Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и направления прокурорского надзора и иной деятельности прокуратурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполняет иные функции, установленные федеральными законами. Следует вспомнить, что по Конституции СССР 1977 года прокуратура СССР осуществляла высший надзор за исполнением действующих на территории страны законов. После упразднения Союза ССР и провозглашения независимости России законодатель отказался от возложения на прокуратуру функции -осуществлять высший надзор, хотя в юридической литературе некоторыми авторами мнение, что прокуратура осуществляет высший надзор еще поддерживается. Эта позиция не соответствует реальному положению дел. Во-первых, создан и активно действует Конституционный суд, на который возложен конституционный надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, и в его компетенцию входит надзор за соответствием Конституции актов Президента и законов, принимаемых Государственной Думой, прокурор такого надзора не осуществляет. Во-вторых, в пределы надзора прокурора не входит надзор за законностью деятельности Правительства РФ. В-третьих, не осуществляют прокуроры надзор и за законностью рассмотрения дел в судах. Сказанное выше позволяет сделать вывод, что прокурорский надзор не может быть высшим, он ограничен рамками, установленными Конституцией Российской Федерации, а также другими законами. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» целями надзора прокурора являются: 1. обеспечение верховенства закона; 2. обеспечение единства и укрепления законности; 3. защита прав и свобод человека и гражданина; 4. защита охраняемых законом интересов общества и государства. Эти цели следует считать приоритетными. Но могут быть названы и другие цели, такие как защита законных прав субъектов Федерации, органов местного самоуправления, религиозных конфессий, национального равноправия народов России и т.д. Реализация целей, указанных выше, и составляет предмет всей деятельности прокуратуры. П5 деятельности прокуратуры можно увидеть две группы основных направлений. Первая группа включает выполнение имманентных ей надзорных функций. 2-ая - целый ряд других функций - не надзорных, но неразрывно с ними связанных. Характеристика направлений позволит сделать вывод, что эта деятельность вышла за пределы обычного надзора и состоит не только в нем, но и в других функциях. К числу надзорных функций относится: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, федеральными службами и иными федеральными органами, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля; их должностными лицами; органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Это направление надзора позволяет выявлять, предупреждать и устранять нарушения законов в перечисленных органах, а также добиваться средствами прокурорского реагирования, чтобы издаваемые ими правовые акты соответствовали закону. Традиционно он именовался общим надзором, но в соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» называется надзором за исполнением законов. 1-ой чертой данного направления является, что на прокуратуру возложен надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов исполнительными органами власти, начиная с федеральных министерств, федеральных служб и других исполнительных органов федерального уровня. Второй чертой является, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции и Федеральных законов представительными органами власти субъектов Федерации. Третья черта, - что прокуратура не подменяет другие государственные органы, в частности, исполнительные органы власти, органы контроля и надзора, должностных лиц этих органов в их деятельности по контролю и надзору за деятельностью всех органов и организаций независимо от форм собственности. Четвертая черта состоит в том, что на прокуратуру прямо не возлагается надзор за исполнением законов гражданами. Во всех прежних положениях и законах такая обязанность у прокуратуры имелась, что оправдывалось необходимостью соблюдения социалистической законности. Отсутствие указанной обязанности имеет принципиальное значение, так как создание правового государства предполагает и подчеркивает, что прокуратура не только является орудием государства, но превращается в орган правовой защиты граждан. Сказанное не означает, что соблюдение законов гражданами для прокуратуры безразлично. Однако, их правопослушное поведение должно обеспечиваться в первую очередь с помощью других средств, в том числе средств контроля и надзора органов и должностных лиц, каждого в своей сфере. Второе направление надзора прокурора тесно связано с предыдущим, но в редакции 1995 года Закона «О прокуратуре РФ» получило самостоятельное оформление. В данном направлении осуществляется надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами, что указаны в первом направлении, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Сопоставление обоих направлений позволяет сделать вывод, что прокуратура не только осуществляет надзор за соблюдением законов вообще, но, в особенности, и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В предыдущих законах о прокуратуре такого направления не было. Оно стало необходимым, чтобы выделить важный приоритет защиты прав и свобод человека и гражданина, что является характерным для правового государства. При нарушении прав и свобод человека и гражданина любым органом или лицом прокурор вправе и обязан вмешаться, чтобы устранить нарушение закона. Следует заметить, что практика деятельности коммерческих и некоммерческих организаций нередко вступает в конфликт с законом, но контролирующие органы, на которые возлагается обязанность принимать меры по устранению правонарушений, справляются с этим по разным причинам неудовлетворительно; что дало основание руководителям прокуратуры обратить внимание Высших органов государственной власти на проблему неэффективности исполнения законов коммерческими и некоммерческими организациями и контроля за ними компетентных органов не только в случаях соблюдения прав и свобод человека и гражданина, но и во многих других. Поэтому в 1998 году была внесена ещё одна поправка в Закон "О прокуратуре РФ" с целью возвращения прокуратуре возможности осуществлять надзор в этих организациях во всех случаях обнаружения нарушений закона, а не только при нарушении прав и свобод человека и гражданина. Третье направление деятельности прокуратуры - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Это направление является традиционным, так как, в основном, касается процессуальной деятельности прокурора при производстве дознания и предварительного следствия. Но в это направление включен и надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, поскольку нарушение прав и интересов граждан в этой сфере является весьма актуальной проблемой, и необходима эффективная защита этих прав, тем более, что производство оперативно-розыскной деятельности - это закрытая деятельность органов, занимающихся раскрытием преступлений, а при отсутствии (вполне объяснимой задачами скрытности оперативной работы) гласности гражданин практически лишен возможности самостоятельно защитить свои права. Четвертым направлением является надзор за исполнением законов судебными приставами. Это направление внесено в новую редакцию Закона «О прокуратуре РФ» (изменения и дополнения от 23 декабря 1998 года). Оно возникло в связи с созданием института судебных приставов, на которых возложены задачи по обеспечению установленного порядка во время рассмотрения дел всеми судами, а также исполнение судебных актов и актов других органов в порядке исполнительного производства. Пятым направлением является надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Следует заметить, что это -комплексное направление, объединяющее разные участки прокурорского надзора. В нем речь идет: 1) о местах задержания граждан, в частности ИВС, в случаях производства дознания и предварительного следствия и о следственных изоляторах, где находятся лица, заключенные под стражу во время производства дознания и предварительного следствия - это один участок; 2) вместе с тем, надзор осуществляется за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом (в местах лишения свободы, уголовно-исполнительными инспекциями, исправительными центрами, а также органами, исполняющими назначенные судом меры принудительного характера в местах, где помещены лица, подвергающиеся принудительному лечению) — это другой участок. В Законе «О прокуратуре РФ» названо такое направление, как уголовное преследование в соответствии с полномочиями прокурора, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Это направление является и функцией прокурора, направленной на привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Деятельность по уголовному преследованию включает в себя, как собственно императивные действия прокурора по привлечению к уголовной ответственности, так и надзор за тем, чтобы орган, имеющий право возбудить уголовное дело и провести дознание или предварительное следствие, неуклонно выполнял обязанности привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, в соответствии с законом о подследственности. Прокурор, выполняя функцию уголовного преследования, должен добиваться, чтобы был обеспечен принцип неотвратимости ответственности за совершенное преступление, и в то же время, чтобы не было допущено фактов необоснованного, незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности. Функция уголовного преследования неизбежно пересекается с направлением деятельности прокуратуры по надзору за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие. На этом перечень надзорных направлений заканчивается, что позволяет перейти к характеристике других, не надзорных направлений. Важным направлением деятельности прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органами, которые осуществляют борьбу с преступностью, являются милиция, другие службы МВД, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, следователи, Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба исполнения наказаний и другие правоохранительные органы. Координация их деятельности по борьбе с преступностью позволяет консолидировать усилия различных органов, добиваться проведения единой политики в борьбе с преступностью, разрабатывать меры улучшения и усиления этой борьбы, вырабатывать мероприятия по обеспечению деятельности по предупреждению преступлений. Ранее в Законе «О прокуратуре СССР» 1979 года такое направление существовало. Однако, авторы судебно-правовой реформы считавшие, что эта функция не соответствует природе прокуратуры, поскольку она не является отдельной властью в системе разделения властей и не может быть поставлена во главе правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью; добились, чтобы данное направление в Законе «О прокуратуре РФ» 1992 года было упразднено. Рост преступности в РФ и возникшая разобщенность в работе правоохранительных органов потребовали создания государственных органов, которые могли взять координирующую роль на себя. Но практические попытки реализовать решение задачи координации ни к чему не привели. Был сделан обоснованный вывод, что прокуратуре, которая приобрела в предыдущий период большой опыт координации, должны быть возвращены прежние полномочия по координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Это привело к восстановлению указанного направления, и последовал специальный Указ Президента РФ от 20 октября 1994 года, которым на прокуратуру была возложена координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В Законе «О прокуратуре РФ» в редакции 1995 года эта функция прокуратуры получила закрепление в статье 8. Изданный Президентом РФ Указ от 18 апреля 1996 года утвердил Положение «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью». Одним из важнейших направлений деятельности прокуратуры является участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении дел судами (арбитражными судами), а также обжалование ими противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов и арбитражных судов. По Закону «О прокуратуре СССР» 1979 года, а также в соответствии с ранее действовавшим УПК РСФСР и ГПК РСФСР прокуратура осуществляла надзор за законностью рассмотрения дел в судах. Между тем, в соответствии со ст. 120 Конституции РФ была провозглашена независимость судов, которые подчиняются только Конституции РФ и Федеральному конституционному Закону «О судебной системе Российской Федерации». На основании ст. 2 заключительных и переходных положений Конституции чаконы и другие правовые акты, действовавшие на территории России, со дня вступления в силу этой Конституции должны были применяться только в части, ей не противоречащей. Поэтому, правовые положения, касавшиеся надзора прокурора за судом как противоречащие Конституции РФ, стали недействующими. Ныне в Законе «О прокуратуре РФ» указывается, что прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами и арбитражными судами (а не осуществляют надзор). В то же время было сохранено их право принесения протеста на указанные выше акты судов (кроме арбитражных в апелляционной и кассационной инстанции), что должно было рассматриваться как частичное сохранение функции надзора и являлось проявлением двойственности положения прокуратуры во взаимоотношениях с судом. С принятием новых УПК РФ и ГПК РФ положение было исправлено. Теперь прокурор в качестве государственного обвинителя участвует в состязательном уголовном процессе, а по гражданским и арбитражным делам выступает или в качестве истца (заявителя) или - представителя государства по делам публично-искового характера. Его надзорная функция отменена. Прокуратура должна сосредоточиться на обеспечении поддержания государе! венного обвинения по уголовным делам, а также на защите в судах гражданской юрисдикции и арбитражных судах интересов государства, общества и прав и законных интересов граждан, не могущих самостоятельно защитить свои права. Наличие права обжалования судебных постановлений путём внесения представлений требует, чтобы прокуроры обеспечивали также законность, обоснованность и справедливость вынесенных судами приговоров, решений, определений и других постановлений. В числе направлений деятельности прокуратуры в «Законе о прокуратуре РФ» названо участие в правотворческой деятельности (ст. 9 Закона). Прокурор при обнаружении в ходе выполнения своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов. По Конституции РФ прокурор не назван в числе субъектов, имеющих право законодательной инициативы, что означает, что он не может внести непосредственно в Федеральное Собрание свои предложения об изменении или принятии тех или иных законов. Он может лишь войти с предложениями, например, к Президенту, Правительству, Думским комитетам и т.д. о внесении ими проектов законодательных актов, что, однако, далеко не всегда определяется этими органами как повод для признания внесенных проектов в качестве требующих законодательного решения. Такое положение лишает прокурора возможности оперативно и эффективно на основании имеющихся у него данных вносить свои законопроекты - предложения, которые были бы обязательно рассмотрены Государственной Думой. Целый ряд субъектов Федерации в своих Уставах пошел по другому пути и наделил прокуроров правом законодательной инициативы, что в немалой степени способствует созданию в них нормативной базы, соответствующей Конституции РФ и федеральным законам. Думается, должно быть внесено изменение н в Конституцию РФ, наделяющую прокурора правом законодательной инициативы, что позволит Генеральному прокурору активно влиять на законотворческий процесс в целях укрепления режима законности и правопорядка в стране. В значительной мерс участие прокуратуры в правотворческой деятельности состоит в изучении проектов законодательных актов, передаваемых ей для заключения, в подготовке законопроектов в составе специальных групп, создаваемых законодательными органами, участии в обсуждении законопроектов на заседаниях соответствующих комитетов.этих органов, во внесении своих предложений субъектам, имеющим право законодательной инициативы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.9 (0.009 с.) |