Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Надзор за исполнением при производстве дознания норм уголовно-процессуального Кодекса РФ, регламентирующих применение мер процессуального принужденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При осуществлении надзора за законностью избрания и применения мер процессуального принуждения прокурору необходимо учитывать решения высших судов, в частности Постановления КС РФ от 29.06.2004 N 13-П, от 22.03.2005 N 4-П, постановления Пленума ВС РФ от 05.03.2004 N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", от 29.10.2009 N 22 "О практике применения мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста". Как известно, УПК предусматривает три группы мер процессуального принуждения: 1) задержание подозреваемого; 2) меры пресечения; 3) иные меры процессуального принуждения. В целом правила применения мер процессуального принуждения при производстве дознания такие же, как и в ходе предварительного следствия. Вместе с тем прокурору, осуществляющему надзор за исполнением при производстве дознания норм УПК, регламентирующих применение мер процессуального принуждения, следует помнить, что расследование преступлений в форме дознания имеет ряд особенностей. Эти особенности касаются, в частности, следующих вопросов: 1) круга субъектов, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания (ст. 151 УПК); 2) сроков расследования (ч. 3, 4 и 5 ст. 223 Кодекса); 3) объема процессуальных полномочий дознавателя по принятию процессуальных решений об избрании, изменении и отмене мер процессуального принуждения (основания и порядок применения мер процессуального принуждения регламентированы разд. IV УПК, объединяющим гл. 12-14 (ст. 91-118); при производстве дознания указанные нормы закона применяются с учетом особенностей правового регулирования данной формы предварительного расследования, предусмотренных гл. 32 УПК; особенности избрания и применения при производстве дознания меры пресечения в виде заключения под стражу предусмотрены ст. 224 УПК). Пункт 12 приказа Генпрокурора РФ от 06.09.2007 N 137 предписывает обеспечить надлежащий надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении мер процессуального принуждения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность; во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. Осуществляя надзор за законностью задержания лица по подозрению в совершении преступления, прокурору необходимо выяснять следующие обстоятельства: а) соблюдение требований закона, регламентирующих основания и порядок задержания подозреваемого; б) соблюдение сроков задержания подозреваемого; в) соблюдение прав лиц, подозреваемых в совершении преступления, в том числе предписаний Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", касающихся условий содержания задержанных. В соответствии с ч. 1 ст. 91 УПК лицо может быть задержано дознавателем либо органом дознания по подозрению в совершении преступления в случаях, когда: 1) оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться или не установлена его личность либо если дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом следует учитывать, что закон допускает возможность задержания только лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Принимая во внимание, что в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК дознание осуществляется по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, по которым предусмотренное уголовным законом наказание не связано с лишением свободы, этот вопрос должен находиться под пристальным вниманием прокурора. Например, ст. 153 (подмена ребенка), ст. 154 (незаконное усыновление (удочерение)), ч. 1 ст. 171 (незаконное предпринимательство), ч. 1 и 2 ст. 180 (незаконное использование товарного знака) и ряда других статей УК не предусматривают наказание в виде лишения свободы, поэтому лица, подозреваемые в совершении указанных преступлений, не могут быть задержаны по подозрению в совершении преступления в соответствии со ст. 91 УПК. Прокурору при осуществлении надзора следует: - требовать от органов дознания, дознавателей направления в течение 12 часов письменного сообщения о задержании подозреваемого в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 92 УПК, и копии соответствующего протокола; - проверять законность каждого случая задержания лица по подозрению в совершении преступления, учитывая при этом, что перечень оснований задержания, предусмотренный в ст. 91 УПК, является исчерпывающим; - при проверках законности задержания лиц по подозрению в совершении преступлений и их пребывания в изоляторе временного содержания в каждом случае выяснять основания и мотивы такого решения, проверять соблюдение прав подозреваемых; практиковать проведение проверок в вечернее и ночное время; - при получении заявления задержанного о применении незаконных методов дознания проводить проверку всех доводов с принятием соответствующих мер реагирования; в случае обнаружения у задержанного телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо применении к лицу незаконных методов ведения расследования организовывать проверку, а при наличии к тому оснований выносить мотивированное постановление и направлять материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган; - проверять соблюдение порядка задержания, в том числе соблюдение срока составления протокола задержания - не позднее трех часов с момента фактического доставления подозреваемого в орган дознания (ст. 92 УПК); - пресекать задержание лиц по подозрению в совершении преступления на основании протоколов об административных правонарушениях; проверять обоснованность содержания лиц в камерах административно-задержанных; - в соответствии с ч. 2 ст. 10 УПК освобождать своим постановлением незаконно задержанных лиц. Соблюдение прав подозреваемого также должно находиться в поле зрения прокурора. Речь идет о праве подозреваемого пользоваться помощью защитника, в том числе предусмотренном ч. 4 ст. 92 УПК праве на свидание с защитником наедине и конфиденциально до начала первого допроса продолжительностью не менее двух часов, а также праве подозреваемого на уведомление не позднее 12 часов с момента задержания его близких родственников, а при их отсутствии - других родственников о произведенном задержании. Факт задержания подозреваемого может быть сохранен в тайне в интересах предварительного расследования только с согласия прокурора, за исключением случаев задержания несовершеннолетнего. Кроме того, при задержании военнослужащего об этом должно быть сообщено командованию воинской части, в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальнику органа, в котором проходит службу указанный сотрудник, гражданина (подданного) другого государства - в посольство или консульство этого государства, при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая общественная наблюдательная комиссия. В предмет надзора также входит соблюдение оснований и порядка освобождения подозреваемого. В соответствии со ст. 94 УПК подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, если: а) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; б) отсутствуют основания для применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу; в) задержание произведено с нарушением требований закона. Подозреваемый подлежит освобождению, если в течение 48 часов с момента задержания не поступило постановление судьи о применении меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока задержания, а также при наличии постановления судьи об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Если подозреваемый не был освобожден постановлением дознавателя либо начальника места содержания подозреваемого под стражей, то в соответствии с ч. 2 ст. 10 УПК прокурор обязан немедленно своим постановлением освободить лицо, незаконно содержащееся под стражей свыше установленного законом срока. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему должна быть выдана справка с указанием, кем он был задержан, даты, времени, места задержания, даты, времени и основания освобождения (ч. 5 ст. 94 УПК). Если основанием задержания послужил отказ суда в удовлетворении ходатайства дознавателя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, то подозреваемому при освобождении должна быть выдана копия соответствующего судебного решения (ч. 4 ст. 94 УПК). Закон уполномочивает прокурора давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 Кодекса), в том числе и о производстве задержания лица по подозрению в совершении преступления. Такое указание является обязательным для исполнения, но может быть обжаловано в соответствии с ч. 4 ст. 41 УПК вышестоящему прокурору. Дознаватель в пределах предоставленных ему полномочий вправе избрать подозреваемому, обвиняемому меру пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый: а) скроется от дознания; б) может продолжить заниматься преступной деятельностью; в) может угрожать свидетелям, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу (ч. 1 ст. 97 УПК). При решении вопроса об избрании меры пресечения и определении ее вида в обязательном порядке должны учитываться тяжесть совершенного преступления, сведения о личности подозреваемого (обвиняемого), его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99). Особенность применения меры пресечения при производстве дознания заключается в том, что обвинение лицу, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, не предъявляется, оно наделяется процессуальным статусом подозреваемого: с момента возбуждения уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 46); с момента задержания по подозрению в совершения преступления (п. 2 ч. 1 ст. 46, ст. 91 и 92); либо с момента вручения ему уведомления о подозрении в совершении преступления (п. 4 ч. 1 ст. 46, ст. 223.1). Обвиняемым такое лицо становится только с момента вынесения в отношении него обвинительного акта (п. 2 ч. 1 ст. 47). В соответствии со ст. 100 УПК мера пресечения в отношении подозреваемого может быть избрана только в исключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных ст. 97, и с учетом обстоятельств, указанных в ст. 99. Обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента избрания меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения незамедлительно отменяется. УПК предусматривает специальные правила избрания меры пресечения при производстве дознания только для заключения под стражу. Согласно ст. 224 в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке, установленном ст. 108. Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. При невозможности его составления в указанный срок подозреваемому предъявляется обвинение, после чего производство дознания продолжается в установленном законом порядке либо данная мера пресечения отменяется. При невозможности закончить дознание в срок до 30 суток и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК, по ходатайству дознавателя с согласия прокурора районного звена на срок до шести месяцев. Прокурорам следует давать согласие дознавателям на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со ст. 224 УПК лишь при наличии оснований и обстоятельств, предусмотренных ст. 97, 99, 100, ч. 1-3 ст. 108; с особой тщательностью рассматривать вопросы о необходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних, лиц пожилого возраста и других граждан, к которым может быть применена иная мера пресечения, исходя из обстоятельств дела и данных о личности; учитывать, что мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, может быть применена лишь в исключительных случаях при наличии обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 108 УПК, перечень которых является исчерпывающим, а к несовершеннолетним не применяется. Даче дознавателю согласия на обращение в суд с ходатайством об избрании данной меры пресечения должно предшествовать тщательное изучение всех материалов уголовного дела, являющееся основанием для направления в суд такого ходатайства; при этом необходимо учитывать данные о личности, возрасте, семейном положении, а также другие существенные обстоятельства. Вопрос может быть решен положительно только в тех случаях, когда имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 108 УПК, а применение иных мер пресечения невозможно (п. 14 приказа Генпрокурора РФ от 06.09.2007 N 137, п. 1.5 приказа Генпрокурора РФ от 27.11.2007 N 189). Согласно ч. 1.1 ст. 108 УПК заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 159, 160, 165, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также ст. 171-174, 174.1, 176-178, 180-183, 185-185.4, 190-199.2 УК, при отсутствии обстоятельств, указанных в п. 1-4 ч. 1 ст. 108 УПК, а именно: отсутствие у подозреваемого, обвиняемого постоянного места жительства на территории РФ; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда (Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ). При этом из числа указанных в ч. 1.1 ст. 108 УПК преступлений дознание в соответствии с ч. 3 ст. 150 Кодекса производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 159, ч. 1 ст. 160, ч. 1 и 2 ст. 165, ч. 1 ст. 171, ч. 1 ст. 171.1, ст. 177, ч. 1 и 2 ст. 180, ч. 1 ст. 181, ст. 194 УК. При разрешении вопроса о даче согласия дознавателю на обращение в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу прокурор должен рассмотреть возможность применения к подозреваемому, обвиняемому иной меры пресечения, не связанной с лишением свободы, в первую очередь залога и домашнего ареста. При этом следует учитывать, что в соответствии с ч. 3 ст. 106 УПК вид и размер залога должны определяться с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественного положения залогодателя. По уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее 100 тыс. руб. В качестве предмета залога может выступать как недвижимое, так и движимое имущество в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в России акций и облигаций. Однако в качестве залога не может приниматься имущество, на которое в соответствии с ГПК не может быть обращено взыскание. С особым внимание следует подходить прокурорам к даче согласия дознавателю на обращение в суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей. Такое согласие может быть дано только при условии особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для сохранения этой меры пресечения. При этом следует учитывать, что продление срока содержания лица под стражей по уголовному делу до шести месяцев в соответствии с ч. 4 ст. 224 УПК осуществляется с согласия прокурора районного звена; от 6 до 12 месяцев в соответствии с ч. 2 ст. 109 УПК - с согласия прокурора регионального уровня только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК, связанных с исполнением запроса о правовой помощи. В соответствии с п. 15 приказа Генпрокурора РФ от 06.09.2007 N 137 ходатайство дознавателя о продлении срока содержания лица под стражей должно быть представлено прокурору регионального уровня не менее чем за 15 дней до истечения срока содержания под стражей, а решение об отказе в даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей оформляется мотивированным постановлением, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела. При рассмотрении прокурорами вопроса о даче согласия дознавателю на обращение в суд с ходатайством о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу (продлении срока содержании под стражей) следует в обязательном порядке учитывать постановление Пленума ВС РФ от 29.10.2009 N 22, где, в частности, подчеркнуто, что при разрешении судом ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, следует учитывать положения ч. 1 ст. 108 УПК, согласно которой принятие такого решения возможно только в исключительных случаях и при наличии одного из обстоятельств, прямо предусмотренного законом (подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов дознания, предварительного следствия и суда). Рассматривая ходатайство органов предварительного расследования о применении в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, следует тщательно проверять обоснованность изложенных в нем мотивов необходимости заключения несовершеннолетнего под стражу и невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. При этом в силу ч. 2 ст. 108 УПК заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой и средней тяжести, которое совершено им в возрасте до 18 лет. Мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена в случае, если несовершеннолетний подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях как единственно возможное в конкретных условиях с учетом обстоятельств совершенного преступления и данных о личности заключение под стражу может быть применено в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого либо обвиняемого в совершении преступления средней тяжести. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 88 УПК заключение под стражу не может быть применено в отношении несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести (п. 6 постановления). Согласно ст. 423 УПК при решении вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего обязательно обсуждение вопроса о возможности отдачи его под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а находящихся в специализированном детском учреждении - под присмотр должностных лиц этого учреждения, исходя из конкретных обстоятельств дела и тяжести преступления с учетом данных о личности несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, отношений с родителями, других обстоятельств. При осуществлении надзора за законностью применения мер пресечения прокурорам следует учитывать, что УПК предусматривает дополнительные условия для применения ряда таких мер. В частности, решение о применении личного поручительства и наблюдении командования воинской части возможно только с согласия подозреваемого (обвиняемого), в отношении которого избирается данная мера пресечения, что должно получить отражение в материалах уголовного дела (ч. 2 ст. 103 и ч. 2 ст. 104 УПК). Осуществляя надзор за соблюдением законов при избрании и применении мер пресечения, прокурор должен обращать внимание на соблюдение дознавателем прав подозреваемого (обвиняемого), в частности права на получение копии постановления об избрании меры пресечения и разъяснение порядка обжалования решения об избрании меры пресечения. При выявлении нарушений предписаний ч. 2 ст. 101 УПК о вручении копии постановления об избрании меры пресечения лицу, в отношении которого она избрана, а также защитнику или законному представителю - по их просьбе, прокурор, руководствуясь п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК, направляет требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания. В соответствии с ч. 1 ст. 110 УПК мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для ее избрания и применения. Информация об изменении фактических обстоятельств, послуживших основанием для избрания меры пресечения, может быть получена прокурором как при рассмотрении жалоб участников уголовного судопроизводства, так и изучении материалов уголовных дел, осуществляемых в связи с проверкой законности иных процессуальных решений, принятых дознавателем по делу. Кроме того, в соответствии с ч. 1.1 ст. 110 УПК мера пресечения в виде заключения под стражу также подлежит изменению на более мягкую при выявлении у подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования (перечень таких заболеваний утверждается Правительством РФ). Прокурор также уполномочен: а) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК), в том числе и об избрании, изменении либо отмене меры пресечения. Такое указание является обязательным для исполнения, но может быть обжаловано дознавателем в соответствии с ч. 4 ст. 41 УПК вышестоящему прокурору; б) отменять незаконные либо необоснованные постановления дознавателя, в том числе об избрании, изменении либо отмене меры пресечения (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК); в) давать согласие на отмену либо изменение меры пресечения, избранной дознавателем с согласия прокурора (ч. 3 ст. 110 УПК). При осуществлении надзора на данном участке работы следует также помнить, что согласно приказу Генпрокурора РФ от 06.09.2007 N 137: - не реже одного раза в квартал необходимо изучать практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу; - своевременно изучать уголовные дела в отношении лиц, которые задерживались по подозрению в совершении преступления либо которым в качестве меры пресечения избиралось заключение под стражу, а затем производство по делу было прекращено в стадии расследования или судом, и дела, по которым постановлены оправдательные приговоры; в течение 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности задержания, ареста лица, в отношении которого в ходе дознания либо судом принято решение о прекращении дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основания либо постановлен оправдательный приговор; - выявлять причины оставления на свободе лиц, впоследствии совершивших новые преступления, скрывшихся от следствия и суда, взятых судом под стражу при вынесении приговора, а также анализировать случаи освобождения из-под стражи в зале суда лиц, в отношении которых такая мера пресечения избиралась при производстве дознания. Перечень иных мер процессуального принуждения, которые могут применяться при производстве по делу, предусмотрен ст. 111 УПК. В зависимости от участников уголовного судопроизводства, к которым они применяются, их можно разделить на две группы: а) меры принуждения, применяемые к обвиняемым, подозреваемым; б) меры принуждения, применяемые к иным участникам уголовного судопроизводства: потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и понятому. К первой группе лиц закон допускает применение обязательства о явке, приводе, временном отстранении от должности и наложении ареста на имущество; ко второй - обязательства о явке, приводе, денежном взыскании. Прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов при применении иных мер процессуального принуждения, следует обращать внимание на: - процессуальный статус лица, в отношении которого применяются данные меры процессуального принуждения; - наличие предусмотренных законом оснований для применения этих мер и соблюдение условий их применения (например, в соответствии со ст. 113 УПК привод, т.е. принудительное доставление лица к дознавателю, применяется в случае неявки по вызову без уважительных причин участника уголовного процесса; при этом привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства; а несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, если это удостоверено врачом, приводу не подлежат); - соблюдение процессуального порядка избрания, применения и отмены соответствующей меры, когда в ее применении отпадает необходимость (например, наложение ареста на имущество осуществляется в соответствии с ч. 5 ст. 115 УПК в присутствии понятых), к производству данного процессуального действия в необходимых случаях может привлекаться специалист; временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и ценные бумаги подлежат отмене, если в применении этих мер отпала необходимость (ч. 4 ст. 114 и ч. 9 ст. 115 соответственно); - соблюдение прав участников уголовного судопроизводства при избрании и применении этих мер (в частности, права подозреваемого, обвиняемого, временно отстраненного от должности, на получение ежемесячного пособия в размере 5 МРОТ (ч. 6 ст. 114, п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК)). Прокурор уполномочен: 1) давать дознавателю обязательные для исполнения письменные указания об избрании, применении и отмене иных мер процессуального принуждения (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК); 2) давать дознавателю согласие на возбуждение перед судом ходатайства о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности, о наложении ареста на имущество и ценные бумаги; 3) участвовать в судебном заседании при рассмотрении судом в ходе досудебного производства по делу ходатайств о применении иных мер процессуального принуждения, которые допускаются на основании судебного решения; 4) обжаловать незаконные и необоснованные, по мнению прокурора, решения суда об отказе в применении иных мер процессуального принуждения; 5) требовать устранения допущенных в ходе дознания нарушений федерального законодательства; 6) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущены нарушения УПК; 8) отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя; 7) рассматривать в установленном УПК порядке жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения дознавателей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.196 (0.012 с.) |