ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сущность и задачи участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел



В связи с проведением судебной реформы и принятием Конституции 1993 года положение прокурора в судебных ста­диях уголовного судопроизводства претерпело серьезные изме­нения.

Если в соответствии со ст. 25 УПК РСФСР прокурор осуще­ствлял надзор в уголовном судопроизводстве, и обязан был во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно при­нимать меры, предусмотренные законом, к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, то ныне такой надзор в судебных стадиях им не осуществляется и в соответствии с разделом 4 Федерального закона «О прокуратуре РФ» на прокурора возложена обязанность участвовать в рас­смотрении дел судами, а в соответствии с ч. 2 ст. 246 УПК РФ он должен в суде поддерживать государственное обвинение по делам публичного и частно-публичного обвинения.

Статьей 35 Закона «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, пре­дусмотренных процессуальным законодательством РФ и други­ми Федеральными законами. Теперь в связи с принятием нового УПК РФ внесена полная ясность о том, какую роль играют в уголовном судопроизводстве суд, прокурор и защита. Согласно ч. 2 ст. 15 УПК функции обвинения, защиты и разрешения уго­ловного дела отделены друг от друга и не могут быть возложе­ны на один орган или одно должностное лицо. Это означает, что суд не является органом уголовного преследования, а, значит, обвинение им не осуществляется. Эта функция возложена на сторону обвинения в лице прокурора. Он при этом поддержива­ет в суде государственное обвинение от имени государства, но может поручить поддержание государственного обвинения так­же дознавателю либо следователю, если предварительное рас­следование осуществлялось в форме дознания. (Примечание: Генеральный прокурор до особого распоряжения приостановил дачу прокурорами поручений о поддержании государственного обвинения должностным лицам органа дознания и следовате­лям).

Из сказанного выше следует, что прокурор не осуществляет надзор при рассмотрении уголовных дел, а обеспечивает под­держание государственного обвинения. Выступление прокурора в суде в качестве государственного обвинителя является важной частью возложенной на прокуратуру функции уголовного пре­следования, состоящей в том, что необходимо обеспечить изо­бличение лица, совершившего преступление, и обосновать об­винение перед судом от имени государства. Поддержание госу­дарственного обвинения является необходимым для реализации принципа уголовного процесса о состязательности судебного разбирательства и рассматривается как одно из важнейших на­правлений деятельности прокуратуры.

По старому УПК РСФСР суд в соответствии со ст. 20 дол­жен был полно, объективно и всесторонне исследовать обстоя­тельства дела, выявить, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также обстоятельства, могущие повлиять на смягчение или ужесточение наказания. Ныне суд в соответствии с ч. 3 ст. 15 УПК РФ должен создать необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязан­ностей ^осуществления предоставленных прав. Прокурор в со­стязательном процессе поддерживает государственное обвине­ние, выполняя при этом свои процессуальные обязанности и реализуя свои права. Характер этих обязанностей и прав полу­чил отражение 1ГчГ4ст. 37 УПК, в которой сказано, что проку­рор, поддерживая обвинение, должен обеспечить его законность и обоснованность. Требование законности в соответствии с ч. 1 ст. 7 УПК означает, что прокурор не вправе применять феде­ральный закон, противоречащий УПК, а требование обоснован­ности состоит в том, что, участвуя в качестве государственного обвинителя в судебном процессе, прокурор не должен действо­вать односторонне и предвзято. Он обязан поддерживать обви­нение только в пределах его доказанности, не допуская, чтобы факты, оправдывающие или облегчающие положение подсуди­мого, оказались не учтенными.

Говоря о сущности участия прокурора, нельзя упускать из виду, что государственный обвинитель - прокурор в ходе судеб­ного заседания представляет суду доказательства, участвует в их исследовании, излагает суду своё мнение по вопросам, возни­кающим в ходе судебного разбирательства. Он по-прежнему должен~рёагйровать на любые нарушёния закона, ущемляющие права участников процесса, делая по этому поводу необходимые заявления. В Приказе № 28 от 03 июня 2002 года «Об организа­ции работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судо­производства» Генеральный прокурор определяет роль проку­рора в судебных стадиях уголовного процесса: Его участие не ограничивается уголовным преследованием, государственный обвинитель должен быть гарантом соблюдения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу судопроизводства, в том числе жертв преступлений. Выполняя обязанности государст­венного обвинителя, прокурор должен всемерно способствовать установлению судом истины, всестороннему исследованию об­стоятельств дела, правильному его разрешению и поддерживать обвинение только в меру его доказанности, что является необ­ходимым для вынесения законного, обоснованного и справедли­вого судебного решения.

Исключение требования к прокурору осуществлять надзор за исполнением закона непосредственно в судебном разбирательстве ни в коей мере не означает, что прокурор может без­различно относиться к допускаемым в суде нарушениям. Гене­ральный прокурор считает, что, являясь государственным обви­нителем, прокурор остается представителем органа, на который возложен надзор за законностью, и что он обязан в пределах прав, представленных ему УПК РФ, реагировать на любое на­рушение закона.

В упомянутом Приказе Генеральный прокурор обращает также внимание на недопустимость оказания давления на про­курора, поддерживающего обвинение в суде, со стороны выше­стоящих должностных лиц прокуратуры. При поддержании го­сударственного обвинения прокурор не связан выводами обви­нительного заключения и должен основывать свои предложения суду на результатах исследования обстоятельств дела в судеб­ном заседании, руководствуясь требованиями закона и внутрен­ним убеждением. Здесь действует принцип его процессуальной самостоятельности.156

Хотя судебная система является в соответствии с Конститу­цией независимой властью, которая располагает судьями, в по­давляющем большинстве своём имеющими высокий уровень опыта и квалификации, остается достаточно оснований считать, что и ими могут допускаться нарушения законов, которые должны эффективно и своевременно устраняться.

Поэтому другой важной. частью деятельности прокурора в суде по уголовным делам является своевременное внесение представлений об отмене или изменении незаконных, необосно­ванных или несправедливых приговоров, определений и поста­новлений судов и участие в рассмотрении дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. Это возможно лишь с помощью хорошо организованного обжалования решений судов путем внесения представлений и участия прокуроров в более высоких судебных инстанциях. Исполнение функции прокурора участвовать в рассмотрении уголовных дел в судах всех инстан­ций позволяет прокуратуре обеспечивать гарантии отмены ре­шений судов в случае их незаконности, необоснованности или несправедливости. Таким образом, сущностью деятельности прокурора в суде является уголовное преследование путём под­держания государственного обвинения по направленным прокурором в суд уголовным делам, внесение представлений об отме­не или изменении незаконных, необоснованных или несправед­ливых решений судов и участие по делам, рассматриваемым в вышестоящих инстанциях.

Задачами прокурора являются: участие в суде по всем делам публичного и частно - публичного обвинения, содействие суду в осуществлении правосудия, обеспечение законности путем за­щиты прав и законных интересов государства, организаций и лиц, потерпевших от преступлений, недопущение незаконного и необоснованного прекращения уголовных дел и оправдания лиц, совершивших преступления, а также привлечения к уго­ловной ответственности невиновных.

Полномочия прокурора

На основании Закона «О прокуратуре РФ» полномочия про­курора в уголовном процессе определяются уголовно-процессуальным законодательством. Принимая участие в су­дебном разбирательстве, в соответствии со ст. ст. 246, 314, 354, 402, 415, 417 УПК РФ прокурор имеет следующие полномочия:

1. поддерживает перед судом государственное обвинение по всем делам публичного и частно - публичного обвинения, а в некоторых случаях и по делам частного обвинения;

2. представляет суду доказательства и участвует в их иссле­довании;

3. заявляет суду и обосновывает ходатайства о вызове но­вых свидетелей, экспертов, специалистов, истребовании веще­ственных доказательств, документов, об исключении доказа­тельств, полученных с нарушением закона;

4. излагает суду своё мнение по существу обвинения, а так­же по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разби­рательства;

5. высказывает суду свои предложения о применении уго­ловного закона и назначении подсудимому наказания;

6. если прокурор придет к убеждению, что данные судебно­го следствия не подтверждают предъявленного обвинения, он вправе и обязан отказаться от обвинения полностью или в какой - то его части;

7. во время судебного разбирательства прокурор может де­лать заявления по поводу обстоятельств рассмотрения дела и возможных нарушений закона;

8. в случае замены государственного обвинителя другим во время судебного разбирательства вновь вступивший в дело го­сударственный обвинитель имеет право получить время на оз­накомление с материалами уголовного дела и подготовки к уча­стию в судебном разбирательстве и заявлять ходатайства о по­вторении допросов свидетелей, потерпевших, экспертов и дру­гих судебных действий;

9. во время предварительного слушания государственный обвинитель вправе дать согласие на постановление приговора без судебного разбирательства при возбуждении об этом хода­тайства обвиняемого, согласного с предъявленным обвинением по делу о преступлении, за которое по УК РФ предусмотрено наказание, не превышающее пяти лет;

10. после окончания судебного разбирательства и вынесе­ния приговора или определения суда государственный обвини­тель в качестве стороны судебного разбирательства или выше­стоящий прокурор на основании ст. ст. 354 и 355 УПК РФ имеет право принести апелляционное или кассационное представление на не вступивший в законную силу приговор или постановление мирового судьи, на приговор или иное решение первой или апелляционной инстанции районного суда, на приговор или иное решение верховного суда республики, краевого, областно­го суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, на приговор или иное решение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Рос­сийской Федерации; на приговоры и иные решения военных су­дов в вышестоящие суды;

11. государственный обвинитель в случае пропуска срока обжалования по уважительной причине вправе ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или иное решение, о вос­становлении пропущенного срока;

12. государственный обвинитель или вышестоящий проку­рор, внесший представление, вправе до начала судебного засе­дания во второй инстанции изменить или дополнить представление новыми доводами, или сделать заявление об изменении представления, но если в первом представлении им не ставился вопрос об ухудшении после отмены постановления суда поло­жения осужденного, то такое требование не может быть заявле­но и в дополнительном представлении, если срок обжалования истек, государственный обвинитель или внесший представление вышестоящий прокурор может отозвать свое представление до начала заседания апелляционной или кассационной инстанции;

13.в пределах своей компетенции прокурор или его замес­титель в соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» вправе были истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым приговор, определение или постановление суда вступили в законную силу. По УПК РФ та­кое право прокурору не предоставлено, следовательно (по пра­вилам действия закона во времени), это право следует считать аннулированным;

14.прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступив­ших в законную силу приговора, определения, постановления суда в порядке, установленном гл.15 УПК РФ, путс'м внесения представления в суд, имеющий право судебного разбирательст­ва в порядке надзора;

15.прокурор поддерживает в надзорной инстанции внесён­ное им надзорное представление;

16.прокурор имеет право возбудить производство ввиду но­вых или вновь открывшихся обстоятельств (кроме новых об­стоятельств, предусмотренных п.п.1 и 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ);

17.прокурор дает заключение в судах согласно их компе­тенции о необходимости возобновления производства по уго­ловному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоя­тельств в соответствии с ч. 1 ст. 417 УПК РФ;

18.в соответствии со ст. 39 Закона «О прокуратуре РФ» Ге­неральный прокурор имеет право обращаться с представлением в Пленум Верховного Суда РФ о даче судам разъяснений;

19.Генеральный прокурор вправе обратиться в Конституци­онный Суд по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим при­менению в конкретном деле.

Названные полномочия позволяют прокурору активно уча­ствовать в судебном разбирательстве при соблюдении принципа состязательности и поддерживать государственное обвинение против лица, обвиняемого в совершении преступления. Эти полномочия основаны на равенстве прав сторон, участников су­дебного процесса. Право принесения апелляционных и кассаци­онных представлений принадлежит прокурору, непосредственно поддерживающему государственное обвинение, а также распро­страняется на вышсстояшсго прокурора. Согласно разъяснению, данному в п.22 постановления Пленума Верховного Суда от 5 марта 2004 г. «О применении судами норм УПК РФ», под вы­шестоящим прокурором надлежит понимать вышестоящего по должности по отношению к государственному обвинителю про­курора (его заместителя), наделенного в соответствии со статьей 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федера­ции» полномочиями по принесению представлений на судебные решения, хотя и не участвовавшему в судебном разбирательстве по данному делу.1 ' Таким образом, происходит реализация принципа состязательности для лица, поддерживающего обви­нение, и принципа законности, закрепленного в ч. 6 ст. 37 УПК. Право принесения представления в порядке надзора ограни­чено пределами компетенции соответствующих прокуроров. Районные и городские прокуроры (кроме гор. Москвы и Санкт-Петербурга) не имеют таких надзорных прав, они могут лишь внести представление вышестоящему прокурору уровня субъек­та Российской Федерации о принесении представления об отме­не или изменении в порядке надзора постановлений судов, всту­пивших в законную силу. Право Генерального Прокурора обра­щаться в Пленум Верховного Суда с представлением о даче разъяснений по вопросам применения в судебной практике ма­териального и процессуального права направлено на обеспече­ние принципа единой законности и позволяет обеспечить еди­нообразие при рассмотрении в судах уголовных дел.

8.3. Участие прокурора в предварительном слушании

В новом УПК РФ установлен иной порядок принятия дела судом к своему производству. Если по старому УПК судья все­гда (кроме дел, которые могут назначаться к слушанию с уча­стием присяжных заседателей) единолично без сторон принимал решение о предании суду обвиняемого, то теперь в соответствии со ст. ст. 227, 228,229 УПК РФ он может проводить предвари­тельное слушание, если имеется ходатайство стороны об ис­ключении доказательств; если имеются основания для возвра­щения уголовного дела прокурору; если имеется основание для приостановления или прекращения уголовного дела; для реше­ния вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Следует обратить внимание, что заяв­ление ходатайств в предварительном слушании, кроме исклю­чения доказательств, ст. 229 УПК не предусмотрены; поэтому возникло противоречие между этой статьей и ст. 234 УПК, в ко­торой предусматриваются ходатайства сторон во время предва­рительного слушания о вызове свидетеля для установления али­би подсудимого, об истребовании дополнительных доказа­тельств или предметов, имеющих значение для уголовного дела, о допросе любых лиц, которым что-либо известно об обстоя­тельствах производства или изъятия и приобщения к уголовно­му делу документов, за исключением лиц. обладающих свиде­тельским иммунитетом (ст. 234 ч. ч. 6,7,8 УПК РФ). Поэтому становится непонятным, когда могут быть заявлены эти хода­тайства, если считать, что перечень оснований для проведения предварительного слушания в ст. 229 УПК является исчерпы­вающим. Думается, такое разъяснение должно быть дано в ст. 234 УПК примерно так, как что сделано в отношении назна­чения особого порядка судебного разбирательства в ч. 2 ст. 315 УПК РФ.

8 соответствии со ст. 234 УПК предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон. В связи с этим Генеральный прокурор в Приказе №28 подчеркивает необходимость обязательного уча-

есть





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.009 с.)