Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда



. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства и охраной труда возник в России в виде фабричной инспекции еще во второй половине XIX в. Формиро­вание системы государственного контроля фабричной инспекци­ей за исполнением фабрикантами действующего тогда неболь­шого трудового законодательства оказалось весьма сложной зада­чей для российского общества.

Устав о промышленном труде 1913 года содержал целый разд. 3 «О фабричной инспекции» (ст. 30—41). Фабричные ин­спекторы были первыми в истории России государственными за­щитниками рабочих от хозяйского произвола фабрикантов. Все три Кодекса законов о труде России имели самостоятельные главы по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, который осуществляли не только го­сударство в лице своих специализированных инспекций, проку­ратуры, но и профсоюзы, так как им было передано это право государством при ликвидации в 1933 году Наркомата труда. Ныне государство от профсоюзов это право надзора вернуло себе, создав Гострудинспекцию с ее органами на местах, которая находится в структуре Минтруда России. За профсоюзами со­хранился общественный профсоюзный контроль в этой области.

Наша страна ратифицировала Конвенцию МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда и Протокол к ней 1995 года и в соответствии с ними обязалась иметь государственную инспекцию труда, обес­печивающую соблюдение трудового законодательства и охраны труда на всех производствах Российской Федерации.

В этих целях была образована Гострудинспекция с ее орга­нами на местах.

Трудовой кодекс предусматривает в гл. 56 систему государст­венных инспекций по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охра­ны труда.

Эта система состоит из следующих федеральных надзорных органов и их органов на местах:

1) Федеральная инспекция труда

2) Госгорпромтехнадзор;

3) Госэнергонадзор;

4) Госсанэпиднадзор;

5) Госатомнадзор.

Все эти государственные инспекции надзора действуют на ос­новании принятых постановлениями Правительства или указами Президента РФ положений о каждой из этих инспекций. Ин­спектора государственных инспекций при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными пред­ставителями государства и находятся под его защитой, независи­мы от государственных органов, должностных лиц и руковод­ствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Функции государственного надзора и контроля в сфере труда осуществляют в пределах своей компетенции федеральные орга­ны власти (п. 6 ст. 20 Закона «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации»), органы местного самоуправления, а так­же прокуратура РФ и ее органы на местах при реализации ими общего надзора за соблюдением законодательства.

Согласно Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) каждый член МОТ, присоединившийся к ней, обязан иметь систему инспекций тру­да на промышленных предприятиях. В России еще до подписания этой Конвенции была создана система органов по инспек­ции труда, и она непрерывно совершенствуется.

Органы государственного надзора и контроля за охраной

труда и соблюдением трудового законодательства перечислены в ст. 353 ТК. Такими органами являются специально уполномо­ченные на то государственные органы и инспекции, не завися­щие в своей деятельности от работодателей, их администрации.

Исторически сложилось так, что во всех западных странах и в России государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда возник раньше профсоюзного контроля. В России, как ранее указывалось, он появился в виде фабричных инспекторов. Все три Кодекса законов о труде пре­дусматривали и тот и другой надзор. Трудовой кодекс, воспри­няв основные положения прежних Кодексов законов о труде, не выделил права профсоюзов в самостоятельную главу, а разбил их по главам разд. II и гл. 58.

Ныне одним из способов защиты трудовых прав работников и профилактики от трудовых правонарушений являются государ­ственный надзор и контроль и общественный профсоюзный кон­троль за соблюдением трудового законодательства и правил ох­раны труда.

С расширением локального и договорного регулирования тру­да должен расширяться надзор и контроль не только за примене­нием трудового законодательства, но и за установлением условий труда локальными актами, а также по договорам и соглашениям, поскольку в соответствии со ст. 8 ТК они не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством.

Различаются предварительный, текущий и последующий над­зор и контроль. Последний осуществляют суд, прокуратура при выявлении допущенных нарушений трудового законодательства и правил охраны труда (например, органы прокуратуры на местах нередко проводят в организациях проверку соблюдения трудового законодательства, а суды при рассмотрении трудовых споров реа­гируют на грубые нарушения вынесением частных определений в адрес таких руководителей организаций).

Итак, государственный надзор и контроль в сфере труда осуществляют:

специально уполномоченные независимые государственные органы и инспекции, Федеральная инспекция труда и ее органы;

местные органы самоуправления;

министерства, ведомства — внутриведомственный контроль на подчиненных им производствах;

Генеральная прокуратура РФ и подчиненные ей нижестоя­щие прокуратуры — высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории Российской Феде­рации (ст. 353 ТК).

Конституционный Суд РФ реагирует на нарушения не толь­ко по применению трудового законодательства, но и по его уста­новлению (например, он признал незаконность ограничения оп­латы вынужденного прогула по ст. 213 КЗоТ), поскольку явля­ется высшим судебным органом конституционного контроля.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства и охраны труда во всех организациях на тер­ритории России осуществляют Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда на мес­тах, действующие на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 «О Федеральной инспекции труда».

Приказом Минтруда России от 29 февраля 2000 г. № 65утверждено Положение о Гострудинспекции в субъекте Россий­ской Федерации, входящей в единую централизованную систему Гострудинспекции. Положение о Департаменте этого надзора в структуре Минтруда России утверждено приказом Минтруда России 24 ноября 2000 г. № 268. Все эти органы государства обязаны защищать трудовые права работников, как слабозащи­щенные стороны трудовых отношений.

Федеральная инспекция труда и ее органы (Гострудинспекция) — единая система, на которую возложены государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, а также нормативных актов о занятости, банкротстве и приватизации производства, коллективных догово­ров и соглашений. Эти органы анализируют причины трудовых нарушений и охраны труда и готовят предложения по совершен­ствованию указанных актов, а также обобщают данные о состоя­нии и причинах производственного травматизма, разрабатывают меры по их профилактике, дают заключения по проектам Строи­тельных норм и правил (СНиП), участвуют в разработке гос­стандартов по безопасности труда.

Федеральной инспекцией труда руководит государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на долж­ность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Государст­венный инспектор труда назначает и освобождает от должности руководителей государственных инспекций труда — главных ин­спекторов труда Российской Федерации. Федеральная инспекция находится в структуре Минтруда России.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопас­ному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объ­ектах промышленности наряду с органами Федеральной инспекции труда осуществляют, как указывалось ранее, специально уполномоченные органы:

а) Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (Госгорпромтехнадзор) — за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобываю­щей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и пар­тиях, а также при установке и эксплуатации подъемных соору­жений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использо­ванием газа и при ведении взрывных работ в промышленности (ст. 366 ТК; Положение о Госгорпромтехнадзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2001 г.);

б) Государственный энергетический надзор (Госэнергонад-зор) — за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок (ст. 367 ТК; Положение о Госэнергонадзоре, утвержденное поста­новлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г);

в) Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Госсанэпиднадзор) — за соблюдением организациями санитар­но-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и пра­вил (ст. 368 ТК; Положение о Госсанэпиднадзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г.);

г) Государственный надзор за ядерной и радиационной безо­пасностью (Госатомнадзор) — за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК; Положение о Гос­атомнадзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2002 г.).

Все государственные инспекции (каждая в своей сфере над­зора) имеют властные права по приостановлению производства в угрожающих случаях, наложению штрафов на лиц, виновных в этих трудовых правонарушениях, и др.

Государственные инспекторы всех специализированных госу­дарственных инспекций надзора вправе в любое время беспре­пятственно посещать любые подведомственные им сферы произ­водства для проверки и проводить расследования несчастных случаев, выдавать администрации обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию неисправного обо­рудования и деятельность соответствующих производственных участков, налагать штрафы на должностных лиц администрации, виновных в трудовых правонарушениях.

Решения государственных инспекторов могут быть обжалова­ны руководителю соответствующей государственной инспекции, главному государственному инспектору труда РФ или в судеб­ном порядке. Штрафы могут оспариваться в суде.

Все государственные инспекции в пределах их компетенции могут издавать правила и инструкции в своей сфере надзора, обязательные для подведомственных им производств.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законода­тельства;

обеспечение работодателей и работников информацией о наи­более эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства;

доведение до сведения соответствующих органов государст­венной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов (ст. 355 ТК).

Статья 356 ТК закрепила основные полномочия органов федеральной инспекции труда. Эти органы реализуют следую­щие основные полномочия:

осуществляют государственный надзор и контроль за соблю­дением в организациях трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

анализируют обстоятельства и причины выявленных правона­рушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав;

осуществляют рассмотрение дел об административных право­нарушениях в сфере труда;

проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного на­значения, вводом их в эксплуатацию;

осуществляют надзор и контроль за порядком расследования и учета несчастных случаев на производстве;

анализируют состояние и причины производственного трав­матизма; участвуют в разработке норм и правил, а также государствен­ных стандартов по безопасности труда и другие их полномочия.

Среди множества полномочий органов федеральной инспек­ции труда имеются и такие, как разрешение некоторых трудовых споров.

Федеральная инспекция труда и ее органы в своей деятель­ности руководствуются ст. 353—365 ТК и Положением «О феде­ральной инспекции труда».

Федеральная инспекция труда и подведомственные ей госу­дарственные инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии со специализированными федеральными* над­зорами, органами прокуратуры, органами исполнительной власти, правовой и технической инспекциями труда объединений проф­союзов.

Должностные лица органов государственного надзора и кон­троля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право:

для проверки производства беспрепятственно посещать лю­бые предприятия;

выдавать должностным лицам администрации работодателя обязательные для исполнения предписания;

участвовать в расследовании несчастных случаев и профес­сиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

получать информацию от должностных лиц администрации о состоянии условий и охраны труда и о всех несчастных случа­ях на производстве и профессиональных заболеваниях;

приостанавливать работу организаций, отдельных производст­венных подразделений и оборудования в случаях непосредствен­ной угрозы жизни и здоровью работников;

выдавать работодателям обязательные к рассмотрению пред­ставления об устранении выявленных нарушений законодатель­ства об охране труда;

проверять условия и охрану труда, в том числе предусмот­ренных коллективными договорами или соглашениями;

участвовать в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производст­ва в качестве независимых экспертов;

обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности должностных лиц, виновных в нару­шении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств по коллективным договорам или соглашениям с изменениями усло­вий труда (ст. 22 Основ охраны труда).

Деятельность государственных инспекций надзора и контроля и их должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и граж­данина, законности, объективности, независимости и гласности (ст. 355 ТК). Полномочия органов федеральной инспекции тру­да, закрепленные в ст. 356 ТК, и основные права государствен­ных инспекторов при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности (ст. 357 ТК) базируются на Конвенции МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда. Внутри федеральной ин­спекции труда имеются две подсистемы. Одна — правовая, осуще­ствляющая надзор и контроль за соблюдением трудового законо­дательства, другая — по охране труда. Их функции и обязанности государственных инспекторов закреплены в п. 10 Положения и' в ст. 358 ТК.

Статья 360 ТК закрепила порядок инспектирования (прове­рок) организаций государственными инспекторами.

Государственные инспекторы труда за трудовые правонаруше­ния могут налагать на виновных должностных лиц, работодате­лей штрафы. Их размеры предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в зависимо­сти от вида трудового правонарушения (до 3-х, 10—15, 50 и 100 минимальных размеров оплаты труда).

Суммы этих штрафов направляются на бюджетный счет Мин­труда России, которые используются на улучшение условий и ох­раны труда.

Эти инспекторы являются государственными служащими и на них распространяется законодательство о федеральной госу­дарственной службе, в том числе об ответственности (ст. 14 Фе­дерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государствен­ной службы в Российской Федерации».



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.111 (0.012 с.)