прокуратуры фактически была приостановлена. Основополагающие положения для прокуратуры были закреплены в Конституции СССР 1977 года.
Изменения, произошедшие в обществе в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века потребовали принятия новых нормативных актов, касающихся деятельности прокуратуры. Первым таким актом стал Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года. Далее он изменялся и дополнялся.

 

Законодательное урегулирование прокурорского надзора.

 

1 – Конституция РФ

2 – ФЗ «О прокуратуре» от 17 января 1992 года с изменениями и дополнениями - основной НПА

3 – процессуальные кодексы (ГПК, УПК, АПК, КоАП) – полномочия прокуроров

 

4 – акты Президента РФ (напр., утверждено положение о чинах)

5 – приказы и указания Генпрокурора РФ ("О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур", "О регламенте Генеральной прокуратуры РФ", «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», «Об организации надзора за исполнением Федерального закона РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”» и другие)
6 - Различные предписания прокурорам могут содержаться и в постановлениях пленумов Конституционного и Верховного судов.
7 - международные договоры РФ (например, 22 января 1993 года была заключена Минская конвенция "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам")

 

 

Концепция прокурорского надзора на современном этапе.

 

Изучая вопрос о перспективах развития прокурор. системы, следует обратиться к концепции развития прокуратуры.
Выработанная научно-обоснованная концепция прокурорского надзора, опирается на передовую практику и позволяет определить место прокуратуры в системе государственных органов, процессуальное положение прокурора в различных сферах деятельности. Среди проблем развития прокурорской системы наиболее ярко высвечиваются проблемы существования прокуратуры вообще как государственного органа, концептуальное обоснование развития следственного аппарата, развитие и совершенствование законодательства о прокуратуре и т.д. На современном этапе развития органов прокуратуры обнаруживается необходимость тесной доктринальной увязки существования прокуратуры с направлением развития всей правоохранительной системы. Кроме того, новые задачи и функции прокуратуры требуют от ее работников дополнительных мер по совершенствованию профессионализма.

 

Система органов прокуратуры.

 

«Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ».

Прокуратуру как системный государственный институт характеризует следующее:

 

а) замкнутость - никакой другой орган, кроме входящих в эту систему не вправе осуществлять надзор заисполнением;

 

б) эта система внутренне упорядочена. Это проявляется в единстве и стройной организации органов прокуратуры.

 

Компонентами прокурорской системы являются:

 

- генеральная прокуратура;

 

- территориальные прокуратуры (существует два вида – прокуратуры субъектов и прокуратуры городов (районов));

 

- специализированные прокуратуры (существует пять видов – военные, природоохранные, транспортные,

 

прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях и прокуратуры за исполнением

 

законов в закрытых административно-территориальных образованиях);

 

- учреждения образования – это институты повыш. квалиф., НИИ проблем закон. и правопоряд., институты прокурат.

 

 

Особенности организации и деятельности специализированных прокуратур.

 

Специализированные прокуратуры построены по предметному принципу. Их появление вызвано тем, что прокуратура должна была обеспечивать законность в специф. сферах, требующих определенных навыков, познаний.
Специализированные прокуратуры можно подразделить на две группы в зависимости от объема выполняемых функций. 1 – это военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы и другие военные прокуратуры. 2 - все остальные специализированные прокуратуры – транспортные, природоохранные, по надзору за исполнением законов в исправ. учреждениях, и по надзору в ЗАТО, которые действуют только на правах прокуратур районов (городов).
!Приказ Ген. прокурора № 54 от 9 сент. 2002, в котором он разграничивает компетенцию терр. и специал. прокуратур.
Полномочия специализированных прокуроров в соответствии с данным приказом сводятся к следующему:
* они осуществляют надзор за исполнением законов и соответствием законам правовых актов;
* они осуществляют надзор за исполнением законов органами осуществляющими дознание, следствие и ОРД;
* проводят предварительное следствие по определенной категории дел с учетом своей специфики;
* поддерживают гос. обвинение в судах по делам, за рассмотрением которых они осуществляли надзор;
* в касс.порядке они обжалуют незак. судебные решения по делам, в рассмотрении которых принимали участие;
* участвуют в судах при рассмотрении гражд. и арбитраж. дел, вправе приносить надзорные представления..

 

Кадры органов прокуратуры. Требования, предъявляемые к кадрам работников прокуратуры.

 

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Согласно
ст.40? Закона "О прокуратуре РФ" прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации,
имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего
профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профес. и морал. качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
* имеет гражданство иностранного государства;
* признано судом недееспособным или ограничено дееспособным; имело или имеет судимость; в соответствии с заключением медицинской комиссии имеет заболевание, которое препятствует исполнению им служебных обязанностей; лишено решением суда права занимать должности государственной службы;
* состоит в близком родстве или свойстве с должностным лицом органа прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью ими подконтрольностью одного из них другому.
* отказывается от прохождения процедуры оформления на него допуска к сведениям, составляющим госуд тайну.
В целях выяснения у кандидата на должность прокурора или следователя необходимых деловых, моральных и
профессиональных качеств с ним проводится собеседование руководителем соответствующего органа прокуратуры,
а по его поручению и иными работниками. Кандидат на должность проходит так же медицинское
освидетельствование.
Граждане принимаются на службу в органы прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на
неопределенный срок либо на срок не более 5 лет. Назначение работника на должность оформляется приказом,
который объявляется работнику под роспись. Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры может
устанавливаться испытание.
Лицо, впервые принимаемое на работу в органы прокуратуры, принимает присягу. Работники прокуратуры
обеспечиваются форменным обмундированием. За примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную работу применяют поощрения. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей – дисциплинар. взыскания.

 

 

Соотношение законности и прокурорского надзора в правовом государстве.

 

Рассматривая соотношение прокурорского надзора с законностью и с другими видами контроля и надзора, следует остановиться на особенностях, характерных именно для прокурорского надзора и определить его значимость для укрепления законности в государстве. Цели прокурорского надзора закреплены в ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре в РФ". Это обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение защиты, охраняемых законом интересов общества и государства.

Правовым считается прежде всего в высшей степени цивилизованное, подлинно демократическое

 

государство. В правовом государстве законы, подзаконные акты должны быть реальными, а нарушения

 

законности, в какой бы сфере общественных отношений они ни совершались, от кого бы ни исходили, —

 

нетерпимыми, а потому с ними необходимо вести настойчивую решительную борьбу.

 

Законность нуждается в постоянной охране. С возрастанием роли законности возрастает и роль

 

прокурорского надзора в ее всемерном укреплении. Они неразрывно связаны между собой и служат

 

непременными атрибутами правового государства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.5 (0.009 с.)