Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Надзор за исполнением законов о противодействии терроризмуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
За последние годы в России произошли значительные позитивные изменения в организации борьбы с терроризмом. Имеются все основания констатировать, что в стране в целом сформирована система государственного противодействия этому явлению, основанная на тесном взаимодействии правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, призванная обеспечить наиболее четкую координацию антитеррористической деятельности, повышение оперативности и эффективности реагирования на террористические угрозы. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и Указ Президента РФ от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму" стали той правовой основой, которая позволила вывести контртеррористическую деятельность в России на качественно новый уровень. Создание Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба и соответствующих структур (антитеррористических комиссий и оперативных штабов) в субъектах РФ стали своевременным шагом, который сформировал качественно новую основу современной общегосударственной системы противодействия терроризму. Важнейшим достоинством созданной системы является то, что впервые в отечественной практике объединены в единый взаимосвязанный комплекс на всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном) мероприятия по основным направлениям противодействия терроризму: его предупреждению (профилактике), пресечению террористических проявлений и минимизации (ликвидации) их последствий. Соответствующие полномочия всех субъектов противодействия терроризму регламентированы нормативными правовыми актами. Важнейшим политико-программным документом России стала утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, определяющая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, цели, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в России. Проводимый органами прокуратуры анализ деятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению исполнения законодательства по противодействию терроризму свидетельствует о том, что в целом ими принимается комплекс мер для профилактики терроризма, обеспечения безопасности граждан и защищенности важных объектов. В регионах созданы и работают антитеррористические комиссии и оперативные штабы, а также межведомственные рабочие группы по профилактике и борьбе с терроризмом. Работа органов государственной власти и местного самоуправления области осуществляется в рамках соответствующих программ профилактики правонарушений и борьбы с преступностью, в которых предусмотрены мероприятия, направленные на профилактику терроризма, а также в рамках долгосрочных целевых программ по профилактике террористической и экстремистской деятельности. Вместе с тем, как показывают результаты прокурорских проверок, в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по-прежнему имеет место ряд проблем и просчетов, много нарушений выявляется в деятельности региональных антитеррористических комиссий, особенно в вопросах профилактики террористических и экстремистских угроз, а также финансирования планируемых мероприятий. Сложившаяся ситуация на фоне продолжающихся террористических актов не только на Северном Кавказе, но и в других регионах России требует от прокуроров всех уровней обеспечения эффективной системы надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму и активного взаимодействия в этом направлении с правоохранительными и судебными органами, Национальным антитеррористическим комитетом, оперативными штабами и антитеррористическими комиссиями, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Основные задачи и направления деятельности прокуроров при осуществлении надзора в данной сфере закреплены в приказе Генпрокурора РФ от 22.10.2009 N 339 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму". Принимая во внимание закрепленный в ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" в качестве одного из основных принципов противодействия терроризму в России приоритет мер предупреждения возможных террористических проявлений, прокуроры всех уровней обязаны систематически (не реже одного раза в полугодие) проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления ими профилактических мер, добиваясь реализации в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства. В ходе проверок, прежде всего, прокурорам необходимо проанализировать состояние региональной политики в области национально-этнических отношений, противодействия экстремистской и террористической деятельности, нормативно-правовое обеспечение противодействия экстремизму и терроризму, своевременность принятия и эффективность реализации соответствующих программных документов в сфере противодействия экстремизму и терроризму. Выяснению и проверке в данном случае подлежат такие вопросы, как: соответствие федеральному законодательству нормативных правовых актов, издаваемых по указанным выше вопросам органами государственной власти РФ и местного самоуправления, их должностными лицами; наличие в уставах муниципальных образований положений относительно участия органов местного самоуправления в профилактике экстремизма и терроризма в границах муниципальных образований, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; закрепление функций по реализации в приоритетном порядке мероприятий, направленных на предупреждение терроризма и экстремизма, минимизацию их последствий в положениях о региональных органах исполнительной власти, осуществляющих управление в конкретных сферах правоотношений; непосредственное возложение в установленном порядке обязанностей по организации работы и проведению мероприятий на конкретных исполнителей в проверяемых органах; наличие целевых программ, планов, иных механизмов предупреждения проявлений терроризма и экстремизма, возникновения конфликтов на этнической, национальной и религиозной почве, в том числе в молодежной среде; финансирование профилактических мероприятий, объемы, их реальное обеспечение. Имеет ли место неиспользование выделенных на борьбу с экстремизмом и терроризмом денежных средств или их перераспределение на другие цели. Исходят ли органы исполнительной власти при исполнении бюджетов из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (ст. 34 БК); осуществление контроля исполнения государственных контрактов в целях, направленных на противодействие экстремизму и терроризму. Взыскиваются ли неустойки, возникшие в результате частичного неисполнения государственных контрактов; содержание и характер предусмотренных мероприятий (профилактические, воспитательные, пропагандистские и др.), соответствие их складывающейся в регионе оперативной обстановке, а также целям и задачам профилактики терроризма и экстремизма; наличие положений, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности учреждений и объектов жизнеобеспечения, массового скопления людей, а также объектов повышенной опасности; качество реализации программных документов; соблюдение сроков, наличие фактов замены мероприятиями иной направленности; принятие мер, направленных на создание механизмов предупреждения террористических и экстремистских акций на ранних стадиях, выявление конфликтогенных факторов органами местного самоуправления, своевременность устранения реально существующих угроз; взаимодействие региональных органов власти с органами местного самоуправления: проведение семинаров, оказание методической помощи, направленной на формирование единой практики реализации органами местного самоуправления вопросов участия в профилактике экстремизма и терроризма, содействие в разработке муниципальных правовых актов по указанным вопросам; разработка рекомендаций по использованию денежных средств, выделенных на реализацию мероприятий, критериев оценки эффективности работы на данном направлении; оказание практической и методической помощи "на местах"; контроль качества и эффективности проводимых органами местного самоуправления антиэкстремистских и антитеррористических мероприятий со стороны профильных комитетов (управлений) региональных органов власти; состояние работы по организации информационного противодействия распространению идеологии терроризма и экстремизма, выявлению фактов распространения в СМИ и сети Интернет материалов экстремистской направленности, а также призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления; использование возможностей СМИ в целях предотвращения пропаганды экстремистской идеологии и насилия, усиления контрпропаганды, переориентация СМИ на внедрение в социальную практику норм толерантного поведения; организация информационного сопровождения деятельности по противодействию экстремизму и терроризму, результаты информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование у граждан позитивного отношения к принимаемым мерам по противодействию террористическим и экстремистским проявлениям; взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления с прокуратурой, правоохранительными органами в целях предупреждения и пресечения противоправной деятельности общественных формирований и граждан (направляется ли информация для рассмотрения вопросов об объявлении предостережения, вынесения предупреждения, приостановления деятельности). Кроме того, необходимо проверять состояние работы региональных органов власти и местного самоуправления с жалобами, заявлениями граждан и обращениями юридических лиц в рассматриваемой сфере, в том числе на действия органов государственной власти и местного самоуправления; на деятельность общественных и религиозных объединений; на СМИ и сети Интернет в связи с распространением экстремистских идей, пропагандой терроризма, распространением материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления, а также содержащих сведения о способах и методах совершения террористических актов, изготовления и применения взрывных устройств и взрывчатых веществ. В случае выявления нарушений прокурор должен принимать действенные меры по их устранению, при необходимости решать вопрос о привлечении виновных к административной ответственности, направлении в суд заявлений об исполнении требований законодательства. Одним из важнейших направлений надзора в сфере противодействия терроризму является надзор за соблюдением законодательства в деятельности региональных антитеррористических комиссий. На постоянной основе прокурорами должны анализироваться следующие направления работы антитеррористических комиссий: эффективность планирования работы антитеррористических комиссий, осуществление ими мониторинга политических, социально-экономических и других процессов, оказывающих влияние на ситуацию в сфере противодействия терроризму; разработка мер по профилактике терроризма, устранению причин и условий, способствующих его проявлению, обеспечению защищенности объектов от возможных террористических посягательств, а также по минимизации и ликвидации последствий террористических актов, осуществление контроля за реализацией этих мер, их достаточность и результативность; осуществление анализа эффективности работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений, подготовка решений комиссии по совершенствованию этой работы; координация деятельности рабочих органов (антитеррористических комиссий), созданных при муниципальных образованиях субъекта РФ, для осуществления мероприятий по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений; подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов; фактическое исполнение комиссиями запланированных мероприятий, обеспечение деятельности комиссий соответствующим финансированием; организация взаимодействия с Национальным антитеррористическим комитетом, аппаратом полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями; проведение информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения населения к идеологии терроризма и пропаганде насилия. Концепцией противодействия терроризму в России в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения. К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся такие организационно-технические мероприятия, как разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения техническими средствами защиты, а также совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности таких объектов. В целях создания комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечения защиты населения в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Указом Президента РФ от 31.03.2010 N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" Минтранс России определен в качестве федерального органа исполнительной власти, ответственного за создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, а также обеспечения защиты населения (п. 2). Органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности рекомендовано представлять места для размещения специализированных технических средств оповещения и информирования населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, а также имеющиеся технические устройства и каналы связи - для сбора и распространения информации о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций и совершения (угрозе совершения) террористических актов (п. 3). В связи с этим приказом Генпрокурора РФ от 22.10.2009 N 339 органам прокуратуры предписано особое внимание уделять надзору за исполнением законов, направленных на обеспечение защищенности от проявлений терроризма населения, мест проживания и массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы, иных объектов повышенной опасности. В целях правильной организации и планирования надзорной деятельности прокурорам необходимо располагать данными обо всех указанных объектах, относящихся к категориям опасных, потенциально опасных, получить сведения об их антитеррористической защищенности, знать о наличии на поднадзорной территории бесхозяйственных складов ядохимикатов, гидротехнических сооружений, иных потенциально опасных объектах. Следует организовать регулярное поступление данной информации из соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, в том числе из органов или их подразделений по управлению имуществом, транспортом, промышленностью, сельским хозяйством, в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, органов государственного контроля и надзора, правоохранительных органов. Полученная прокурором информация подлежит систематизации и правовой оценке по характеру, распространенности нарушений, причинам и условиям, способствующим нарушениям законодательства. На основе проведенной аналитической работы предметно планируются проверки исполнения законов о противодействии терроризму, определяется круг вопросов, подлежащих выяснению в ходе надзорных мероприятий, определяется механизм их осуществления. При проверке исполнения органами государственной власти РФ и местного самоуправления законодательства о противодействии терроризму в части принятия мер по обеспечению антитеррористической защищенности учреждений и объектов жизнеобеспечения, массового скопления людей, социальных объектов, объектов повышенной опасности, прокурорам следует обратить внимание на: наличие сведений об имеющихся на территории субъекта РФ, муниципального образования потенциально опасных, критически важных объектах и объектах, связанных с массовым пребыванием людей. Имеются ли документы, подтверждающие надлежащий уровень их безопасности и антитеррористической защищенности (соответствующие паспорта, декларации и др.); осуществление работы по внедрению и эксплуатации технических систем наблюдения, организации немедленного реагирования на сообщения о происшествиях в местах массового пребывания граждан, организации предупредительно-охранных мер по обеспечению безопасности в местах массового скопления людей и на объектах транспортной инфраструктуры; обеспечение охранно-режимных мер на объектах особой важности, потенциально опасных объектах, объектах жизнеобеспечения; отработку порядка взаимодействия с правоохранительными органами, органами военного управления в целях повышения готовности личного состава, руководителей организаций к действиям в условиях террористической угрозы и чрезвычайных ситуациях, связанных с актами терроризма, выполнение минимальных обязательных требований по обеспечению готовности сил и средств по минимизации и ликвидации последствий террористических акций, в том числе связанных с возможным применением радиационных, химических и биологических веществ и компонентов; организацию мер безопасности в жилом секторе, в том числе контроля за состоянием чердачных, подвальных помещений, сдачей в аренду жилых и нежилых помещений в домах, осуществление учета и информирования территориальных органов внутренних дел о жилых помещениях, домовладениях, гаражных строениях, сдаваемых в наем и аренду, проведение совместно с органами внутренних дел проверок заброшенных, законсервированных, используемых не в полной мере и не по назначению строений в целях выявления возможного складирования средств для совершения актов терроризма; проведение мероприятий по повышению бдительности граждан, в том числе с использованием СМИ и наглядной агитации, осуществление работы по информированию населения о действиях при угрозе возникновения террористических актов в местах массового пребывания людей. Вместе с тем при планировании надзорных мероприятий необходимо учитывать требования ст. 21 и 26 Закона о прокуратуре об исключении подмены прокуратурой государственных органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства в рассматриваемой сфере. В ходе осуществления надзорной деятельности следует, в первую очередь, добиваться выполнения указанными органами в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму. Так, проверке и анализу подлежат результаты реализации на региональном уровне задач по противодействию терроризму, возложенных на органы исполнительной власти, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.05.2008 N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму", а именно: участие в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму в пределах своей компетенции; обеспечение антитеррористической защищенности объектов федеральной собственности, находящихся в их ведении, а также координация деятельности по антитеррористической защищенности иных объектов в соответствии с компетенцией в установленной сфере деятельности; осуществление взаимодействия в области противодействия терроризму, в том числе обмен информацией; оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства. В данном случае объектами прокурорских проверок могут быть территориальные подразделения: Росприроднадзора в части осуществления контроля и надзора за обеспечением антитеррористической защищенности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений и гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики); Ростехнадзора в части осуществления контроля и надзора за состоянием антитеррористической защищенности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, а также участия совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в организации мониторинга состояния антитеррористической защищенности критически важных опасных производственных объектов; Россельхознадзора в части осуществления надзора за физической защитой источников особо опасных организмов (научно-исследовательские и диагностические ветеринарные лаборатории, скотомогильники, места эндемической циркуляции) и др. Кроме того, на постоянной основе прокурорами должны планироваться и осуществляться проверки деятельности органов внутренних дел и федеральной службы безопасности по реализации комплексной системы мер по противодействию террористическим актам в отношении объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, включающей в себя административно-организационные, технические, нормативно-правовые, оперативно-розыскные, контртеррористические, профилактические мероприятия, направленные на выявление, предупреждение и пресечение террористических актов как на территории самих объектов, так и с позиции их окружения. В данном случае анализу и проверке подлежат: результаты осуществления указанными органами проверок состояния антитеррористической защищенности, охраны и пропускного режима объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения; выявляемые нарушения и недостатки, а также условия и обстоятельства, способствующие проникновению посторонних лиц на указанные объекты в целях совершения террористических актов; принимаемые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;принимаемые меры по обеспечению взаимодействия с администрацией, руководством служб безопасности и охранных подразделений объектов жизнеобеспечения, массового скопления людей, социальных объектов, объектов повышенной опасности, органами местного самоуправления, командованием войсковых частей Минобороны России, дислоцирующихся в данном районе, в целях привлечения всех имеющихся сил и средств для усиления охраны объекта либо проведения оперативно-розыскных мероприятий в его окружении при совершения террористического акта или в случае возникновения угрозы его совершения; меры по информированию руководителей объектов, вышестоящих ведомств, органов власти и прокуратуры о недостатках и нарушениях в обеспечении противодиверсионной защиты проверяемых объектов. По результатам проводимых проверок соблюдения антитеррористического законодательства прокурор обязан принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений закона и привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе ставить вопрос о проведении проверок в порядке ст. 144, 145 УПК. Для пресечения и предупреждения правонарушений прокуроры должны в полной мере использовать имеющиеся полномочия, определенные действующим законодательством, в том числе предоставленное ст. 24 Федерального закона "О противодействии терроризму" право на обращение в суды с заявлениями о признании организаций террористическими и их ликвидации (запрете их деятельности). При выявлении информационных материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, необходимо безотлагательно решать вопрос о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании.
Рекомендуемая литература
1. Деятельность органов прокуратуры по борьбе с терроризмом и направления совершенствования законодательства. - М.: Российская криминологическая ассоциация, Академия Генпрокуратуры РФ, 2008. 2. Долгова А.И. Проблемы правового регулирования борьбы с экстремизмом и правоприменительной практики / А.И. Долгова, А.Я. Гуськов, Е.Г. Чуганов. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010. 3. Зайцев С. Противодействие экстремизму / С. Зайцев // Законность. - 2007. - N 10. 4. Фридинский С. Противодействие осуществлению экстремистской деятельности / С. Фридинский // Законность. - 2008. - N 6. 5. Экстремизм и другие криминальные явления. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. 6. Экстремизм: понятие, система противодействия и прокурорский надзор: методич. пособие / под ред. профессора А.И. Долговой. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2009. 7. Экстремизм: социальные, правовые и криминологические проблемы / под ред. А.И. Долговой. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2010.
5.9. Надзор за исполнением законов судебными приставами*(71)
Правовое регулирование деятельности судебных приставов. Базовыми законодательными актами, регулирующими деятельность судебных приставов, являются федеральные законы от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Первый из них регламентирует общие вопросы организации и деятельности ФССП России, являющейся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере принудительного исполнения решений судов и несудебных органов (см. Положение о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1316), называет основные функции, возложенные на этот орган, устанавливает правовой статус судебных приставов и, самое главное, - определяет, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляют Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (ст. 19). В связи с этим необходимо добавить, что с учетом закрепления в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре данного направления надзора он фактически имеет статус отраслевого. В свою очередь Федеральный закон "Об исполнительном производстве" устанавливает процессуальные рамки деятельности судебных приставов-исполнителей при осуществлении основной возложенной на ФССП России функции - принудительного исполнения решений судов и несудебных органов. Отдельные вопросы исполнения судебных решений регулируются ГПК, АПК и УПК. В частности, исполнение приговоров регулируется УИК, однако некоторые виды уголовных наказаний исполняются судебными приставами в соответствии с положениями актов, регулирующих исполнительное производство (штраф, направление в суд представления о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК). В числе иных законодательных актов, имеющих отношение к деятельности судебных приставов, следует отметить: 1) ГК (ст. 348-350, относящиеся к вопросам обращения взыскания на заложенное имущество и порядка его реализации, а также проведения торгов); 2) КоАП (определяющий порядок принудительного исполнения постановлений о наложении штрафа, возмездного изъятия или конфискации орудия правонарушения); 3) НК (ст. 46-48, 75 о принудительном взыскании налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации); 4) СК (гл. 17, регламентирующая порядок уплаты и взыскания алиментов); 5) ТК (ст. 389 - исполнение решений комиссии по трудовым спорам)); 6) Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" (ст. 35, 36, регулирующие вопросы выдачи судами исполнительных листов в связи с решениями международных коммерческих арбитражей); 7) Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (регулирует вопросы оборота судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов специальных средств и огнестрельного оружия); 8) Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (ст. 45 - принудительное исполнение решений третейских судов) и др. Серьезную роль в регулировании отдельных вопросов деятельности службы судебных приставов, и это прямо вытекает из требований вышеназванных законов, играют постановления Правительства РФ, например, от 02.10.2009 N 776 "Об обеспечении боевым ручным стрелковым и иным оружием, патронами к нему, специальными средствами, оборудованием и снаряжением Федеральной службы судебных приставов". Регламентация отдельных вопросов осуществляется и на уровне ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов, среди которых можно назвать: приказ Минюста России от 03.08.1999 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности", приказ ФССП России и Росимущества от 25.07.2008 N 347/149 "Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество", приказ ФССП России и ФСБ России от 10.04.2009 N 100/157 "Об организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации" и др. Предмет и пределы надзора за исполнением законов судебными приставами. В соответствии с Законом о прокуратуре предмет надзора за исполнением законов судебными приставами включает: соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, вовлеченных в сферу исполнительного производства; соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих на территории РФ законов должностными лицами службы судебных приставов; соответствие законам правовых актов, издаваемых должностными лицами службы судебных приставов; законность применения мер обеспечения исполнительного производства должностными лицами службы судебных приставов; законность применения мер административного принуждения в рамках исполнения законодательства об административных правонарушениях; законность применения мер по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Следует также отметить, что с учетом произошедших в 2000-е гг. изменений в законодательстве, направленных на усиление статуса судебных приставов, надзор за исполнением ими законов из ранее сугубо "общенадзорного" стал комплексным, поскольку на службу судебных приставов возложена функция уголовного преследования, осуществляемая в форме дознания (вопросы надзора в этой сфере излагаются в 7.2). Пределы надзора в рассматриваемой сфере определяются полномочиями, установленными в гл. 1 разд. III Закона о прокуратуре, особенностями их применения, отраженными в указании Генпрокурора РФ от 12.05.2009 N 155/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами", а также компетенцией прокурора соответствующего уровня. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами. Общие требования к организации надзора за исполнением законов судебными приставами определены в указании Генпрокурора РФ от 12.05.2009 N 155/7. Учитывая адресный характер данного указания, проверки исполнения законов судебными приставами вправе проводить только территориальные прокуроры. Источниками информации о нарушении законов в сфере исполнительного производства для прокуроров являются: обращения (жалобы, заявления) физических и юридических лиц; сообщения СМИ; официальные сообщения руководителей предприятий и организаций, поступающие в государственные органы (в частности, в суды и в органы ФССП России);материалы дел (уголовных, гражданских и арбитражных, об административных правонарушениях) о неисполнении актов судебных органов; данные анализа и обобщения практики надзора; материалы проведенных проверок; информация общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителей, а также ассоциаций банковских вкладчиков; сведения статистической отчетности ФССП России по формам, утв. приказом Минюста России от 12.03.2009 N 69, в том числе формы: N 1-1 "Основные показатели деятельности территориальных органов ФССП России"; N 2-1 "Сведения об арестованном, переданном на реализацию и реализованном имуществе"; N 2-2 "Сведения о результатах деятельности территориальных органов ФССП России по розыску должников и их имущества"; N 3-1 "Основные показатели деятельности территориальных органов ФССП России по обеспечению установленного порядка деятельности судов"; N 5-1 "Сведения о проверках территориальных органов ФССП России"; N 6-1 "Сведения об обращениях, поступивших в Федеральную службу судебных приставов"; N 6-2 "Сведения по жалобам на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданным в порядке подчиненности" и др. Полезными для целей анализа деятельности подразделений ФССП России являются данные, регулярно готовящиеся в рамках исполнения приказа ФССП России от 13.05.2011 N 231 "Об утверждении методики расчетов, используемых в системе оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной службы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 999; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.144 (0.016 с.) |