Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и пределы надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Статья 29 Закона о прокуратуре предусматривает, что предметом надзора в рассматриваемой сфере является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, выполнения ОРД, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) соответствующие органы издают нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Им предоставлено также право на ведомственном и межведомственном уровнях регулировать перечень дел оперативного учета и порядок их ведения, представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд и другие вопросы, многие из которых отражены в закрытых актах. Соответствие законам таких правовых актов необходимо также относить к предмету надзора. Организация оперативно-розыскных мероприятий как разновидность управленческого труда не входит в предмет надзора. Прокурору не следует вторгаться в оценку правильности используемых в ОРД приемов и методов, если они не приводят к нарушениям установленных законом требований. Законодатель предусматривает определенные ограничения при осуществлении надзора. Так, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД). Закон устанавливает, что рассматриваемые органы для решения возложенных на них задач могут создавать и использовать информационные системы (ч. 1 ст. 10), которые представляют определенный объем сведений: о лицах; фактах и событиях; предметах и вещах, систематизируемых в автоматизированных информационно-справочных, информационно-поисковых системах, картотеках, фото-, кино-, видеотеках, коллекциях и следотеках. Организация информационных систем, порядок их ведения и использования определяются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД, и не должны входить в предмет прокурорского надзора. Также не входит в предмет прокурорского надзора порядок применения технических средств в ОРД. Но прокурор должен убедиться, что использование технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий не причиняет вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде. Это требование вытекает из ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД. Прокурором также проверяется, имеет ли место нанесение ущерба жизни и здоровью людей, причинение вреда окружающей среде, поскольку Закон об ОРД (ч. 9 ст. 5) обязывает его принимать соответствующие меры. Приказ Генпрокурора РФ от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" также предписывает уполномоченным прокурорам при проведении проверок обращать внимание на недопустимость применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде. В предмет прокурорского надзора не входит проверка законности решения судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего ОРД, об обследовании жилища, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции.
7.1.2. Общие вопросы организации работы уполномоченных прокуроров
Уровень надзора за исполнением законов в ОРД в известной степени зависит от правильной организации работы. В ст. 21 Закона об ОРД указано, что надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Понятие "уполномоченный прокурор" предопределяет ограничение круга прокуроров, осуществляющих надзор в рассматриваемой сфере. Указанное ограничение обусловлено, прежде всего, спецификой тактических приемов, методов и средств, применяемых при осуществлении этой деятельности, сведения о которых составляют государственную тайну. В приказе Генпрокурора РФ от 15.02.2011 N 33 определено, что уполномоченные прокуроры назначаются заместителем Генпрокурора РФ - Главным военным прокурором, заместителями Генпрокурора РФ в федеральных округах, прокурорами субъектов РФ, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур. Специального подразделения по осуществлению надзора в рассматриваемой сфере в Генпрокуратуре РФ не имеется. Надзор за исполнением законов в ОРД, проводимой сотрудниками оперативных подразделений аппаратов государственных органов, уполномоченных на то законом, осуществляют прокуроры, старшие прокуроры нескольких управлений, наряду с руководителями этих управлений. Так, надзор за исполнением законов в ОРД в центральных аппаратах соответствующих федеральных органов исполнительной власти (за исключением ФТС России и ФСБ России) возложен на управление по надзору за производством дознания и ОРД; надзор за исполнением законов в ОРД, осуществляемой сотрудниками подразделений аппарата ФСБ России, - на управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму; надзор за исполнением законов при осуществлении ОРД в ФТС России, органах внутренних дел на транспорте и подразделениях собственной безопасности органов внутренних дел на транспорте - на управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере и т.д. Подразделения Генпрокуратуры РФ в федеральных округах осуществляют надзор за исполнением законов в ОРД, проводимой уполномоченными органами в соответствующем федеральном округе. Главная военная прокуратура в пределах своей компетенции надзирает за исполнением законов сотрудниками оперативных подразделений ФСБ, ФСО, СВР и Минобороны России. Генпрокуратура РФ и Главная военная прокуратура осуществляют также контроль за состоянием надзора в нижестоящих прокуратурах. Кроме того, Генпрокуратура РФ осуществляет непосредственно контроль за состоянием надзора в прокуратурах закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) г. Межгорье и комплекса "Байконур". На прокуроров субъектов РФ возложены полномочия по надзору за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять ОРД. В зависимости от структуры аппарата таких прокуратур надзор осуществляют работники управлений по надзору за расследованием преступлений, отделов по надзору за следствием, дознанием и ОРД, отделов по надзору за расследованием особо важных дел и ОРД или (и) работниками других подразделений. В отдельных прокуратурах созданы самостоятельные отделы по надзору за исполнением законов в рассматриваемой сфере. В прокуратурах субъектов РФ осуществляется собственными силами надзор за исполнением законов в ОРД управлений уголовного розыска, оперативно-поисковых управлений, управлений по борьбе с экономическими преступлениями и других подразделений, наделенных правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, в прокуратурах этого уровня осуществляется контроль за состоянием надзорной деятельности в подчиненных прокуратурах. Уполномоченные прокуроры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры надзирают за исполнением законов в рассматриваемой сфере органами внутренних дел (по делам об экологических преступлениях, о преступлениях против интересов службы в государственных, коммерческих и иных организациях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершаемых на объектах Минобороны России и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершаемых по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов, совершаемых в бассейне реки Волги). Прокуроры ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур" (на правах прокуроров субъектов РФ) осуществляют надзор за исполнением законов оперативными подразделениями федеральных органов исполнительной власти на территории соответствующих образований. В городских и районных прокуратурах надзор осуществляет, как правило, лично прокурор либо уполномоченный прокурором субъекта РФ его заместитель или старший помощник (помощник). Как правило, работники таких прокуратур осуществляют надзор в территориальных органах внутренних дел, а в установленных случаях - в органах ФСБ России. Уполномоченные прокуроры приравненных к городским специализированных прокуратур осуществляют надзор за ОРД поднадзорных им субъектов. Речь, соответственно, идет о подразделениях органов исполнительной власти на объектах оборонно-промышленного комплекса и в ЗАТО, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, органов ФСИН России в учреждениях исполнения наказаний. Природоохранные прокуроры надзирают за исполнением законов органами внутренних дел (по делам об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершаемых на объектах Минобороны России военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершаемых по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов). Военные прокуроры проверяют законность выявления и раскрытия преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходившими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, а также иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими. Они также надзирают за деятельностью оперативных органов в связи с уголовными делами и материалами о преступлениях, совершенных неустановленными лицами в расположении воинской части, соединения, учреждения - до их установления. При организации надзора требуется: 1) в установленном порядке оформить надлежащим образом допуск уполномоченным прокурорам; 2) издать приказ, в котором определить прокуроров, уполномоченных осуществлять надзор за исполнением законов, и лиц, на которых возлагается ведение секретного делопроизводства; 3) в письменном виде проинформировать соответствующие оперативные органы об уполномоченных прокурорах и лицах, ведущих секретное делопроизводство; 4) распределить обязанности между уполномоченными прокурорами (когда в органе, подразделении их несколько); 5) обеспечить ведение делопроизводства, исключающего утечку информации; 6) обеспечить незамедлительное проведение служебной проверки в случаях утечки информации. В соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в прокуратуре должна быть создана накопительная база информации. Для этого необходимо вести дела, включающие: - переписку с вышестоящими органами прокуратуры по вопросам надзора за исполнением законов в ОРД; - переписку о состоянии надзора за исполнением законов в ОРД, справки о результатах проведенных прокурорами проверок в соответствующих органах; - представления, протесты, постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях и переписку по ним; - статистические отчеты о работе по надзору за исполнением законов в ОРД. При ведении делопроизводства необходимо принимать меры, обеспечивающие неразглашение секретных сведений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.217 (0.007 с.) |