Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надзор за исполнением законодательства при перемещении через таможенную границу отдельных видов товаров

Поиск

 

Правила перемещения через таможенную границу отдельных номенклатур товаров определяют особенности таможенного контроля и прокурорского надзора. В частности, речь идет о лесе, биоресурсах, образцах СИТЕС, товарах, содержащих объекты интеллектуальной собственности. При их перемещении допускаются многочисленные нарушения.

Надзор за исполнением законодательства при перемещении через таможенную границу леса и лесоматериалов. Незаконная вырубка леса и его контрабанды имеют масштабы, многократно "перекрывающие" легальные заготовку и экспортные поставки леса. Эти правонарушения влекут уклонение от уплаты таможенных платежей. Особенно остро проблема стоит для Забайкалья и Дальнего Востока в связи с контрабандными поставками леса в Китай, Корею, Японию (по оценкам экспертов, в эти страны поставляется более половины имеющей незаконное происхождение древесины), северо-запада страны.

Помимо таможенного законодательства, регламентирующего перемещение любых товаров, применяются положения Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (для таможенного оформления лесной продукции Закон обязывает оформлять фитосанитарные или карантинные сертификаты); постановления Правительства РФ от 05.01.1999 N 18 "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород" (устанавливает перечень лесоматериалов, экспорт которых подлежит лицензированию Минпромторгом России), от 23.12.2006 N 795 "Об утверждении ставок таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (в том числе и ставок на лесоматериалы), от 05.06.2008 N 438, утвердившее Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности; выдающем лицензии и другие разрешительные документы на осуществление экспортно-импортных операций с лесом), от 24.12.2008 N 982 "О ставках ввозимых таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов, вывозимых с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (в том числе лесоматериалов необработанных, а также твердолиственных и ценных пород); от 23.12.2009 N 1071 "О ставках вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных, вывозимых за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (частично изменяет постановление N 795, утверждая новые ставки вывозных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных), приказ Минсельхоза России от 14.03.2007 N 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов", решение Комиссии ТС от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе", приказы ФТС России от 22.10.2007 N 1291 "О совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля круглых лесоматериалов", а также от 15.10.2010 N 1892 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций, связанных с принятием таможенных деклараций и выпуском товаров, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД ТС...".

Типичные нарушения законодательства: занижение стоимости партий древесины и таможенных платежей; использование недействительных внешнеэкономических контрактов, счетов-фактур, договоров по приобретению древесины, фитосанитарных сертификатов, двойных счетов для финансового расчета; занижение объемов экспорта леса; декларирование первосортных видов древесины под видом малосортных; толстомера под видом тонкомера, не облагаемого вывозными таможенными пошлинами; слабый таможенный контроль; неиспользование полномочий по истребованию необходимых документов от участников ВЭД, проверке подлинности документов; выпуск лесоматериалов в отсутствии необходимых документов.

Способствующие нарушениям факторы: отсутствие постоянных специализированных зон таможенного контроля, площадок и техники для досмотра древесины, весов и перегрузочного оборудования, достаточного количества профилей риска применительно к лесу; использование неаттестованных методик определения качественных характеристик леса, несовершенство этих методик; отсутствие у многих лесоэкспортеров постоянного места отгрузки лесоматериалов, значительная их удаленность от таможенных постов.

Вопросы, выясняемые при проверке: надлежащим ли образом осуществляется контроль таможенных органов за перемещением леса; соблюдаются ли установленные ограничения; представляются ли участниками ВЭД необходимые документы на лес; доначисляются ли таможенные платежи в установленных законом случаях, чем обосновывается корректировка, нет ли случаев необоснованной корректировки.

Надзор за исполнением законодательства о перемещении через таможенную границу водных биоресурсов и образцов СИТЕС. Одна из наиболее серьезных проблем, особенно для Дальнего Востока, Каспийского бассейна, акваторий Охотского и Берингова морей - браконьерский промысел морских биоресурсов в исключительной экономической зоне России с последующим незаконным вывозом улова в сопредельные страны. Этим занимаются организованные преступные группы, они используют подкуп государственных служащих, применяют современные промысловые орудия лова и другие технические средства. Предметом преступлений становятся наиболее ценные виды рыб - осетровые, лососевые и крабы. Ежегодно растут и объемы незаконной международной торговли дикими животными и растениями (образцами СИТЕС), которая по прибыльности занимает третье место после наркотиков и оружия в общем обороте нелегальной международной торговли.

К специальному законодательству, регламентирующему рассматриваемый вопрос, относятся:

- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г. вместе с "Перечнем видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных и растений, экспорт, реэкспорт и импорт..." (Россия - участница этой Конвенции). Конвенция СИТЕС пресекает нелегальный вывоз и ввоз редких видов; требует получить специальное разрешение и представить его таможенным органам при ввозе и вывозе. Образцы СИТЕС - это как живые, так и мертвые животные и растения. Конвенция охраняет более 30 тысяч видов флоры и фауны;

- Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19, Решение Комиссии ТС от 27.11.2009 N 132 с Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (с видами диких живых животных, дикой флоры и фауны, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза; в перечень входит рыба, моллюски, водные беспозвоночные и др.) и Положением о применении ограничений; Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (п. 2.8 содержит перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, их частей и дериватов, включенных в красные книги государств - участников ТС, ограниченные к перемещению через таможенную границу ТС при вывозе);

- Федеральные законы от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (относит к биоресурсам: рыбу, водных беспозвоночных, водных млекопитающих, водоросли, других водных животных и растений, находящихся в состоянии естественной свободы; пресекает возможность легализации добытых браконьерским образом биоресурсов под видом конфиската), от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания; к полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны и использования животного мира относит установление порядка ввоза в Россию и вывоза за ее пределы диких животных, их частей и полученной из них продукции, а также предоставление разрешений на их ввоз и вывоз);

- постановления Правительства РФ от 06.11.1992 N 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации" (утвержден перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям в объеме установленных квот) (в приложениях N 2, 3 среди прочих товаров - рыба и рыбопродукция, а также дикие животные, включая живых ракообразных), от 01.07.1994 N 758 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг" (в отношении товаров, указанных в Приложении N 2, а именно диких животных (включая живых ракообразных), рыбы и др., сохраняется особый порядок экспорта); от 19.02.1996 N 156 "О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации" (заявления о выдаче разрешений подаются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования), от 19.02.1996 N 158 "О Красной книге Российской Федерации" (объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу, подлежат особой охране, изъятие их из естественной природной среды допускается в исключительных случаях), от 30.06.2004 N 327, утвердившее Положение о Россельхознадзоре (Служба выдает разрешения, вводит и отменяет ограничения на ввоз и вывоз, а также на транзит животных и продукции животного происхождения, в том числе и биоресурсов), от 30.07.2004 N 400, утвердившее Положение о Росприроднадзоре (Служба выполняет функции административного органа по Конвенции о СИТЕС в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб, и выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на вывоз и ввоз указанных в постановлении товаров), от 26.09.2005 N 584 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., в отношении осетровых видов рыб" (административным органом, обеспечивающим выполнение этих обязательств, определено Росрыболовство, которое выдает разрешение на экспорт, импорт осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру, сертификат на реэкспорт этих товаров, а также сертификат на интродукцию из моря образцов осетровых видов рыб, подпадающих под действие Конвенции), от 31.05.2007 N 367 "О мерах по реализации статьи 54 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", которым утверждены Правила реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, от 19.03.2008 N 184 "О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации" (утвержден порядок ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки в морские порты в России в целях координации деятельности контролирующих органов), от 04.05.2008 N 337 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб" (установлено, что вывоз с территории РФ этих видов и продукции из них, включая икру, допускается при наличии разрешения (сертификата) Росприроднадзора и лицензии Минпромторга России), от 29.05.2008 N 404, утвердившее Положение о Минприроды России (осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая объекты животного мира и среду их обитания), от 12.06.2008 N 450, утвердившее Положение о Минсельхозе России (осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, и в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), от 30.06.2008 N 486 "О доставке водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в районах промысла за пределами внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях, и продуктов их переработки" (с 1 января 2009 г. эти биоресурсы и продукты их переработки подлежат доставке на таможенную территорию РФ или в находящиеся за пределами таможенной территории РФ российские рыбоперерабатывающие организации, определяемые Правительством РФ), от 24.12.2008 N 990 "О ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции" (устанавливает некоторые особенности таможенного оформления и государственного контроля дополнительно к порядку, предусмотренному постановлением Правительства РФ от 19.03.2008 N 184);

- приказы Минсельхоза России от 18.05.2005 N 85 (утвердил Перечень водных биологических ресурсов, организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, а также охрана которых органами государственной власти субъектов РФ не осуществляется (в перечень входят виды рыб, млекопитающих, водорослей, беспозвоночных и пр.)), от 06.10.2008 N 453, утвердивший Ветеринарные правила ввоза (вывоза) на территорию Российской Федерации, переработки, хранения, перевозки, реализации продуктов промысла животных и продуктов их первичной переработки, не подвергшихся промышленной или тепловой обработке (вывоз требует письменного разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора РФ);

приказ Госкомэкологии России от 19.12.1997 N 569 "Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации";

приказ МПР России от 27.02.2008 N 47 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешения на вывоз из Российской Федерации и ввоз на ее территорию видов животных и растений, их частей или полученной из них продукции, подпадающих под действие конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимся под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., кроме осетровых видов рыб" (исполнение этой функции осуществляется Росприроднадзором; для получения разрешения СИТЕС российские и иностранные юридические и физические лица подают в Росприроднадзор заявление установленного образца);

приказ ФТС России от 04.03.2009 N 378 "Об утверждении порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми судами".

Типичные нарушения законодательства: добыча морских биоресурсов в исключительной экономической зоне России с последующим незаконным вывозом улова в сопредельные страны без таможенного и какого-либо иного контроля; контрабанда объектов СИТЕС; представление поддельных документов для получения разрешений на экспорт (ветеринарные свидетельства, разрешения на добычу водных биоресурсов, сертификат изготовителя, качественное удостоверение, товаротранспортные накладные, договор купли-продажи, платежные документы и др.); вывоз одной группы товаров под видом другой с целью занижения таможенной стоимости (экспорт готовых водных биоресурсов под видом предназначенных для промышленной переработки); незаконное перемещение объектов флоры и фауны через границу мелкими партиями (не превышающими по сумме крупный размер) в целях избежания уголовной ответственности.

В ходе проверки необходимо выяснить: соблюдаются ли требования к перемещению через таможенную границу биоресурсов, объектов СИТЕС; представляются ли установленные документы, проверяется ли их подлинность; принимают ли контролирующие органы необходимые меры к выявлению и предупреждению нарушений рассматриваемого законодательства; привлекают ли виновных к ответственности; возмещается ли причиненный ущерб.

Надзор за исполнением законодательства о перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Таможенные органы обеспечивают защиту прав интеллектуальной собственности на таможенной территории ТС в пределах своей компетенции (подп. 9 п. 1 ст. 6 ТК ТС). Реализация ими этой функции выражается в рассмотрении заявлений заинтересованных лиц о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также в ведении таможенного реестра этих объектов.

Данную сферу регламентируют: Соглашение от 21.05.2010 о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза; Решение Комиссии ТС от 18.06.2010 N 290, утвердившее Регламент взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Полномочия по ведению Единого реестра переданы ФТС России. Товары, внесенные в Реестр, декларируются отдельно от остальных. Если выявлены контрафактные товары, их выпуск приостанавливается, сами товары приобретают статус находящихся на временном хранении. Таможенный орган в установленные сроки уведомляет декларанта и правообладателя (лиц, представляющих их интересы) о приостановлении. Если до истечения срока приостановления не будет получено решение об изъятии товаров (наложении на них ареста, конфискации и др.), решение о приостановлении отменяется после истечения срока приостановления (в установленных случаях - и до истечения).

Таможенные органы формируют досье на объекты, внесенные в Реестр, сгруппированное по правообладателям, с отражением фактов, связанных с перемещением контрафактных товаров. Информация, содержащаяся в досье, направляется в ФТС России.

Разновидностью рассматриваемых товаров являются товары с олимпийской символикой. Их перемещение через таможенную границу регулируют: часть вторая НК, ГК (ст. 1233, 1252, 1253), Федеральные законы от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (определяет объекты, содержащие олимпийскую символику, использование которых допускается только при условии заключения лицензионного договора с Международным олимпийским (паралимпийским) комитетом или уполномоченными ими организациями; перечисляет действия с рассматриваемой символикой, которые признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных законодательством о защите конкуренции), от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции", от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Олимпийский комитет РФ в соответствии с Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета на территории РФ обладает исключительными правами на российскую олимпийскую символику, осуществляет меры по их защите); от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (предусматривает возможность введения мер по защите интеллектуальной собственности), от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Законы РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (предусматривает освобождение от пошлины товаров с олимпийской и паралимпийской символикой), Решение Комиссии ТС от 20.05.2010 N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций".

Наблюдается ежегодный рост масштабов контрабанды контрафактных товаров. Это нарушает права и законные интересы правообладателей, в том числе отечественных, снижает налоговые поступления, приводит к недобросовестной конкуренции, наполняет российский рынок контрафактной продукцией, подрывает экономику и деловую репутацию России, снижает спрос на товары, создает опасность для жизни и здоровья граждан. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, мировой оборот фальсифицированных товаров достиг 500 млрд. долл.

Прокурор проверяет исполнение требований закона: об отдельном декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; о выполнении декларантом обязанности соблюдать установленные запреты и ограничения, предоставлять необходимые документы и сведения; о выявлении таможенными органами товаров, указанных правообладателями как контрафактные, о приостановлении их выпуска, принятии мер к привлечению виновных к ответственности; гражданско-правовой (п. 2 ст. 61, ст. 1252, 1253 ГК, Федеральный закон "О защите конкуренции"), административной (ст. 14.33, 14.10, ч. 3 ст. 16.2, ч. 1 ст. 16.3, ст. 16.7 КоАП), уголовной (ст. 146, 180, 188 УК) ответственности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.145 (0.01 с.)