Система, организация органов прокуратуры




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система, организация органов прокуратуры



Как было сказано ранее, прокуратура РФ представляет со­бой единую федеральную централизованную систему органов. Эта система подчинена Генеральному прокурору РФ и осущест­вляет надзор за исполнением действующих на ее территории законов и другие функции в соответствии со своими полномо­чиями.

В систему прокуратуры входят Генеральная прокуратура, территориальные и специализированные прокуратуры, а также учреждения науки и образования.

Генеральная прокуратура РФ находится во главе всей ос­тальной системы. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 ' Россия разделена на семь территориальных округов, в каждом из которых согласно Приказу Генерального прокурора № 98 от 5 июня 2000 г. созданы Главные управления Генеральной прокуратуры во главе с заместителями Генерального прокуро­ра.57 В ст. И Закона «О прокуратуре РФ» такого звена нет, в связи с чем требуется внесение в этот Закон соответствующих поправок, которые бы урегулировали взаимоотношения Глав­ных управлений (отделов) Генеральной прокуратуры со всей остальной системой и межрегиональными образованиями. Сле­дующим звеном являются территориальные прокуратуры субъ­ектов Федерации, тесно связанные с административно-территориальным устройством России. Их число соответствует числу субъектов Федерации (в настоящее время 89).

В каждой прокуратуре субъекта Федерации действуют про­куратуры городов и районов. Для осуществления руководства районными прокуратурами в крупных городах созданы проку­ратуры городов, имеющих районное деление. Этим прокурату­рам предоставлены определенные полномочия (ст. 19 Закона) по руководству районными прокуратурами.

В отдельных городах образованы административные округа, что связано, например, в городе Москве со специфическим ад­министративно-территориальным делением. В Москве имеются муниципальные районы и административные округа. С учетом этого в столице действуют межрайонные прокуратуры, обеспе­чивающие надзор на территории ряда муниципальных районов и прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением.

В систему органов прокуратуры входят также специализи­рованные прокуратуры. К их числу относятся военные, транс­портные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по над­зору за соблюдением законов при исполнении уголовных нака­заний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в ЗАТО г. Межгорье и комплексе Байконур. Генеральный прокурор своим Приказом № 54 от 9 сентября 2002 года разграничил компетен­цию территориальных, военных и других специализированных прокуратур.

В соответствии с этим Приказом на прокуроров субъектов Федерации возложен надзор за соблюдением Конституции Рос­сийской Федерации и исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законода­тельными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соот­ветствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за исполнением законов должностными лицами территориальных органов и служб МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральной таможенной службы, Министерства юстиции РФ, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ли­квидации последствий стихийных бедствий РФ, при осуществ­лении оперативно - розыскной деятельности, за процессуальной деятельностью при производстве дознания и предварительного следствия, а также при исполнении наказания и применении на­значаемых судом мер принудительного характера, в местах со­держания задержанных и заключённых под стражу; надзор за исполнением законов при осуществлении судебными пристава­ми территориальных органов Министерства юстиции РФ своих функций, связанных с защитой установленного порядка осуще­ствления государственной власти и управления, а также консти­туционных прав и законных интересов граждан и организаций; уголовное преследование по уголовным делам в соответствии с полномочиями, установленными Уголовно-процессуальным ко­дексом РФ (за исключением случаев подследственности военной и природоохранной прокуратур).

/Главная военная прокуратура образуется на правах струк­турного подразделения в Генеральной прокуратуре и возглавля­ется заместителем Генерального прокурора, Главным военным прокурором. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Мо­сковская городская военная прокуратура и другие военные про­куратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

На военных прокуроров возложено осуществление надзора за исполнением Конституции, законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужа­щих и членов их семей, иных граждан руководителями и долж­ностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооружённых сил РФ, внутренних войск МВД РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки, Федеральной пограничной службы. Министерства по делам гражданской обороны, чрезвы­чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедст­вий РФ и др. войск, воинских формирований и органов, создан­ных в соответствии с федеральными законами и иными норма­тивными актами. Также на них возложен надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, за процессуальной деятельностью органов дозна­ния и предварительного следствия, по делам и материалам о преступлениях, совершённых военнослужащими, военнообя­занными, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных сил, других войск, воинских формиро­ваний и органов, созданных в соответствии с федеральными за­конами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершённых в распо­ложении воинской части, соединения, учреждения; надзор за исполнением должностными лицами органов и войск Федераль­ной пограничной службы РФ, а также соблюдением прав и га­рантий граждан в изоляторах временного содержания и поме­щениях, специально оборудованных для содержания лиц, под­вергнутых административному задержанию на основании Зако­на РФ «О государственной границе РФ», за законностью при­влечения к административной ответственности лиц, допустив­ших нарушения пограничного режима, за нарушения природо­охранного законодательства и иных нормативных актов, испол­нение которого находится в компетенции пограничной службы России; уголовное преследование за преступления военнослу­жащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц гражданского персонала Вооруженных сил РФ и других войск, воинских фор­мирований или органов, созданных в соответствии с федераль­ными законами и иными нормативными актами, в связи с ис­полнением ими служебных обязанностей или совершенные в расположении воинской части, соединения, учреждения.

Основа транспортных прокуратур была создана в 1970-80 годах. Вначале это были транспортные прокуратуры на правах районных. В 1980 году были созданы транспортные прокурату­ры на правах прокуратур областей, которые были упразднены в 2002 г. В настоящее время система транспортных прокуратур интегрировалась в территориальные прокуратуры субъектов Федерации. Транспортные прокуратуры осуществляют надзор на всех видах транспорта, кроме автомобильного, а также в та­моженных органах. Генеральный прокурор возложил на транс­портных прокуроров осуществление надзора за законностью в территориальных органах Федеральной таможенной службы. Федерального агентства железнодорожного транспорта (кроме вопросов автомобильно-дорожной службы). Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства мор­ского и речного транспорта. Транспортным прокурорам подследственны дела о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, станциях, вокзалах, платформах, пристанях, речных и морских судах, воздушных судах, в аэропортах, поез­дах, морских и речных портах. Им также подследственны уго­ловные дела о нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транс­порта, дела о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства. В компетенцию транспортных прокуратур входят вопросы надзора за исполнением законов на транспорт­ных объектах, относящихся к системе учреждений транспорта, надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности, за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания и определяются ведомственной принадлежностью правоохрани­тельных органов, осуществляющих оперативно-розыскную ра­боту, предварительное расследование и дознание, вопросы уча­стия в рассмотрении судебных дел, инициированных транс­портными прокурорами.

В связи с упразднением 2 Главного управления Генеральной прокуратуры прокуроры субъектов Федерации осуществляют надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных предпри­ятиях и объектах оборон но-промышленного комплекса, обособ­ленных военных городках Министерства обороны РФ, Феде­рального агентства Правительственной связи и информации при Президенте РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, где проживает гражданское население, а также на транспорте, в органах внутренних дел на транспорте, в тамо­женных органах.

Начиная с 1980 года почти во всех субъектах РФ созданы межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом рай­онных.

В 1991 году была создана Волжская природоохранная про­куратура на правах прокуратуры субъекта Федерации, в 1998 году - Московская природоохранная прокуратура, также на пра­вах прокуратуры субъекта Федерации, последняя в настоящее время упразднена, а подчинённые ей межрайонные прокуратуры переданы в ведение прокуроров субъектов Федерации.

Природоохранные прокуроры - Волжский межрегиональ­ный и межрайонные - в пределах своей компетенции осуществ­ляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, соблюдением законов соответственно представительными (законодательны­ми) и исполнительными органами государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, органами местного самоуправле­ния природоохранными конфолнрующими органами, их долж­ностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соот­ветствием законам издаваемых ими правовых актов в соответст­вии с разграничением компетенции, установленной Генераль­ным прокурором для Волжской межрегиональной природо­охранной прокуратуры, и прокурорами субъектов Российской Федерации для остальных природохранных прокуратур. Пере­чень городов и районов субъектов Российской Федерации, на территории которых распространяются полномочия Волжской межрегиональной прокуратуры, определяется Волжским межре­гиональным прокурором по согласованию с прокурорами субъ­ектов РФ. Природоохранные прокуратуры производят также уголовное преследование но делам об экологических преступ­лениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, органи­зациях и иных субъектах хозяйственной деятельности. Перечень этих объектов определен прокурорами субъектов Российской Федерации.

В начале 1980 годов были созданы прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Эти прокура­туры имеют статус районных прокуратур, подчиненных проку­рорам субъектов Российской Федерации. Прокуроры надзирают за соблюдением законов в исправительных учреждениях, за со­ответствием законам издаваемых администрацией этих учреж­дений правовых актов, за соблюдением прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Прокуроры и следователи этих про­куратур производят предварительное расследование преступле­ний, совершенных осужденными и работниками служб ИУ -уголовно исполнительной системы.

Все военные и другие специализированные прокуроры должны обеспечивать поддержание государственное обвинение по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор.

Прокуроры субъектов Российской Федерации и специали­зированные прокуроры должны обеспечить необходимое взаи­модействие при осуществлении надзора и уголовного преследо­вания, принимать согласованные меры борьбы с преступностью.

В систему органов прокуратуры входят научные и образо­вательные учреждения (Институт проблем укрепления законно­сти и правопорядка; три института повышения квалификации; Санкт-Петербургский институт Генеральной прокуратуры и три учебных вуза, расположенных в г.г. Москве, Саратове и Екате­ринбурге), редакции печатных изданий.

В соответствии со ст. 12 Закона «О прокуратуре РФ» Гене­ральный прокурор назначается на должность сроком на 5 лет. Назначение происходит по представлению Президента РФ Со­ветом Федерации. Освобождение его от должности также долж­но производиться по представлению Президента Советом Феде­рации. Если последний не согласится с этим предложением Ге­неральный прокурор продолжает оставаться в своей должности.

На основании ч. 2 ст. 14 Закона Совет Федерации по пред­ставлению Генерального прокурора назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора. В соответствии со ст. 13 Закона про­куроры субъектов Российской Федерации назначаются Гене­ральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации на неопределенный срок. Они подчинены и подотчетны Гене­ральному прокурору.

Генеральный прокурор назначает заместителей прокуроров субъектов Федерации. Прокуроры городов и районов назнача­ются Генеральным прокурором также без указания срока, он же освобождает их от должности. Их заместители назначаются прокурором субъекта Федерации.

Все эти прокуроры подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору. Подчиненность состоит в обязанности нижестоящих прокуроров выполнять требования вышестоящих прокуроров о проведении проверок соблюдения законности и в праве вышестоящих прокуроров привлекать к ответственности за допущенные нарушения по службе ниже­стоящих прокуроров в установленном законом порядке. Подот­четность - это представление вышестоящим прокурорам стати­стических отчетов, информации о состоянии законности, докла­дов по поручениям, данным Генеральным прокурором или дру­гими вышестоящими прокурорами, представление им необхо­димых материалов и дел. Подчиненные прокуроры проводят проверки по поручениям вышестоящих прокуроров, реализуют их рекомендации, выполняют изданные ими приказы.

Кроме указанных ключевых должностей в каждой прокура­туре формируется аппарат оперативных работников прокурату­ры. Генеральный прокурор в пределах штатной численности, установленной для прокуратуры, и фонда заработной платы соз­дает структуру органов, осуществляющих надзорную и иную деятельность. В Генеральной прокуратуре это - главные управ­ления, управления, отделы на правах управлений, отделы управлений во главе с их начальниками и заместителями. В ап­парате Генеральной прокуратуры, кроме руководителей указан­ных подразделений, имеются советники, старшие помощники и помощники; старшие помощники и помощники по особым по­ручениям; старшие прокуроры и прокуроры; старшие прокуро­ры и прокуроры-криминалисты; старшие следователи и следо­ватели по особо важным делам и их помощники; кроме них имеются специалисты и другие работники, обслуживающие ап­парат (начальники канцелярий, их заместители, референты, сек­ретари, переводчики и т.п.).

Генеральный прокурор устанавливает также численность и структуру всех подчиненных ему органов и учреждений.

Прокуроры субъектов Федерации в пределах штатной чис­ленности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур. Такое право про­куроры получили только по Закону «О прокуратуре РФ», в ре­дакции 1995 года. Это важное полномочие позволяет им с уче­том оперативной обстановки, состояния законности, уровня преступности маневрировать своими кадровыми ресурсами с целью более рационального распределения сил и возможностей и эффективного осуществления надзора и иной деятельности на направлениях, признанных приоритетными. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, как и в Генеральной прокуратуре, созданы управления и отделы. В их штатах имеются стар­шие помощники и помощники прокурора, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры и прокуроры-криминалисты, следователи по особо важным делам, старшие следователи, их помощники. Управления и отделы возглавляются начальниками и их заместителями (по необходимости). Кроме того, прокуроры субъектов Российской Федерации могут иметь помощников по особым поручениям, приравненных по своему статусу к замес­тителям начальников управлений.

В прокуратурах городов и районов в зависимости от объема работы и других параметров, принимаемых во внимание, у про­курора могут быть первый заместитель и заместители, старшие помощники и помощники, старшие прокуроры - криминалисты и прокуроры - криминалисты, старшие следователи и следова­тели; в крупных городах - следователи по особо важным делам. Перечисленные оперативные работники назначаются на долж­ность прокурором субъекта Российской Федерации. Однако, нередко штаты районных сельских прокуратур состоят из про­курора, заместителя и следователя, или также и одного помощ­ника.

В Генеральной прокуратуре на основании ст. 20 Закона «О прокуратуре РФ» образуется коллегия в составе Генерального прокурора, его заместителей, других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором. Эта коллегия имеет права совещательного органа, но, как правило, решения колле­гии реализуются через приказы Генерального прокурора, кото­рые являются обязательными для исполнения.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации также создаются коллегии, состоящие из прокурора, его заместителей и других должностных лиц, назначаемых прокурором субъекта РФ, которые имеют право совещательного органа.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.009 с.)